« Ролево - игровой проект « Игра - дело серьезное»
проект (старшая группа) на тему

Семенова Ольга Витальевна

Проект сюжетно - ролевой игры

« Поликлиника» в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rolevo_igrovoy.doc210 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ  детский сад №2 « Колосок»

« Ролево - игровой проект « Игра - дело серьезное»

Проект сюжетно - ролевой игры

« Поликлиника» в старшей группе

Сентябрь-декабрь 2013г.

                                                             Семёнова Ольга Витальевна

воспитатель старшей группы

п. Тоншаево

2014год

Аннотация проекта  

Проект  направлен на привлечение внимания игре как к проблеме; на развитие у детей умения играть самостоятельно, в группе, коллективе. На протяжении работы над проектом ребята смогут проявлять инициативу, научатся принимать коллективное решение, смогут сами реализовывать свои планы, идеи.

Проблема:

Детям трудно организовать игру «Поликлиника», распределять роли,  договариваться о последовательности совместных действий, осуществлять совместное взаимодействие.

Обоснование проблемы:

Недостаточность представлений у детей о деятельности  врачей  и о назначении различных кабинетов в поликлинике.

Недостаточность знаний детей и родителей о структуре сюжетно - ролевых игр и умение играть в них.

Актуальность

Значение игры для развития ребенка трудно переоценить.  Доказано, что именно в процессе игровой деятельности ребенок познает окружающий мир, учится общаться и договариваться, ценить и любить прекрасное, становится  выносливее и смелее.

Ролевая игра – это первая возможность ребенка познакомиться с различными социальными нормами, примерить их к себе, прежде чем ими пользоваться в реальной жизни.

Трудно спорить с тем, что в основе всестороннего развития человека лежит здоровье. Именно для успешного будущего наших детей в дошкольном возрасте следует заложить основы здоровья, сформировать правильные представления о здоровом образе жизни. И в этом первым помощником является сюжетно – ролевая игра.

Цель:

Расширять представления детей о деятельности врачей и активизировать  в речи соответствующие  понятия. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах, поддерживать интерес детей и родителей к сюжетно-ролевым играм.

Задачи:

- углублять знания детей о труде врача, медицинской сестры, работника аптеки;

- учить детей передавать в игре профессиональные действия врача, правильно использовать атрибуты, вести ролевые диалоги;

-развивать и обогащать сюжет игры, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;

- продолжать развивать активное речевое общение детей в процессе игровой деятельности, расширять и обогащать словарный запас; умение заботиться о собственном здоровье.

-разработать план мероприятий по проекту;

-создать предметно – развивающую среду по данной проблеме в группе;

- познакомить родителей с обучающими задачами сюжетно-ролевой игры, способами подачи детям;

-способствовать созданию активной позиции родителей в совместной оздоровительной деятельности в семье и в ДОУ.

Длительность:

Долгосрочный.  (Сентябрь - декабрь 2013г).

Тип проекта:

Познавательно-игровой

Участники:     

Дети, педагоги, родители, старшая медсестра.

Ожидаемые результаты:

-обогатятся знания детей о труде врача, медицинской сестры, работника аптеки;

 -дети научатся передавать в игре профессиональные действия врача, правильно использовать атрибуты, вести ролевые диалоги;

- у детей сформируются  умения играть по собственному замыслу;

- дети научатся   ролевому  взаимодействию, коммуникативным навыкам;

- обогатится словарный запас детей;

- родители получат необходимые теоретические знания по данной теме.

Способы оценки результативности: диагностика

Этапы реализации:

Подготовительный  этап:

1.Изучение познавательной и методической литературы

2.Подбор иллюстраций по данной теме

3.Разработка бесед и занятий по этой теме

4.Диагностика.( ПРИЛОЖЕНИЕ4)

5. Совместно с детьми: оборудовать  кабинет врача, аптечный пункт; лекарства: мази, порошки, таблетки, капли;  инструменты: фонендоскоп, молоточек, шпатель, градусники; документация: медицинские карты на каждого  «больного».

6. Содержание деятельности с семьёй:

-Консультация: «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников» ( ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

 -Родительское собрание: « Игра и игрушка в жизни дошкольника»            ( ПРИЛОЖЕНИЕ6)

-Стенгазета «Береги свое здоровье».

-Привлечение родителей к оформлению игрового уголка:

атрибуты игры,  костюмы.

Основной этап

Решение поставленных задач с детьми. Игровая деятельность

  • Экскурсия в медицинский кабинет( ПРИЛОЖЕНИЕ 7), в аптеку      ( ПРИЛОЖЕНИЕ 8), в поликлинику.
  • Игровая деятельность: «Один – много», «Собери чемоданчик доктора», «Кем быть?»
  • Сюжетно-ролевые  игры:   «Поликлиника» ( ПРИЛОЖЕНИЕ 9),  «Скорая помощь» ( ПРИЛОЖЕНИЕ 10),  «Аптека» ( ПРИЛОЖЕНИЕ 11)
  • Обсуждение содержания сюжета игры.
  • Поиск решения с помощью воспитателя.
  • Организация игрового пространства  «Поликлиника» (кабинет врача,  лекарства,  инструменты, костюмы)
  • Использование предметов – заместителей.
  • Принятие на себя роли.
  • Соблюдение правил выполнения взятых на себя ролей.
  • Беседы на темы: « Как доктор лечит людей» ( ПРИЛОЖЕНИЕ 12), «Витамины – наши помощники» ( ПРИЛОЖЕНИЕ 13), «Королева Простуда нам не страшна» ( ПРИЛОЖЕНИЕ 14), « Личная гигиена» ( ПРИЛОЖЕНИЕ 15)
  •  Конструирование. Ручной труд: постройка  здания поликлиники, аптеки (из крупного строительного материала); изготовление медицинских карточек,  упаковок под лекарства и порошки, рецептов; оформление альбома местных лекарственных трав.
  • Художественное творчество. Рисование: Вывески «Поликлиника»,  «Аптека»; «Кто нас лечит?», Доктор Айболит» по сказке К.И.Чуковского;  «Мойдодыр» по сказке К.И. Чуковского; «Мы делаем зарядку»
  •     Лепка: Овощи и фрукты. Таблетки
  • Аппликация: Витамины на нашем столе. Визитки, талоны
  • Чтение художественной литературы: Е. Кан «Наша зарядка», С. Михалков «Про мимозу» , С. Михалков «Не спать»;    С. Маршак «Дремота и зевота», С.Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Прогулка»,    И. Беляков «На санках»,   Е. Благинина «Прогулка»;

Заключительный  этап

  • Самостоятельная игра детей.  
  • Участие детей в обсуждении проведенной игры.
  • Подготовка презентации по сюжетно-ролевой игре « Поликлиника».
  • Промежуточная диагностика

Результат:

  •  Дети стали чаще использовать сюжетно-ролевую игру «Поликлиника» и с большим интересом и успехом играть в нее,  объединять в единый сюжет с  разными  играми.
  •  стали больше проявлять самостоятельность, инициативу, творчество.
  • по собственной инициативе  активно обмениваются  ролевыми высказываниями, беседа стала интересная и длительная, обогатился словарь детей.
  • Взаимодействие детей в игре раньше было кратковременное, теперь стало длительное, игра стала самостоятельной деятельностью.
  • Родители стали более внимательными к играм детей и активными  в жизни группы.

