Мастер класс «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»
материал на тему

Деманова Галина Владимировна

Основные задачи – это развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx27.74 КБ
Файл prezentatsiya_k_master_klassu.pptx1.24 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №1 «ИВУШКА» С.ЛИПОВКА БАЗАРНО – КАРАБУЛАКСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Мастер –класс на тему:

«Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»

Воспитатель Деманова Галина Владимировна

01.04.2018

Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива, 
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
“О, как же ты красива!”.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Но мы видим, что с каждым годом число детей, имеющих недостатки развития речи, все возрастает. В основу нашей работы положена игра. Для ребенка игра – это способ познания мира. Чем осмысленнее и четче будут детские игровые движения, тем глубже знакомство с миром.

Учеными доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Главная причина этой проблемы — общее моторное отставание и снижение уровня развития кистевой моторики рук. Еще несколько десятков лет назад родителям вместе с детьми приходилось больше делать руками: стирать и отжимать бельё, перебирать крупу, вязать, вышивать и т.д. Теперь в современной жизни огромное количество бытовой техники и многие операции выполняют за человека машины. Производители товаров для детей, пытаясь облегчить малышам, процесс одевания, оказали им в буквальном смысле «медвежью услугу». Шнурки и застежки, которые ребенок должен был ежедневно застегивать и завязывать, сменились удобными липучками. Но за все приходится платить – пострадало развитие мелкой моторики у детей, которое раньше происходило практически автоматически! (и как следствие появились недостатки в развитии речи)

Для активизации речевого развития детей мы в ООД и в повседневной используем упражнения и игры, которые направлены на решение разных речевых задач. 

Основные задачи – это развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь. 

Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе.

Для  эффективной работы с детьми в нашем детском саду было создано дидактическое панно «Теремок». Оно многофункциональное, легкое в использовании.

        Панно имеет тканевую основу домика-теремка с нашитыми на него элементами: окошками всех цветов радуги, которые зафиксированы различными застежками (липучка, шнуровка, кнопки, пуговицы, молнии и т.д.) Это позволяет в игре развивать у детей мелкую моторику рук (завязывание и развязывание шнурков, ленточек, застегивании молнии, кнопок, пуговиц, липучек, замочков), а также тактильные ощущения, логическое мышление, память, внимание, речь.  Дидактическое панно можно расположить на столе, полу и другом удобном месте.

Дополнительно к пособию изготовлены атрибуты: изображения сказочных персонажей.    

Варианты работы разнообразны: например, можно предложить детям сочинить и рассказать сказку, обыграть различные сюжеты. Дети самостоятельно выбирают необходимые атрибуты, располагают их на панно и рассказывают свою сказку или могут продолжить сказку по заданному началу.

    При составлении сюжета ребенку многократно приходится прикреплять и снимать атрибуты, что развивает сенсорные ощущения, мелкую моторику, стимулирует развитие речи и творческие способности; приводит к положительным результатам в работе.

В образовательной области «Речевое развитие» с помощью этого панно можно придумать и рассказать сказку «Теремок». В образовательной области «Познавательное развитие» панно применяется для формирования первичных представлений и отношений объектов окружающего мира для повторения цвета, формы, величины, размера, пространства, а также для формирования умения узнавать на панно диких животных и называть их и.т.д.

   Сюжет каждый раз может меняться в зависимости от настроения, времени года, явлений природы,  а также  от развивающих, обучающих и воспитательных задач, которые ставит педагог в совместной деятельности с детьми. Материал для сюжета может меняться и пополняться.

Вот вариант  игры с панно «Теремок».

Сказка «Теремок»

Цель: всестороннее развитие речи детей и связанных с ней психических  процессов.

Задачи:

 Образовательные:

-  закреплять знания о русских народных сказках;

- закреплять звуки и формировать умение звукоподражанию;

- формировать умение различать вопросы «Сколько?», «Который?», «Какой?» и правильно отвечать на них; 

- развить  восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).

Воспитательные:

-воспитание  любви к природе, животным,  гуманности, скромности, доброты, ответственности.

Развивающие:

- развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста;

-  развивать умение обыгрывать различных сказочных сюжетов;

- развитие внимания, воображения;

- развивать артистические качества, раскрыть творческий потенциал детей.

                                                                                                                                                     

Рассказчик

Кар – кар – кар, сюда – сюда,

              На поляне чудеса.

             Дом стоит многоэтажный.

             И никто в нем не живет!

             Услыхали звери карканье вороны

             И по лесу новость разнеслась вмиг.

             Все хотят увидеть чудеса лесные,

             Все хотят в чудо – домики жить.

Вот летит комар – пискун.

Комар

С-С-С-С-С

Пустите  меня в теремок.

Рассказчик

Назови зверей со звуком С

Комар

Слон, суслик, носорог, лось, лиса, песец, соболь, косуля

Рассказчик

Заходи, будем жить мы счастливо

Летит муха - зузуха.

Муха

З-З-З-З-З

Пустите меня в теремок.

Рассказчик

Скажи быстро скороговорку.

Муха

Зоя зайкина хозяйка – спит в тазу у Зои зайка.

Рассказчик

Заходи, будем жить вдвоем

Скачет по полю лягушка-квакушка.

Лягушка

Ква- Ква- Ква

Пустите меня  к себе жить.

Рассказчик

Давай попробуем назвать противоположности (антонимы)

Лягушка

Нам с тобой пришёл черёд,
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь:
Низко.

Скажу я слово
Далеко,
А ты ответишь:
… (близко).

Скажу я слово
Потолок,
А ты ответишь:
… (пол).

Скажу я слово
Потерял.
И скажешь ты:
… (нашёл).

