Научно-практическая конференция по обмену опытом
материал по окружающему миру по теме

Мартынова Екатерина Сергеевна

"Формирование начал экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prezentatsiya_1.pdf2.32 МБ
Microsoft Office document icon ekologiya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1 Здравствуйте, уважаемые коллеги.

 Тема моего выступления «Современные подходы в формировании начал экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста». Работу  начала с 2013 года  с детьми 2-4 лет.

Как мы все знаем у людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что на земле исчезают все новые и новые виды растений и животных, мы физически страдаем от загрязнения воздуха, воды, почвы. СЛАЙД 2 В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности 2017 год объявлен годом ЭКОЛОГИИ в России.      

 Я считаю, что основы экологического воспитания должны закладываться еще в младшем дошкольном возрасте.      

В процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность.

Одним из важных компонентов экологического воспитания является развивающая предметно - пространственная среда. Для начала я хотела бы сказать несколько слов об условиях, которые созданы в нашем дошкольном образовательном учреждении. СЛАЙД 3

В течение пяти лет в нашем детском саду ведётся работа  по приоритетному направлению - познавательное развитие дошкольников, в частности экологическому воспитанию. Для развития  эмоционально-ценностного отношение к окружающей нас природе  педагогами нашего детского сада создана экологическая комната. Слайд 4 При входе нас всегда встречает хозяин  комнаты « Гриб – Боровик». слайд   5

В экологической  комнате выделены следующие зоны:

  1. Зона коллекций и демонстрационных материалов. Слайд 6-7
    Данная зона предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них сенсорных навыков, навыков классификации объектов по различным признакам. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала.
  2. Зона библиотеки. СЛАЙД 8

это - уголок, в котором собраны красочные книги, энциклопедии для детей,  детские атласы, книжки – самоделки на тему:« Природа глазами детей» по произведениям Виталия Бианки., Евгения. Чарушина, и др. писателей.  слайд 9 Рядом с зоной библиотеки  оформлена выставка репродукций картин  великих  художников -пейзажистов , а по соседству  с ними работы наших воспитанников, возможно будущих великих художников.

  1. Россия включает в себя почти все климатические зоны, которые есть на земле. СЛАЙД 10 Оформленные  природно-климатические зоны: арктика, лесостепь, тундра, пустыня, тропики  позволяют знакомить дошкольников с растениями и животными нашей страны.
  2. Зона лаборатория СЛАЙД 11

Здесь созданы условия  для развития у детей познавательно-исследовательской деятельности, формирования основ научного мировоззрения. Работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.

  1. Зона релаксации. СЛАЙД 12

Способствует снятию у детей состояния напряжения или усталости, которое возникает в результате получения огромного количества информации Здесь представлены ручей, комнатные растения. Журчание ручья и тихая музыка располагают детей к отдыху и самостоятельным играм.

СЛАЙД 13 Кроме экологической комнаты на территории нашего дошкольного учреждения  создан опытный участок, где  воспитанники проводят опытно-исследовательскую деятельность, наблюдают за ростом различных растений и способами ухода за ними,  выращиваем  на грядке лук и зелень для нашего стола, прививаю первые трудовые навыки.

Здесь же располагается  экологическая тропа, СЛАЙД 14 протяженностью около 500 метров, которая выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Помогает воспитанию у детей осознанного отношения к родной природе, т. к. дети принимают действенное участие в создании и сохранении природных богатств. СЛАЙД 15 На экологической тропе имеется нестандартное оборудование.

Слайд 16 Созданную развивающую предметно-пространственную среду я использую в формировании начал экологической культуры младших дошкольников.

  Младший дошкольный возраст самый ценный этап в развитии начал экологической культуры детей

СЛАЙД 17 Объекты природы привлекают малышей, прежде всего красотой, яркостью красок, разнообразием и это является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь.

Ознакомление с миром природы является одним из разделов  познавательного развития,  и поэтому возникла необходимость ее интеграции в другие образовательные области.

Социально-коммуникативное развитие- Введение нового образовательного стандарта ориентирует педагогов на игровой характер процесса образования, поскольку игра является наиболее доступным и интересным для дошкольника видом деятельности. Чтобы сформировать у детей чувство сопричастности ко всему живому, привить детям ответственность перед каждым живым существом, будь то растение или животное – я начала использовать эколого-психологические тренинги. СЛАЙД 18 На несколько минут мы с детьми «превращаемся» в жучков, бабочек, божьих коровок, котят и зайчиков. СЛАЙД 18 После пережитых эмоций ребенок может отдохнуть в  «Центре уединения».

Одной из полюбившихся форм для детей стало интервьюирование. Послушайте как ответили дети 2-ой младшей группы на вопрос «Что такое природа?».

Познавательное развитие.

