Синтез искусств
методическая разработка (старшая группа) на тему

Светлана Геннадьевна Грыленко
В таблице представлена интегрированная работа по синтезу искусств с детьми старшего дошкольного возраста по литературе, музыке, изобразительному искусству.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sintez-_iskusstv.docx30.78 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированная работа с детьми старшего дошкольного возраста по литературе, музыке,

изобразительному искусству

     Тема

Знакомство с окружающим миром

Детская литература

Изобразительное искусство

Музыка

«Что нас окружает»

Развивать восприятие, учить видеть разнообразие окружающих предметов (дома, машины, посуда и т.д.), сделанных человеком. Учить выделять их форму, строение, пропорции, цвет; видеть красоту окружающих  вещей.

«Конь – огонь» В.Маяковский,   «Откуда стол пришел?». «Что мы сажаем, сажая леса?»  С. Маршак.

Пословицы, поговорки о труде взрослых.

Загадки о разных профессиях.

Рисование: 

«Ваза с ветками»,  

«Твоя любимая игрушка», «Украшение платочка», «Украшение фартука», «Украсим кукле платьице»,

«Дом, в котором ты живёшь»

Знакомство с натюрмортом.

Рассматривание репродукций:

«Портрет скульптора В.И.Мухиной» М.Нестеров;

«Семёновская сказка» И.А.Широкова,

«Хлеб, соль и братина»

В.Ф. Сторжаров.

Слушание: «Наш дом» муз. Е.Тиличеевой.

Пение: «Голубые санки»  муз. М.Иорданского, сл. М. Клоковой.

Музыкально-дидактические игры: «На чем играю?», «Музыкальные загадки», «Игра с бубном» муз. М. Красева, «Игра  со звоночком» муз. С. Ржавской.

Игра на детских музыкальных инструментах: «Бубенчики», «Гармошка», «Наш оркестр» муз. Е.Тиличеевой,

«В нашем оркестре» муз. Т. Попатенко.

«Детский сад. Школа»

Название города (села), где мы живем. Главная площадь (улица) города. Основные достопримечательности.

Представление о школе.

Улица (дорога): проезжая часть, тротуар, обочина, перекресток. Светофор. Правила перехода улицы, основные дорожные знаки.

«Что я видел» Б.Житков, «Дом переехал» А. Барто.

«Первый раз в детский сад», «Трудовой день в детском саду», «Вера и Анфиса участвуют в выставке детского рисунка» из книги «Про Веру и Анфису» Э. Успенского.

«Проделки злой отметки Единицы», А. Кириллова .

Рисование: ст.гр.: «Что интересного произошло в детском саду», «Как мы играли в подвижную игру».

Подг. гр.: «Дом, в котором ты живешь»,

«Что мы делали в детском саду»,  «Как мы танцуем на музыкальном занятии», «Наша группа».

Рассматривание репродукций:

«Дети на уроке»

Н.П. Богданов – Бельский,

«Детвора»

А.П. и С.П. Ткачёвы.

Слушание: 

«В школу» муз. Е.Тиличеевой,  сл. М. Долинова.

Пение: «Хорошо у нас в саду» муз. В. Герчик, сл. А.Пришельца.

«Я хочу учиться» муз. А. Долуханяна, сл. З.Петровой; «До свиданья, детский сад» муз. Ю. Слонова, сл. В. Малкова;

«Урок» муз. Т.Попатенко.

«Труд»

Труд людей на промышленных (сельскохозяйственных) предприятиях города.

Основные профессии; выпускаемая продукция.

Представления о предметах, облегчающих труд на производстве.

«Кем быть?» В. Маяковский,

«Чем пахнут ремесла?» Дж. Родари; «Какого цвета ремесла?» Дж.Родари.

«А что у вас?», «Дядя Стёпа милиционер»  С.Михалков;

«Почта»  С.Маршак.

«Медной горы хозяйка», «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка»,

 «Горный мастер» П.Бажов;

«Как братья отцовский клад нашли» молдавская сказка;

 «Волшебная иголочка» В.Осеева.

«Приключения гусенка Заплаткина»,  В.Медведев.

«Храбрый клоун»,  С. Воронин;

«Тайна цены», «Трудовой огонёк» Е.Пермяк;

Рисование:  

«Строительство дома»,

«Кем я хочу быть»,  

«Это он, это он – ленинградский почтальон».

Рассматривание репродукций:

«Юный живописец» И.И. Фирсов;

«Голубые танцовщицы» Э.Дега;

«Композитор А.Г.Рубинштейн» И.Е.Репин;
«Ужин трактористов», «Сбор картофеля» А.А.Пластов,

«Жница» Ф.В. Сычков,

«Красные ситцы» В. и Н.Родионовы,

«Новый район Ленинграда» Е.А.Галунов,

«Капитаны голубых кораблей» Б.М.Назаров

Игра на детских музыкальных инструментах: «Пастушок» чеш. нар.мелодия,

«Я полю, полю лук»  муз. Е. Тиличеевой.