Скажу тебе я слово
Трус,
Ответишь ты:
… (храбрец).

Теперь
Начало
Я скажу, -
Ну, отвечай:
… (конец)     

Рассказчик

Заходи, будем жить мы весело втроем

Скачет зайка – побегайка

Заяц

Цок-Цок-Цок

Пустите меня к себе.

Рассказчик

Выполни задание - Доскажи словечко.

Заяц

Рос на грядке …(огурец)

Жил на дереве … (скворец)

Тот скворец большой…(мудрец)

Захотел съесть …(огурец)

Прилетела в гости …(птица)

- Мне нельзя тут … (поживиться)?

Склевали вместе …(огурец)

И стихам нашим …(конец)

Рассказчик

Заходи, будем жить мы вчетвером

Бежит мимо лиса

Лиса

Пустите меня в теремок.

Рассказчик

А назови –ка, нам правильно соки из овощей и фруктов?

Лиса

Сок из винограда – виноградный сок

Сок из сливы – … ;

Сок из клюквы – …;

Сок из брусники – … ;

Сок из моркови - … ;

 Сок из свёклы  – … ;

Сок из лимона  – … ;

Сок из граната  - … ;

Сок из апельсина - … .

Рассказчик

Заходи, будем жить мы впятером

Идет Волчок - рычащий бочок.

Волк

Р-Р-Р-Р-Р

Пустите меня к вам во двор.

Рассказчик

Назови профессии на звук Р

Волк

Рабочий, радист, разведчик, рубщик, ревизор, регулировщик, редактор, режиссер, репетитор, рестовратор, рикша, риэлтор, рыбак, руководитель и др.

Рассказчик

Заходи, будет нас шестеро

Мишка – косолапый по лесу идет.

Медведь

Пустите меня  в теремок.

Рассказчик

А назови-ка всех зверей, которые  живут в теремке ласково, и про себя не забудь.

Медведь.

Комарик, мушка, лягушечка, зайчишка, лисонька, волчишка, медведюшка

Рассказчик

Заходи, будем жить мы дружно и всех нас семеро

Стали вместе они жить,  

Вместе жить и не тужить.

      Каждая игра должна быть полезна для развития детей и обязательно в игре должно быть наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия и преодоления некоторых трудностей.

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАСТЕР – КЛАСС «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности» « Развитие речи дошкольников в игровой деятельности » . Подготовила воспитатель МБДОУ «Детский сад №1 « Ивушка » с.Липовка Деманова Г.В .

Слайд 2

Прекрасна речь, когда она как ручеек, Бежит среди камней чиста, нетороплива, И ты готов внимать ее поток, и восклицать: “О, как же ты красива!”

Слайд 3

Задачи : развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь.

Слайд 5

Цель: всестороннее развитие речи детей и связанных с ней психических процессов. Задачи: Образовательные: закреплять знания о русских народных сказках; формировать умение звукоподражанию; - формировать умение различать вопросы «Сколько?», «Который?», «Какой?» и правильно отвечать на них; - развить восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форму, величину, расположение в пространстве). Воспитательные: -воспитание любви к природе, животным, доброты, ответственности. Развивающие: - развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста; - развивать словарный запас; - развитие внимания, воображения; - развивать артистические качества, раскрыть творческий потенциал детей.

Слайд 6

1 Назови животных со звуком С

Слайд 7

2 Скажи скороговорку: «Зоя зайкина хозяйка – спит в тазу у Зои зайка»

Слайд 8

3 Нам с тобой пришёл черёд, Сыграть в игру «Наоборот» Скажу я слово Высоко, А ты ответишь: Низко. Скажу я слово Далеко, А ты ответишь: … Скажу я слово Потолок, А ты ответишь: … Скажу я слово Потерял. И скажешь ты: … Скажу тебе я слово Трус, Ответишь ты: … Теперь Начало Я скажу, - Ну, отвечай: …

Слайд 9

4 Рос на грядке … Жил на дереве … Тот скворец большой… Захотел съесть … Прилетела в гости … - Мне нельзя тут … Склевали вместе … И стихам нашим … «Доскажи словечко»

Слайд 10

5 «Назови правильно соки из овощей и фруктов» Сок из винограда – виноградный сок Сок из сливы – … ; Сок из клюквы – …; Сок из брусники – … ; Сок из моркови - … ; Сок из свёклы – … ; Сок из лимона – … ; Сок из граната - … ; Сок из апельсина - … .

Слайд 11

6 Назови профессии на звук Р

Слайд 12

7 Назови зверей теремка ласково

Слайд 13

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Развитие речи детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики рук».

Мастер-классРазвитие речи детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики рук». Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с методами развития мел...

Мастер-класс "Активизация речи дошкольников посредством игровой деятельности"

Цель: способствовать повышению педагогической компетентности воспитателей в рамках темы.Задачи: рассказать воспитателям о способах речевого развития детей при помощи игры с кубиками; показать эффектив...

Мастер класс "Развитие речи дошкольников с помощью наглядного моделирования".

В нашей речи каждому слову должно быть определено своё место. А как определить правильное местоположение слова в предложении и поставить его так, чтобы было грамматически верно оформлено, узнаем на на...

Мастер – класс « Развитие речи дошкольников – с использованием пособий В. В. Воскобовича »

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. В этой связи развитие...

Дидактическая игра/ пособие по развитию речи . Мастер – класс «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18575061","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"346","width":"461"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18575064","...

Мастер-класс для педагогов "Развитие речи дошкольников в игровой деятельности"

Повышение профессионального мастерства и обмен опытом по развитию речи дошкольников....

Мастер-класс "Развитие речи с использованием игровых технологий"

Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование современных, традиционных и нетрадиционных педагог...