Ресурсный круг с участием родителей и детей по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Радость послушания".
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Николашина Оксана Анатольевна

В данном материале представлено активное занятие с участием дошкольников и их родителей. Форма проведения: ресурсный круг.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности

по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе

по теме: «Радость послушания».

ООД проводится совместно с родителями

Составитель: Николашина О.А.

Форма проведения: ресурсный круг.

Цель: Присоединение родителей к отечественным традициям. Оказание родителям педагогической поддержки в освоении социокультурной категории «Послушание». Формирование единой системы духовно-нравственных ценностей в семье и в детском саду.

Задачи:

  1. Проанализировать имеющийся опыт воспитания послушания у детей.
  2. Способствовать развитию мотивации у родителей к взаимодействию в группе.
  3. Познакомить родителей с технологией духовно-нравственного воспитания по книге «Радость послушания» через активную форму -  ресурсный круг.

План проведения ресурсного круга:

  1. Присоединительный этап. Работа в круге. Присоединительное слово воспитателя по теме: «Послушание.
  2.  Основной этап. Работа в круге. Беседа с родителями о послушании.

- Беседа с родителями по теме «Опыт воспитания послушания у детей в семье».

- Размышления вместе с родителями о пословицах.

- Обсуждение с детьми прочитанных сказок, в которых отчётливо прослеживается тема послушания.

-Знакомство родителей с технологией духовно-нравственного воспитания по книге «Радость послушания».

- Работа в микрогруппах (выполнение задания родителями вместе с детьми).

3. Заключительный этап. Рефлексия.

Развивающая предметно-пространственная среда: музыкальный центр, записи с музыкальными заставками и песнями о послушании, презентация «Радость послушания», свеча, книга № 2 для развития детей 5-6 лет «Радость послушания», задания для родителей, напечатанные на листках бумаги и оформленные на ватманах, простые карандаши, маркеры, ножницы, клей, чистые листы бумаги.

Предварительная работа:

С дошкольниками: Чтение русских народных сказок «Гуси – лебеди», «Снегурушка и лиса», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Иван Царевич и серый волк», Царевна – лягушка», «Сказка о послушном мышонке», «Волк и семеро козлят», «Аленький цветочек» и др.

- Заучивание пословиц и поговорок о послушании.

- Закрепление правил поведения в детском саду, дома, на улице.

- Зарисовка сюжетов из любимых сказок о послушании.

С родителями: Предложить родителям ознакомиться и поразмышлять на тему: «Радость послушания».

Звучит музыкальная заставка.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на нашей встрече. Проходите пожалуйста.

Присоединительный этап. Работа в круге.

Прошу всех пройти встать в центр и сделать круг.

Вы знаете, недавно я прочитала одно интересное стихотворение. С ним я и хочу с вами поделиться. А называется оно «Разговор с дедушкой». Написал это стихотворение известный детский поэт Владимир Орлов.

«Разговор с дедушкой»

- Ты, дедушка, прожил

На свете сто лет!

Скажи нам, пожалуйста,

В чем тут секрет?

-Тут нету секрета,-

Ответил нам дед.

-Я слушался взрослых

До старости лет!

Воспитатель:

- Дети, как вы думаете, о каком секрете поведал дедушка? (Ответы детей)

- Уважаемые родители, дорогие дети, как вы думаете, о чём мы будем сегодня размышлять с вами? (Ответы родителей и детей)

Уважаемые родители, как вы понимаете слово «послушание»? Давайте поразмышляем над этим понятием. Я передаю вам свечу, вы каждый высказываете своё мнение. (Воспитатель передаёт свечу справа родителю. Родитель отвечает на вопрос и передает слово дальше по кругу. Таким образом высказываются все родители).

Воспитатель (когда свеча возвращается к педагогу): Я совершенно с вами согласна. Послушание - это доверие опыту старших, уважение, а ещё это душевный покой. В толковом словаре Ушакова значение понятия послушания определяется как повиновение, покорность родителям.