Слушание: «Веселый крестьянин» муз. Р.Шуман.

Танцы и пляски: «Уж я колышки тешу», «Посеяли девки лён» рус.нар. мелодии.

«Транспорт»

Какой бывает транспорт (наземный, водный, подземный, воздушный).

Пассажирский транспорт города. Правила поведения в транспорте.

«Песенка друзей» С.Маршака.

Рисование:  подг.гр.: «Машины на улицах нашего города», «Поезд, в котором мы ездили на дачу»,  

«На чем люди ездят».

Ст.гр.: «Автобус, украшенный флажками, едет по улице»,

 «Грузовая машина».

Рассматривание репродукций:  

«Закат моря. Одинокий парусник» И.К.Айвазовский;

«Катание с  гор» Ф.В. Сычков.

Слушание: «Попутная песня» М.И.Глинки,

«Ах, улица, улица широкая»  рус. нар. мелодия, обр. Т.Ломовой.

«Машины» м уз. Ю.Чичкова, сл Л.Мироновой.

Игры: «Поездка» муз. М.Кусс.

«Родная страна»

Столица нашей Родины. Некоторые достопримечательности столицы (по выбору педагога).

Природные зоны нашей страны.

Национальные традиции и государственные праздники.

Рисование:  ст.гр.: 

«Салют над городом» (коллективн) ,

«Спасская башня».

подг. гр.: «Куклы в национальных костюмах»,

 «Праздник в городе»;

коллективные композиции «Наша улица», «Город вечером».

Рассматривание репродукций:

«Золотая осень» И.Остроухов,

«Золотая осень» И.И.Левитан, «Золотая осень» В.Д.Поленов, «Лесная дорога» С.Ю.Жуковский,

 «Дубовая роща» И.И.Шишкин,

«Берендеев лес» Н.М. Ромадин,

«Святогор» Н.К.Рерих,

«Слобода Берендея» Б.А.Смирнов – Русецкий;

Слушание песен о Москве, о родном городе.

Сборник Ю.Чичкова «Ромашковая Русь»;

«Моя Россия» муз. Г.Струве, сл. Н. Соловьевой;

«Здравствуй, Родина моя» муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева;

«Праздник Победы» муз. М. Парцхаладзе;

«Песня о Москве» муз. Г.Свиридова.

«Крупеничка» Н.Телешова.

«Наша Армия»

Военные профессии: пехотинцы, моряки, лётчики, танкисты, десантники, артиллеристы.

«Первый ночной таран» С.Алексеев,  «Обрывок провода» Ю.Коваль,  «Мешок овсянки» А.Митяев, «Почему Армия – родная» Л.Кассиль.

«Сказка про военную тайну, Мальчиша – кибальчиша и его твёрдое слово» А.Гайдар;

«Сказка о громком барабане» С. Могилевская;

«Умный танк» Н.Тихонов.

«Шел по улице солдат» С.А. Баруздин.

Рисование: ст.гр. «Наша Армия родная», «Самолёты летят сквозь облака».  

 подг. гр.: «Солдат на посту» «Пограничник с собакой».

Рассматривание репродукций:

«Сестрица» М. И.Самсонов,

«Портрет маршала Г.К.Жукова» П.Д. Корин,

«На Курской дуге» П.А.Кривоногов,

«Победа»  П.А.Кривоногов,

Слушание:

«Брат – солдат», муз. М. Парцхаладзе; «Праздник Победы» муз. М. Парцхаладзе;

Игра на детских музыкальных инструментах: «Смелый пилот» муз. Е. Тиличеевой.

«Планета Земля»

Планета земля,

вид из космоса.

Солнце – источник жизни.

Земля – наш общий дом, где много разных стран.

«Нир Тваз»,  В. Голышкин;

«Муравей и космонавт», А. Митяев;

«Звездолет «Брунька»,  В. Медведев.

Рисование: ст.гр.: «Полёт на Луну».

Знакомство с космическим пейзажем.

Рассматривание репродукций:

«Свершилась стыковка» А.К.Соколов,

«Возвращение «Востока» А.А. Леонов;  «Домой» А.К.Соколов

Слушание национальных мелодий народов России и народов разных стран мира.

«Природа нашей страны»

Сезонные изменения в природе.

Природные зоны нашей страны.

Произведения В.Бианки,      Е. Чарушина,  Е.Серовой,

Г. Скребицкого, С.Есенина, И. Токмаковой,  Б.Заходера, К.Ушинского, А.Пушкина.

«Четыре желания» К.Ушинского;

«Четыре художника»  

Г. Скребицкого;

«Как Снежок в Индию попал» С.А. Баруздин.

Рисование: ст.гр.

Знакомство с сельским, городским, горным, морским  пейзажем.

