Система работы по художественно-эстетическому направлению ОО «Художественно-эстетическое развитие»
статья на тему

Белова Татьяна Юрьевна

В данном материале решаются проблемы теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшего средства формирования отношения к действительности, средства нравственного и умственного воспитания, то есть средства формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.

Организация художественно – эстетического направления в ДОУ

Одной из основных целей педагогического коллектива должно быть развитие творческого потенциала ребёнка, создание условий для его самореализации.

Для получения ожидаемых результатов в дошкольном учреждении должна быть создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

  1. обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
  2. создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое и  материально - техническое обеспечение создание предметно – развивающей среды,  создание  гармоничного  дизайна территории и  помещений  детского сада);
  3. организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями);
  4. координация работы с другими учреждениями и организациями.

Такая система работы предполагает тесное сотрудничество воспитателей, всех специалистов ДОУ (музыкального руководителя, воспитателя по изобразительной деятельности, психолога, руководителя театральной деятельности, руководителя хореографии, руководителей кружковой работы), заведующей детского сада, заместителя заведующей по ВМР, старшего воспитателя. Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно – эстетического образования. Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса.

Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на художественно – эстетическое развитие дошкольников,  строится  в ДОУ в трех направлениях:

  • специально организованное обучение;
  • совместная деятельность педагогов и детей;
  • самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:

  • групповые и подгрупповые занятия,
  • праздники,
  • развлечения,
  • тематические музыкальные вечера,
  • недели творчества,
  • дидактические игры,
  • выставки рисунков и поделок,
  • создание книг – самоделок и т.д.

Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.

Также в дошкольном учреждении необходимо создать учебно-методический комплект:

  • программы художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации;
  • учебные планы по всем направлениям реализации Основной образовательной Программы учреждения.
  • перспективные планы работы студийной работы, организации культурно – досуговой  деятельности детей по всем группам;
  • конспекты занятий;
  • сценарии досугов и праздников;
  • дидактические музыкальные игры и по изодеятельности;
  • библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром искусства;

Реализация учебной программы художественно – эстетического развития дошкольников требует от воспитателей и узких специалистов постоянного совершенствования своего педагогического мастерства.

Оно должно осуществляться в нескольких направлениях:

  • повышение квалификации педагогов в рамках ДОУ  через педагогические советы, семинары – практикумы, консультации, открытые занятия, смотры – конкурсы;
  • каждый год один из педсоветов в ДОУ должен быть посвящен творческому развитию воспитанников, на методических днях опытные педагоги должны проводить консультации по организации работы в данном направлении, практиковать открытые просмотры учебной и культурно – досуговой деятельности, проводить недели творчества, дни открытых дверей для родителей, организовывать выставки детского творчества;
  • участие в городских методических объединений для узких специалистов  по художественно – эстетическому развитию детей, представление своего опыта на городских семинарах;
  • выписывать  ряд  журналов с практическим и теоретическим материалом по художественно-эстетическому направлению  и приобретать новую методическую литературу.

Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка – дошкольника  необходимо согласовывать  усилия ДОУ и семьи, в которой он воспитывается.

Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому сотрудничество с семьей можно построить по двум направлениям:

  • вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением.

При работе в данном направлении можно использовать различные приемы и формы: дни открытых дверей, когда родители имеют возможность не только посетить любые занятия и режимные моменты в детском саду, но и принять активное в них участие;

организация выставок – конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекать их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению  праздничных атрибутов.  Все это поможет сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

  • повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации, семинары-практикумы, папки – передвижки и т. д.

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно - развивающей среды. Каждая группа детского сада должна быть эстетически оформлена в определенном стиле: театральные, изобразительные, музыкальные уголки, уголки чтения художественной литературы, физкультурные уголки.

Созданная в детском саду предметно – развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.

Таким образом,  правильно организованная система работы по художественно – эстетическому воспитанию детей – создание условий для эстетического воспитания, организация учебно – воспитательного процесса – позволит создать благоприятные условия для развития художественно – эстетических способностей детей, творческого воображения и, как результат художественно-эстетического  воспитания, – духовно богатую, всесторонне развитую личность.

Методическая работа - часть системы непрерывного образования педагогов, освоение наиболее рациональных методов и приемов воспитания и обучения детей. Она ориентирована на достижение и поддержание высокого качества воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении; занимает особое место в системе управления дошкольным образовательным учреждением, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога и его творческой деятельности. Методическая работа является важным звеном в целостной системе повышения квалификации. И соответственно, важнейшим аспектом управления.

Основой художественно-эстетического воспитания ребенка средствами творческой деятельности являются:

· личностная позиция ребенка, желание самовыразиться;

· развитие способностей к творческой деятельности (в их структуру входят эмоциональная отзывчивость, сенсорика, творческое воображение, чувство цвета, формы, композиции, ручная умелость);

· создание художественного образа - личностное отношение ребенка, эмоциональный отклик, самоутверждение, выбор и предпочтение средств выразительности; взаимосвязь разных способов и самостоятельный их выбор детьми;

· изменение структуры педагогического процесса и методов педагогического руководства. Это изменение предполагает роль педагога в качестве помощника, соучастника творчества. Совместная деятельность взрослого и ребенка принимает характер сотворчества, которое на каждом возрастном этапе несет свою функцию (более активная роль сотворчества на ранних этапах и постепенное изменение его содержания на более старших возрастных этапах, когда педагог принимает роль советчика, партнера). На всех возрастных этапах личностная позиция ребенка остается главной, ведущей, и педагог должен принимать ее во внимание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему «Система работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников»

Описание работы по художественно - эстетическому воспитанию дошкольников....

"Система работы по художественно-эстетическому развитию ДОУ"

Система художественно – эстетического развития призвана научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и...

«Система работы по художественно-эстетическому развитию в МБДОУ детский сад №1 с.Заветное»

Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Эстетическое воспитание ребенка происходит не только в детском саду, но и дома с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступ...

"Конкурс" Нетрадиционное рисование в системе работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста

Рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, доставляет детям радость, создает положительный настрой, очень увлекает их....

Повышение качества образования через создание системы работы по художественно-эстетическому развитию детей в ДОО

Вашему вниманию представлена статья по теме "Повышение качества образования  через создание системы работы  по художественно-эстетическому развитию детей  в ДОО". Представленн...

Выступление «Система работы по художественно-эстетическому развитию в ДОУ»

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков.  Ни что иное, как окружающая среда откладывает в душе его отпечаток на всю жизнь. Едв...