Интегрированное занятие по теме "Народная кукла"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Тягнирядно Анна Владимировна

В материале рассказывается о куклах . в которые играли наши предки, об их назначении и изготовлении. Описывается изготовление куклы- берегини "Колокольчик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannogo_zanyatiya_po_teme_kukly.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия  по теме

                   «Народная кукла».

Цель:

Приобщение детей к русской народной культуре.

Задачи:

-Обобщить представление детей о русской народной кукле, о декоративно-прикладном  искусстве России.

-Воспитывать патриотические качества: прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа, развивать у детей национальное самосознание, Воспитывать чувство гордости за свою страну.

-Воспитывать нравственно-эмоциональные качества: трудолюбие, терпение, аккуратность.

-Создание радостного настроения.

Методы и приемы:

-практические: изготовление куклы, подвижная игра «Арина»;

-наглядные: просмотр презентации «Народная кукла», рассматривание кукол, материал для изготовления кукол;

-словесные: загадки, вопросы, ответы.

Оборудование: русские народные костюмы, видеопроектор, ноутбук, сундучок, куклы (обрядовые, игровые, обереговые ),  фоновая русская народная музыка, инструменты и материалы для практической работы ( ткани, нитки, ножницы), бусинки для пальчиковой гимнастики.

Ход занятия.

На экране мини фильм как ребята идут в детский сад, раздеваются. Проходят в зал . их встречает Марья Искусница.

-Здравствуйте, ребятишки! Девчонки и мальчишки! (низко кланяется).

-А я сегодня не одна. Ко мне пришли гости. Поздоровайтесь с гостями.

-Здравствуйте, гости званые!

-Здравствуйте, гости желанные!

Вам здоровьица желаем

Нас послушать предлагаем.

-Ребята, я очень рада видеть вас снова.

-Посмотрите на мой наряд( кружится). Нравится?

-А сейчас такие носят?

-Раньше, давным –давно, все женщины и девочки носили такую одежду.

-Ребята,  я хочу пригласить вас в гости и показать вам мою мастерскую.

-Проходите гости дорогие, не стесняйтесь, будьте как дома.

-Вот мое жилище, а попросту изба. А это моя мастерская, здесь я люблю изготавливать различные изделия. А что я люблю больше всего делать вы узнаете отгадав загадку:

«Расскажу ей сказку

Она закроет глазки.

Поиграем- ляжем спать

Уложу ее в кровать.

Что за милая игрушка?

Утром – дочка, днем – подружка?» (кукла).

-Правильно, ребята. Это кукла. Я очень люблю делать разных кукол.

-Посмотрите, в моей мастерской много разной ткани, ленточек, кружева, нитки. Все это пригодится мне для изготовления новых кукол.

-А еще у меня есть волшебный сундучок. Хотите посмотреть, что я в нем храню?

-Но его так просто не открыть.

Нужно ласково его попросить.

« Сундучок, мой сундучок

Приоткрой нам свой бочок!»

-Посмотрите, как много кукол хранит сундучок. Это мои самые любимые куклы.

-А что можно делать с куклами? ( играть, дарить друг другу, выразить свою благодарность, защитить свой дом, свою семью и близких людей).

Для каждого случая нужна особенная кукла.

-Давайте сядем рядком, да поговорим ладком.

-Пусть наши глазки все видят,

Ушки все слышат,

Головка вспоминает,

А ротик ей не мешает.

-Мы с вами знаем, что на Руси в куклы играли и мальчики , и девочки.

-А как делались самые первые куклы? ( Из золы. Брали из печки золу, перемешивали с водой. Делали шар , а к нему прикрепляли юбку из ткани. Называлась кукла «Бабой». Дарилась на свадьбу и передавалась по наследству).

-А из чего еще делали кукол? ( Из травы. Мама работала в поле , а своему ребенку делала куклу из травы. Она называлась  стрегушка).

-Но самой распространенной игрушкой была тряпичная кукла. Как вы думаете, почему она так называлась? ( Делали из ткани) .А знаете что кукол для себя делали из старой одежды. Использовали подол рубахи или фартука.  Считалось, что низ одежды вбирал силу земли и в дальнейшем оберегал своего хозяина.

-кто делал тряпичных кукол? Для кого? ( Мамы делали  для своих детей). Девочки с пяти лет умели сами «вертеть» кукол. Наряжали их. Учились шить, вязать , плести.

-Ребята, на какие группы можно разделить всех кукол? ( обрядовые, игровые, обереговые).

Просмотр презентации.

-Для чего нужны были обрядовые куклы? (  для обрядов). После обрядов такие куклы сжигались, разбирались, разбрасывались. С ними уходило все плохое, беды, несчастья.

-Для чего делались игровые куклы? (чтобы играть). Дом без игрушки считался бездуховным . Была такая примета: если дети много и усердно играют, то в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушкой, то быть беде.

