"Сюжетно- ролевые игры и их влияние на развитие ребенка"
консультация на тему

Зубова Валентина Сергеевна

Общеизвестно, что сюжетно-ролевая игра обеспечивает исходные формы передачи подрастающему поколению, богатства накопленного обществом социально-исторического опыта. Благодаря ей дети усваивают культурные нормы, касающиеся предметно-символических способов деятельности и способов индивидуального и группового поведения. Ребенок начинает в значительной мере самостоятельно строить свою собственную деятельность, строить взаимоотношения с другими людьми. Игра является важнейшим источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx15.13 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно- ролевые игры и их влияние на      развитие ребенка.

    Интерес к творческим ролевым играм развивается у детей с трех-четырех лет. К этому времени у ребенка появляются новые потребности, новые мотивы деятельности, связанные с осознанием своих отношений со взрослыми

  Структура ролевой игры, согласно Д. Б. Эльконину, включает следующие компоненты. Первый — это роли, которые берут на себя дети в процессе игры; второй — игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними; третий — игровое употребление предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребенка, и, наконец, четвертый — реальные отношения между играющимися детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, посредством которых регулируется весь ход игры.
При этом центральным моментом является принятая ребенком роль.

  Выполняя взятую на себя роль, ребенок стремится подражать тем взрослым, старшим или сверстникам, образы которых сохранились в его опыте

  Беря на себя роль, ребенок должен подчиниться определенным правилам поведения, вытекающим из принятой роли. Эти правила устанавливаются самим ребенком, что существенно отличает их от правил в подвижной и дидактической играх, которые определяются и диктуются взрослыми.

  На развитие сюжета игры решающее влияние оказывает расширение у ребенка представлений об окружающей действительности. Однако, не всякое ознакомление с окружающим побуждает ребенка к игре. Например, наблюдения за растениями, явлениями природы, животными, транспортом, машинами развивают у детей представление об окружающем, но существенно не влияют на развитие игры. Ролевая игра возникает и развивается прежде всего в том случае, когда в центре ознакомления с окружающей действительностью стоит человек, его деятельность, поступки, отношения (выращивание человеком растений, забота о других людях, управление транспортом, использование машин и т. п.).
Расцвет ролевой игры начинается с четырехлетнего возраста, своего наивысшего развития она достигает в средине дошкольного возраста (5—6 лет), а затем постепенно заменяется играми с правилами, возникающими после 7 лет.

 В младшей группе проводятся бытовые игры («семья», «детский сад»), в средней появляются игры, отражающие профессиональный труд взрослых (шофера, машиниста, продавца, доктора, воспитателя, милиционера, музыкального воспитателя), а в старшей и подготовительной к школе группах преобладают игры, связанные с общественной тематикой («завод», «поездка в колхоз», «полет в космос», «школа», «библиотека», «путешествие» и т. д.). Появление новой тематики не снижает интереса к старым, развиваемым раньше бытовым играм, но с каждым годом содержание их становится разнообразнее, полнее

 Малыши приступают к игре ситуативно, без какого-то предварительного плана.Старшие дети обсуждают замысел игры, подбирают, а иногда готовят самостоятельно материал к играм.

    Прежде всего руководство играми состоит в целенаправленном воздействии на решающие моменты в развитии игр: выбор темы игры, развитие замысла, обогащение содержания.
Педагог может предложить тему игры, но нельзя ее навязывать. Игрой следует увлечь, вызвать у ребенка положительное отношение к игровой деятельности. Руководство развитием игры требует, чтобы воспитатель помог детям обогатить игру высоконравственным содержанием, максимально насытить ее соответствующими действиями, при распределении ролей по возможности всех удовлетворить и вместе с тем поставить каждого ребенка в позицию, наиболее благоприятную для формирования его личности.

Л. С. Выготский подчеркивает, что творческая ролевая игра — преобладающая деятельность ребенка трех—шести лет, так как она создает зону ближайшего развития. В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он как бы на голову выше самого себя.

В процессе игры ребенок самостоятельно налаживает взаимоотношения с коллективом, у него формируются коллективистские черты характера.

В процессе развития сюжета игры ребенок приобретает навыки планирования деятельности, развивает творческое воображение, необходимое в других видах деятельности. Широкое использование в игре предметов-заменителей в дальнейшем позволяет ребенку овладеть другими типами замещения, в частности, подготовиться к пониманию смысла моделей, схем, символов и знаков в процессе школьного обучения.
Умение играть имеет решающее значение для формирования активности, инициативы, сосредоточенности, целеустремленности и других качеств, необходимых затем для успешного обучения в школе и будущей трудовой деятельности.

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение      центр развития ребенка детский сад №19 города Курганинска муниципальное образование Курганинский район.

Консультация для воспитателей

Сюжетно- ролевые игры и их влияние на      развитие ребенка.

                       Воспитатель:

                    Зубова В.С.

   

г. Курганинск 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевые игры и их влияние на развитие ребенка.

Методическая консультация о структуре, развитии сюжетно-ролевой игры и её значении в жизни ребёнка....

Сюжетно-ролевая игра и ее роль в жизни ребенка

«Поиграй со мной!» - как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы соглашаемся хоть на несколько минут побыть больным или пассажиром или серым волком. Скажем...

Консультация для воспитателей "Организация сюжетно-ролевой игры и ее роль в развитии ребенка"

Консультация для воспитателей: "Организация сюжетно-ролевой игры и ее роль в развитии ребенка"...

Особенности сюжетно-ролевых игр и их значение в развитии ребенка

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жи...

Семинар-практикум с педагогами ДОО на тему «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании социально-личностных качеств ребенка дошкольного возраста»

Семинар-практикум с педагогами ДОО на тему «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании социально-личностных качеств ребенка дошкольного возраста»...

«Сюжетно - ролевая игра, роль и значение в развитии ребенка»

В жизни ребенка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего...

"Сюжетно-ролевая игра, роль и значении в развитии ребенка"

Презентация на тему "Сюжетно-ролевая игра, роль и значении в развитии ребенка"...