Родители - активные участники образовательного процесса
консультация на тему

Крапивина Ирина Александровна

На сегодняшний день одной из важнейших задач, стоящих перед детским садом является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В связи с этим изменяются не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия: от «работы с родителями» до «сотрудничества».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriterii.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольные образовательные учреждения работают по ФГОС ДО. Согласно этому документу в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. С введением ФГОС ДО большое внимание уделяется взаимодействию дошкольного учреждения с родителями — социальными партнерами, т. к. одним из принципов ФГОС является сотрудничество организации с семьей. На сегодняшний день одной из важнейших задач, стоящих перед детским садом является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В связи с этим изменяются не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия: от «работы с родителями» до «сотрудничества».
           В соответствии с этим родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

Как сделать представителей двух образовательных систем партнёрами и союзниками?

В современных исследованиях под партнерством понимают взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».

Партнерство в сфере образования рассматривается исследователями как взаимодействие участников образовательного процесса, решающих задачу перевода потенциальных форм системы образования в актуальные, обеспечивая позитивные изменения в образовательной сфере.

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями — условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

Цель взаимодействия — установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

Взаимодействие детского сада и семьи — необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников в условиях речевого детского сада. От их взаимодействия зависит успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта и процесс воспитания детей в целом, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно.

Сама проблема содружества детского сада и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям.

Практика работы в ДОУ доказывает, что современным родителям нужны постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития, поддержка и помощь детям. Поэтому, в нашем детском саду, мы проводим планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:

1) установление доверительных, партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

2)повышение компетентности родителей в вопросах диагностики и коррекции речевых нарушений.

3) создание атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

4) создание единого образовательного пространства.

5) использование традиционных и введение инновационных форм работы с родителями.

Опираясь на собственный опыт работы в данном направлении, мы выделили принципы, которые необходимы для эффективной работы с родителями:

1.Принцип партнерства предполагает равноправие сторон, уважение и учет интересов сторон, заинтересованность сторон, реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами, ответственность сторон.

2. Принцип доверительности отношений предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность логопеда и воспитателя группы, их умение понять и помочь решить проблемы речевого развития ребёнка.

3. Принцип подхода к родителям, как к активным субъектам процесса взаимодействия, а не как к объектам воспитания. Реализация данного принципа заключается в том, что при определении содержания и форм взаимодействия с родителями, педагог должен помнить следующее: во-первых, родители являются социальными заказчиками, во-вторых, они для нас не ученики, а партнёры, и мы им призваны помогать.

4. Принцип интеграции. Интеграция — означает объединение.

5. Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ. Наиболее существенными принципами во взаимоотношениях ДОУ и семьи являются гуманность, толерантность, т. е. Признание достоинства, свободы личности, терпимость к мнению другого; доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.

6.Открытость. Новые социальные изменения в обществе требуют от воспитателя ДОУ открытости по отношению к семье воспитанника. Подобный подход будет действенным в том случае, если провозглашаемые ценности преобразуются в ценности, объединяющие социальный, интеллектуальный, культурный опыт всех, живущих в едином педагогическом пространстве: самих детей, членов их семей, воспитателей, специалистов ДОУ, социальное окружение.

7. Принцип эмансипации родителей, предполагает освобождение родителей от прежних взглядов на развитие и воспитание, а так же самого ребенка как на несмышленого малыша, которому надо постоянно подсказывать, помогать, поведением которого надо руководить, во — вторых, пробуждение их желания лучше познать самих себя, что в конечном итоге поможет им лучше понять своих детей.

8.Принцип сотрудничества, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

9. Принцип системности и последовательности. Содержание взаимодействия ДОУ и семьи основывается на поэтапности, которая вычленяет социальные аспекты и интегрирует их со сферами индивидуальности.

Для того чтобы решить проблему безучастного отношения родителей к коррекции речевых нарушений важно вовлечь их в работу используя интересные и нетрадиционные формы работы, и сделать их полноценными участниками образовательного процесса

Анализируя формы работы с родителями можно условно сформулировать 4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое.

1. Познавательное направление.

Цель: направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

2.Информационно-аналитическое направление.

Цель: направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

3.Наглядно-информационное направление.

Цель: даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

4.Досуговое направление:

Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Формы работы с родителями

  • Психолого-педагогическое включение родителей
  • Просвещение родителей в деятельность ДО

Выстраивая взаимодействие с родителями в нашем ДОУ, мы развиваем и используем традиционные формы: родительские собрания, педагогические консультации, совместные праздники, беседы, родительские уголки, папки-передвижки.

В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в жизни детского сада.

