"Внедрение инновационных технологий Т.А.Боровик в процесс развития музыкальности детей дошкольного возраста"
статья на тему

Кузнецова Наталья Анатольевна

Материал раскрывает особенности авторских технологий Т. Боровик  и преимущества их использования в работе с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnedrenie_innovatsionnyh_tehnologiy_t.a.borovik.docx18.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Внедрение инновационных технологий Т.А.Боровик

в процесс  развития музыкальности детей дошкольного возраста

Формирование основ музыкальной культуры, эстетического и музыкального вкуса ребенка, развитие ассоциативного художественного мышления дошкольников - важнейшая задача современного дошкольного учреждения, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности ребенка.

Задумываясь над тем, как построить свою работу в соответствии с требованиями ФГОС, понимаешь, что сегодня особенно необходим поиск и внедрение новейших                      и разнообразных форм музыкальной деятельности с дошкольниками. И не менее важен настрой музыкального руководителя на творческое развитие личности ребенка в игре через интеграцию               по всем направлениям образовательной деятельности.

Одной из новейших и  интересных форм работы с детьми на музыкальных занятиях стали для меня инновационные технологи развития музыкальности детей Т.А.Боровик.

Татьяна Анатольевна Боровик — музыковед, педагог, исследователь (закончила Минскую Академию музыки). Стажировалась в Швеции как музыкотерапевт. Практикует в области музыкально-профессионального, общего и коррекционного воспитания и образования детей.

Т. Боровик публикуется с 1981 года. Помимо работ, адресованных педагогам – музыкантам, ею созданы и изданы пальчиковые, координационно-подвижные, логоритмические игры; представлена методика и дидактика работы в области новых педагогических технологий.   Технологии  Т.А.Боровик органично вписываются  в образовательную  систему  работы ДОУ.  

В процессе применения  технологий Т.А.Боровик обращает внимание на следующие аспекты: над всеми текстами, которые даем детям, нужно рассуждать, выявлять морально-нравственный аспект; визуальные ряды дополняют музыкальные впечатления детей;

песни для более быстрого запоминания должны быть аранжированы движениями;

Авторский семинар Т.А.Боровик, в котором мне удалось принять участие, познакомил музыкальных руководителей Мурманской области (а состоялся он  в  г. Кандалакше) с довольно новыми в дошкольном музыкальном образовании видами деятельности. 

На семинаре мы знакомились и осваивали такие авторские технологии, как: «Ритмодекламация», «Мелодекламация», «Мировой детский фольклор», «Музыка-речь-движение», «Пластика и пантомима».

Технологии объединены тематическими циклами, которые состоят из комплекса моделей и составлены с учетом сезонных явлений: «Осенняя гамма», «Узоры на стекле», «Снова весна идет», «Солнечный зайчик» и др.

Яркая палитра приемов и методов, применяемых в работе над одной моделью, даёт возможность каждый раз по-новому взглянуть на неё. Ценность моделей заключается ещё и в том, что их можно использовать практически везде: на музыкальных занятиях, на праздниках, развлечениях, а также в свободное от занятий время.

Ритмодекламации и мелодекламации являются доступным и эффективным средством развития дошкольника. Они таят в себе множество музыкальных открытий: ритмических, интонационных, тембровых. Украшенные выразительной мимикой и жестами они развивают творческое воображение, фантазию и доставляют огромное удовольствие, как детям, так и взрослым.

Ритмодекламация - синтез поэзии и музыки. Её называют «музыкальной речью», «речевым интонированием в ритме».

Мелодекламация (от мело... и декламация) - чтение стихов или прозаического текста                     в сопровождении музыки. Музыкальная энциклопедия дает следующее определение меолодекламации - соединение выразительного произнесения текста (главным образом стихотворного) и музыки.

Ритмодекламация рассматривается Т.А.Боровик как важное средство развития чувства ритма.

Примером ритмодекламации служит модель «Чудаки» (по стихотворению Ю. Владимирова).

Работа над  моделью проводится по следующей схеме.

1 этап – ознакомительный. Восприятие образа, созданного педагогом.  Работа над смысловой и лексической составляющей. Например, кто такие чудаки, что такое колпак, кушак, пятак.

2 этап -   непосредственно разучивание.

3 этап – творческое осмысление. Выбор вариантов интонирования, движений, звучащих жестов; создание целостного поэтически-музыкального образа.  Это этап импровизации.

Как и в пении, проблемой ритмодекламации являются недостатки дикции, вялость речевого аппарата. До тех пор, пока ребенок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.