Список используемой литературы

1. Виноградова Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие - Н.А. Виноградова, Н. В. Позднякова.- 3-е изд.- М: Айрис-пресс, 2009.

2. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11  2008 г.

4. Книга для чтения в детском саду и дома: 5-6 лет : Пособие для воспитателей детского сада и родителей  /  Сост.В.В. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2006.

5. Наталья Краснощекова: Новые сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников  Издательство: Феникс,2011 г., 205 стр.

6. Наталья Краснощекова: Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста  Издательство: Феникс,2013 г.,251 стр.

7. Скорлупова О.А., Л.В. Логинова. Играем? Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005.

8. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений-5-ое изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»,2001.-336с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Перспективный план работы с родителями по сюжетно-ролевой игре в старшей группе на 2013–2014 учебный год.

Сентябрь

1. Консультация для родителей:  «Какие игрушки нужны вашему ребёнку».

Цели.  Познакомить родителей с перечнем игрового материала для старшего возраста.

Октябрь

1. Папка-передвижка « Игра и игрушка в жизни дошкольника».

Цели. Знакомство родителей со значением игры  игрушки в жизни дошкольника.

Ноябрь

1.Консультация: «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников»

2.Родительское собрание: « Игра и игрушка в жизни дошкольника»

Цель: Расширение знаний родителей о видах игр и их роли в развитии ребенка.

Декабрь

1.Стенгазета «Береги свое здоровье».

2. Привлечение родителей к оформлению игрового уголка: атрибуты игры,  костюмы.

Цели. Активизация родителей в работу группы по проведению сюжетно-ролевой игры.  

Январь

Консультация  «Как вызвать интерес к игрушке и к общению с взрослым?»;

Февраль

1.Консультация «Взаимоотношения детей в ситуации игры»

Цель: Создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях путем формирования положительных установок детско-родительских отношений.

Март

1.Выставка «Моя любимая игрушка»;

Цель:  Воспитание у родителей и детей чувства любви и привязанности к своей семье, уважения к ее традициям.

Апрель

1.Выставку «Мы играем».

2. Конкурс «Лучшая игрушка, сделанная руками детей и взрослых».

Цель: Развитие творческого интереса родителей к изготовлению самодельных игрушек для игр с детьми.

Май

1. Пригласить родителей на «Игротеку», совместные игры детей и родителей в детском саду.

Цель:  Формирование устойчивой потребности родителей и детей в совместной деятельности: труде, игре, активном отдыхе.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Перспективное планирование сюжетно – ролевых игр старшей группе. 

Сентябрь «Школа».

 Формировать умение творчески развивать сюжет игры придумывания сюжета игры; косвенно влиять на изменение игровой среды, вести коррекцию игровых отношений на равноправном партнерстве.

 «Транспорт»

 Формировать умение распределять на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом, распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли; учить моделировать ролевой диалог.

 Октябрь

  «Семья».

 Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствование умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Формирование ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия и др.)

 «Детский сад».

Закрепление знаний детей о работе медсестры и врача, прачки, повара, дворника и других работниках детского сада. Воспитание интереса и уважения к их труду. Развитие у детей чувства благодарности за труд взрослых для них, желания оказать им посильную помощь. Развитие умения применять полученные знания в коллективной творческой игре.

 Ноябрь

 «Пожарные». Закрепить знания о пожарной безопасности, профессии «пожарный», воспитывать уважение к труду людей данной профессии. Воспитывать желание оказывать взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу.

«Библиотека». Согласовывать собственный игровой замысел с замыслом сверстников, менять роли по ходу игры. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек. Расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном мести. Развивать память, речь детей.

 Декабрь

«Поликлиника» Раскрытие смысла деятельности медицинского персонала. Формирования умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание уважения к профессии врача.

 Январь

 «Магазин» Обучение детей реализовать и развивать сюжет игры. Закрепление знаний о функционировании магазина. Формирование навыков культурного поведения в общественных местах.

«Строительство» Научить детей распределять роли и действовать согласовано принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, конструкторы, строительные материалы, справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры. Отображать в игре знания об окружающей жизни, развивать творческое воображение, выразительность речи детей.

 Февраль

 «Гости ». Закрепление культурных навыков, сообщение детям некоторых знаний по домоводству (уборка комнаты, сервировка стола).

 «Российская Армия». Формирования умения творчески развивать сюжет игры. Формирование у дошкольников в конкретных представлений о герое – воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины. Обогащение знаний детей о подвиге воинов – танкистов и воинов – моряков в родном городе. Воспитание у детей чувства патриотизма, гордости за свою Родину, восхищения героизмом людей.

 Март

«Парикмахерская». Раскрытие смысла деятельности парикмахера. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание уважения к профессии парикмахера.

 «Почта» Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Расширение и закрепление знаний детей о разных формах почтовой связи: почта, телеграф, телефон. Воспитание чуткого и внимательного отношения к товарищам и близким.

 Апрель

 «Космонавты». Способствование военной - патриотической подготовке дошкольников. Воспитание ответственного отношения к учению. Совершенствование физической подготовки. Обучение самостоятельно развивать сюжет игры.

 «Экологи» Создавать условия и поощрять социальное творчество, умение распределять на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом, формировать навыки речевого этикета. Расширять представления детей о гуманной направленности работы экологов, её необходимости для сохранения природы, социальной значимости.

 Май

«Ателье» Формирование трудовых умений, развитие творческого воображения детей. Формирование представлений дошкольников о том, что такое ателье и для чего оно нужно. Воспитание уважения к труду работников ателье.

 

 «Улица». Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Закрепление названий машин, правил поведения на улице и в общественном транспорте.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА, КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного, социально желательного поведения, складывается характер.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка, внимание, память, ловкость, дисциплинированность. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту, способ усвоения общественного опыта.

В первую очередь, на развитие и воспитание дошкольников оказывают влияние сюжетно-ролевые игры, которые создаются самими детьми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Такая игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны и искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не реальный летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой. Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование. В игре дети одновременно: драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако не готовятся заранее к выполнению своей роли, а играют её для себя, воплощая таким образом те чувства и стремления, которые испытывают в настоящий момент. В сюжетно-ролевой игре наиболее полно развиваются навыки общения со сверстниками.

Кроме творческих игр большое значение имеют подвижные игры. Такие игры способствуют укреплению здоровья детей, в них отрабатываются навыки движения. Эти игры можно разделить наподвижные игры с правилами и спортивные игры. Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы (салочки, догонялки, менялки и т.д.). Вторая группа — спортивные игры: городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей. В работе с детьми дошкольного возраста их применяют с упрощенными правилами.

Детей очень увлекают строительно-конструктивные игры, в основе которых лежит деятельность детей, где они отражают окружающую жизнь в разнообразных постройках с помощью различных материалов и игровых действий с ними. Игры с кубиками, конструктором, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности (пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме, описанию, а также умение самостоятельно формулировать замысел, отличающийся оригинальностью), служат подготовкой к овладению в дальнейшем школьными и трудовыми умениями и навыками.