Профессор Николай Евграфович Пестов писал: «Послушание – это царица детских добродетелей, и при наличии послушания за ним последует в ребёнке развитие всех душевных достоинств». Поэтому послушание основано на взаимной любви, доверии, привязанности детей к родителям и родителей к детям.

Воспитатель: Прошу всех пройти и занять свои места. (Родители садятся вместе с детьми на стулья, объединённые одним кругом).

Воспитатель: Послушание – это первая ступень дисциплинированности. В послушании выражается уважение и доверие ребёнка к взрослым, стремление следовать их требованиям, перенимать их опыт.

Основной этап.

Ресурсный круг. Воспитатель: В каждой семье имеется опыт воспитания послушания у детей, а что помогает вам воспитывать послушание у своего ребенка? Поделитесь пожалуйста с нами.

Педагог передаёт свечу сидящему слева родителю. Родители передают свечу друг другу, отвечают на вопрос и делятся опытом послушания в семье.

Воспитатель: Спасибо за ваши ответы. Это замечательно, что вы поделились своим опытом воспитания послушания у детей. Хочется обратить ваше внимание на то, что ребёнок не должен безоговорочно выполнять распоряжения взрослых, потому что послушание не цель, а такой способ, педагогическое средство, при помощи которого осуществляется воспитание растущего человека. Важно, чтобы ребёнок, выполняя просьбы взрослых, понимал, почему это необходимо. Такое восприятие создаёт у ребёнка внутреннее согласие с требованием взрослого и, следовательно, помогает мобилизовать волю к самоограничению, к отказу от желаемого. Дети растут в таких семьях уверенные, зная, что у них есть те, кто их поддерживает и ценит. Родителям же в свою очередь спокойно и радостно за своих детей.

Воспитатель: Воспитание послушания нашло своё отражение в народных пословицах и поговорках. Обратимся к пословицам.

Предлагаю вам разделиться на две микрогруппы и поразмышлять вместе с детьми о смысле пословиц:  

  1. «Кого уважают, того и слушают».
  2. «Покорному дитяте всё кстати».

 (Воспитатель предоставляет родителям и детям некоторое время для осмысления пословиц. Затем родители высказываются о смысле пословиц).

Воспитатель: Спасибо большое за ваши высказывания о смысле пословиц. Данные пословицы представлены в книге по духовно-нравственному воспитанию «Радость послушания». Во время организации образовательной деятельности мы обсуждаем с детьми пословицы и поговорки, размышляем над их смысловым значением.

Пословицы и поговорки о воспитании послушания у детей передают нам вековую мудрость народа.

Обращаю ваше внимание, уважаемые родители, что, занимаясь воспитанием своего ребёнка, играя с ним, регулярно употребляйте в своей речи пословицы. Ведь вы тем самым незаметно прививаете своему ребёнку необходимое мировоззрение в отношении понятия послушания.

Воспитатель: Незаменимым источником для нас в воспитании послушания у детей являются сказки.

Ребята, о послушании мы с вами говорили, читая наши любимые сказки. Давайте вспомним названия этих сказок.

А вспомнить их нам поможет волшебный сундучок.

Волшебный сундучок предлагает вам интересные загадки о героях сказок о послушании. Давайте попробуем отгадать эти загадки:

Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца!..

(Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

Ах ты Петя-простота,

Сплоховал немножко,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

(Сказка «Петушок золотой гребешок»)

В дверь стучится серый волк,

Он в козлятах знает толк…

Волк – притворщик и бандит!

Кто злодея победит?

Сказка учит малышей,

Как спастись от злых людей.

Маму слушайся дружок

И не страшен будет волк. 

(Сказка «Волк и семеро козлят»)

- Птицы страшные летали, 
Братца милого украли. 
Ничего с ним не случится - 
Выручит его сестрица.

(Сказка «Гуси-лебеди»)

На экране появляются иллюстрации к сказкам.

Воспитатель:

- Ребята, в чём девочка ослушалась родителей? (Ответы детей).

- Почему сначала не помогли девочке и печка в поле, и яблонька, и молочная река – кисельные берега? (Ответы детей).

- Сколько же пришлось ей испытать трудностей, чтобы найти и спасти братца? (Ответы детей).

