ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С НАРОДНОЙ ОДЕЖДОЙ БЕЛГОРОДЧИНЫ
статья на тему

           Наше будущее – это наши дети, и именно их нужно воспитывать в духе традиций, уважения и любви к своим родным, дому и Родине. Необходимо помочь ребенку осознать многообразные связи, существующие между нами и нашими предками. Поскольку мышление и сознание начинают формироваться с раннего возраста, ребенок нуждается в грамотной и заботливой помощи взрослого наставника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С НАРОДНОЙ ОДЕЖДОЙ БЕЛГОРОДЧИНЫ

Академик Д.С. Лихачёв считал, что любовь к родному краю, знание его истории является основой, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.

Наше будущее – это наши дети, и именно их нужно воспитывать в духе традиций, уважения и любви к своим родным, дому и Родине. Необходимо помочь ребенку осознать многообразные связи, существующие между нами и нашими предками. Поскольку мышление и сознание начинают формироваться с раннего возраста, ребенок нуждается в грамотной и заботливой помощи взрослого наставника.

Проработав в сфере дошкольного образования много лет, мы пришли к твердому убеждению, что воспитание детей без духовно-нравственной основы, неполноценны. Более того, такое воспитание вредно как для детей, которых мы выпускаем из ДОУ без четких представлений о прошлом своего народа и его культуре, так и для нас, взрослых. Мы должны знать прошлое наших предков, потому что без прошлого нет настоящего.

Поэтому особенно актуальным является изучение региональных традиций народов художественной культуры на Белгородчине. Народная одежда – символ богатейшей истории края, национального самосознания и художественно-эстетических взглядов белгородцев, связывающая нить дней нынешних и дней минувших.

На помощь взрослым пришла довольно молодая отрасль педагогической науки – музейная педагогика. В рамках данной тематики, нами был создан мини музей кукол в национальных костюмах белгородской губернии, разработан проект «Народная одежда Белгородчины», в котором мы предлагаем систему работы по использованию русского народного костюма и народной игрушки в образовательном процессе.

Основной целью духовно-нравственных качеств, развития творческих способностей происходит через ознакомление с историей  Белгородчины, русской народной одежды.

Образовательные задачи: дать представления о некоторых видах женского рукоделия; формировать интерес к декоративно-прикладному искусству, умение владеть различными техниками работы с материалами, инструментами.

Развивающие: создать условия для развития личности каждого воспитанника, раскрытие его способностей к творчеству; развивать образное и пространственное мышление, внимание, эмоциональную отзывчивость.

Воспитывать гордость за свой народ, желание сохранить и приумножить культурное наследие родного края;

-  воспитывать уважение к культурным ценностям Белгородчины;

- создавать творческую атмосферу и устанавливать контакты с воспитанниками и их родителями, бабушками, прабабушками.

Белгородский костюм – результат творчества многих поколений, всегда соответствовал образу жизни, труда, характеру, темпераменту, уровню духовной и материальной культуры наших предков.

В ходе проекта, наши дети отправляются в увлекательное путешествие в прошлое белгородской области и знакомятся с традиционной женской одеждой. Они узнают, когда появилась область, какие народы заселялись на нашей территории, о том, когда человек начал носить одежду; как рубаха в поле выросла; что такое народная одежда; чем женская одежда отличается от мужской одежды, и самое интересное, какая же была детская одежда.

Дети знакомятся с элементами вышивки, с украшениями наших прабабушек, принимают активное участие в украшении собственного наряда. Занятия организуются по типу творческих мастерских в музеи «Русская изба»; где воспитанники получают теоретическую информацию и получают практические навыки. В рамках проекта посещаем выставки народного творчества, детского рукоделия в Доме творчества для детей, походы в библиотеку, где организуют тематические праздники, викторины, инсценируют сказки, посиделки. Проведена необычная экскурсия совместно с родителями через интернет сайт, дети посетили  краеведческий музей города Белгорода, где познакомились с народными промыслами и костюмами  Белгородчины.

Погружая детей в далекое прошлое, в детство бабушек и дедушек, мы знакомим с прошлым Белгородчины, начиная с традиционных обрядов и праздников. У ребенка формируются такие интегративные качества как любознательность, интерес к истории народных промыслов, знание обрядов и праздников, различных жанров народного музыкально-поэтического творчества, народных игр. Ребенок узнает об элементах народного костюма, способах его украшения, обереговых функциях его деталей, о предметах быта декоративно-прикладного искусства, старинных ремеслах.

В конце хотелось отметить, что возрождение России начинается с русской провинции. На Белгородчине живут и здравствуют самобытные певцы и музыканты, мастера декоративно-прикладного искусства, люди почитающие обычаи и традиции предков. И пока жива у нас жажда познания, не иссякнет кладезь народной художественной культуры родного края.

Главным результатом такой работы становится формирование личности каждого ребенка с определенными качествами, воспитанными на духовно-нравственных традициях, основанных на народной культуре Белгородчины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к национальным, культурным традициям посредством ознакомления детей с народно-прикладным искусством

Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства....

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...

ПРОЕКТ на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, через ознакомление с народной игрой»

Национальные игры способствуют передаче младшему поколению от старшего накопленного предками бесценного положительного опыта, касающегося рационального ведения хозяйства, жизни в гармонии с природой.Н...

Приобщение детей к народным традициям посредством ознакомления с женским народным костюмом Белгородского края-Белогорочка.

   Наше будущее- это наши дети, а так как будущее невозможно без прошлого, то нам, взрослым: родителям, педагогам, необходимо воспитывать подрастающее поколение в духе традиций, уваже...

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством словесных игр и упражнений.

laquo;Воспитание, созданное самим народом, и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах»К.Д.УшинскийПервое знакомство ребен...

Проектирование процесса приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством информационных технологий

Задачи:познакомить детей с материальной культурой русского народа,познакомить детей с духовной культурой русского народа,научить детей применять на практике полученные знания и умения,воспитывать любо...