Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий и методик
рабочая программа (средняя группа) на тему

Горковенко Елизавета Александровна

В образовательном процессе мной используются следующие здоровьесберегательные технологии и методики:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий и методик

 «Забота о здоровье — это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» /В.А. Сухомлинский/.

Здоровье - одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.

Охрана и укрепление здоровья детей – одна из важнейших задач образования. В стенах большинства образовательных учреждений дети получают знания, умения и навыки, но не обучаются не менее важному - быть здоровым. Поэтому уже с раннего возраста малышам необходимо привить желание творчески работать над своим физическим развитием, воспитывать в них бережное отношение к самому себе. Это дело не только родителей, но и воспитателей. С полной отдачей необходимо стремиться к достижению общей цели - сохранению здоровья наших детей. Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Смирнова Н.К., - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому все, что относится к образовательному учреждению - характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей личности: его ума, нравственных эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

- условия обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям;

-необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении применительно к ребёнку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Так что же такое «здоровьесберегающая технология»? Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:

- медико-профuлактические;

- физкультурно-оздоровительные;

- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

- просвещения родителей.

Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании - технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии:

- организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

- организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания;

 -организация профилактических мероприятий в детском саду;

- организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;

- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ. «Здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении – это не только и не столько оздоровительные медицинские мероприятия, сколько гигиенически рациональные, соответствующие возрасту детей учебные нагрузки, занятия в условиях, отвечающих требованиям санитарных правил. В наши дни, проблема сохранения и укрепления здоровья детей является очень актуальной и обсуждается достаточно широко. Здоровьесберегающие технологии помогают формировать у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. В результате чего реализуются два направления: - обеспечение здоровья детей, т.е. создание благоприятных условий для жизнедеятельности ребенка и устранение факторов риска для здоровья, связанные с условиями среды и образом жизни ребенка в образовательном учреждении; - обучение здоровью и здоровому образу жизни.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре; - использование развивающих форм оздоровительной работы.

В образовательном процессе мной используются следующие здоровьесберегательные технологии и методики:

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, ортопедическая гимнастика.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж).

3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, фонетическая и логопедическая ритмика.

Таким образом, каждая из используемых мной технологий имеют оздоровительную направленность, а использование в комплексе здоровьесберегающая деятельность сформирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Я, считаю, что применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации образовательного учреждения; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов и родителей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей.Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий рекомендованных на федеральном и региональном уровне

Здоровьесберегающие технологии, методики и приемы оздоровления детей,рекомендованные на федеральном и региональном уровне. Валеологические песенки - распевки, дыхательная гимнастика,артикуляционн...

Аналитический отчет по использованию в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий.

Для  эффективного  педагогического  управления  процессами  здоровьесбережения  дошкольников  необходима  объективная  оценка  физического  и...

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕТОДИК И ПРИЕМОВ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, яв­ляется воспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоро­вья детей. Это обусловлено мно...

Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий

Технологии сохранения и стимулирования здоровья способы и приемы направленные на сохранения и укрепления здоровья детей в момент занятия....

Аналитическая справка об использовании в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий

Аналитическая справка об использовании в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий...