Смешивание красок
консультация на тему

Б.О.В.Бессонова Оксана Владимировна

Смешивание красок. Консультация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для воспитателей701.34 КБ

Предварительный просмотр:

                     Консультация для воспитателей

                                  «О смешивании красок»

Подготовила и провела Бессонова Оксана Владимировна

Цвет в представлении человека связан с предметами или впечатлениями от увиденных сочетаний в природе. Если проследить за цветом конкретного предмета, то на протяжении некоторого времени мы отметим интересные изменения. Например, желтая ваза днем нам кажется ярким цветовым пятном, огоньком в нашей комнате. Но вот зажглась электрическая лампочка, и желтый огонек, создаваемый цветом вазы, погас, стал незаметным. Если поместить вазу в другую цветовую ситуацию, например поставить на красную скатерть, то и цвет вазы изменится, станет более интенсивным, скорее оранжевым. Отсюда видно, что цвет предмета изменяется в силу различных обстоятельств: в первом случае изменило цвет освещение, во втором — окружающая среда.

Цвет доступен восприятию и ребенка, и взрослого. Однако задача художника- педагога состоит в том, чтобы развить в каждом человеке способность видеть цвет, радоваться, любоваться им, сделать его предметом воспитания эстетического отношения к окружающему. Труд этот чрезвычайно кропотлив, сложен, и начинать его надо, когда ребенок еще мал.

Одним из наиболее действенных способов развития чувства цвета у детей дошкольного возраста является смешение красок. Способ самостоятельного активного действия ребенка с цветом и красками может явиться одним из приемов воспитания культуры глаза к цветовым градациям, тонкой игре оттенков различных цветов, что, несомненно, сделает радостной и волнующей каждую» встречу ребенка с цветом.

Смешение красок — основа всех живописных работ, выполняемых цветом.

Способ смешения красок известен давно. Он пришел к нам из


глубокой древности, когда красителями служили растения и минералы, растертые в порошок. Художник (раньше — мастер) брал к себе в помощники мальчиков, которые, растирая на мраморной доске тяжелым пестиком краски, помогали мастеру составлять сложные красочные смеси. Они-то и поныне живут в великих творениях Леонардо да Винчи, Джорджоне, Рафаэля, Рубенса, Андрея Рублева.

Красочной основой голубоватых росписей Ферапонтова монастыря Дионисия послужили, к примеру, цветные камни — прибрежная галька, растираемая как мел.

Развитие чувствительности глаза к цвету, приобщение к цветовым градациям начинается с ознакомления с цветами при смешении красок на своей палитре. Так ребенок лучше чувствует материальность, фактуру цвета, видит его изменения, замечает красоту. Получение различных цветов и оттенков — это довольно сложный процесс, при котором излишнее количество, например, черной краски может испортить цвет. Поэтому при смешивании одной краски с другой развивается чувство цветовой меры, тонкое чутье к цветовым нюансам, приобретается культура цвета. Вот почему этому процессу в учебной и художественной практике всегда уделяется много внимания.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/03ec/000e0dab-3feee977/img6.jpg


Существует два типа смешения: в цветоведении — смешение цветов (оптическое смешение цветовых лучей), а в живописи — смешение красок. Получение цвета оптическим путем не совпадает с получением цвета при смешении красок. Если синий луч и желтый луч одновременно направить на экран, то в результате получится белый цвет. Смесь синего и оранжевого лучей или смеси всех семи спектральных цветов также дают в сумме белый цвет. Если же смешивать краски синюю (ультрамарин) и желтый кадмий, то получится зеленый цвет, а не белый. Смесь синей и оранжевой красок даст также зеленый (но не белый), а смешение красок семи цветов спектра даст бурую красочную массу неопределенно-грязного цвета, но не белого. Отсюда нетрудно заметить, насколько оптическая палитра не соответствует палитре художника, работающего с красками.

При работе с красками принято считать основными три цвета: красный, желтый, синий (сине-голубой). Это главные цвета. Остальные цвета являются производными от основных. При смешении дополнительных цветов получаются погашенные тона, они взаимно нейтрализуются и образуют тусклые оттенки.

Чтобы понять, насколько ответствен процесс получения нового цвета, нужно знать достоинства каждого цвета (краски). Не каждая красная краска при смешении с желтой может дать красивый оранжевый цвет. Любой цвет, например красный, имеет большое количество оттенков, идущих от холодного (синеватых) к теплому (желтоватым), от фиолетово-вишнево-красной (пурпурный цвет) до красно-оранжевой. В художественной практике существуют как основные спектральные краски, так и производные от них, названия которых удобнее расположить в схеме.