- Что помогло девочке спасти братца? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, девочка ослушалась родителей, поэтому ей пришлось испытать много трудностей, чтобы найти и спасти брата. Всё изменилось, когда она стала послушной. Девочке помогли и молочная река с кисельными берегами и яблонька, и печка, что позволило ей вместе с братцем возвратиться домой. А преодолеть все трудности девочке помогли послушание, терпение, настойчивость, любовь к брату.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, рассказала ли девочка родителям о том, что она ослушалась наказа родителей?

(Показ детям страницы с иллюстрацией из книги «Радость послушания», где девочка припала на колени к родителям и поведала о том, что произошло в их отсутствие). 

Воспитатель: Уважаемые родители, я рекомендую вам организовывать дома семейные чтения сказок.

Физкультминутка.

Наши алые цветки (плавно поднимают)

Распускают лепестки (руки вверх)

Ветерок чуть дышит (качают руками)

Лепестки колышет (вправо, влево)

Наши алые цветки (приседают, прячутся)

Закрывают лепестки

Головой качают (качают головой)

Тихо засыпают (вправо, влево).

Воспитатель: Ребята, вы отобразили послушание в своих рисунках. Расскажите пожалуйста о них. (Рассматривание рисунков).

Воспитатель: А сейчас я предлагаю всем подумать и ответить на вопросы.

Для детей:

Как это быть послушными? Что значит для вас быть послушным? (Дети по кругу передают цветок и высказывают своё мнение).

Для родителей:

Что для вас значит «послушный сын»?, «послушная дочь»? Какими принципами и правилами должен руководствоваться ребенок, чтобы его можно было назвать послушным? (Родители передают по кругу свечу и высказывают своё мнение).

Воспитатель: Уважаемые родители, скажите каждый своему ребёнку пожелание.

Воспитатель: Почему родители стремятся к тому, чтобы дети их слушались?

Воспитатель: Спасибо всем большое за ответы.

Воспитатель: Ребята, а всегда ли вы слушаетесь своих мам, пап, бабушек, дедушек?

Как часто им приходиться уговаривать вас не шуметь, не озорничать?

Порой вы капризничаете. Это очень огорчает их. Родителей надо радовать примерным поведением, часто говорить им спасибо и ничем не расстраивать.

Почему нам так важно прислушиваться к советам старших? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, важно прислушиваться к советам старших, потому что жизненный опыт большой, богатый, доверяем опыту старших, они умеют отличать добро и зло, учат не делать ошибок на жизненном пути.

Воспитатель: Ребята, мы проявляем послушание не только тогда, когда прислушиваемся к советам старших, но и также тогда, когда выполняем установленные правила. Например, «Переходи дорогу только на зеленый сигнал светофора»; «Мой руки перед едой».

- А какие правила вы еще знаете?

Воспитатель: В течении многих веков люди стремились выполнять важнейшие жизненные правила, следовать добрым обычаям.

(Деление участников ресурсного круга на две микрогруппы)

Воспитатель: Дети, а по каким правилам мы живём в группе?

Задание для первой микрогруппы.

Воспитатель: Ребята, давайте вместе с родителями попробуем составить грамоту послушания для нашей группы и по этим правилам мы постараемся жить. (Обсуждения в микрогруппе, затем утверждаются в общем круге и записываются на ватмане в грамоту «Радость послушания»).

Примерные правила жизни в группе:

- Приходя в детский сад, здороваться со взрослыми и детьми.

- Дружно играть.

- После игры вместе убирать за собой игрушки.

- Собираясь на прогулку, помогать друг другу одеваться.

- Слушаться старших.

- В спальне соблюдать тишину.

- Беречь книги, игрушки, пособия и вещи.

Задание для второй микрогруппы.

Из предложенных правил:

- Любовь и уважение к ребёнку

- Доверие опыту старших

- Интерес к внутреннему миру ребёнку

- Принуждение

- Выдержка

- Уверенность

- Твёрдая воля

- Помощь в трудную минуту

Вам необходимо выбрать те, на чём по вашему мнению основано воспитание послушания у детей. Посовещайтесь, выслушайте друг друга, и придите к единому решению. Свои ответы разместите (приклейте) на оформленном ватмане. Кто-то один от группы выскажется и познакомит нас с вашим решением.

