Значение творческих игр в развитии детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа) на тему

Серова Надежда Юрьевна
Как говорил выдающийся русский педагог К.Д.Ушинский - родное слово является основой умственного развития и сокровищницей всех знаний. Правильное овладение ребенком речью, является важнейшим условием развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_serova_1.docx16.18 КБ

Предварительный просмотр:

Значение творческих игр в развитии детей младшего дошкольного возраста .                                                                                                    Как  говорил выдающийся русский педагог К.Д.Ушинский - родное слово является основой  умственного развития и сокровищницей всех знаний. Правильное овладение ребенком речью, является важнейшим условием  развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения.                                                                                                                                                           В современной психологии и педагогике отмечается влияние игры на психическое развитие ребенка: формирование мотивационной сферы, способностей, идеального плана сознания,  нравственных норм и правил поведения, произвольности поведения, эмоциональное развитие и т. д.

    Различают три сменяющих друг друга и соответствующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд.

     Игра – один из трех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным  действиям с предметами, способами и средствами общения.                                                                                                                 Отечественные ученые отмечают, роль игр как необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении деятельности, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его, поскольку желание поиграть в сказку огромно, доставляет радость и удивление - истоки творчества. Театрализованные игры у  дошкольников 

базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается  комфортность, которая предполагает: развитие реальных мотивов:

а) игра и обучение не должны быть из-под палки;

б) внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;

в)  внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).

Театр — один из самых демократичных  видов искусства для детей, он позволяет решить многие проблемы современной педагогики , связанные с:                                                                                                                                                    1.созданием положительного эмоционального настроя;                                                                  2.снятием напряженности;                                                                                                                3.решением конфликтных ситуаций через игру.                                                                              

Театрализованная игра используется на занятиях по развитию речи детей, построенных на основе произведений художественной литературы. Занятия театральной деятельностью с детьми не только развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и  универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для  ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.                                                                                

Проблема обучения игре, формирования ее как деятельности  выделялась  в исследований детей раннего возраста и аномальных детей. А. В. Запорожцем. В результате психологических исследований  практическая педагогика оказывалась ориентированной на формирование собственно игровой деятельности у детей раннего возраста, однако, по отношению к детям дошкольного возраста педагогическое руководство игрой сводилось в основном к обогащению конкретного содержания игры, к организации положительных отношений  в игре. Между тем, условное игровое действие, формирующееся в раннем детстве и являющеюся, безусловно, основной более сложной игры дошкольника, еще не обеспечивает перехода к ней (с лежащем в центре ее ролевым поведением творческим построением сюжета ). В результате игра крайне однообразна,  даже к старшему дошкольному возрасту игровая деятельность  детей не достигает своих развитых форм, это заставляет ставить проблему формирования игровой деятельности более широко – как проблему постепенной передачи  более усложняющихся способов игровой деятельности на протяжении всего дошкольного детства. В связи с этой проблемой встает ряд более частных задач:  какие способы игры должны формироваться у ребенка и в какой последовательности, каким по характеру должны быть  формирующие воздействия взрослого и при каких условиях они будут наиболее эффективными, какие формы игры будут в наибольшей степени способствовать психическому  развитию ребенка на каждом этапе дошкольного возраста. Существенным для понимания развивающего значения игры представляются соображения, высказанные Л. А. Венгером, который подчеркнул необходимость четкого определения влияния игры на развитие ребенка, он исходит из того, что каждая конкретная деятельность требует определенных  

специфических способностей и создает условия для их развития. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившемся образом, способность  к такой идентификации позволяет через образы игры – драматизации оказывать влияние на детей. Участвуя в театрализованных  играх,  ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частный и распространенный вид детского творчества. Это объясняется двумя основными моментами:                                                                              во – первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно  связывает художественное творчество с личным переживанием. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подрожать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создает у них удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением. Большое и разнообразное влияние театрализованной игры на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого

педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной игры усиливается тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей. Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие детей в подготовке атрибутов, декораций развивает вкус, воспитывает чувство прекрасного. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно- эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус детей.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«УМ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ» (значение бумажного конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста).

Изучив ряд методических пособий и литературы по обучению детей дошкольного возраста бумажному конструированию, опыт работы детских садов города, выявлено, что бумажное конструирование не включено в за...

Значение игровой деятельности в развитии детей младшего дошкольного возраста

Игра ребёнка-это важный показатель его общего развития....

Значение сенсорного воспитания для развития детей младшего дошкольного возраста.

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.Сенсорное воспитание дошкольников – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее...

Значение LEGO конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста»

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес де...

Значение сенсорного воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста

Статья на тему «значение сенсорного воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста»...

Презентация "Значение народной игрушки в развитии детей младшего дошкольного возраста"

Процесс изучения народной игрушки не должен ограничиваться «пассивным» созерцательным знакомством или изготовлением подделки. Готовый результат не должен украшать полку, а обязательно долж...

консультация " значение лего-конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста" ( самообразование)

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес де...