ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА СЕМЕЙНОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
статья на тему

Устинович Людмила Алексеевна

В настоящее время образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека, т.е. дошкольное образование определяется, как самостоятельная ступень общего образования

П.Ф Каптерев,основатель российской педагогической психологии, выдающийся ученый,  посвящая всю свою жизнь научному обоснованию педагогического процесса и разрабатывая по тем временам оригинальную педагогическую систему, на столетие опередил свое время. 

Его огромное психолого-педагогическое наследие актуально в наши дни: большинство его наблюдений, исследований, рекомендаций, теоретических изысканий и практических наработок полностью соответствуют проблемам современности и нашли свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (в дальнейшем ФГОС ДО).

Семья - первая воспитательница ребенка, по мнению ученого. "Живая связь семьи с общественными… есть необходимое условие правильного развития детской личности в семье ".
 П.Ф. Каптерев главную роль в развитии ребёнка отводил играм. в них он видел одну из основ общественного и семейного дошкольного воспитания. 

В своей совокупности его выводы образуют прогрессивную педагогическую систему, которая перекликается с основными положениями ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustinovich_la.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА СЕМЕЙНОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Л.А. Устинович

МБОУ "Центр развития ребенка - детский сад №181"

П. Ф. Каптерев - основатель российской педагогической психологии, - выдающийся ученый. Его огромное психолого-педагогическое наследие актуально в наши дни: большинство его наблюдений, исследований, рекомендаций, теоретических изысканий и практических наработок полностью соответствуют проблемам современности и нашли свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (в дальнейшем ФГОС ДО).

Видное место в творчестве Каптерева занимают вопросы семейного и общественного дошкольного воспитании. Первые три-четыре года жизни ребенка, считал Каптерев, самое важное время для воспитательного процесса. Именно в эти годы закладываются основы всего дальнейшего развития и образования. Поэтому существенным условием первоначального воспитания является изучение психических процессов в первые дни, недели, годы жизни ребенка. Анализ психофизических фактов, известных науке во второй половине XIX в. относительно жизни утробного и новорожденного ребенка, приводит ученого к заключению, что воспитание детей должно начинаться с момента их рождения. Но незнание и неумение родителей ведут к тому, что они не могут сознательно влиять на духовное развитие ребенка, их заботы ограничиваются физической стороной воспитания. П. Ф. Каптерев рассматривает возрастные особенности детства, унаследованные свойства и те, что приобретаются ребенком за время его жизни. Поскольку переход из детства во взрослость – процесс довольно длительный, то незнание особенностей детской психики не может не сказаться отрицательно на результатах воспитания. П. Ф. Каптерев совершенно справедливо утверждает, что "для ребенка …ласка, любовь, нежность – одна из насущных потребностей, без любви и ласки дитя прямо вянет и портится"[1]. Поэтому ученый значительное внимание уделяет роли родителей, особенно матери, в развитии психики малыша. Семья - первая воспитательница ребенка, по мнению ученого.

Ощущения – основа всей психологической жизни человека. Поэтому систематическое упражнение и развитие органов внешних чувств ребенка составляет задачу первоначального воспитания детей, так как в это время ребенок почти совершенно не способен ни к какой более высокой и сложной психической деятельности. Каптерев предпочитает фребелевские игрушки (цветочные мячи, шар, цилиндр, куб, различные треугольники и палочки) тем предметам, которые непосредственно окружают ребенка и привлекают его внимание. В такой последовательности - сначала простые геометрические фигуры, а затем сложные предметы жизни,- П.Ф. Каптерев предлагает выполнять педагогическое правило: от простого к сложному. Он рассматривает "дары Фребеля" и занятия с ними как специальные упражнения для органов чувств. Цвет, форма, движения - основные элементы, искусно выраженные во фребелевских игрушках, способных возбуждать одновременно различные органы чувств. При этом во всех играх инициативу проявляет ребёнок, он должен быть самостоятельным участником, а не зрителем.

