Выступление на конференции"Семья фактор формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников"
материал на тему

В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка и формирование у него духовно-нравственных ценностей ,но и в конечном итоге развитие и формирование всего общества.

Бесспорным является тот факт, что семья-главный институт воспитания.Она является отправной точкой всего воспитательного процесса, ведь то ,что ребенок в детские годы приобретает в семье- он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как институт воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладывается основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже  белее чем наполовину сформировался как личность.

Безусловно , никто не может дать ребенку столько любви, ласки и заботы, сколько самые близкие и родные ему люди. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beloglazova_i.s.konferentsiya.docx26.95 КБ

Предварительный просмотр:

Белоглазова Ирина Сергеевна,

воспитатель Муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения,

«Большеберезниковский детский  сад«Колосок»,

Большеберезниковский район

""Семья  фактор формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников" 

В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка и формирование у него духовно-нравственных ценностей ,но и в конечном итоге развитие и формирование всего общества.

Бесспорным является тот факт, что семья-главный институт воспитания.Она является отправной точкой всего воспитательного процесса, ведь то ,что ребенок в детские годы приобретает в семье- он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как институт воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладывается основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже  белее чем наполовину сформировался как личность.

Безусловно , никто не может дать ребенку столько любви, ласки и заботы, сколько самые близкие и родные ему люди. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка. Ученые ,философы, социологи, педагоги уже на протяжении не одного десятилетия бьют тревогу по поводу нравственной деградации нации; грубость, цинизм, алкоголизм, наркомания и проституция широко разлились по всему пространству России. Поэтому проблема влияния семейного воспитания на развитие и становление духовно-нравственной чистоты личности является столь актуальной. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает о том, как сделать так, чтобы максимализировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка.

Формирование духовно-нравственных чувств чаще всего начинается с привычки. Воспитание нравственных привычек можно начать очень рано, когда ребенок еще не исполнилось года и когда он еще не в состоянии понять объяснения взрослых. В каком возрасте его просто приучают быть добрым.

В возрасте до 3 лет, чем младше ребенок ,тем глубже запечатлевает он то, что видит вокруг. Поэтому главной задачей этого нежного возраста является запечатление любви. До трех лет ребенок очень сильно связан с матерью ,и не случайно матери дана Богом такая удивительная и уникальная способность любить своего ребенка.

Анализ поведения детей ,с рождения живущих в детских домах , и лишенных сокровища материнской любви, выявил очень тяжелые факты. «Ребенок первого года жизни,воспитывающийся в семье,представляет собой самое жизнерадостное и счастливое существо в мире.Он максимально  открыт людям,доверчев и доброжелателен,всегда готов к общению.Его бесконечно радует все вокруг,все вызывает  интерес илюбопытство:люди,игрушки,животные происходящие события; свои чувства малыш выражает незамедлительно и бурно.Иная картина наблюдается в домах ребенка.Уже в первом полугодии жизни  весь облик малыша отличает его от ровестников,воспитывающих в семье.Это гораздо более спокойное,недокучливое и некапризное существо.Хотя ребенок и выражает радость при обращении взрослого  или при виде игрушек ,его нельзя назвать счастливым.Большую часть времени бодроствования малыш проводит без участном созерцании потолка,сося палей или игрушку.Время от времени он оживляется,увидев взрослого или встретившись взглядом с другим ребенком,но быстро отвлекается и вновь застывает,в неподвижности,глядя в одну точку.Малыш слабо интересуется окружающим,не может найти себе увлекательное занятие,мало радуется,молчалив и пассивен.Даже капризничая,он выражает не только протест,сколько отчаяние.»

В возрасте от 3 до 7 лет у ребенка интенсивно начинают формироваться первые понятия и представления о том «что такое хорошо» и «что такое плохо».У него возникают первые нравственные чувства –симпатия и сочувствие к окружающим людям,любовь к матери,отцу,учителю и т.д.На протяжении этого возраста у него закладывается основы самых глубоких,сложных и важных человеческих чувств:честности,правдивости,чувства долга,любви и уважения к труду. Первые проявления этих чувств еще очень наивны :чувство интернационализма,например сначала выражается в форме симпатии к людям других национальностей.

Главней задачей в духовно-нравственном воспитании дошкольника является воспитание привычки к делам милосердия.Это понимается как воспитание привычки к труду ради других.Именно в этом возрасте ребенок должен привыкнуть трудиться по нужде,т.е.не для себя,а для других.

Духовно-нравственное воспитание ,как развитие основных (собственно человеческих)способностей:нравственной- состоящей в различении добра и зла.эстетической,состоящей в различении прекрасного и безобразного и религиозной,состоящей в различении истинного и ложного-является не только первоспенной задачей ,но и средством преодоления разобщенности:

-между взрослыми и детьми в семье;

-между детьми в детском сообществе,

-между семьей и образовательным учреждением,

-между человеком и традиционной культурой.

О том что эта разобщенность существует, свидетельствуют и статические данные.

А в обществе, идеалом которого является успех и процветание,всякая разобщенность и раздробленность вызывают раздражение, желание поскорее как-нибудь избавиться от тяготящей проблемы. Поэтому современным родителям предстоит на личном опыте с большим трудом обретать сущностное понимание отцовства и материнства,становиться носителем духовой культуры, осваивать свое родительство как терпеливое и милосердное служение Богу и ближним ,учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка, не раздражением и активным неприятием ,а ,наоборот, увелечением терпения и любви .Духовную нищету ожесточенной детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви ,не принимающей стереотипов, нужно учиться сегодня нам всем.

Литература

1.Ашиков С.А. Воспитание Культурой и Красотой/Дошкольное воспитание,2002. –С.9-13

2.Журова Л.Е.Комарова Т.С.Мир детства.Дошкольник.-М:Педагогика,1993.-416с.

3.ЗеньковскийВ.В.Педагогика-М.,1996,-203 с.

4.Потаповская О.М.  Семейное духовно-нравственное воспитание-2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейное чтение как средство формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника

Семейные чтения сплачивают семью, укрепляют духовные связи между взрослыми и детьми, способствуют взаимопониманию. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержание...

Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника посредством окружающей природы.

Данная статья содержит информацию о роли природы в воспитании и обучении дошкольников, а также раскрывает значение растительного мира, животного мира, неживой природы и природных явлений через наблюде...

«Формирование духовно- нравственных отношений у дошкольников посредством музыкального и изобразительного искусства»

     Хочу сказать, что патриотическим воспитанием в нашем саду занималисьвсегда, потому что уверены, что это очень важная составляющая воспитаниячеловека. Кстати, в сложные 90-е ...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС

ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников....

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЕЙ

Работа имеет практическое значение, так как предложенные в ней методические рекомендации по проведению мероприятий, направлены на формирования духовно-нравственных семейных ценностей у дошкольников в ...

Выступление на семинаре для педагогов дошкольных учреждений ЗАТО Озерный На тему: Региональный компонент как способ формирования духовно-нравственных компетенций у дошкольников.

Региональный компонент как способ формирования духовно-нравственных компетенций у дошкольников.Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была  актуальной. Духовно-нравс...