-А для чего делались обереговые куклы? Почему они так назывались? (Чтобы они берегли людей. Они передавались от матери к дочке. Помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье).

-Какие обереговые куклы вы знаете? ( Крупеничка, рождественский ангел, вепская куколка, колокольчик, кукла десятиручка, кукла плодородия). Рассказ о каждой кукле.

-А теперь пусть наши глазки отдохнут .Зарядка для глаз:

Закрываем мы глаза

Ах, какие чудеса.

Наши глазки отдыхают

Упражненье выполняют.

А теперь мы их откроем

Через садик дом построим.

Нарисуем букву «О»

Получается легко.

Вверх поднимем, вниз опустим

Вправо , влево повернем

И опять играть начнем.

-Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Арина». Ведущему завязываются глаза, а дети говорят: « Дорогая Арина! Встань выше овина. Рученьки сложи, чье имя укажи! Арина ходит по кругу и говорит: « Хожу, гуляю вдоль по караваю, вдоль по караваю,  кого найду, узнаю». Коснувшись одного из играющих, старается отгадать имя.

- Я вас приглашаю потрудиться в моей мастерской. Проходите и садитесь за столы.

Показ куклы колокольчик.

-Хотите сделать такую куклу?

«Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивленье,

Коль хотите научиться эту куклу мастерить

Вам придется не лениться

И старанье приложить.

-А прежде, чем начать нашу работу нужно наши ручки размять. Давайте возьмем волшебные бусины и покатаем их в руках со словами:

«А мы бусинки  катали

И желанье загадали.

Чтоб здоровым всем расти

Счастье в дом нам принести».

Практическая работа.

1.Для работы нам понадобятся 3лоскутка разноцветной ткани круглой формы диаметром 25 см, 21 см, 18 см.

2.Лоскуток белой ткани 14 см на 9 см для головы и рук.

3. Лоскуток треугольной формы для платка.

4. Кусочек ваты.

5.Нитки.
6.Ножницы

-Берем вату и скатываем шарик. Положим шарик на  середину большого лоскутка круглой формы.

-Набивку обтягиваем центром лоскутка и туго перевязываем нитками.

-В середину лоскутка поменьше кладем то, что получилось и опять обтягиваем и перетягиваем нитками.

-Также поступаем с третьим лоскутком.

-У нас получилась юбка из трех слоев ткани и голова. Берем белый лоскуток прямоугольной формы . В середину его кладем то, что получилось ранее. Обтягиваем белой тканью голову куклы и туго перевязываем.

-Делаем руки. Свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук. Немного ткани подворачиваем внутрь рукава. С краю отмеряем размеры ладошки и манжеты рукава и перетягиваем ниткой.

-На голове куклы повязываем платок.

-Посмотрите , какие разные куколки у нас получились! Ни одна не похожа на другую.

-Люди добрые! Наш русский народ

Веки вечные водил хоровод!

-Давайте и мы с вами станцуем  в хороводе!

Итог:

-Какие вы молодцы, ребята! Как хорошо  и дружно работали, как весело танцевали!  Вам понравилось у меня в гостях? А что вам больше всего понравилось?

-Вы можете забирать своих кукол. Они теперь ваши. Будете теперь с ними играть и меня вспоминать.

-А теперь вам пора возвращаться. Приходите еще в мою мастерскую. До новых встреч!

Дети уходят. На экране проецируется как дети идут назад в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия"Кукла Катя"

Конспект рекомендован для воспитателей младшей группы....

Конспект интегрированного занятия «Поможем кукле Лизе»

Развитие связной речи детей, упражнение  в описании игрушек, умении отгадывать загадки, совершенствование  умение образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих назван...

Конспект интегрированного занятия "Кукла не просто игрушка, а мой лучший друг"

Конспект интегрированного занятия "Кукла не просто игрушка, а мой лучший друг"....

Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе "Оденем куклу на прогулку"

Это занятие помогает детям научиться одеваться в определенной последовательности....

Интегрированное занятие "Пуговицы для куклы" для детей первой младшей группы

Занятие для детей первой младшей группы построено с учетом интеграции образовательных областей - "Художественное творчество", "Познание", "Музыка"....

Кукла Кубышка кубанская. Открытое интегрированное занятие для воспитанников старшей группы в рамках реализации проекта "Кукла моя изначальная".

Открытое интегрированное занятие для воспитанников старшей группы и родителей по образовательной области "Художественное творчество" - изготовление тряпичных кукол бесшовным способом в рамках реализац...

Интегрированное занятие"Чаепитие для куклы Маши"

Цель: Познакомить детей с названием чайной посуды и ее предназначением, побудить детей разрисовать кружечки для чаепития куклы МашиЗадачи:...