Методическая разработка НОД по художественно-эстетическому развитию "Рисование пластилином".
методическая разработка (средняя, старшая группа) на тему

Вилявина Наталия Алексеевна
Методическая разработка НОД по художественно-эстетическому развитию "Рисование пластилином".
Тема: "Синичка-невеличка"
Цель: научить детей использовать пластилин в качестве изобразительного материала и создания знакомого образа (синички) посредством пластилина на горизонтальной плоскости.
Задачи:
Образовательные:
закреплять ранее освоеннные приемы пластилинографии: придавливание, примазывание, разглаживание, скатывание;
продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – портретом;
обобщать и систематизировать знания детей о зимующих и перелетных птицах.
Развивающие:
развивать умение детей самостоятельно выбирать способы выполнения работы;
развивать мелкую моторику пальцев рук, диалогическую речь;
развивать навыки общения и взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками;
способствовать развитию познавательного интереса к народным праздникам, к миру птиц.
Воспитательные:
воспитывать аккуратность, навыки сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи, умения позитивно оценивать работы сверстников.
Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами на прогулке, за их поведением возле кормушки.
Беседы «Зимующие и перелетные», «Синичкин день».
Рассматривание иллюстраций с изображением птиц, уточнение внешнего строения птиц.
Составление описательных рассказов о птицах, разгадывание загадок.
Дидактические игры: «Кто где живет?», «Кто чем питается?», «Узнай птицу по описанию», настольно-печатная игра «Наши соседи».
Чтение произведений художественной литературы: В. Бианки «Лесные домишки», М. Пришвин «Журка», «Лесной доктор», Н. Сладков «Синичкина кладовая», В. Жуковский «Жаворонок», С. Есенин «Воробышки», А. Барто «Ворона», А. Яшин «Покормите птиц зимой».
Материалы:
«волшебное» колечко с запиской;
предметные картинки с изображением птиц: соловей, грач, ласточка, скворец, дрозд, кукушка, дятел, снегирь, сорока, синица, голубь, воробей;
маски Солнышка и Снежинки;
mp 3 запись «Пение синицы», магнитофон;
3 портрета синицы, выполненных разными способами пластилинографии;
пластилин;
картон с контурным изображением синицы;
стеки и доски для лепки по количеству детей;
влажные салфетки;
корзинка с печеными орешками.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Вводная часть.
Воспитатель приветствует вошедших в группу детей:
- Доброе утро, мои милые друзья.
Всех вас рада видеть я!
Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей!
Давайте поприветствуем их поскорей.
Воспитатель: - Ой, ребята, посмотрите, что это на ковре блестит? (Дети поднимают кольцо). Откуда же оно у нас взялось? Может, кто – то из гостей его потерял? Посмотрите, в кольцо бумажка вставлена. Сейчас я посмотрю, что в ней написано. Читает: «Если веришь в чудеса, повторяй волшебные слова» Ой, ребята, а колечко это не простое, а волшебное! А вы верите в чудеса? Садитесь на стульчики, закрывайте глаза, а я буду повторять волшебные слова:
«Ты катись-катись колечко
На осеннее крылечко
И с осеннего крылечка
Молви чудное словечко» (Звучит фонограмма «Пение синицы»).
Воспитатель: - Это что за чудеса, что за чудо голоса? (Ответы детей) А вы знаете как называется эта птица? (Дети высказывают свои предположения).
Воспитатель: - Давайте с вами опять обратимся к колечку. Вы запомнили волшебные слова? Закрывайте скорее глаза и повторяйте их вместе со мной:
«Ты катись-катись колечко
На осеннее крылечко
А с осеннего крыльца
Покажи нам чудеса!» (По окончании слов в группу влетает девочка – синичка)
Основная часть.
Синичка: - Здравствуйте, детишки и присутствующие здесь взрослые!
Я – маленькая птичка, ростом невеличка,
Спинкою зеленовата, животиком желтовата,
Черненькая шапочка и полоска шарфика.
Вы догадались кто я? (ответы детей)
Синичка: - Правильно, я – синичка, птичка – невеличка, но свой праздник знаю! И называется он Синичкин день! Ребята, а вы слышали о нем? (Да)
Воспитатель: - Ребята, расскажите нашей гостье о ее любимом празднике (Ответы детей: Этот праздник отмечается с давних пор на Руси 12 ноября. В этот день люди готовятся к встрече зимующих птиц. Они мастерят и вывешивают кормушки, готовят для птиц угощение, читают о птицах стихи и играют в игры. В случае затруднения воспитатель стимулирует ответы детей наводящими вопросами)
Синичка: Я тоже хочу с вами поиграть!
Воспитатель: Ребята, во что бы нам с Синичкой поиграть? (ответы детей) Может нам научить нашу гостью играть в игру «Передай другому»? Приглашаю всех к столу (Дети становятся вокруг стола).
