Мастер - класс "Кольца Луллия"(ТРИЗ)
материал (старшая группа) на тему

Кольца Луллия прочно заняли свое место в педагогике и в наше время. Они вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_-triz.docx36.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

              Детский  сад №366 центр  развития  ребенка

                                        Мастер – класс

                  Мухаметшиной   Каримы   Ильясовны

В  мир девчонок и мальчишек завела меня судьба

Научила, закрутила, увлекла она меня.

Здесь играю с детворою,  и  танцую, и пою.

Ну, а тризовские  игры непременно провожу!

Каждый  ребенок – это  сундук  с  сокровищами ,полный  необыкновенных  идей, мыслей  и фантазий. Но , к  сожалению, не  всегда  у детей  появляется  возможность  его  открыть  и  правильно  воспользоваться  его  содержимым .Поэтому  детям необходимо давать возможность  как можно  больше  проявить  свои  способности, не  стесняясь  неправильности   или  неточности  в  ответах  или  в  размышлениях

Педагоги  в  поиске  путей  и  способов  творческого  развития  детей   обращаются   к  разным  сферам  человеческого  знания. Так  были  соединены  ТРИЗ  и  практика обучения  и  воспитания  дошкольников.

                                                   АКТУАЛЬНОСТЬ

Целью  данной  технологии является ,  с  одной  стороны , формирования  у  детей  таких  качеств мышления , как  гибкость ,  подвижность системность , с  другой  - поисковой  активности, стремления к  новизне , склонности  к  творческому  воображению .Ведь  именно  наши  психологические  качества  определяют легкость  и  быстроту усвоения  информации.

Использование  элементов  ТРИЗ  позволяет  «убрать»  у  старших  дошкольников , боязнь  перед  новым,  неизвестным, сформировать  у  детей  представления  о  жизненных и  учебных   проблемах не как о  непреодолимых  препятствиях , а  как  об  очередных задачах  требующих

 решения.

Для    этого необходимо создавать благоприятные условия для творчества детей, расширять их кругозор и реальный жизненный опыт. Чем больше ребенок увидел, услышал и пережил, чем большим опытом он располагает, и тем богаче становится его воображение

Развитие воображения способствует становлению такого важного процесса, как творчество.

Воображение  усиливает интеллектуальные и творческие возможности, которые умножаются, если человек научился пользоваться своей фантазией. И  именно ТРИЗ (теория изобретательских задач) является тем удивительным способом не только развивать и вести, за собой воображение, но и давать ребенку свободно само выражаться.

Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые мы предлагаем детям, тем больше шансов развить творческое воображение детей.

И в  сегодняшнем    мастер- классе я  решила   показать, какие игры   можно использовать  в  работе  с детьми. Среди  всего  многообразия  тризовских  игр,  мой  выбор для  сегодняшнего  мастер –класса   остановился  на  «Кольцах  Луллия»

Круги Луллия представляют   дошкольникам как  чудесные  кольца  или  загадочные  круги.

В  работе  с  детьми  можно  использовать   разное  количество  кругов  в  зависимости  от  возраста, начиная  с  2-х    с  детьми   младшего  возраста и  4-х с  детьми подготовительной  группы.

С помощью  Кругов  Луллия  и  разнообразных  картинок – реальных, узнаваемых, с  характерными  признаками, дошкольник  определяет для себя  мир  вокруг. Умело подобранные  задания  научат  дошкольников  различать признаки , сравнивать предметы , развивать  логическое мышление, внимание ,воображение. А  самое главное- дадут  возможность почувствовать  себя  творцом, умеющим  объяснять  многие  вещи, сочинять   фантастические  истории, решать пусть  пока  сказочные, но проблемы. Ведь  реальность и  фантазия -  два  закадычных  друга.

«Кольца Луллия» можно использовать в любой организованной совместной деятельности педагога с детьми, интегрируя с другими областями.

    Например: образовательная область «Коммуникация» - используются  круги с изображением звуков и предметов с этими же звуками (в конце, середине, начале слов).

    Область «Познание» - круги для игр с экологическим содержанием (животное и его жилище, животные и их детёныши, птицы и их хвосты, деревья и их листья, плоды и т.д.), а также круги с изображением предметов разных размеров (больше – меньше и т.д.), с  цифрами (состав числа).

    Область «Чтение художественной литературы»  - круги с изображением сказочных героев и их жилищ или предметов.

    Существует множество комбинаций, нужно только хорошо пофантазировать.

Используя лишь несколько колец  можно получить либо разные варианты игры.

А  сейчас мне бы  хотелось  бы  пригласить коллег  поработать с  кольцами  Луллия , проявить  воображение и  фантазию.

На секторе   первого, самого большого круга изображения деревьев (сосна, яблоня и др.);

  второго – мест их произрастания (сад, лес, болото и т.п.);

  третьего – плодов или семян (апельсин, яблоко, шишка и др.).

  1. Ставится задача тренинга.

Для детей могут быть такие задания - например, по просьбе воспитателя они находят на нижнем круге изображения яблони, затем, поворачивая средний круг, отыскивают изображение сада и располагают его над яблоней, на маленьком круге таким же образом находят яблоко. Объясняют, что получилось.

Для  вас  уважаемые коллеги задание вот  такое

      Круги раскручиваете,  смотрите , какие изображения на кругах оказались под стрелкой, называют их.