Особого внимания заслуживают дидактические игры. В них наиболее полно раскрываются познавательные потребности малышей. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Примерами игр являются такие настольно-печатные игры как лото, домино, шашки и т.д.

Для развития детей в детском саду также используют игры-драматизации – это разновидность театрализованной сюжетно – ролевой, режиссёрской игры. Эта игра сохраняет типичные признаки сюжетно – ролевой игры: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения.В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через  образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда прийти к нему на помощь. 

Таким образом, мы может говорить о том, что игра в жизни ребенка не пустое времяпрепровождение, а деятельность, в которой развиваются память, внимание, мышление, в доступной форме формируются все необходимые знания, умения и навыки, а также происходит усвоение общечеловеческих ценностей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Родительское собрание в старшей группе на тему "Игра и игрушка в жизни дошкольника"

Задачи:

– обсудить с родителями проблему значения игры и современной игрушки на психическое развитие ребенка-дошкольника;

– показать возможность игры для развития интеллектуально–познавательной деятельности ребёнка;

– показать достоинства и недостатки современных игрушек;

– стимулировать интерес родителей к использованию возможностей игровой деятельности для общения с собственным ребёнком.

Форма проведения: консультация родителей с элементами игрового тренинга.

Ход собрания

Столы стоят по кругу, на них лежат кружки красного и зеленого цвета для каждого родителя, любимые игрушки детей. Родители должны узнать игрушку своего ребенка и сесть за тот стол, где лежит эта игрушка.

I. Вступительное слово воспитателя.

– Уважаемые мамы и папы!

Сегодня мы поговорим с вами о современных игрушках: какие они, в чем их “плюсы” и “минусы”.

Многие из нас навсегда сохранили в своей памяти и в реальной жизни игрушки своего детства. Поломанные, с оторванными ушами и ногами, они сохранили для нас свою прелесть, они пахнут нашим детством, неповторимой радостью знакомства с миром. Во многих семьях игрушки родителей стали игрушками детей. Родители рассказывают своим детям истории появления своих игрушек в их жизни, делятся воспоминаниями о детских играх и забавах.

Предлагаем обсудить следующие вопросы:

– Какую роль играет игра и игрушка в жизни ребенка?

– Насколько она важна для интеллектуального и эмоционального становления ребенка?

– Может ли игрушка помочь ребенку преодолеть трудности общения со сверстниками? (Вопросы написаны на плакате).

II. Вступление родителей по теме собрания.

По очереди все родители высказывают свое мнение, делятся друг с другом опытом по формированию культуры игры ребенка с игрушками и передают мяч по кругу.

– Спасибо за обсуждение. В дошкольный период игра является основным источником познания и развития. Игра для ребенка – это не просто времяпрепровождение, это способ существования. В игре осваиваются правила человеческого общения, основные умения и навыки. А игрушка для ребенка, с одной стороны, – это средство самовыражения, с другой – определенный идеал, образ, который закладывается в подсознание. Естественно, что у каждой возрастной категории детей свои игрушки. Рекомендации по выбору игрушек и игр для детей нам даст психолог Светлана Николаевна.

III. Выступление психолога на тему “Роль игрушки в жизни ребенка 5-6 лет”.

– Игрушка для ребенка не просто забава, но и эффективный инструмент развития, подспорье в совершенствовании движений, органов чувств, понимания речи.

К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребёнка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребёнка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.

Шестилетнему ребёнку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки – он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолётов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, набору для шитья и вязания.

Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Игрушечные магазины уходят на второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, строительными материалами, нитками и пуговицами. Ребёнок сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению.

– Давайте посмотрим, в какие современные игрушки играют наши дети и какое влияние они оказывают. Я кратко расскажу об этих игрушках, а вы, если со мной согласны, поднимите зеленую карточку, если нет — красную и обоснуйте свое решение.

– Игра — средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития, но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии. Игровая психотерапия является одной из лучших психологических методов. Игрушка помогает ребенку овладеть собственными желаниями, страхами. Страх темноты, например, можно победить с помощью волшебницы, которая будет являться его оберегом. Какая-нибудь ракушка, камешек, тряпочка, гвоздик наделяются особыми свойствами, переживаниями и смыслами. Мы часто обнаруживаем подобный “мусор”, пытаемся навести порядок в детском уголке. И всякий раз сталкиваемся с протестами и просьбами ребенка не выбрасывать их. А может быть и правда, лучше пусть будет камешек – чем трансформер, или ракушка – чем монстр.

Большинство современных игрушек способны породить чудищ в душе маленького человека. С этим, к сожалению, приходится сталкиваться все чаще не только психологам, но и детским психиатрам, врачам. Работы у них становится все больше.

– Вы согласны или нет?

– Сейчас в продаже большое количество игрушек, сошедших с экранов телевизоров и раскрученных детскими сериалами: покимоны, монстры, человек– паук, Бэтманы. Эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка

К категории монстров можно отнести всевозможные игрушки– трасформеры: человек– машина, человек– робот, человек– чудище. Взрослые словно забыли, что игрушка – это не просто забава. Она закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем. Любое проигранное ребенком действие способно воспроизводить себя в реальности. Игрушка программирует поведение ребенка. И важно понимать, как воздействует игрушка и что за программу она в себе несет.

– Вы согласны или нет?

Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

– Игрушки из реальной жизни:

кукольное семейство (может быть и семья зверушек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодки, конструкторы, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.

– Вы согласны или нет?

– Какую куклу лучше покупать: “Пупса” или Барби? В данном споре большое значение играет возраст ребенка. У девочек дошколят силен инстинкт материнства, он находит свое воплощение в игре с куклой, которую хочется нянчить, лечить, укладывать спать, кормить, катать в коляске. А Барби надо одевать, раздевать, приобретать для нее все новые вещи. Образ жизни ее – это бесконечные наряды, развлечения, смены партнеров. По отношению к кукле девочка почувствует себя горничной или, в лучшем случае, подружкой, а не мамой.

Если девочка играет с пупсом, который выглядит так же как и девочка, то у девочки не возникает противоречия между ней самой (между той девочкой, которую она видит в зеркале, и той, которую держит в руках). Барби же, взрослая красивая девушка с развитыми формами – ребенок пропускает через себя этот образ (фигура, образ жизни, стиль поведения ). Это приводит к тому, что девочка стремится к образу, к фигуре Барби и не принимает то, что у нее есть.

Таким образом, Барби имеет смысл покупать школьнице – в отличие от девочки дошкольного возраста, она оценит по достоинству ее красоту и предоставляемые ею игровые возможности, но не окажется под прессом жесткой "программы", которую эта кукла диктует.

– Вы согласны или нет?

– Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию:

Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д.

Агрессивные игрушки провоцируют игры с соответствующим настроением. В ходе агрессивной игры дети пугают друг друга оружием,

Такой испуг может иметь необратимые последствия в будущем. Кроме того, у детей могут возникать страхи, которые будут проявляться и в последующей жизни. Некоторые дети в силу психологических особенностей склонны к агрессии по отношению к окружающим, игры с военными игрушками обостряют это чувство у детей.