Воспитатель: - Кто может гостье рассказать, как в игру играть? (Один из детей рассказывает правила игры, а в случае затруднения другие дети ему помогают: «Играющий берет со стола карточку изображением вниз, передает ее соседу справа. Тот, кому дали карточку переворачивает ее, называет изображенную на ней картинку и кладет на стол перед собой. Потом он берет другую карточку и передает ее соседу справа и игра продолжается.»)
Синичка: -  Ребятки, какие вы молодцы! Вы правильно назвали моих пернатых друзей.
Воспитатель: - Синичка, да ты послушай, как ребята умеют на мои вопросы быстро отвечать:  
Птиц называют «пернатыми», потому что туловище птицы покрыто… (перьями).
Птицы, которые улетают осенью на юг, называются … (перелетные).
Осенью птицы улетают на юг, потому что… (боятся холода и голода).
Птицы, которые не улетают осенью на юг и птицы, прилетающие к нам зимой с севера называются … (зимующие).
Люди подкармливают птиц зимой, чтобы они … (не погибли от холода и голода).
Воробей, сорока, снегирь, синица – это … (зимующие птицы).
Ласточка, грач, скворец, соловей – это … (перелетные птицы).
Воспитатель: - Синичка, тебе понравились ответы детей?
Синичка: - Да, ребята просто класс! Мне так нравится у вас! Я хочу вам предложить поиграть в мою любимую игру «Зимующие и перелетные». Кто хочет быть Солнышком и Снежинкой? (Воспитатель предлагает выбранным детям надеть маски Солнышка и Снежинки, а всем другим детям взять картинки с изображением птиц.)
Воспитатель: - Ребята, мы же с вами в эту игру тоже играли. Кто помнит правила игры? (Один из детей рассказывает правила игры, а в случае затруднения другие дети ему помогают: «Во время звучания музыки Солнышко, Снежинка и птицы бегают врассыпную по группе, не наталкиваясь друг на друга. Когда музыка перестает звучать, Солнышко и Снежинка останавливаются на месте, а птицы – собираются в стаи: зимующие около Снежинки, а перелетные около Солнышка. Затем каждая стая проверяет, нет ли чужих.»)
Воспитатель: - Друзья, как славно вы играли! Зимующих и перелетных птиц вы правильно назвали! А теперь я предлагаю вам на стульчики сесть и немного отдохнуть.
Воспитатель: - Ребята, понравилась вам сегодняшняя встреча с Синичкой? Тогда я предлагаю вам на память об этой встрече нарисовать ее портрет. Вы согласны?  Что такое портрет?
Воспитатель: Правильно, портрет – это изображение кого - то на картине или фотографии. Рисовать мы сегодня будем не красками, а пластилином. Но почему – то наша гостья загрустила? Что случилось, Синичка?
Синичка: - Я не умею рисовать пластилином.
Воспитатель: - Не грусти. Ребята тебя сейчас научат!
Воспитатель предлагает детям рассмотреть 3 портрета синички, выполненных разными способами пластилинографии (с использованием «мазка», «шариков», «жгутиков») и обсудить методику выполнения каждого из них. После этого воспитатель спрашивает у каждого ребенка каким способом он хотел бы выполнить свою работу и предлагает занять места за соответствующим столом (Дети делятся на группы в соответствии с выбранным способом выполнения работы).
Воспитатель: - Ребята, какие правила работы с пластилином вы знаете? (Ответы детей:
1. Во время работы надо следить, чтобы пластилин не падал на пол.
2. Нельзя брать пластилин в рот.
3. Для работы от целого куска пластилина необходимо отрезать стеком небольшой кусочек.
4. В ходе работы необходимо вытирать руки от прилипшего пластилина влажной салфеткой.
5. На рабочем месте и в коробке с пластилином поддерживать чистоту и порядок.
6. После окончания работы надо очистить доску и стеку от пластилина, привести рабочее место в порядок, вытереть руки салфеткой.
Воспитатель: - Прежде, чем работу начать, надо пальчики размять.
Пальчиковая гимнастика «Птичка».
На ладонь посадим птичку,
Кормим милую синичку.
Птичка зернышки клюет,
Деткам песенку поет:
«Тень, тень, потетень,
Я летаю целый день».
Ждут синичку пять птенцов —
Голосистых молодцов.
Детки в гнездышке сидят
И, конечно, есть хотят.
Воспитатель: Теперь можно и к работе приступать.
Практическая часть.
В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям свободу в творчестве, оказывая индивидуальную помощь.
Заключительная часть.
По окончании работы педагог предлагает детям разместить работы ребят на одном столе и посмотреть, что же получилось.
Воспитатель: - Ребята, какие замечательные работы получились у вас! Какая синичка понравилась больше всех? Почему? Что вам сегодня понравилось больше всего? Что для вас было трудным? Вы все сегодня молодцы! Синичка, а ты, что молчишь?
Синичка: - Да, да! Работы очень хороши! Я вижу, что все старались от души!
Поэтому, мои друзья, я орешки вам из леса принесла (отдает корзинку с печеными орешками воспитателю, дети благодарят Синичку). До свидания, друзья, ждет меня моя семья! (Синичка забирает свою поделку и улетает.)
Воспитатель: - Ребята, а вам с гостями надо попрощаться, к друзьям своим поспешить и орешками их угостить.
 