Когда в 70 гг. прошлого столетия идея создания детских садов в России только начинала обсуждаться в обществе, П.Ф. Каптерев сумел правильно оценить их педагогическое и общественное значение. Невозможность для многих родителей самим заниматься воспитанием детей порождала потребность в детских садах и яслях..."очевидно,- заключает П.Ф. Каптерев,- для рабочего класса решительно необходимы такие учреждения в которые можно было отдавать детей, отправляясь на работу, и грудных и малолеток вообще" [2]. В деревнях и сёлах детские сады и ясли особенно необходимы в летнюю пору, когда почти всё взрослое население было занято на работе в поле, а дети оставались без присмотра. Развития дошкольного общественного воспитания требовала и, по мнению Каптерева, собственно педагогическая необходимость, потребность детей в широком общении со своими сверстниками. Ребёнок, растущий без товарищей, "лишается одного из весьма важных, существенных условий правильного развития" [3]. Товарищество - важнейшее условие детских игр.

П.Ф. Каптерев главную роль в развитии ребёнка отводил играм. в них он видел одну из основ общественного и семейного дошкольного воспитания. Игры доставляют детям естественные упражнения для развития ума, чувств и воли наряду с укреплением их физических сил, содействуют жизнедеятельности всего организма, вырабатывают склонности, вкусы, культивируют эмоции, дисциплинируют, развивают самостоятельность, обеспечивают связь физического воспитания с духовным развитием и воспитанием, так как захватывают детскую личность целиком, в отличие от некоторых физических упражнений, направленных на развитие отдельных сторон личности. Игра, особенно "общественная" (со сверстниками),- это "серьёзная школа для развивающегося мышления детей" и "условия правильного всестороннего развития детской личности"[4].

П.Ф. Каптерев утверждал, что детский сад не снимает с родителей ответственности за воспитание детей, так как они находятся в нём лишь часть времени, проводя основную его часть в семье. Индивидуальность ребёнка в правильно организованном детском саду не подавляется, а наоборот, развивается. В детском саду, который превращён в школу для малышей с введением в ней всех школьных порядков, воспитание целиком извращёно. В детский сад собираются дети для свободных игр и занятий. Тут нет места принуждению и шаблону, дети по своему вкусу и склонностям группируются в играх и занятиях, в которых им, применяя свой опыт и знания, помогает воспитательница. Воспитательница не "буксир" тянущий за собой всех детей: куда она, туда и дети. П.Ф. Каптерев признаёт правильным другое: куда дети туда и воспитательница. И тогда отпадут упрёки в стадности воспитания, его шаблонности, придавливании индивидуальности ребёнка и т.п.. Опыт и знания воспитательницы искусно направляют занятия и игры детей, но не навязчиво, не ради точности правил, системы или распорядка.  

С именем П.Ф. Каптерева связаны подготовка и проведение Первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию. Съезд должен был рассмотреть вопросы: семья как воспитательная среда, научное изучение ребёнка, физическое, нравственное, эстетическое и умственное воспитание; обучение в семье; общественные организации по вопросам воспитания и защиты детей. В своей речи на открытие съезда (30 декабря 1912г.) П.Ф. Каптерев подчеркивал, что современная жизнь и окружающая действительность ставят вопрос: укреплять ли существующие семейные основы воспитания, совершенствовать или заменять новыми, общественными? Заменить всецело семейное воспитание общественным Каптерев считал невозможным,  так как у семейного воспитания уже выработана своя система. "Живая связь семьи с общественными… есть необходимое условие правильного развития детской личности в семье " [5]. Эту точку зрения поддержали участники съезда, высказывающиеся за необходимость улучшения и совершенствования как семейного, так и общественного воспитания.