В то же время в дошкольный период игрушки (всевозможное оружие, солдатики, танки и т.д.) помогают найти выход внутренней агрессии, которая скрыта в каждом человеке. Если она выплескивается через "военные" игры, то в реальной жизни человек становится более спокойным и уравновешенным. У детей энергии гораздо больше, чем у взрослых людей, и она обязательно должна иметь выход. Но если вы заметили, что агрессия регулярно становится основным содержанием игры, это может говорить о том, что её уровень у малыша слишком высок. На это стоит обратить особое внимание и, возможно,).проконсультироваться со специалистом.

– Вы согласны или нет?

– Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения:

Кубики, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.

– Вы согласны или нет?

Мягкая игрушка. Ее главное назначение — дарить малышу нежность. Она используется психотерапевтами, психологами и врачами: пушистый мишка, симпатичный слоник, и лохматая собачка способны вылечить ребенка от страхов и даже ночного энуреза. Американские психологи, исследуя детенышей обезьян, обнаружили следующее: если обезьянке дать возможность выбора между двумя суррогатными мамами, одна из которых из холодной проволоки, но с бутылочкой молока, а другая из искусственного меха, но без бутылочки, то испуганный и голодный детеныш выбирает … вторую: мягкую и уютную, дающую столь необходимое ему чувство безопасности. Неудивительно, что наши дети так любят пушистых зверят.

В магазинах можно найти любимыми всеми с детства персонажей “Спокойной ночи, малыши”, которые учат добру и справедливости, не обманывать и не предавать и многому другому. И все это раскрывается в понятной для детей форме. Они излучают добро и любовь к каждому зрителю, а те тоже отвечают любовью. Эти герои могут принести еще одну частичку тепла и нежности и напомнят о тех темах, которые затрагивались ими.

– Вы согласны или нет?

– Для детей постарше можно купить постройки кораблей, самолетов, лодок. Для девочек красивые наборы для вышивания, бисероплетения, росписи по ткани и дереву. Эти игры приучают детей к самостоятельности, трудолюбию, заботе о ближних. Ведь куда приятнее вышить для мамы салфетку, подарить папе на день рождение модель самолета или порадовать сестру фенечкой. Любая вещь, изготовленная своими руками — самая лучшая для ребенка и самый дорогой подарок для его друзей или родителей.

– Вы согласны или нет?

– Подражая взрослым, ребенок воспроизводит те отношения, которые он наблюдает. Если ребенок в игре жестоко обращается со своей игрушкой, небрежно относится к ней, то это приводит к тому, что у ребенка образуются сначала плохие привычки, а затем появляются отрицательные черты характера – эгоизм, неряшливость, упрямство.

Наоборот, если ребенок ласков со своей игрушкой, убирает ее на место, то у него развивается бережное отношение к вещам, трудолюбие, общительность и другие ценные качества. Развитие игровой деятельности ребенка осуществляется при активном участии взрослого. Для того, чтобы малыш полюбил игру, мог долго и сосредоточенно играть, его надо учить этому. Игра от общения со взрослым становиться богаче, содержательнее. Родители должны интересоваться играми детей, помогать расширять их сюжеты, не считать игру пустой забавой и уделять ей должное внимание. Ведь игра не только забавляет малыша, но и развивает.

– Вы согласны или нет?

– Особую роль в развитии малыша играют обучающие (дидактические) игрушки. Дидактические игрушки используют для развития и обучения ребенка. К сожалению, сейчас обучающие игрушки стоят дорого, а для полноценного развития малыша играть в них нужно часто. Немного фантазии, трудолюбия, и вы сможете смастерить отличные пособия, которые окажутся полезными для ваших детей.

– Вы согласны или нет?

– В конце нашей встречи предлагаю вашему вниманию памятку для неравнодушных родителей

IV. Анализ анкетирования родителей и интервьюирования детей.

V. Презентация выставки рисунков детей.

VI. Подведение итогов.

Воспитатель:

– Я думаю, что каждый из нас получил много информации к размышлению и хороших рекомендаций по интересующему вопросу. И на прощание, хочется узнать, что каждому из вас дала наша сегодняшняя встреча, что нового и полезного вы узнали сегодня, о чем стоит задуматься. (Родители передают мяч по кругу и высказывают свое мнение).

– Давайте поставим веселую точку в конце нашей встречи.Сейчас я вам буду говорить небольшие фразы, если вы с ними согласны, выполняйте соответствующие движения. Если не согласны, не делайте ничего.

– Если вы думаете, что при игре с ребенком эмоции не столь важны, дотроньтесь до кончика носа.

– Если вы полагаете, что игрушка — это носитель информации для ребенка, как газета или интернет для взрослого, потопайте ногами.

– Если вы уверены, что взрослые должны играть в игры вместе с детьми, улыбнитесь.

– Если вы считаете, что с помощью игры обучение и социализация ребенка происходят эффективнее, а воспитание приятнее, кивните головой.

– Если вы думаете, что игрушка должна быть не только орудием игры, но и создавать условия для его развития, помашите рукой.

– Если вы верите в то, что игрушка способна программировать поведение ребенка и воздействовать на него как положительно, так и отрицательно, похлопайте в ладоши.

– Благодарим всех за активную работу!

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

ЭКУРСИЯ  В МЕДИЦИНСКИЙ КАБИНЕТ ДЕТСКОГО САДА.

Цель: познакомить с профессиями врача и медицинской сестры, воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада, развивать у детей наблюдательность; пополнить словарь детей медицинской терминологией, активизировать глаголы, учить детей полно отвечать на вопросы, находить как можно больше слов для ответов в процессе общения.

                                                     ХОД ЭКСКУРСИИ:

-Ребята, вы сегодня все хорошо себя чувствуете? (да)

-У всех хорошее здоровье? (У всех) . А кто в детском саду всегда следит за вашим здоровьем? (врач, медсестра).

Чтобы сохранить хорошее здоровье детей в детском саду, у медиков очень много работы. А что делают врач и медсестра в своем кабинете мы узнаем , если пойдем на экскурсию в кабинет врача. Вы не против? (нет)

 Но сначала давайте вспомним, как зовут нашего врача и нашу старшую медсестру?(Дети осматривают кабинет).

-Какой кабинет? ( Просторный, уютный, красивый, чистый, интересный).

- В одном кабинете врач и медсестра пишут документацию, принимают больных.

- А что делают в другом кабинете? (Делают прививки, лечат ссадины, перебинтовывают раны и т.д) Правильно, этот кабинет называется процедурным.

-Какие предметы в кабинете врача вы увидели? Назовите много медицинских слов (шприц, вата, весы, лекарство, таблетки, йод, зеленка, грелка, термометр и т.д)

- Галина Анатольевна, скажите, пожалуйста, а что вы пишите на таком большом листе бумаги? (это меню)

-Ребята, а вы знаете, что такое меню? ( ответы детей)

Старшая медсестра на каждый день пишет меню. Меню необходимо для поваров, чтобы в пище маленьких детей находились все полезные пищевые компоненты и витамины.