,

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka2018.odt11.58 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка НОД по художественно-эстетическому развитию "Рисование пластилином".

Автор: Вилявина Наталия Алексеевна

 ГБОУ 695 "Радуга"

Санкт-Петербург.

Тема: "Синичка-невеличка"

Цель: научить детей использовать пластилин в качестве изобразительного материала и создания знакомого образа (синички) посредством пластилина на горизонтальной плоскости.

Задачи:

Образовательные:

закреплять ранее освоеннные приемы пластилинографии: придавливание, примазывание, разглаживание, скатывание;

продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – портретом;

обобщать и систематизировать знания детей о зимующих и перелетных птицах.

Развивающие:

развивать умение детей самостоятельно выбирать способы выполнения работы;

развивать мелкую моторику пальцев рук, диалогическую речь;

развивать навыки общения и взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками;

способствовать развитию познавательного интереса к народным праздникам, к миру птиц.

Воспитательные:

воспитывать аккуратность, навыки сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи, умения позитивно оценивать работы сверстников.

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами на прогулке, за их поведением возле кормушки.

Беседы «Зимующие и перелетные», «Синичкин день».

Рассматривание иллюстраций с изображением птиц, уточнение внешнего строения птиц.

Составление описательных рассказов о птицах, разгадывание загадок.

Дидактические игры: «Кто где живет?», «Кто чем питается?», «Узнай птицу по описанию», настольно-печатная игра «Наши соседи».

Чтение произведений художественной литературы: В. Бианки «Лесные домишки», М. Пришвин «Журка», «Лесной доктор», Н. Сладков «Синичкина кладовая», В. Жуковский «Жаворонок», С. Есенин «Воробышки», А. Барто «Ворона», А. Яшин «Покормите птиц зимой».

Материалы:

«волшебное» колечко с запиской;

предметные картинки с изображением птиц: соловей, грач, ласточка, скворец, дрозд, кукушка, дятел, снегирь, сорока, синица, голубь, воробей;

маски Солнышка и Снежинки;

mp 3 запись «Пение синицы», магнитофон;

3 портрета синицы, выполненных разными способами пластилинографии;

пластилин;

картон с контурным изображением синицы;

стеки и доски для лепки по количеству детей;

влажные салфетки;

корзинка с печеными орешками.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Вводная часть.

Воспитатель приветствует вошедших в группу детей:

- Доброе утро, мои милые друзья.

Всех вас рада видеть я!

Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей!

Давайте поприветствуем их поскорей.

Воспитатель: - Ой, ребята, посмотрите, что это на ковре блестит? (Дети поднимают кольцо). Откуда же оно у нас взялось? Может, кто – то из гостей его потерял? Посмотрите, в кольцо бумажка вставлена. Сейчас я посмотрю, что в ней написано. Читает: «Если веришь в чудеса, повторяй волшебные слова» Ой, ребята, а колечко это не простое, а волшебное! А вы верите в чудеса? Садитесь на стульчики, закрывайте глаза, а я буду повторять волшебные слова:

«Ты катись-катись колечко

На осеннее крылечко

И с осеннего крылечка

Молви чудное словечко» (Звучит фонограмма «Пение синицы»).