Воспитатель (Первая микрогруппа знакомит со своим решением): Молодцы, отличная памятка для нас получилась, мы повесим её на видное место и будем её часто повторять и пробовать жить по правилам.

Воспитатель (Вторая микрогруппа озвучивает результат своей работы): И так, вы считаете, что любовь и уважение к ребёнку, доверие опыту старших, интерес к внутреннему миру ребёнка, выдержка, уверенность, твёрдая воля, помощь в трудную минуту – это те правила, которые по вашему мнению, могут воспитать послушание у детей. Я разделяю ваше мнение по выбору правил.

Итак, теперь мы с вами единомышленники в воспитании послушания у детей. Вы дома, а мы в группе будем выполнять данные правила.

Воспитатель: Дорогие ребята, я уверена, что вы послушные дети, вы радуете старших, заботитесь о младших, добросовестно выполняете любое порученное дело.

Заключительный этап.

Рефлексия.  

Воспитатель: Спасибо вам за столь интересную беседу. За ваши ответы, размышления. Приглашаю всех встать в наш общий круг.

Пожалуйста, поделитесь мнениями о нашей встрече: «Узнали ли вы что-то новое на нашей встрече?», «Что вы возьмёте в свою семью в будущем с сегодняшнего мероприятия?» Передаём свечу и делимся впечатлениями.

Воспитатель: Я рада, что мы сегодня получили неоценимый опыт общения друг с другом, поделились своими мыслями и чувствами, обменивались мнениями. Благодарю всех вас за участие!

Я надеюсь, что наша встреча помогла вам осознать всю важность темы послушания, её значимость для каждой семьи. Не забывайте уважаемые родители, что вы являетесь примером послушания для своих детей и поэтому демонстрируйте им своё послушание своим родным и близким. Стремитесь всегда выполнять важнейшие жизненные правила: жить со всеми в мире и согласии, уважать старших, проявлять заботу о слабых.

Воспитатель: А вы, ребята, должны слушаться своих родителей и воспитателей. Вы знаете, какой радостью наполняются сердца родителей, когда вы откликаетесь на любую их просьбу, прислушиваетесь к доброму совету папы и мамы, дедушки и бабушки, воспитателя. И наоборот, сильно огорчаются родители, когда их дети поступают по своей воле, не обращают внимания на родительские или воспитательские предостережения. Ведь родители и мы - воспитатели любим вас и хотим предостеречь вас от всяких неприятностей, мы желаем вам только добра и счастья.

Звучит музыкальная заставка. Дети дарят родителям цветы, изготовленные своими руками и произносят слова: «Мы всегда вас будем слушаться, потому что мы вас очень любим». (Обнимают и целуют родителей).

Звучат песни о послушании.

Чаепитие.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Сказка - как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

Формирование ценностного отношения к жизни, воспитание моральных качеств личности дошкольников через сказки....

Консультация для родителей Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...

Сценарий нетрадиционного родительского собрания с участием родителей и детей по социально- нравственному воспитанию

Сценарий нетрадиционного родительского собрания в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет...

Справка об активно участии в работе творческой группы "Духовно-нравственное воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО" в 2019-2020 учебном году

Справка об активно участии в работе творческой группы "Духовно-нравственное воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО" в 2019-2020 учебном году...

Сценарий Совместного мероприятия для родителей и детей по духовно - нравственному воспитанию по программе «Социокультурные истоки»

Цель: Расширять представления детей о любви и согласии; развивать стремление выражать свою любовь к близким; воспитывать бережное и чуткое отношение к своим близким и род...

Сценарий Совместного мероприятия для родителей и детей по духовно - нравственному воспитанию по программе «Социокультурные истоки»

Цель: Расширять представления детей о любви и согласии; развивать стремление выражать свою любовь к близким; воспитывать бережное и чуткое отношение к своим близки...