-Ребята, а как вы думаете, какие продукты необходимы детям каждый день?               ( молоко, хлеб, овощи, фрукты, мясо и т.д.)

- Галина Анатольевна строго следит за питанием детей. Необходимо все правильно посчитать в меню, поварам приготовить вкусную пищу, но главное, чтобы все блюда были красивыми и аппетитными, чтобы все дети ели с удовольствием и росли бы красивыми и здоровыми.

( Воспитатель обращается к медсестре).

- Галина Анатольевна, скажите пожалуйста, у нас в детском саду много детей, но как же вы запоминаете, кого как зовут, кто где живет? Какие прививки сделаны, а кому еще не сделали прививки? (у каждого ребенка  в нашем детском саду есть карточка, в которой записаны все сведения).

-А можно нам посмотреть медицинские карточки наших детей? ( врач показывает детям карточки, читает выписки про некоторых детей, что у них все в порядке).

-Ребята, как вы думаете, а для чего в медицинском кабинете весы?( чтобы взвешивать детей, сравнивать на сколько они поправились).

- А для чего в кабинете ростометр? (чтобы измерять рост, сравнивать на сколько дети подросли)

-Очень интересно у вас в кабинете, но мы не будем долго отвлекать от работы врача и медсестру.

( Дети прощаются, говорят «спасибо», уходят)

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

ЭКСКУРСИЯ В АПТЕКУ

Цель:

Продолжать знакомить детей с общественными зданиями, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей города; воспитывать любовь к своему родному поселку.

 Предварительная работа.

Посещение медпункта детского сада, беседа с медсестрой.

Ход занятия

В: Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в аптеку. Что это за здание и почему оно нам необходимо, мы сможем ответить в ходе экскурсии.

По дороге к аптеке дети вспоминают правила перехода улицы, воспитатель напоминает детям о значении и необходимости строгого соблюдения правил дорожного движения.

При подходе к аптеке обращается внимание детей на внешний вид здания, особенности его строения.

 В: Что это за учреждение? (Аптека.) Как вы узнали, что это аптека?

Воспитатель обращает внимание детей на здание, вывеску. Прежде чем зайти в аптеку, дети вспоминают правила по ведения в общественных местах.

 В: Что вы видите внутри помещения? (Витрины, продавцов.) Какой товар продается в аптеке? (Лекарства.) Аптека - это магазин, в котором жители города могут приобрести необходимые для лечения и оздоровления лекарственные средства. А продавцов в аптеках называют фармацевтами, это очень ответственная профессия. Фармацевт должен отлично знать, какие лекарства могут помочь людям при разных заболеваниях. Ошибки не допускаются, так как это может повредить здоровью человека. Давайте посмотрим, какие же лекарственные средства предлагают фармацевты на прилавках аптеки?

В отделах можно приобрести вату, бинты, йод, витамины, травы, кремы, мази, средства гигиены и некоторые лекарства, которые могут помочь людям в экстренных случаях (при головной боли, кашле, общем недомогании).

Внимание детей обращается на разнообразие и упаковку медикаментов.

 Есть таблетки - как они выглядят? А порошки? Микстура? Ампулы? Есть лекарства, которые отпускаются без рецепта, но есть и такие, которые отпускаются только по рецептам. Что такое рецепт? Кому и кем он выдается? Давайте рассмотрим его внимательно. В рецепте указана фамилия больного  значит, не любому, кто захочет купить данное лекарство, а только этому человеку прописывает врач необходимый медикамент. Название лекарства и цифры указывают на то, как его правильно принимать людям. Каждое лекарство разным людям назначают в разных дозах (кому две таблетки, кому одну). Внизу подпись врача и печать. Рецепт - это не просто бумажка, это - документ. Без подписи и печати врача данное лекарство отпускаться не будет.

 А зачем здесь касса? Лекарства покупают (обменивают на деньги), значит, как и в магазине, надо заплатить деньги в кассу.

Так что же такое аптека? (Учреждение, где продают и покупают лекарства, лечебные средства, предметы санитарии и гигиены.) А аптечка? Вы слышали такое название? Чем отличаются аптека и аптечка?

Нам с вами часто приходится путешествовать. И не всегда в пути можно встретить настоящую аптеку. А в дороге всякое случается: разболятся голова и живот, поранились или соринка в глаз попала. Как же помочь в таких случаях? для оказания пер вой помощи необходимо всегда с собой в дальнюю дорогу брать набор нужных, самых основных медикаментов. Такой набор лекарств называют аптечкой. В каждой семье обязательно есть своя аптечка - набор необходимых лекарств. В каждой машине, в автобусе, в любом транспорте должна быть аптечка.

 (По дороге в детский сад дети вспоминают все, что видели в аптеке, определяется самый внимательный ребенок группы. Детям предлагается сделать вечером зарисовки наиболее запомнившихся моментов экскурсии.

Во  второй половине дня организуется сюжетно-ролевая игра «Аптека», в которой закрепляются правила поведения в общественном месте, навыки культурного общения, специальные термины.

 Родителям рекомендуется побеседовать с детьми, показать домашнюю аптечку, познакомить детей с правилами пользования лекарствами, предупредить о возможных последствиях не правильного обращения с медикаментами.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

КОНСПЕКТ СЮЖЕТНО_РОЛЕВОЙ ИГРЫ « ПОЛИКЛИНИКА»

Цель: Расширить представления детей о профессиях врача, медицинской сестры. Прививать детям чувство благодарности к человеку за его труд.

Закрепить знания социальных отношений, обучение навыкам поведения в поликлинике.

Развивать игровой диалог, игровое взаимодействие. Активизировать и расширять словарный запас.

Словарная работа: Жаловаться, фонендоскоп, шпатель, регистратура, регистратор.

Предварительная работа: Чтение сказки К. И. Чуковского «Айболит»; беседа о работе врача, медсестры; сюжетно-ролевая игра «Больница».

Материал и оборудование: 1. Одежда: халат, шапочка (на детей) ;

2. Медицинские инструменты: шприцы, фонендоскоп, пузырьки, шпатель, вата, градусник, бинт.

3. Документация: Медицинские карты на каждого «больного

Ход игры:

Дети сидят в группе на стульчиках.

«Ребята, сегодня мы с вами будем играть в интересную игру – «Поликлинику». Кто из вас был в поликлинике? Давайте с вами вспомним, что мы там видели? (врача, медсестру, делают укол)

А кто мне скажет, зачем люди приходят в поликлинику? Когда они приходят? (когда болеют, чтобы вылечиться) .

Мы приходим в поликлинику и говорим, что болит, а как это называется? (жаловаться). Правильно, врач спрашивает: «На что жалуешься? »

Ребята, а когда мы приходим в поликлинику, то сразу идём к врачу? (нет, сначала надо взять медицинскую карточку). Правильно, для этого мы идём в регистратуру. Там сидит регистратор-медсестра, которая спрашивает вашу фамилию, имя, домашний адрес, и только тогда она выдаст вам вашу медицинскую карту. Ещё регистратор отвечает на телефонные звонки, ведь кто-то может вызвать врача на дом. Затем мы с медицинской картой заходим по очереди в кабинет врача.

