Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации
статья на тему

В статье рассматривается процесс социализации детей  в условиях внедрения современных педагогических технологий успешной социализации детей в дошкольной образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Варава Наталья Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение   «Детский сад №36  «Полянка», Россия, город Норильск, Красноярского края.

Varava Natalia, Municipal budgetary preschool institution "Kindergarten №36 "Polyanka", Russia, Norilsk, Krasnoyarsk region.

Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации

Modern technologies of effective socialization of the child in preschool educational organizations

В статье рассматривается процесс социализации детей  в условиях внедрения современных педагогических технологий успешной социализации детей в дошкольной образовательной организации.

The article discusses the process of children's socialization in the conditions of introduction of modern pedagogical technologies of successful socialization of children in preschool educational organizations.

Ключевые слова: социализация, дошкольник, современные технологии, социально-педагогическая система.

Key words: socialization, preschooler, technology, socio-pedagogical system.

Современная социокультурная ситуация предъявляет новые требования к организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях. Дошкольная образовательная организация как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы социализации детей.

Детские дошкольные  организации играют большую роль в социализации детей. Наряду с семьей они осуществляют начальный этап первичной социализации и в значительной мере закладывают основы социального облика личности. Будучи социальными организациями в системе социального института образования и значимыми агентами социализации, они реализуют такие важные для социализации детей функции, как оздоровительную, воспитательную, образовательную и другие.

С введением федерального образовательного стандарта дошкольного образования научные авторские коллективы разрабатывают примерные общеобразовательные программы и парциальные программы по всем направлениям развития дошкольников. В настоящее время идет поиск педагогических инновационных технологий в обучении, воспитании и развитии детей дошкольного возраста, что  обосновывает необходимость  изучения темы современных технологий эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации.

Процесс социализации определяется индивидуальными свойствами ребенка, а также возрастными особенностями протекания психических процессов и особенностями внешнего воздействия. В исследованиях Л. С. Выготского, В. В. Давыдова П. Ф. Каптерева, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина выявлены эти особенности.

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень  социализации ребёнка [3].

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Педагогическая инновация это изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения, а так же совершенствование целей и содержания, форм и методов педагогической деятельности, способствующее развитию сознания и самосознания педагога, формирующее его потребность в дальнейшем самообразовании, приобретающую характер научного поиска.

Педагогическая технология занимается конструированием оптимальных обучающих и воспитательных систем, проектированием образовательных процессов. Как правило, педагогическая технология представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий.

Современные технологии способствуют эффективному процессу  социализации ребенка в дошкольной образовательной организации [2].

В отечественной социальной психологии наиболее распространено понимание социализации как двустороннего процесса, включающего в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей, с другой стороны – как процесс активного воспроизводства этой системы индивидом в его деятельности.

В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Социализация детей дошкольного возраста - процесс длительный и многоплановый. Это важный шаг на пути вхождения во внешний мир – неоднозначный и незнакомый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя какую-либо роль в обществе, учится вести себя в соответствии с требованиями социума, постоянно нащупывая зыбкий баланс между ними и собственными потребностями. Эти особенности в педагогике называют факторами социализации [7].

Рассмотрим более подробно факторы социализации личности ребенка-дошкольника. Внешние факторы  определяют содержание и форму социализации дошкольников, определяют векторы их дальнейшего развития. К ним относятся семья, детский коллектив, допустим, во дворе, центры раннего развития, кружки по интересам, детские дошкольные учреждения, а также культура и религия социальной группы. Внутренние факторы – индивидуальные особенности ребенка, которые напрямую влияют на формирование у него картины мира и определяют стиль переживания межличностных отношений.

Пути и средства социализации личности дошкольника напрямую зависят от возрастного этапа развития и определяются типом ведущей деятельности.

Важно помнить, что на любом возрастном этапе социализация дошкольника происходит, главным образом, через игру. Именно поэтому постоянно разрабатываются новые и совершенствуются уже существующие методики развития, направленные на то, чтобы подать информацию в простой, доступной, игровой форме – то есть той, которая будет интересна.