СЛАЙД 19 Для работы с детьми в группе я организовала экологическое пространство «Центр природы», который включает в себя календарь природы; библиотеку; муляжи овощей и фруктов; игры: дидактические, настольно-печатные, игры – инсценировки, подобраны различные иллюстрации и репродукции о природе, о временах года, о домашних и диких животных. СЛАЙД 20. В центре экспериментирования дети в любое время могут проводить опыты с водой и песком; изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение, а так же мелкую мотору.

Слайд .21 Проект «Огород на окне» позволяет расширять представления детей о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, развивать их интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

СЛАЙД 22 Для получения первичных знаний, ознакомления с природой, закрепления навыков детей, я разработала макет «Деревенского дворика» состоящий из муляжей домашних животных

СЛАЙД 23 Одним из действенных методов при работе с детьми по формированию начал экологической культуры является проектный метод. В своей работе я реализовала проекты «Комнатные растения», «Волшебная капля». Целью проекта «Комнатные растении» было формирование представлений об условиях жизни комн. растений, правилах ухода за ними. Целью проекта «Волшебные капли» формирование представлений о свойствах воды, роли воды в жизни человека и других живых организмов; воспитание бережного отношения к природным ресурсам нашей планеты.

В рамках проекта «Комнатные растения» мною была организованна акция «Подари растение детскому саду», и ресурсосберегающая акция «Берегиня», целью которых было формировать экологическую культуру и мировоззрение у детей и взрослых и воспитывать бережное отношение к воде.

Речевое развитие. слайд 24 Природа является богатейшим  источником эстетических переживаний и развития словаря дошкольников. Самое простое, с чего я начала  - это чтение добрых сказок о зверятах, разглядывание картинок с изображениями  животных, птиц и растений. Кроме сказок мною используются другие произведения фольклора, стихи, сюжеты которых обыгрываются с детьми. В уголке ряженья дети с удовольствием меняют свой облик, переодеваясь в костюмы животных, любимых сказочных персонажей  ,где чувствуют себя раскованно и свободно. Хорошо развивается речь младших дошкольников и на прогулках. СЛАЙД 25 Гуляя, малыши задают массу вопросов, многие их которых побуждают к мыслительному процессу, требуют выражения эмоций и мыслей с помощью слов.

Физическое развитие

СЛАЙД 26 Физкультурно-оздоровительная работа так же способствует экологическому воспитанию детей посредством физкультурных занятий, физкультурных праздников, досугов и экскурсий, которые с одной стороны содействуют развитию двигательных умений и навыков воспитанников, укрепляют их здоровье, а с другой — воспитывают глубокое понимание многогранного значения природы для жизни людей.

Художественно-эстетическое развитие   СЛАЙД 27 Изобразительное искусство, художественное слово, музыка  позволяют передать воспринимаемую красоту, запечатлеть те предметы и явления, которые понравились, поделиться своими переживаниями с близкими; у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество.

Все мы знаем ,что дети любят праздники и развлечения. СЛАЙД 28 Их роль заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.

И всё таки воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда и родители обладают экологической культурой. Дети ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это.

 СЛАЙД 29 Разные формы взаимодействия с родителями: анкетирование, консультации, родительские собрания, презентации, тренинги, выставки, проекты, семинары, конкурсы, досуговая деятельность позволяют объединить усилия для развития и воспитания у детей начал экологической культуры;

СЛАЙД 30 Таким образом, считаю, что экологическое воспитание положительно влияет на развитие личности ребенка: развивает чувство ответственности за природу родного края, воспитывает гуманное отношение к окружающей среде, формирует первоначальные экологические представления у детей младшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных форм работы с родителями Детско-родительская научно-практическая овощная конференция для детей старшего дошкольного возраста

Активно используя новые возможности семьи и новые требования к образовательным услугам детского сада, мы опробировали одну из интерактивных форм работы с семьёй: детско-родительская научно-практическа...

конференция по обмену опытом семейного воспитания

конференция по обмену опытом семейного воспитания...

Статья для Х Всероссийской научно-практической научной конференции:"Особенности развития детей в двуязычной семье"

Детское двуязычие в настоящее время охватывает почти половину детей в нашей стране. Это позволяет прийти к выводу о необходимости активизации обучения русскому языку как неродному, а основному, начина...

«Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности «Вестник научных конференций. 2019. № 10-2(50). Актуальные вопросы образования и науки: по материалам международной научно-практической конференции 31 октября 2019

quot;Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности" Вестник научных конференций 2019. № 10-2(50). Актуальные вопросы образования и науки: по материалам...

«О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями» Вестник научных конференций. 2019. № 11-2(51). Наука и образование в XXI веке: по материалам международной научно-практической конференции 29 ноября 2019 г. Часть 2. 124 с

laquo;О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями» Вестник научных конференций. 2019. № 11-2(51). Наука и образование в XXI веке: по материалам международн...

Республиканская научно-практическая педагогическая конференция «Никольские чтения-2023"

Республиканская научно-практическая педагогическая конференция «Никольские чтения-2023: воспитание счастливого и успешного ребенка в ХХI ВЕКЕ», посвященной 145-ой годовщине со дня рождения...