  • Презентация дошкольного учреждения. Возможна активизация родителей за счет включения их в различные виды деятельности; организации экспертизы со стороны родителей; принятия во внимание предложений семей.
  • Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей
  • Воспитатель при проведения занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ссылаясь на его компетентность в каких-то вопросах или, наоборот, стимулируя детей рассказать новое гостю)
  • Педагогический совет с участием родителей. Плодотворен при условии участия родителей на всех этапах педсовета, в первую очередь при непосредственном проведении педсовета в присутствии родителей.
  • Энциклопедия для родителей (в энциклопедии собран материал по основным этапам речевого развития, нормами речи на каждом возрастном этапе, подобраны игры и упражнения для развития артикуляционной моторики)
  • Игротека. Один раз в неделю во второй половине дня рекомендуется проводить «Игротеку». Цель данного мероприя¬тия — закрепление полученных деть¬ми умений, представлений на игро¬вом материале. На «Игротеку» при¬глашаются все желающие члены семей воспитанников группы (мамы, папы, братья, сестры, бабушки, де¬душки и др.), которые являются не зрителями, а активными участниками— всех игр и мероприятий. Они могут также проконсультироваться у логопеда по поводу интересующих их проблем; познакомиться с различны¬ми речевыми дидактическими играми, поиграть в них со своим ребенком и другими детьми; взять домой на время понравившиеся игровые мате¬риалы для индивидуальной работы со своим ребенком.
  • создание речевого альбома «Копилка слов». Данная форма работы с семьей направлена на расширение, закрепление, конкретизацию словаря ребенка и объяснения лексического значения слов. Дети с родителями придумывают красивые (осенние, сладкие, острые и т. п.) слова, подбирают картинку с интересным предметом. По результатам этой работы в группе создаются альбомы, книжки.
  • Тематическая неделя (во время изучения лексического материала по определённой теме, родитель вместе с ребёнком может оформить интересную тематическую страничку, которую затем помещаем в дневник развития речи ребёнка)
  • Речевой театрализованный праздник. Театрально-игровая деятельность сочетает большое количество средств и способов развития речевых способностей детей. Речевой основой праздника становится то, что готовилось вместе с детьми дома: инсценировка стихотворения, сказки, рассказа. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность. Родители привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а значит, не помогают им усваивать правильную речь. Следует показывать родителям в совместной деятельности с детьми, как правильно формировать речь детей, разъяснить им необходимость закрепления достигнутого и как важны партнерские отношения родителей со своими детьми.
  • Проектная деятельность. Она предполагает активное сотрудничество детей и взрослых, способствует развитию творчества в разных видах познавательно-речевой деятельности, обеспечивает современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Участвуя в разработке и реализации проекта, родители становятся непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса и начинают осознавать свою роль в нем. Обязательным условием реализации всех проектов является активизация речевой деятельности детей, совместное речевое творчество.
  • Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Анализируя прочитанную литературу, родители излагают собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
  • Информационные бюллетени. Бюллетени содержат информацию как для родителей, так и от родителей, и могут быть подготовлены семьями воспитанников.
  • и т. Д

Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей.

— Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.

— Повышение педагогической грамотности родителей на основе ФГОС.

— Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.

— Проявление у родителей осознанного отношения к коррекционному процессу и воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок.

— Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.

Для достижения успехов в воспитании и обучении детей необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов. Социальное партнерство с родителями процесс достаточно трудоёмкий, требующий большой подготовки и чёткого планирования совместной деятельности, но при умелом сочетании традиционных и нетрадиционных форм сотрудничество с семьёй становится неотъемлемой частью коррекционно-развивающего процесса.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Психолого-педагогическое просвещение родителей, активных участников учебного процесса»

«Психолого-педагогическое просвещение родителей, активных участников учебного процесса»...

Обобщение опыта по теме «Развитие речи дошкольников в играх посредством повышения компетентности родителей в условиях внедрения активных форм взаимодействия участников образовательного процесса»

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи является необходимым условием работы по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи детей дошкольного возраста,...

Педагогический совет - «деловая игра». Тема: «Родители – активные участники образовательного процесса в ДОУ»

ull;. Стандарт направлен на решение следующих задач:•9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и...

презентация "Родитель активный участник педагогического процесса"

Презентация "Родитель активный участник педагогического процесса"....

Родители как участники образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно, семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка.Влияние ...

Презентация "Метод проектов- как активная форма сотрудничества всех участников образовательного процесса в ДОУ. Совместный проект детей, родителей и педагогов «Наши пернатые друзья»

Птицы приносят детям много радости своим появлением весной, но у детей недостаточно сформированы представления о птицах и их    значимости в природе. Этот проект поможет больше узнать о...