Воспитатель: - Это что за чудеса, что за чудо голоса? (Ответы детей) А вы знаете как называется эта птица? (Дети высказывают свои предположения).

Воспитатель: - Давайте с вами опять обратимся к колечку. Вы запомнили волшебные слова? Закрывайте скорее глаза и повторяйте их вместе со мной:

«Ты катись-катись колечко

На осеннее крылечко

А с осеннего крыльца

Покажи нам чудеса!» (По окончании слов в группу влетает девочка – синичка)

Основная часть.

Синичка: - Здравствуйте, детишки и присутствующие здесь взрослые!

Я – маленькая птичка, ростом невеличка,

Спинкою зеленовата, животиком желтовата,

Черненькая шапочка и полоска шарфика.

Вы догадались кто я? (ответы детей)

Синичка: - Правильно, я – синичка, птичка – невеличка, но свой праздник знаю! И называется он Синичкин день! Ребята, а вы слышали о нем? (Да)

Воспитатель: - Ребята, расскажите нашей гостье о ее любимом празднике (Ответы детей: Этот праздник отмечается с давних пор на Руси 12 ноября. В этот день люди готовятся к встрече зимующих птиц. Они мастерят и вывешивают кормушки, готовят для птиц угощение, читают о птицах стихи и играют в игры. В случае затруднения воспитатель стимулирует ответы детей наводящими вопросами)

Синичка: Я тоже хочу с вами поиграть!

Воспитатель: Ребята, во что бы нам с Синичкой поиграть? (ответы детей) Может нам научить нашу гостью играть в игру «Передай другому»? Приглашаю всех к столу (Дети становятся вокруг стола).

Воспитатель: - Кто может гостье рассказать, как в игру играть? (Один из детей рассказывает правила игры, а в случае затруднения другие дети ему помогают: «Играющий берет со стола карточку изображением вниз, передает ее соседу справа. Тот, кому дали карточку переворачивает ее, называет изображенную на ней картинку и кладет на стол перед собой. Потом он берет другую карточку и передает ее соседу справа и игра продолжается.»)

Синичка: -  Ребятки, какие вы молодцы! Вы правильно назвали моих пернатых друзей.

Воспитатель: - Синичка, да ты послушай, как ребята умеют на мои вопросы быстро отвечать:  

Птиц называют «пернатыми», потому что туловище птицы покрыто… (перьями).

Птицы, которые улетают осенью на юг, называются … (перелетные).

Осенью птицы улетают на юг, потому что… (боятся холода и голода).

Птицы, которые не улетают осенью на юг и птицы, прилетающие к нам зимой с севера называются … (зимующие).

Люди подкармливают птиц зимой, чтобы они … (не погибли от холода и голода).

Воробей, сорока, снегирь, синица – это … (зимующие птицы).

Ласточка, грач, скворец, соловей – это … (перелетные птицы).

Воспитатель: - Синичка, тебе понравились ответы детей?

Синичка: - Да, ребята просто класс! Мне так нравится у вас! Я хочу вам предложить поиграть в мою любимую игру «Зимующие и перелетные». Кто хочет быть Солнышком и Снежинкой? (Воспитатель предлагает выбранным детям надеть маски Солнышка и Снежинки, а всем другим детям взять картинки с изображением птиц.)

Воспитатель: - Ребята, мы же с вами в эту игру тоже играли. Кто помнит правила игры? (Один из детей рассказывает правила игры, а в случае затруднения другие дети ему помогают: «Во время звучания музыки Солнышко, Снежинка и птицы бегают врассыпную по группе, не наталкиваясь друг на друга. Когда музыка перестает звучать, Солнышко и Снежинка останавливаются на месте, а птицы – собираются в стаи: зимующие около Снежинки, а перелетные около Солнышка. Затем каждая стая проверяет, нет ли чужих.»)

Воспитатель: - Друзья, как славно вы играли! Зимующих и перелетных птиц вы правильно назвали! А теперь я предлагаю вам на стульчики сесть и немного отдохнуть.

Воспитатель: - Ребята, понравилась вам сегодняшняя встреча с Синичкой? Тогда я предлагаю вам на память об этой встрече нарисовать ее портрет. Вы согласны?  Что такое портрет?