Рассматривание репродукций:

«Рожь» И.И.Шишкин,

«Утро в сосновом бору» И.И.Шишкин,

«На севере диком» И.И.Шишкин,

«Спокойное море» И.Айвазовский;

«Москва строится» Т.А.Сысолетин;

«Пейзаж с индюками» С.М.Воробьёв;

«Горы» М.С.Сарьян

Слушание: «Времена года» П.И.Чайковского,

А. Вивальди, М.Мусоргского.

Русские народные песни: «Во поле береза стояла»,

«Ой, рябина кудрявая»,

«На калине белый цвет», «Ивушка»,  «В тёмном лесе», «Ой, да ты калинушка»

«Животный мир»

Животные домашние, дикие; животные, занесенные в Красную книгу родного края.

Связь внешнего вида животных и средой их обитания.

Произведения В.Бианки, Е.Чарушина,  Г.Скребицкого, Е.Серовой, С.Есенина, И.Токмаковой, К.Ушинского, Б.Заходера,  Г.Снегирева, А.Пушкина.

«Жадный Чик и кот Васька» Ю. Казаков, «Малыш и Жучка» В.Дмитриев.

«Бемби» Ф.Зальтен

Рисование: ст.гр. «Рыбки плавают в аквариуме», «Твое любимое животное».

Знакомство с анималистическим жанром.

Рассматривание иллюстраций  Е.Чарушина.

Слушание: С.Прокофьева «Шествие кузнечиков», Р.Щедрин «Золотая рыбка».

 К. Сен – Санс, цикл «Карнавал животных».

Пение: «Коровушка» рус. нар. песня.

«Ёжик» муз. Е. Аверкина, сл. Е.Красева.

«Ворон» , «Две тетери», «Заинька» рус.нар.мелодии.

«Хоровод в лесу»  муз. М.Иорданского.

«Бабочка» Э.Григ.

Игры: «Звероловы и звери» муз. Е.Тиличеевой; «Зайчик», «Медведюшка» рус.нар.мелодии, обр. М.Красева.

Танцы: «Чёрная пантера» муз. В.Энке, сл. К.Райкина; «Медведь» муз. Г.Галинина.

«Растительный мир»

Растения луга, леса, сада, поля. Растения, занесенные в Красную книгу родного края.

Произведения В.Бианки, М.Пришвина, Г. Скребицкого, Е.Серовой, С.Есенина, И.Токмаковой,

Рисование: ст.гр. «Красивые цветы», «Золотая осень».

Подг.гр.: «Поздняя осень», «Иней покрыл деревья», «Ветка рябины в вазе», «Комнатное растение».

Знакомство с сельским пейзажем.

Рассматривание репродукций:

«Летом» А.А.Пластов,

«Корабельная роща» И.И.Шишкин, «Дубовая роща» И.И.Шишкин,

«Пейзаж с индюками» С.М.Воробьёв.

Слушание, пение:

русские народные песни «Во поле береза стояла», «Ой, рябина кудрявая»,

«На калине белый цвет», «Ивушка»,

«В тёмном лесе», «Ой, да ты калинушка»,

«Верба  красна».

Баллада А.Мерзлякова «Среди долины ровныя…»,

«Летние цветы» муз. Е. Тиличеевой, сл. Л.Некрасовой.

Хороводы: «Хоровод  цветов» муз. Ю.Слонова, «Со вьюном я хожу».

«Семья»

Имена и отчества родителей, интересы своих родственников, свой адрес; профессии родителей.

Судьбы своих родственников, интересные случаи из их жизни, их награды.

«Хаврошечка»,

«Гуси – лебеди»,

«Сынко – Филипко» - русские народные сказки,

 «Младший брат» А. Барто,

«Мишкина каша» Н. Носов.

Рисование: подг.гр. :

«Милой мамочки портрет», «Мы с папой», «Родители гуляют с ребенком в парке».

Рассматривание репродукций:

«Ужин трактористов» А.А.Пластов,

«Мать и дочь» А.А.Харламов,

«На попечении у бабушки» К.Е.Маковский,

«Сыновья» П.П.Оссовский,

«В субботу» Ю.П. Кугач,

«Матери» С.П.Ткачёв.

Слушание:

Пение: «Это мамин день» муз. Ю.Татаринова, «Песенка про бабушку» муз.  М. Парцхаладзе

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Синтез искусств на интегрированных музыкальных занятиях».

Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы. Общение с произведениями искусства отражае...

Синтез искусств как средство формирования эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста (на примере художественно-экологического блока "Уральская рябинушка")

  Методическая разработка составлена с учётом интеграции образовательных областей "Познание", "Художественное творчество", "Музыка", "Чтение художественной литературы", состоит из вступите...

Конспект занятия (синтез искусств)

Экскурсия детей по знакомому залу музея ДОУ....

«Настроение природы в искусстве». Конспект в старшей группе «Синтез искусств»

Цель: Знакомство детей с возможностями средств художественной выразительности в передаче настроения в произведениях литературы, живописи, музыки....

Конспект по синтезу искусств «Образ матери» в искусстве художников и поэтов»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе ознакомления с творчеством художниковЗадачи: ·      Создать условия для развития у детей представлений о творчестве худо...