Базой для ритмодекламации служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички и т.д. Хорошо использовать стихи Агнии Барто, Ирины Токмаковой, Елены Благининой и др.  А для мелодекламации часто используются произведения музыкального фольклора.

          Используя этот метод, мы убедились, что все дети исполняют ритмодекламацию                               с огромным желанием. Мы заметили, что даже плохо поющие ребята с огромным желанием исполняют эти модели. Однако, для создания яркого образа необходимо известное время,                          в течение которого постепенно проявляются те или иные нюансы интонации, закрепляются                       в сознании детали и смысловые оттенки. Поэтому ритмодекламация разучивается на занятиях как вокальное произведение. Через два-три занятия ритмодекламация исполняется детьми по памяти.

          Следует добавить, что у детей восприятие непосредственно связано с моторикой, поэтому ритмодекламацию  дополняю жестами, пластикой, движением, если оно допускается содержанием исполняемого произведения.

         Следующая технология, с которой мы познакомились, -  «Мировой детский фольклор».

Староанглийское folklore переводится как «народная мудрость». Музыкальный фольклор  -  это народные песни и танцы, былины и наигрыши.

Любое  произведение народной музыки проникнуто особыми интонациями, мельчайшими оборотами, которые и создают отличие одной национальной музыкальной культуры от другой.

Конечно, мы не ставим своей задачей научить детей разбираться в национальных музыкальных традициях до тонкостей, но обогатить сокровищницу музыкальных впечатлений, расширить кругозор – вполне реально и полезно.

С течением времени  из общемирового народного искусства выделился пласт произведений, доступных для понимания и исполнения  маленькими детьми. Это и знаменитые «Джингл беллз», и «В лесу родилась елочка», и множество других менее известных произведений.

Так, на семинаре нам была предложена для освоения модель «Новогодний кактус». Позже я использовала эту композицию на  новогодних утренниках; она очень нравится детям.

Татьяна Анатольевна назвала «Кактус» психологически тренинговым произведением. Знакомясь с ним, мы обязательно обсуждаем с детьми, почему обижали Кактус? Он никогда не цвел – вызывал разочарование, раздражение. Тогда он обиделся и стал защищаться: появились иголки. У Кактуса не было цветов, и звери решили подарить ему цветы в виде новогоднего украшения. И от счастья Кактус зацвел по-настоящему.

Детство не знает деления на касты; дружат те, кого сложно представить друзьями, - такова мысль песни «Крот и червяк».

Лень не поощрялась никогда, но чтобы заснуть перед самым Новым годом, когда дети с нетерпением ждут приезда Деда Мороза!.. Об этом  повествует песня «Ленивый олень».

А вот в  модели «Снеговичок» ярко противопоставляются два образа: пессимист и оптимист. В образной форме дети познают: одинокому плохо,  стань другом новичку.

Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и                          в музыкально-образовательную деятельность в детском саду, открывают новые возможности.                    В этом случае, информационные технологии - современное и актуальное средство музыкально- художественного развития детей.

Возвращаясь к тезисам Т.А.Боровик, хочется напомнить ее мысль о дополнении слуховых впечатлений дошкольников визуальными. Визуальные впечатления должны быть яркими и насыщенными.  

В работе с моделями, созданными на основе технологий Т.А.Боровик, особенно необходимо мультимедийной сопровождение, которое дает дополнительные богатые визуальные впечатления. Главенствующая роль здесь по праву принадлежит мультимедиа, видео и музыкальным слайдам - иллюстрациям. И это большой стимул к музыкальному и творческому развитию дошкольников.

До сегодняшнего дня  нам приходилось пользоваться обычным компьютером, теперь  же                   в нашем ДОУ появилась мультимедийная система с большим экраном. Наша деятельность переходит на качественно новый уровень, соответствующий требованиям  современного образования.

Таким образом, внедрение инновационных технологий Т.А.Боровик в музыкальную деятельность детского сада, позволяет развивать у детей весь комплекс музыкальных способностей: музыкальную отзывчивость, эмоциональность, творческое воображение, эстетическое восприятие музыки, чувство уверенности в себе, осознание своей значимости                     в коллективе. Дети получают радость от общения с музыкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста"

Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста...

Педсовет «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО».

педсовет в форме деловой игры позволит активизировать работу педагогов по повышению профессионализма в развитии речи дошкольников. План проведения педсоветаТеоретическая часть:1.Выступление завед...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Инновационные технологии в работе педагогов по речевому развитию детей дошкольного возраста.

       Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Усп...