Консультация для воспитателей «Роль подвижных игр в формировании волевых качеств личности дошкольника»
консультация на тему

Мельникова Елена Николаевна

Рекомендации для педагогов по формированию волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения подвижных игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

«Роль подвижных игр в формировании волевых качеств личности дошкольника»

                                                                                

           Воля  является важным фактором морального развития личности, основой сознательного соблюдения правил поведения в соответствии с общечеловеческими нормами морали, иногда даже вопреки собственным желаниям. Волевые качества формируются в процессе всей жизни человека и, прежде всего, под воздействием целенаправленного воспитания. Чтобы достичь цели, довести до завершения порученное дело, ребенок должен обнаружить не только знания, умения,   но и приложить волевые усилия. Воля  - ключевой фактор развития личности,  определяющий самостоятельность и ответственность дошкольника в будущем.

            К концу дошкольного возраста происходит оформление основных элементов волевого действия - ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Воля становится компонентом психологической готовности к школе. Но все компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. И взрослым следует это учитывать, соблюдая постепенность в повышении требований к детям, опираясь на его возможности, интересы, потребности.

Формированию волевого поведения ребенка способствуют такие педагогические условия:

— постепенное усиление требований к ребенку, содействие достижению им успеха в деятельности;

— поощрение стремления и готовности ребенка обнаруживать самостоятельность и инициативу;

— постепенный переход от заданий, связанных с выполнением требований взрослого по его прямыми инструкциями, к творческим заданиям по собственному желанию ребенка;

— создание условий для реализации ведущей позиции ребенка в творческой деятельности и  во время НОД.

Педагог призван помочь ребенку осознавать свои желания, требования взрослых, использовать их в разных способах выхода из трудного положения, используя анализ его причин, в поиске рациональных путей достижения цели, выборе из альтернативных типов поведения самого оптимального.

             Главным методом воспитания волевого поведения детей раннего и дошкольного возраста является постановка перед ними грамотных требований в разных формах (требование-доверие, требование-просьба, требование-совет), мотивирование их, что обеспечивает развитие осознанности.  В течение дошкольного детства развиваются такие  волевые качества, как  

дисциплинированность — способность сознательно выполнять правила поведения, обязанности, поручения в семье, в детском саду.  Важно сформировать основы этого морально-волевого качества, в первую очередь через активное послушание (умение ребенка слушаться взрослых, выполнять поставленные ими задания, советы, указания).   Главное условие успеха воспитательной работы — соответствие требований пониманию ребенка, их аргументированность и целесообразность, связь с интересами ребенка и потребностями жизни.                                                                                                

упорство и настойчивость - данные качества психологами часто рассматриваются как одно и то же проявление силы воли. Под упорством понимают стремление достичь необходимого, в том числе успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам.  Признаками упорства является: умение продолжать деятельность, несмотря на неудачи и другие сложности; умение превозмогать тягостные состояния; умение настойчиво добиваться намеченной цели.  Признаками настойчивости является: стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями; умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности; умение проявить упорство при изменившейся обстановке.

решительность  - волевое качество, характеризующееся как   быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь.  

выдержка -  это    устойчивое проявление      сдержанности,   несмотря на сильные желания.

           Большой интерес для формирования волевых качеств дошкольников в процессе обучения представляют игры, которые заставляют думать, предоставляют возможность ребенку проверить и развить свои способности, включают его в соревнования с другими учащимися. Участие дошкольников в подвижных играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. Игра также влияет на развитие самостоятельности детей, творческих способностей, личностных качеств.

Для того чтобы игра дошкольника носила не только развивающий характер, но и способствовала развитию волевых качеств это должна быть: игра по правилам или с правилами; коллективная, партнерская игра, в которой партнерами могут быть как сверстники, так и взрослые; в ней должны быть созданы условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии; в игре должна ставиться цель – выиграть (т.е. это всегда либо соревновательная игра, либо игра-достижение).

Подвижная игра с правилами - сознательная, активная деятельность ребенка, цель которой достигается точным и своевременным выполнением заданий.  Правила четко формулируются с самого начала, и им должны подчиняться все участники.  Овладеть правилом - значит овладеть своим поведением, научиться управлять им.  Правила помогают регулировать двигательную деятельность и осуществлять самоуправление.