П.Ф. Каптерев последовательно содействовал выяснению основ семейного воспитания, его целей, задач, характера, содержания и форм. Разработкой проблем семейного воспитания ученый внёс немалый вклад в сокровищницу русской педагогической литературы для родителей и воспитателей. П.Ф. Каптерев считал, что родителей и воспитателей следует просвещать в вопросах психологии, педагогики и гигиены, ратовал за расширение программы подготовки воспитательниц для детского сада.

Ему впервые удалось создать систему учебно-воспитательных учреждений  (детский сад, опытная школа первой степени, показательная школа, техникум, педагогический музей) с удачным подбором преподавателей, серьезной организацией всего учебно-воспитательного процесса, хорошей учебно-материальной базой.

В своей совокупности его выводы образуют прогрессивную педагогическую систему, которая перекликается с основными положениями ФГОС ДО.

Так в качестве основных принципов построения воспитательно-образовательного процесса ФГОС ДО [6] определяет следующие:

- образовательная программа дошкольного образования должна реализовываться в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка, обеспечивая тем самым принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей);

- содействие и сотрудничество детей и взрослых;

- признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

Задача Стандарта — объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. 

Вместе с тем принципы, которые лежат в основе Стандарта, предусматривают вариативность содержания дошкольного образования, которое обеспечивает развитие ребенка, и учет индивидуальных особенностей детей. Это следующие принципы:

1. поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2. личностно развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

3. уважение личности ребенка;

4. реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Требования к кадрам находятся в тесной связи с требованиями к психолого-педагогическим условиям. Требования к кадрам подразумевают ряд компетенций педагога. Во-первых, это умение педагога вовлечь детей в разные формы деятельности, умение вызвать интерес ребёнка к собственной активности, а не просто передавать детям какие-либо знания. Задача педагога развивать любознательность детей, их стремление постигать этот мир, растить "почемучек". Во-вторых, педагог должен уметь выбрать адекватные формы педагогической поддержки для каждого конкретного ребёнка. Это определено в Стандарте, как индивидуальный подход к детям и "обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка. В-третьих, педагог должен создать условия для свободной детской игры. В Стандарте игра определяется как основной и ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Вместе с тем требования к кадрам предполагают и развитие системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников.

Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека, т.е. дошкольное образование определяется, как самостоятельная ступень общего образования

Таким образом, П.Ф Каптерев, посвящая всю свою жизнь научному обоснованию педагогического процесса и разрабатывая по тем временам оригинальную педагогическую систему, на столетие опередил свое время.

Литература

1.  Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.М. Арсеньева. - М.: Педагогика, 1982. С. 704

2.  История русской педагогики 2-е изд. Пг., 1915, с.699.

3.  Там же, с.700.

4.  Энциклопедия семейного воспитания и обучения, 1898, вып. IV, с. 55.

5. Труды Первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию СПб.,1914, т. 1, с. 60.

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семейного и общественного воспитания

Консультация для воспитателей "Взаимодействие семейного и общественного воспитания"...

Деловая игра «Особенности государственной общественной системы дошкольного образования по Федеральному закону «Об образовании в РФ»

Повысить правовую культуру педагогов по Федеральному закону №273 «Об образовании в Российской Федерации», умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения....

Достоинства и недостатки семейного и общественного воспитания.

В данной таблице предоставлены все преимущества и недостатки семейного и общественного воспитания,сделан вывод....

Достоинства и недостатки семейного и общественного воспитания

Достоинства и недостатки семейного и общественного воспитания...

Взаимодействие семейного и общественного воспитания на современном этапе развития дошкольного образования

Взаимодействие семейного и общественного воспитания на современном этапе развития дошкольного образования...

"Консультативный пункт как одна из вариативных форм организации дошкольного образования в обеспечении единства и преемственности семейного и общественного воспитания (как результат работы по проекту "Мы вместе, мы рядом")

Цель консультационного центра: повышение доступности и качества дошкольного образования через оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) дошкольников.Задачи консультацион...