Воспитатель: Правильно, портрет – это изображение кого - то на картине или фотографии. Рисовать мы сегодня будем не красками, а пластилином. Но почему – то наша гостья загрустила? Что случилось, Синичка?

Синичка: - Я не умею рисовать пластилином.

Воспитатель: - Не грусти. Ребята тебя сейчас научат!

Воспитатель предлагает детям рассмотреть 3 портрета синички, выполненных разными способами пластилинографии (с использованием «мазка», «шариков», «жгутиков») и обсудить методику выполнения каждого из них. После этого воспитатель спрашивает у каждого ребенка каким способом он хотел бы выполнить свою работу и предлагает занять места за соответствующим столом (Дети делятся на группы в соответствии с выбранным способом выполнения работы).

Воспитатель: - Ребята, какие правила работы с пластилином вы знаете? (Ответы детей:

1. Во время работы надо следить, чтобы пластилин не падал на пол.

2. Нельзя брать пластилин в рот.

3. Для работы от целого куска пластилина необходимо отрезать стеком небольшой кусочек.

4. В ходе работы необходимо вытирать руки от прилипшего пластилина влажной салфеткой.

5. На рабочем месте и в коробке с пластилином поддерживать чистоту и порядок.

6. После окончания работы надо очистить доску и стеку от пластилина, привести рабочее место в порядок, вытереть руки салфеткой.

Воспитатель: - Прежде, чем работу начать, надо пальчики размять.

Пальчиковая гимнастика «Птичка».

На ладонь посадим птичку,

Кормим милую синичку.

Птичка зернышки клюет,

Деткам песенку поет:

«Тень, тень, потетень,

Я летаю целый день».

Ждут синичку пять птенцов —

Голосистых молодцов.

Детки в гнездышке сидят

И, конечно, есть хотят.

Воспитатель: Теперь можно и к работе приступать.

Практическая часть.

В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям свободу в творчестве, оказывая индивидуальную помощь.

Заключительная часть.

По окончании работы педагог предлагает детям разместить работы ребят на одном столе и посмотреть, что же получилось.

Воспитатель: - Ребята, какие замечательные работы получились у вас! Какая синичка понравилась больше всех? Почему? Что вам сегодня понравилось больше всего? Что для вас было трудным? Вы все сегодня молодцы! Синичка, а ты, что молчишь?

Синичка: - Да, да! Работы очень хороши! Я вижу, что все старались от души!

Поэтому, мои друзья, я орешки вам из леса принесла (отдает корзинку с печеными орешками воспитателю, дети благодарят Синичку). До свидания, друзья, ждет меня моя семья! (Синичка забирает свою поделку и улетает.)

Воспитатель: - Ребята, а вам с гостями надо попрощаться, к друзьям своим поспешить и орешками их угостить.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка программы раздела "Художественно-эстетического развития" Образовательная область "Художественное творчество"

Методическая разработка программы раздела "Художественно-эстетического развития" Образовательная область "Художественное творчество"...

Методическая разработка программы раздела "Художественно-эстетического развития". Образовательная область "Художественное творчество"

Для методической разработки программы мною выбран раздел"Художественно - эстетическое развитие". Художественно - эстетическое развитие осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными видами...

Методическая разработка конспекта по художественно-эстетическому развитию (использование нетрадиционной техники рисования с элементами аппликации) "Осенние деревья" в подготовительной группе

Познакомить с новым видом  нетрадиционной техники рисования «раздувание краски» с элементами аппликации из природного материала.Содействовать развитию воображения, фантазии  в процессе выпол...

Методическая разработка НОД по художественно-эстетическому развитию,область"Художественное творчество" с использованием здоровьесберегающих технологий.Тема "Разноцветные пузырики"

Учить детей рисовать предметы круглой формы с помощью штампа.Систематизировать у детей понятия "один-много" , "большой-маленький".Упражнять в названии основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый ...

Методическая разработка НОД по художественно-эстетическому развитию "Рисование пластилином"

С раннего возраста детей знакомят родители и воспитали в детском саду с таким материалом, как пластилин. Он мягкий и пластичный, ребенок очень быстро учится лепить, разминать, скатывать шары и полос...

Методическая разработка НОД по художественно-эстетическому развитию "Рисование пластилином" во второй младшей дошкольной группе детского сада.

Цель: научить детей использовать пластилин в качестве изобразительного материала.Задачи:воспитывать интерес к сказкам, к рисованию пластилином;закреплять умение детей лепить предметы, состоящие и...