Для воспитания полноценной личности необходимо содействовать социализации ребенка в его первых социумах - семье и группе детского сада, которые могут способствовать социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешного взаимодействия с окружающей его миром. Результатом ранней социализации является готовность в дальнейшем детей в школу и свободное общение со сверстниками и взрослыми [6].

Дошкольный возраст традиционной считается  периодом интенсивной социализации, именно поэтому приоритетным направлением деятельности дошкольного учреждения является социально-личностное развитие детей дошкольного возраста, которое на современном этапе развития педагогической мысли невозможно представить без использования современных педагогических технологий.

Представим основные виды современных технологий эффективной социализации ребенка, применяемых в детских дошкольных учреждениях:

- здоровьесберегающие технологии, основной   целью которых является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь;

- проектная деятельность, смысл которой заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом;

- развивающие технологии, при развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.

- познавательно-исследовательская деятельность основной целью которой является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок;

- личностно-ориентированные технологии, цель которых  создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников [3].

Сегодня необходимо обращаться к личности ребёнка дошкольного возраста и анализу процессов, влияющих на её формирование, через организацию и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности ДОО, как условия реализации социального заказа общества и семьи.

Разработка и внедрение новых педагогических технологий социализации детей в дошкольном образовательном учреждении должно включать в себя следующие блоки: социализация и гуманизация жизни детей, развитие саморегуляции, создание принципов предметно-развивающей среды в ДОО, создание единого пространства для социализации детей  в ДОО, формирование и внедрение новых методов, систем воспитания и социализации, в том числе на правленых на преемственность дошкольного и начального образования, развитие и внедрение проектных форм деятельности детей, педагогов и взрослых [1].

Важным условием успешной социализации дошкольников является высокий профессионализм воспитателей, специалистов дошкольного учреждения, повышение профессиональной компетентности педагогов в области социально-личностного развития детей.

Список литературы

  1. Басова С.Н. Использование современных технологий социализации дошкольника/ С.Н. Басова.- М.: Эксмо, 2016.- 87 с.
  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии/В.П. Беспалько. — М.: Педагогика, 2013. - 219 с.
  3. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации/ Н.П. Гришаева.- М.: Вентана-Граф, 2015. - 184 с.
  4. Марцинковская  Т.Д. Психология развития: Учеб. для студентов психол. и пед. вузов / Т.Д.Марцинковская.- М.: Академия, 2014. - 355с.
  5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2011. – 456 с.
  6. Рожков М.И. Концепция социализации ребенка в работе детских организаций / М.И. Рожков. - М.: Наука, 2012. - 274 с.
  7. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность/ В.А. Сластенин.-  М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2014. - 224 с.
  8. Струкова Л.М. Современная технология эффективной социализации детей в детском саду и школе: модель взаимодействия // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - №5. -С.914-917.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии эффективной социализации ребенка дошкольного возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №9      Современные технологии эффективной социализации ребенка дошкольного возраста...

Современные технологии эффективной социализации ребенка в детском саду по Гришаевой Н.П.

Презентация знакомит с основными технологиями Н.П. Гришаевой, а также начальным опытом работы по внедрению данных технологий в детском саду....

Презентация на тему: "Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации"

В презентации представлены  технологии социализации ребенка- дошкольника, позволяющие эффективно сформировать и развивать у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность,ответст...

Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации Н.П.Гришаевой

Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 25-30 лет назад. Чрезвычайная занятость родителей,  розрыв поколений,   технологи...

Опыт использования современной технологии эффективной социализации ребенка Гришаевой Н.П. «Ситуация месяца» в практике МБОУ «Начальная школа –детский сад М.Монтессори»

В Федеральном государственном образовательном стандарте  на первый план в работе с дошкольниками выдвигается задача социально-коммуникативного развития. Инновационные технологии в направлении соц...

Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации

Детские дошкольные  организации играют большую роль в социализации детей. Наряду с семьей они осуществляют начальный этап первичной социализации и в значительной мере закладывают основы социально...