Рекомендую проводить следующие подвижные  игры с правилами  для    развития таких  волевых  качеств:    настойчивости - игры:  «Третий  лишний»,  «Лисица  на  одной  ноге»,  «Бой  петухов», «К  своим  флажкам»,   «Караси  и  щуки»;  упорства, быстроты и ловкости  -    игры-перебежки   "Два Мороза", "Волк во рву", "Гуси-лебеди;                                                                                          выдержки, дисциплинированности, ответственности   -   игры: «Зайцы в огороде», «Космонавты», «Белые медведи», «Горелки».

 Подвижные игры с элементами соревнования   вызывают у старших дошкольников большой интерес, увлекают их своей эмоциональностью, возможностью померяться силами, умениями, способностями. В таких играх ребенок мобилизуется, направляя усилия на достижение лучших результатов. В играх с индивидуальным соревнованием, как правило, двое детей по сигналу одновременно выполняют одно и то же движение, а по итогам либо одному из них присуждается победа, либо - при одинаковом результате - обоим ("Кто быстрее добежит до флажка", «Кто больше забросит мячей в корзину» и др.                                                                                                          Особую значимость в работе с дошкольниками имеют командные игры,                                      в которых действия каждого следующего участника являются как бы продолжением действий предыдущего ребенка. В этом случае неудачи одного ребенка компенсируются еще большим усердием других. Эти игры предоставляют детям возможность выручить команду, "вырвать" победу.                  В этих играх наглядно отмечается не успех каждого ребенка, а победа всей команды. Это характерно для игр-эстафет, предусматривающих последовательное выполнение всеми детьми команды одного и того же движения ("Перемени предмет", "Взятие крепости", "Чья команда больше выбьет фигур" и т.д.). Второй и последующие игроки команды получают право на выполнение двигательных действий или через передачу предмета, или через прикосновение.                                                                                                

Следует выделить также игры-эстафеты, в которых предусмотрено последовательное выполнение нескольких движений; при этом каждый член команды осуществляет только одно из них. Эти игры иногда называют комбинированными эстафетами. Они интересны тем, что в них есть распределение действий между детьми с учетом интересов и возможностей каждого из них.  

Рекомендую проводить следующие  игры- эстафеты для    развития таких  волевых  качеств как выдержка, настойчивость, дисциплинированность:  «Дорожка препятствий» - бег с мячом до ориентира                                            (усложнение: бег, ударяя мячом о пол)

« Чья команда быстрее соберётся в круг»                                                                                 ( усложнение:  используя цветные флажки в разных местах площадки)

«Меткие стрелки»  - забрасывание мяча в корзину с места,                                                              (усложнение: забрасывание мяча в корзину с  разбега)

«Передай мяч над головой»                                                                                                           (усложнение: передай мяч между ног)

«Бег парами» - до ориентира и обратно;                                                                                               (усложнение: стоя спиной друг к другу, взяться за руки, бег боком)

«Прыжки на одной ноге до флажка»                                                                        (усложнение: прыжки на одной ноге боком через предметы)

«Бег в обруче»                                                                                                                                               (усложнение: бег в обруче вдвоём)

                    Подвижные игры   не только улучшают здоровье и развивают организм ребенка, но также являются средством для воспитания волевых качеств характера, влияют на поведение детей. Подвижная игра формирует эмоционально-волевую сферу ребенка, обогащает их социальный опыт, учит адаптироваться  в незнакомых ситуациях.  

                         

                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование волевых качеств у дошкольников

Описасание опыта работы с родителями...

Консультация для родителей Тема: «Формирование волевых качеств старших дошкольников»

Родителям предлагаются рекомендации, выполнение которых поможет формированию волевых качеств старших дошкольников....

Формирование волевых качеств личности, как залог подготовки детей 6-7 лет к жизни.

В статье рассматривается тема формирования волевого поведения человека, воспитанника подготовительной группы и особенности работы педагогов группы или специалистов (психолога), демонстрирующих множест...

картотека игр и упражнений на формирование волевых качеств у дошкольников старшего возраста

КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ на формирование волевых качеств у дошкольников старшего возраста Пояснительная записка Актуальной задачей в настоящее время является формирование волевых качеств дошкольника...

Консультация для родителей ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

        Консультация для родителейФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВЛИЧНОСТИ  ДОШКОЛЬНИКА...