Например: береза – болото – апельсин.                                                                                                 Задача:

 Объяснить, как объект может расти в таком месте и приносить подобные плоды.      С достаточной    степенью   достоверности объяснить   правомерность  данного    фантастического преобразования.     

  Например: хорошо ли иметь такую чудесную березу в унылой  болотистой  местности,  и  каким обитателям  леса особенно  понравится, что на ней растут  апельсины.      На основе фантастического преобразования составляется  рассказ.        По итогам преобразования организуется продуктивная деятельность  , для  этого вам предоставляются  материалы на  выбор  цветные  карандаши ,  пластилин ,  краски .(лепка, рисование и т.п.).

Желаю вам  творческой  и плодотворной  работы.

А  пока коллеги проявляют  свои  творческие  способности ,я   расскажу  о  своей работе.

Работу   по системе ТРИЗ с детьми осуществляла  поэтапно:

   Цель первого этапа - научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью?  Игра  «Хорошо – плохо» открывает перед детьми «тайну двойного»:  в  каждом  предмете, явлении, событии – когда  что-то  в  нем  хорошо , а  когда  плохо, что-то полезно , а  что-то вредно.

«Я  задумала   слово»- игроки разгадывают  слово, задуманную  ведущим.Для этого   игроки   задают  ведущему   вопросы  в  такой форме , чтобы  он  мог  ответить  «Да»  или  «Нет».

Такие  игры позволяют   развивать речевую активность детей.

Цель второго этапа - учить детей   фантазировать, изобретать.  Например ,  придумайте  новый стул, удобный  и  красивый  или «Как выжить на необитаемом  острове»  (здесь  используется  метод  мозговой  штурм -  Суть его  в том ,что  в  ходе  непринужденной  беседы   дети предлагают   самые  разнообразные  варианты  решения  проблемы.   В   нашей  игре  «Робинзон Крузо» мы  с  детьми  обсуждали,  как  мы  будем  выживать  на  необитаемом  острове. Конечный  результат  нашей игры мы  воплощаем в  продуктивной  деятельности  - мы зарисовывали . Детям  было предложено   сочинить сказку  или  рассказ и  рассказать дома родителям  .Могу  с  уверенностью сказать, что   детям  было  очень  интересно .

Содержание третьего этапа -  мы   придумывали  разные истории , сказки .

С помощью  приемов  кляксографии  и  ниткографии   дети   создавали   необычные   образы   , затем  обводили   или  дорисовывали  кляксы .В  результате  получались сюжет

На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.

Основные  формы  работы  с  детьми: игры  , упражнения ,импровизации, беседы, сочинение  историй , творческая  продуктивная  деятельность, мозговой  штурм.

Для  успешного  использования ТРИЗ-технологии  мы создаем соответствующую  развивающую среду  : оформили зону, куда вошли группа образно-символического оборудования, представленная специальными наглядными пособиями, пособиями, расширяющими круг представлений ребенка, способствующими поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений, а также приобрели дидактические развивающие игры и пособия, картинки, различный изобразительный и бросовый материал. Все пособия дети имеют возможность использовать в самостоятельной деятельности

                           Цель данной  работы  с  детьми

1.Формировать творческое воображение как направление интеллектуального и личностного развития ребенка. 

2.Развивать  коммуникативные умения, общаться с взрослыми и сверстниками, обучения детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, строить взаимодействие друг с другом.

3.Совершенствовать ручную  умелость и  мелкую  моторику  руки.

Поставленную  цель и задачи решаю комплексно: в познавательной, в художественно-продуктивной, речевой, игровой и других видах деятельности: (фронтально, по подгруппам, индивидуально)

Наши  участники заканчивают свою  работу. Мне было  интересно  с  вами  работать.

В заключении  я  приготовила  для вас буклеты с играми по  триз.

Используйте различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии

И  заключении   с  помощью вот этих  монет мне бы хотелось  узнать ваше  отношение  к  мастер – классу :если вам  было интересно –кладите «  золотую» «монетку . а  если вы  будете использовать это в  своей  работе – то серебряную .

Большое  спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Игры с Кругами Луллия" (ТРИЗ технология)

Буклет "Игры с Кругами Луллия"  (ТРИЗ технология) для воспитателей детских садов...

«Игры с кругами Луллия» (Триз технология)

Круги Луллия – это средство многофункционального характера, его можно применять для воспитания и развития детей по всем разделам программы.       Круги Луллия – од...

Игры с кругами Луллия (ТРИЗ)

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста...

МАСТЕР-КЛАСС «Использование ТРИЗ-технологии «Волшебные круги Луллия» в развитии детей дошкольного возраста»

laquo;ВОЛШЕБНЫЕ КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ» Такой известный методический прием, как Кольца Луллия, является эффективным механизмом развития речи, воображения и совершенствования грамматической стороны речи....

Мастер-класс по ТРИЗ технологии по изготовлению кругов Луллия

Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать проце...

Мастер-класс по ТРИЗ технологии по изготовлению кругов Луллия для первой младшей группы в ДОУ

laquo;Круги Луллия» является великолепным средством, котороеВо-первых, способствет интеллектуальному развитию дошкольников и обеспечивает интеграцию образовательных областей: - социал...

МАСТЕР – КЛАСС «Технология ТРИЗ – круги Луллия, как средство развития познавательных и художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста»

Цель: формировать представление педагогов об использовании методики «Кольца Луллия» в работе по развитию познавательных и художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.З...