Палитра в руках художника — это его лаборатория, это строго продуманная система расположения красок. По цветовому колориту палитры можно определить почерк того или иного мастера. Мощь и силу удивительно красочной, золотисто-коричневой мерцающей палитры картин Рембрандта невозможно спутать ни с палитрой Веласкеса, ни с палитрой Александра Иванова: «Палитра большого мастера, содержащая, конечно, и излюбленные им смеси, представляет собой совершенно индивидуальный словарь — ограниченный по сравнению с полным множеством красок и мощный со стороны изобразительных и выразительных возможностей» Искусствоведение изучает палитры мастеров кисти, бережно сохраняемые в мемориальных музеях. На палитре художник путем смешивания красок может получить из нескольких цветов множество различных звучаний, оттенков цвета. Например, если подмешать в краплак немного белил, цвет изменится, становится светлее; добавить чуть черной — цвет опять изменится, потеряет насыщенность,


станет чуть сероватым: добавить порцию белил — цвет опять становится светлым, розовато-сероватым и т. п.

При разбеливании, т. е. от примеси белил, некоторые краски изменяют свой цветовой тон: краплак дает розовые тона с сиреневым оттенком, киноварь — нежно-розовые, напоминающие цвет чайной розы. Добавление белил в желтый кадмий сильно обесцвечивает его, он как бы выгорает. Стронциановая желтая, разбавленная белилами, так высветляется, что при свете электрической лампы становится едва заметной. Желтые краски от примеси белил значительно проигрывают. Но если к тому же кадмию подмешать каплю черной краски, то получится оливково-зеленый цвет, а добавить чуть белил — и можно получить красивые оттенки оливковых цветов. Оранжевые краски от разбелки принимают приятные персиковые оттенки. При большой дозе белил оранжевый светлеет до цвета чайной розы. Но если к оранжевой краске добавить чуть черной, получаются коричневые цвета. Смягчив несколько жесткий коричневый цвет белилами, можно добиться красивых, очень приятных мягких цветов тона светло-коричневой замши. Зеленые краски при смешении с белилами также изменяют цветовой тон или в сторону холодных (голубоватых) оттенков, или в сторону теплых (желтоватых). Изумрудно-зеленая с белилами дает приятный голубовато- зеленоватый цвет, напоминающий цвет морской волны, а травяная зеленая или окись хрома при смешивании с белилами дает светло- зеленый, чуть желтоватый цвет молодой травки. Некоторую глуховатость полученной смеси можно изменить, добавив или кадмия желтого, или стронция желтого. Цвет полученной смеси приблизится к ярко-салатовому. Смягчив его белилами, мы получим нежно-салатовый цвет весенней зелени. Сине-голубые цвета при смеси с белилами дают красивые звучные цвета разнообразных теплых и холодных оттенков. Прежде всего нужно отметить, что синие цвета делятся на холодные и теплые. Если ультрамарин — это цвет теплый, который при смеси с белилами дает голубовато-сиреневатый оттенок (ближе к сиреневому), то берлинская лазурь и парижская синяя имеют ярко

 

   выраженные холодные


зеленовато-голубые оттенки, а с белилами они дают приятный зеленовато- синий цвет морской волны. Голубая ФЦ в смеси с белилами дает красивые ярко-голубые и светло-голубые цвета. Фиолетовые цвета с белилами также дают красивые насыщенные или совсем светлые сиреневые цвета, теплые и холодные. Но с примесью черного можно получить серовато-сиреневые оттенки, красивые и разнообразные.

Таким образом, мы привели незначительную часть примеров практического применения ярких, насыщенных и нежных, мягких (пастельных) цветов и оттенков, которые можно получить самим, экспериментируя с красками.

Смешение красок — это волшебное превращение их, увлекательная творческая деятельность. Цвет предстает в своем многообразии. В изобразительной деятельности детей смешение красок принимает новое звучание, как процесс творческого овладения цветом в его тонких и сложных отношениях. Поэтому знание некоторых правил смешения цветов обязательно в творчестве любого занимающегося изобразительной деятельностью, будь то педагог или ребенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра для детей старшего и среднего дошкольного возраста на смешивание красок "КАКОЙ ЦВЕТ ПОЛУЧИТСЯ?"

Эта игра поможет вам в игровой форме закрепить знания детей о смешивании красок для получения новых цветов и оттенков.Эту игру я провожу на празднике "Вот и стали мы на год взрослее". Она проводиться ...

Дидактическая игра-конспект наобучение смешивания красок

Рисование для детей – это чудо–занятие. Рисование – это развитие мелкой моторики, творчества, фантазии, воображения, выражение своего видения мира....

Конспект занятия по экспериментальной деятельности (смешивание красок) для детей 3 - 4 лет

Экспериментальная деятельность является одной из ведущих в дошкольном возрасте....

Исследование "Смешивание красок"

Это мини-исследование в ходе одной  НОД. Перед детьми ставится проблема. они ищут пути её решения....

Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Смешивание красок »

Воспитывать интерес к изо. Искусству. Закреплять знания о главных цветах, смешивании красок. Развивать навыки работы акварельными красками, осознано применять цвета в своих рисунках....

Конспект занятия по экспериментированию (смешивание красок) для детей 3–4 лет

Экспериментальная деятельность является одной из ведущих в дошкольном возрасте....