Давайте с вами рассмотрим инструменты врача. Это инструмент – фонендоскоп. Что врач делает с этим инструментом? (слушает). Что он слушает? (спину, сердце, лёгкие). Правильно.

А это-шпатель (показываю). Что им делают? (смотрят горло) .

А это –неврологический молоток. (показываю). Что им делает врач? (стучит по коленке). Правильно, так врач проверяет рефлексы у больного.

Теперь мы рассмотрим инструменты медсестры. Вы их все знаете? »

Дети рассматривают инструменты: градусник, шприц, вата, бинт, витамины; называют, для чего они нужны, как ими пользоваться.

«Ну, а теперь я буду показывать вам инструмент. А вы мне расскажете, как он называется, что им делают и кому он нужен для работы.

Прежде чем начать нашу игру, надо распределить роли. Кто из вас хочет быть врачом? А медсестрой? А медрегистратором? Врачом в первый раз будет тот, кто из вас самый ответственный. У нас же с вами самая настоящая поликлиника»

Выбор ролей. Дети занимают свои места.

«Начинаем приём»…

Дети по очереди подходят в регистратуру, называют свою фамилию, имя, адрес. Медрегистратор-ребёнок выдаёт карточки. Затем дети п оочереди проходят к врачу.

Ребёнок-врач: «Здравствуйте, проходите, садитесь. Как ваша фамилия? Что у вас болит? »

Ребёнок - больной: «У меня болит горло».

Врач: «Давайте вас посмотрим. Откройте рот, скажите «а-а-а». я посмотрю вас шпателем, не пугайтесь. Да, горлышко красное. Пройдите к медсестре. Она вам померяет температуру и даст лекарство».

Так по очереди дети проходят то к врачу, то к медсестре. Игра продолжается до последнего пациента-ребёнка.

Подведение итогов игры:

1. Понравилась ли игра?

2. Понравились ли детям врач? Медсестра? Медрегистратор? (да или нет, почему) .

3. Понравилось ли самому ребёнку быть в роли врача, медсестры, медрегистратора и больного?

«Ребята, вы в поликлинику пришли грустные, больные. А теперь врая вас подлечил и вы стали здоровыми, весёлыми. Озорными, какие были и до болезни»…

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

КОНСПЕКТ СЮЖЕТНО_РОЛЕВОЙ ИГРЫ « СКОРАЯ ПОМОЩЬ»

 Цель: развивать  у ребенка чувство милосердия, желание помочь и утешить, умение заботиться о ближнем с нежностью и любовью, общительность.

Играть могут два человека и более, возраст не ограничен. Дети находятся в разных частях комнаты или площадки.

Один из детей якобы плохо себя чувствует и вызывает по телефону "скорую помощь". Через три минуты появляется "доктор" с игрушечными медикаментами и оказывает "больному" первую медицинскую помощь, задавая вопросы: что болит, где, как сильно, что этому предшествовало, какие лекарства были использованы.

При необходимости, "больного" направляют на лечение в "больницу".

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

КОНСПЕКТ СЮЖЕТНО_РОЛЕВОЙ ИГРЫ « АПТЕКА»

Задачи:

- расширить представления о профессии работников аптеки: фармацевт делает лекарства, фармацевт - продавец консультант продает их, расширить словарный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «провизор», «заказ», «лекарственные растения»;

- формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения; формировать желание творчески развивать сюжет игры;

- воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила культуры общения в учреждениях, развивать дружеские взаимоотношения в коллективе.

Принимает рецепт и заказ от покупателя, дает справку о дозировке приема того или иного лекарства, выдает лекарства строго по рецепту, пробивает кассовый чек, получает деньги от покупателя, выдает ему сдачу.

Добрый день! Что вы хотите заказать? Покажите рецепт.

Ваша сдача…

Спасибо за покупку.

Выздоравливайте!

4. Ход игры.

Проблемная ситуация.

Воспитатель: Сегодня утром, ребята, на мой электронный адрес пришло письмо от доктора Пилюлькина! Это видео письмо адресовано вам.

Дети предлагают его посмотреть.

Дорогие ребята! Наступила зима, и наши малыши простудились. Им нужны лекарства! Но вот беда – я выписываю малышам рецепты, а аптеки у нас нет! Их срочно нужно лечить! Помогите! Ваш доктор Пилюлькин.

Воспитатель: Ребята, как нам помочь малышам и всем кто простудился ?

Дети предлагают организовать игру «Аптека». Обговаривается план-сюжет игры: в аптеку доставляется собранное лекарственное сырье, из которого фармацевты изготовляют лекарства и продают их строго по рецепту врача. Больные посещают поликлинику, где им выписывают рецепт на изготовление лекарственного препарата и идут в аптеку за ним. Роли дети распределяют самостоятельно, по желанию. Предлагается определенный набор игрового материала, из которого каждый выбирает все, что ему нужно для игры своей роли. Затем дети сами создают свое игровое пространство (аптека, поликлиника, предприятие по заготовке лекарственных трав, строят машину для доставки, дома для семей). Далее разворачивается сюжет игры.

Педагог наблюдает за игрой: отслеживает тематику игры, линию развития сюжета, разнообразие игровых действий, умение использовать игровую среду, игровой материал, а также умение детей вступать во взаимоотношения друг с другом, решать возникающие конфликты, проблемы, действовать в ситуациях затруднения.

На данном этапе педагог может включаться в процесс игры с определенной

целью:- обогатить сюжет;- разнообразить игровые действия;- расширить ролевое взаимодействие в игре.

Для этого используются следующие приемы поддержания и развития игры:

1. Педагог выступает как образец ролевого поведения - он вступает в ролевое взаимодействие с другими участниками игры. Например, приходит в аптеку с рецептами от Пилюлькина и делает заказ для больных малышей или посещает врача как больной, помогает в заготовке лекарственного сырья и т. д. Педагог так же выступает и как образец ролевых диалогов, с помощью которых он стимулирует потребность в общении между детьми.

2. Введение в игру новых игровых ситуаций (событий или происшествий). Такой прием оживляет игру, дает возможность развития новых сюжетных линий, а с ними и новых игровых взаимодействий. Например выезд врача к тяжело больному пациенту на дом, оказание новой услуги населению - заказ лекарства по телефону и т. д.

3. Внесение дополнительных атрибутов для игры. Этот прием способствует развитию сюжета игры, возникновению новых игровых действий и способов их выполнения. Например, большой интерес у детей вызывает появление настоящих предметов, используемых взрослыми: водительское удостоверение, пластиковые карты, печати, рекламные буклеты и т. д.

После организованной части очень важно снова предоставить детям возможность свободно поиграть. Главная задача педагога на данном этапе - принять игру такой, какая она есть, позволить каждому ребенку выразить себя и реализовать свои планы.

6. Оценка игры

Педагог обсуждает с детьми: что получилось, а что нет в игре. Отмечает наиболее интересные моменты развития игры.

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

БЕСЕДА « КАК ДОКТОР ЛЕЧИТ ЛЮДЕЙ»

Цель: развивать познавательный  интерес к профессии врача, учить поддерживать беседу, отвечать на вопросы,  воспитывать уважение к труду врача.

