Презентация к мастер-классу для воспитателей на тему "Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования"
методическая разработка

Кулаева Елена Сергеевна

В настоящее время существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. В своей работе с детьми по речевому развитию я использую метод наглядного моделирования, разработанный Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным, Н.А. Ветлугиной “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К.Д. Ушинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon master-klass.ppt2.93 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №54 «Аленький цветочек» Воспитатель первая квалификационная категория Кулаева Елена Сергеевна Тема мастер-класса : Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования Цель: Оказание информационной и методической поддержки педагогам дошкольных образовательных учреждений по вопросу формирования и развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством наглядного моделирования Задачи : 1.Реализация практических аспектов наглядного моделирования по развитию связной речи у детей дошкольного возраста. 2. Обобщение, распространение практических рекомендаций по данной проблеме.

Слайд 2

« Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К.Д. Ушинский

Слайд 3

Моделирование - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Модель - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя. Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Слайд 4

АКТУАЛЬНОСТЬ Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить проблему быстрой утомляемости и потери интереса; использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью; применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Слайд 5

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ пересказ; составление рассказов по картине; описательный рассказ; творческий рассказ.

Слайд 7

МНЕМОТЕХНИКА система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации

Слайд 8

Мнемотехника

Слайд 9

Как составлять мнемотаблицы разбивка текста на части (ориентируясь на самые важные моменты); разделение листа бумаги на квадраты (количество квадратов зависит от выделенных частей рассказа); изображение каждого момента в картинке (описанию поддаются как существительные, так и прилагательные); слова, которые трудно поддаются зарисовке (глаголы или вопросы), могут быть изображены в виде знака «?» (их обязательно необходимо прокомментировать ребёнку).

Слайд 10

Стихотворение

Слайд 11

Загадка ?

Слайд 12

Скороговорка

Слайд 13

Сказки

Слайд 14

Составление описательного рассказа

Слайд 15

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ Метод «интеллект-карт» был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном . По-английски он называется "mind maps". Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин "интеллект-карты".

Слайд 16

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.

Слайд 17

Свойства интеллект-карт ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ НАГЛЯДНОСТЬ ЗАПОМИНАЕМОСТЬ СВОЕВРЕМЕННОСТЬ ТВОРЧЕСТВО ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕСМОТРА

Слайд 18

Закрепление и обобщение материала

Слайд 19

Развитие связной речи

Слайд 20

Карты созданные детьми

Слайд 21

Рекомендации по применению интеллект- карт задавайте больше вопросов; обращайте внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом; беседуйте по карте; составляйте рассказы; добавляйте и усложняйте в соответствии с возрастом детей; экспериментируйте

Слайд 22

КАРТЫ ПРОППА 1.Формируется умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев; 2. Карты развивают внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащают эмоциональную сферу, активизируют устную связную речь; 3. Карты развивают активность личности, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету

Слайд 26

Этапы работы Знакомство детей с композицией жанра сказка (зачин, основная часть, концовка) (средний возраст). Подготовительные игры, в процессе которых ребята познакомятся и освоят все сказочные функции (средний возраст). Знакомство с обозначениями карт Проппа (старшая группа). Пересказ детьми сказки, с опорой на карты Проппа (старшая группа ). Сочинение детьми сказки с опорой на схематические изображения(подготовительная группа) .

Слайд 27

Подведение итогов. Рефлексия Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. Желаем Вам успехов, творчества и педагогического оптимизма в развитии связной речи дошкольников!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Коммуникативная компетентность как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации.

Тема: «Коммуникативная компетентность как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации».Введение. Развитие связной речи является центральной задаче...

Мастер-класс «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования»

МАСТЕР-КЛАСС «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования»...

Инновационные педагогические технологии «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования»(2022г)

Интеллект - карты – это уникальный и простой метод запоминания информации.     Благодаря своим свойствам использование метода интеллект - карт в работе с детьми старшего...

Инновационные педагогические технологии «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования»(2020-2023г). Обобщение опыта.

Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полн...

план по теме самообразования "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования"

Выявить эффективность использования приемов моделирования в развитии связной речи у детей. Повышение своего теоретического и практического уровня профессионального мастерства и компетентности....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме самообразования: «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредствам наглядного моделирования» на межаттестационный период 2024-2028г.г.

. Актуальность темы. Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день в речи детей существует множество проблем, недостаточный словарный запас:- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;-...

Методическая разработка «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством моделирования»

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования ус...