Всегда внимательный  с любовью

Наш доктор лечит вас, ребят.

Когда поправит вам здоровье,

Он больше всех бывает рад.

А сколько есть еще врачей ,

Которые готовы

Не отдыхать, не спать ночей,

Чтоб были вы здоровы!

Зной или стужа, день или ночь,

Доктор торопится - детям  помочь!

1 Вопросы:

-Кто лечит людей?

-К кому доктор приходил домой, что он делал?

-Что вам рассказывали доктор и медсестра, когда мы на экскурсию в медицинский кабинет?

2. Показ иллюстраций одежды людей разных профессий, предложить показать одежду врача, объяснить свой выбор.

3.Вопросы:

-Для чего нужны врачи?

-Нужно ли бояться посещение медицинского кабинета?

4. Чтение стихотворения С. Михалкова " Прививка"

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 3

Конспект занятия: «Витамины - наши помощники».

Цель: Углубить знания детей о том, что в каждом продукте есть витамины, их значение и лечебные свойства для здоровья человека. Развивать речь, внимание, мышление, память путем причинно-следственных вопросов и развивающих игр. Воспитывать бережное отношение к природе, желание и умение заботиться о своем здоровье.

Материал: карта и схемы лабиринтов, карты с рисунками, магнитофон, овощи: капуста, лук, морковь, карточка с ягодами и фруктами, загадки, 4 ящика; лимон, рыба, чеснок, яйцо, овощные и фруктовые салаты.

Предыдущая работа: разучивание пословиц о здоровье, беседы о полезных свойствах овощей, фруктов, наблюдения.

Ход занятия:

Рассмотрение глобуса. Что изображено? Какими цветами обозначения на  глобусе? Что означает каждый цвет?

Что на земле дороже? (Жизнь)

Что нужно человеку для того, чтобы жить?

Что такое здоровье? Здоровый человек?

Все самое ценное, что есть у человека - жизнь, здоровье, долголетие - все идет от земли - матушки. Поэтому недаром говорят: «Будь здоров как вода, а богат, как земля».

Как вы понимаете эту пословицу?

Какие еще пословицы о здоровье вы знаете?

«Было бы здоровье - остальное наживешь».

«Самое большое богатство – здоровье».

«Без здоровья нет счастья».

Что нужно человеку для того, чтобы быть здоровым?

Что означает «хорошо питаться»? Что нужно есть? (Мясо, рыбу, овощи ...)

Заходит «Больной», приносит схему, жалуется на здоровье ...

Воспитатель. Дети, давайте поможем «Больному» отыскать дорогу к лекарствам, которые прописал ему врач. По схеме мы отправимся в волшебный мир витаминов, потому что они-лучшие помощники человека. Кто поможет найти дорожку?

Индивидуальные схемы и по возможностям детей рассмотрение овощей.

Морковь. Что это? Что знаете о моркови? Какая на вкус? Для чего выращивают? Чем полезна? Кто знает загадку? (Зрение, насморк ...)

Капуста. Что известно о капусте? Для чего нужна? Что с ней делают? (Температура, глисты)

Как одним словом можно назвать? (Овощи)

Если хотите быть здоровыми, то ешьте эти овощи и наберетесь силы. А еще много витаминов есть в других продуктах. Но для того, чтобы знать, что это за продукты, вы должны выполнить задание.

«Составь слово по первым звукам картинки»:

МЯСО, МОЛОКО, ОРЕХ, СТОЛ.

Какие блюда из них делают? Все ли это продукты? Почему нет? Что такое стол?

Разминка:

Что такое фрукты, ягоды?

Какие ягоды, фрукты вы знаете?

Где растут ягоды?

«Больной»: «Говорил мне врач, есть где-то семья ягодная и фруктово-витаминная, ласковая. Что очень все они вкусные и имеют силы волшебные». (Рассматривает карточку)

О таких волшебных витаминах я загадаю загадки, а вы по таблице, называя ряд и столбец, скажете, где находится отгадка:

В зеленом лесу,

Под узорчатым листком

Краснеет небольшая

Спелая ягодка ... (Земляника)

В венке зеленолистом,

В красном ожерелье,

Засмотрелась в воду

На свою волшебную красоту ... (Калина)

Я красивое, очаровательное,

Все вы любите кушать меня,

Тот, кто веточку тронет,

стряхнет с дерева меня ... (Яблоко)

Я красная, я сладкая.

В лесу, в саду я расту

От простуды всех лечу. (Малина)

Волшебные ящики.

Игра «Угадай по описанию»: лимон, чеснок, рыба, яйцо.

(Дети описывают, объясняют чем полезны).

Воспитатель. Игра «Угадай на вкус».

Мы сегодня с вами говорили, как много витаминов в овощах и фруктах, какую пользу они приносят для здоровья человека, какие блюда можно приготовить. А сейчас мы будем дегустировать овощные и фруктовые салаты. Вы должны по вкусу определить из каких продуктов сделан салат.

Все витамины вкусные и сладкие, и кислые.

Ешьте дети их охотно, каждый, кто захочет.

Чтобы были вы здоровы и красивы и румяны,

Чтобы росли крепкими и к болезням равнодушными.

Но, чтобы овощи и фрукты содержали много витаминов, о них надо заботиться и в саду, и в огороде. Поэтому поливайте овощи и фрукты в жару, вырывайте сорняки, а на деревьях и кустах не ломайте веток. Берегите все, что растет на матушке - Земле.

ПРИЛОЖЕНИЕ 14

Интегрированное занятие в старшей группе «Королева Простуда нам не страшна»

Задачи:

-формировать представление о здоровье, как одной из основных ценностей;

-расширять знания о профилактике простудных заболеваний;

-воспитывать понятия о здоровом образе жизни;

-развивать интерес к познанию себя, своих возможностей и способностей.

Предварительная работа: заучивание стихотворений о здоровье; беседа о простуде; дыхательная гимнастика.

Материалы: плакаты, отгадки на загадки, замок, игрушка Карлсон.

Звучит музыка.

Воспитатель. Сегодня такой хороший, морозный день! У нас много детей и у всех прекрасное настроение. Но я вынуждена вас огорчить. Карлсон попал в плен к Королеве Простуде, он находится у нее в Королевстве, и ему очень грустно.

Карлсон «рассказывает» стихотворение С. Михалкова «Грипп».

У меня печальный вид,

Голова с утра болит.

Я чихаю, я охрип.

Что такое — это грипп?

Нерумянный гриб в лесу,

А поганный грипп в носу.

Поднялась температура,

Я лежу и не ропщу.

Пью соленую микстуру,

Кислой горло полощу.

День лежу, второй лежу,

Третий в садик не хожу,

И друзей не допускают

Говорят, что заражу.

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете,  почему он заболел?

Дети отвечают.

А хотите его освободить? Но, нам необходимо и самим уберечь себя от простуды, от чар Королевы Простуды. Предлагаю отправиться в путь. Закройте глаза, мы с вами переносимся в волшебную страну.

Звучит музыка.

Воспитатель.

Мы осторожно входим в сказку с вами.

Дорога, лес,  знакомы нам давно.

Здесь все живет и дышит чудесами,

Загадкам и тайнами полно.

Но куда же нам идти? Посмотрите вот красные и белые следы! Чьи они?

Дети отвечают.

Воспитатель. Белые следы, это следы здоровья. А вот и они, красные горячие следы. Вы помните, что на них наступать нельзя? Идем друг за другом, не наступая на красные следы. Кто наступит, тот попадет в плен к Королеве Простуде. Вот мы с вами попали в замок «Микробия». А что такое микробы? Что о них вы знаете?

Дети высказывают свои предположения. Затем воспитатель читает стихотворение «Микроб».

Микроб — ужасно вредное животное:

Коварное и, главное, щекотное.

Такое вот животное в живот

Залезет — и спокойно там живет.

Залезет, шалопай, и где захочется

Гуляет по больному и щекочется.

Он горд, что столько от него хлопот:

И насморк, и чиханье, и пот.

Вы, куклы, мыли руки перед ужином?

Ой, Карлсон, ты выглядишь простуженным.

Постой-ка, у тебя горячий лоб:

Наверное, в тебе сидит микроб!

Микробы попадают не только на руки или на лицо, но и в горло, и тогда мы начинаем чихать и кашлять. А как защитить себя от микробов?

Выслушиваем предположения детей.

Предлагаю провести закаливающее носовое дыхание.

*Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице, сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5-6 раз) .

*Сделать по 8-10 вдохов через правую ноздрю, затем — через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.

Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук м-м-м, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

Еще способ уберечь себя от микробов — закрыть рот и нос носовым платком.

Организуется игра под названием «Микробы».

Микробы живут только, там где грязно, не моют пол и игрушки, не протирают пыль. Что же нужно делать? Как уберечь себя от микробов?

Дети. Необходимо соблюдать чистоту.

Воспитатель. Правильно. Микробы еще боятся свежего воздуха, и если окна и двери плотно закрыты, то в комнате видимо- невидимо микробов. Что же нужно делать?

Дети. Проветривать помещение.

Воспитатель. А как правильно нужно проветривать помещение, расскажите?

Дети отвечают.

Посмотрите в замке все окна плотно закрыты, свет и воздух совсем не проникают. Поэтому здесь тучи микробов, так как этот замок никогда не проветривается. Микробы бояться свежего воздуха. Что нужно сделать?

Дети. Открыть все окна.

Пора выполнить разминку, физкультура и спорт укрепляют наши силы.

Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют движения.

Воспитатель. Ребята, а растения нам тоже помогают не заболеть. А какие растения помогают бороться с микробами.

Дети отвечают.

Воспитатель. Да, они очищают воздух, чтобы нам легче нам легче дышалось.

Что должны получать дети и взрослые, чтобы организм был сильным и здоровым.

Дети отвечают.

Воспитатель. А в каких продуктах питания находитсябольшое число витаминов.

Дети отвечают.

Воспитатель выставляет плакат.

Воспитатель. Витамин С содержиться в яблоках, луке, смородине.

Витамин А — в моркови, сливочном масле.

Витамин В — в черном хлебе.

Отгадайте загадки, а отгадки найдите и положите в корзину. И тогда у нас будет целая корзина витаминов.

*Круглое, румяное,

Я росту на ветке!

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко.)

*Яркий, сладкий, налитой,

Весь в обложке золотой.

Не с конфетной фабрики,

Из далекой Африки. (Апельсин.)

*Я вырос на грядке,

Характер мой гадкий:

Куда ни приду,

Всех до слез доведу. (Лук.)

*Нарядилась Аленка

В сарафанчик свой зеленый,

Завела оборки густо.

Узнаешь ее.?  (Капуста.)

*Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь.)

*Маленький, горький,

Луку брат. (Чеснок.)

Лук и чеснок — овощи, которые еще убивают микробы. Вот вам от меня в подарок зеленый лук, который тоже поможет вам уберечься от злых чар. Вы его съедите в обед. Но прежде чем употреблять овощии фрукты, о чем мы должны помнить?

Дети отвечают.

Хорошо, молодцы, теперь вы будете и на завтрак, и на обед, и на ужин есть продукты, содержащие большое количество витаминов, потому что витамины необходимы для здоровья!

Игра «Отгадай на вкус».

Воспитатель. Итак, теперь я думаю, что мы прогнали Королеву Простуду. И мы должны меньше болеть и постараться не попадать в опасное Королевство Простуды. Потому что мы знаем, как уберечь себя от нее. Я очень хочу, чтобы вы соблюдали все правила и никогда не болели. На этом наше путешествие закончено. Крепкого здоровья.

ПРИЛОЖЕНИЕ 15

ТЕМА БЕСЕДЫ: «Личная гигиена»

Цель: развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. Уточнить, какими принадлежностями пользуются дети при умывании. Учить эмоционально, четко читать чистоговорку.

Ход занятия:

1) Чтение отрывка из стихотворения Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

2) Вопросы:

Какой из мальчиков вам больше нравиться?

Почему вам понравился опрятный, аккуратный мальчик?

А другой мальчик кому-нибудь понравился?

Почему не понравился?

Какие туалетные принадлежности нужны, чтобы смыть грязь и быть чистым?

Что, кроме мыла и губки, необходимо для мытья?

Предложить детям показать, как дети моют руки и лицо (имитации движений)

3) Предложить выучить чистоговорку:

Мама Милу

С мылом мыла…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра дело серьезное

Наблюдая, как дети строят из кубиков, или играют в самолет, или прыгают через веревочку, взрослые думают, что дети просто развлекаются и что игра не имеет ничего общего с серьезными занятиями и ...

РОЛЕВО-ИГРОВОЙ ПРОЕКТ «ИГРА – ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ»

Проект «Школа» направлен на обеспечение поддержки детей в период подготовки к школе, на создание условий для развития игровой деятельности детей подготовительной к школе группы....

Сценарий конкурса на лучшую авторскую дидактическую игру среди педагогов дошкольных образовательных учреждений Арского муниципального района Республики Татарстан «Игра – дело серьезное».

конкурс на лучшую авторскую дидактическую игру среди педагогов дошкольных образовательных учреждений Арского муниципального района Республики Татарстан «Игра – дело серьезное»....

Что такое игра? Это учение? Это развлечение? Игра-дело серьезное...

Информация данного раздела поможет вам создать благоприятные условия для развития игры, узнать подробнее об   её основных этапах, о критериях отбора материала, с которым будет взаимодейстова...

РОЛЕВО-ИГРОВОЙ ПРОЕКТ «ИГРА – ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ» Тема: «ШКОЛА»

Актуальность проекта:Проект «Школа» направлен на обеспечение поддержки детей в период подготовки к школе, на создание условий для развития игровой деятельности детей подготовительной к шко...

Презентация игра брейн-ринг для педагогов "Игра- дело серьезное"

Деловая игра для педагогов, по формированию игравой деятельности дошкольников....

Проект "Игра-дело серьезное"

Проект« Игра - дело серьезное» (сюжетно ролевая игра «Поликлиника»)в разновозрастной группе компенсирующей  направленностидля детей от 5 до 7 лет с ЗПР...