«Диагностика в работе педагога-психолога с педагогическим коллективом»
статья на тему

Дронова Марина Сергеевна

Диагностика в работе педагога-психолога с педагогическим коллективом. 

Не для кого, не секрет, что неотъемлемую часть работы психолога, составляет работа с педагогическим коллективом. Так как первым шагом к пониманию личности педагога является психологическое обследование, хотелось бы сегодня поподробнее рассказать именно о диагностике педагогического коллектива. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_vystupleniya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

 «Диагностика в работе педагога-психолога с педагогическим коллективом».

Кто владеет информацией, тот владеет всем. 

Ли Якокка

Это высказывание отлично характеризует диагностическую работу педагога-психолога.

Не для кого, не секрет, что неотъемлемую часть работы психолога, составляет работа с педагогическим коллективом. Так как первым шагом к пониманию личности педагога является психологическое обследование, хотелось бы сегодня поподробнее рассказать именно о диагностике педагогического коллектива.

Особенность педагогического коллектива заключается в том, что его психологическая атмосфера, межличностные отношения, стиль управления и деятельности обязательно проецируются на детский коллектив.

Именно поэтому  психологу важно хорошо знать состояние педагогического коллектива, уровень и динамику его развития.

диагностирование педагогов проводится  согласно перспективному плану педагога-психолога, по запросу администрации или самих педагогов.

Очень важно чтобы диагностическая психолого-педагогическая деятельность ставила перед собой задачи соответствующие основным задачам годового плана ДОУ.

 Задачи из моего перспективного плана, первая задача является задлачей годового плана нашей образовательной организации:

  • Совершенствовать работу педагогов с дошкольниками по развитию творческих, коммуникативных и речевых способностей при использовании разных видов театрализованых игр.
  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
  • Создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными потребностями, особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
  • Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития образования, охраны и укрепления здоровья.
  • Предупреждение возникновения проблем развития ребенка.
  • Оказание помощи или содействия ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации.
  • Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
  • Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей.
  • Обеспечение психологического сопровождения разработки и реализации образовательных программ и развития ДОУ в целом.

Как известно только творческий человек способен разбудит «творца» в ребенке. Поэтому мною ведется работа с педагогическим коллективом на тему «Развитие креативных способностей педагогов». Изначально была проведена диагностика  вербальной  креативности (С. Медника) адаптация теста  взрослый вариант (А. Н. Воронин, Т. В. Галкина)

На основе анализа полученных данных, руководству был предоставлен аналитический отчет и утвержден план психокореекционной и профилактической деятельности. Был запланирован ряд индивидуальных и групповых консультаций, а так же несколько тренингов и психологических игр на развитие креативности и творческого потенциала педагога.

Несколько консультаций и тренингов уже были проведены и дают свои результаты. Педагоги учатся мыслить нестандартно и более широко смотреть на те, или иные задачи, под другим углом. Творческий потенциал коллектива вырос, педагоги многому научились, стали более раскрепощенные и теперь чаще свободно излагают свои мысли и идеи. Раскрылся креативный потенциал педагогов. Занятия еще ведутся, но результат уже не может не радовать.

Так же в работе психолога используются методики  для общей диагностики личности. Методики на выявление уровня сформированности наиболее важных качеств воспитателя и т.д.

Цель применения психодиагностики воспитателей:

-выявление неблагоприятных факторов развития барьеров педагогической деятельности;

- формирование работоспособных, эффективных «команд" (обычно это 2 воспитателя и их помощник), члены которых взаимодополняли бы друг друга;

Эти методики можно использовать как в комплексе, так и по отдельности.

Самооценка эмпатических способностей (тест А.Мехрабиена и Н.Энштейна)

Оценка уровня общительности  (тест Ф.Ряховского)

Сформирован ли у Вас педагогический такт?

Оценка профессиональной направленности личности воспитателя.

Тесты творческого мышления

Самооценка педагога.

Методика «Стили педагогического общения»

Диагностика стиля взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Большое значение в профессиональной деятельности воспитателя ДОУ имеет его постоянно самосовершенствование  и саморазвитие. Для определения готовности к саморазвитию можно использовать методику:

 «Готовность к саморазвитию».

Оценка   склонности   к   психическому   выгоранию   имеет   большое   значение для   анализа   процесса   профессионального   становления   личности   педагога,   для планирования   его   профессиональной   карьеры.    Для выявления эмоционального выгорания предлагаются следующие методики:

Диагностика профессионального выгорания.

Определение психического выгорания (Руковишников А.А.)

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.

Более подробно хотелось бы рассказать об использовании диагностики ценностно-ориентационого единства (ЦОЕ) группы.

Известно множество методик направленных на определение ценностно-ориентационного единства группы, изучив методики Немова, Ивашкина и Ануфриевой, Фридмана, Белоусовой, Сишора можно прийти к выводу, что методики немного отличаются, некоторые более сложные и объемные, некоторые попроще и легче в обработке. В своей работе я использую методику определения индекса групповой сплоченности Сишора. В этой методике не нужно рассчитывать индекс по формулам, а достаточно оценить ответы на пять вопросах в баллах. Где максимальное количество баллов 19. Методика очень легкая и в проведение и в обработке результатов. Помогает сразу оценить степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое.

И еще хотелось бы остановиться поподробнее на диагностике барьеров педагогической деятельности, о которых можно прочитать в книге Рогова, там же мы и находим анкету для диагностики педагогов.

Очевидно, что существует немало причин препятствующих педагогу осуществлять свои замыслы. Для расширения взглядов на психологические барьеры, с которыми сталкиваются педагоги, им можно предложить анкету

Целью данной диагностики барьеров является - выявить способности педагога к саморазвитию. В анкете необходимо ответить на 15 вопросов, после подсчитывается сумма балов и выявляется, есть ли развитие в деятельности педагога.   75—55 — активное развитие; 54—36 — отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий; 35—15 — остановившееся развитие.

В результате психодиагностики педагогического коллектива  можно определить следующие психологические проблемы, требующие вмешательства профессионального психолога: неблагоприятная психологическая атмосфера и эмоциональное самочувствие членов коллектива, высокая конфликтность или конформность, низкий уровень эмпатии, высокий уровень личностной тревожности и невротичности, неадекватная самооценка и притязания, нарушения личностного развития, отсутствие условий для самореализации личностей, несформированность установок на педагогическую деятельность, отсутствие ценностно-ориентационного единства и многое  др.

На основе анализа полученных данных определяются основные пути развития и коррекции педколлектива: повышение общей и психолого-педагогической культуры, оказание психотерапевтической помощи педагогам, коррекция педагогических установок и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАНОВЫЕ ДИАГНОСТИКИ ДЛЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Плановые диагностики для работы педагога-психолога...

Технологии работы педагога-психолога с педагогическим коллективом МБДОУ / Презентация

           Методическая работа в ДОУ-важное условие повышения качества педагогического процесса.          Повседневное...

Проект «Важней всего погода в ДОУ» (нетрадиционные формы работы педагога –психолога ДОУ с педагогическим коллективом) из опыта работы

Деятельность, направленная на сохранение и укрепление  психического здоровья педагогов является актуальной проблемой современной системы образования. Потому что, в настоящее время работа педагого...

Работа педагога- психолога с педагогическим коллективом в ДОУ

Главным условием эффективности работы педагога-психолога в ДОУ является грамотное профессиональное взаимодействие психолога с педагогическим коллективом. Вопрос о месте психолога в ДОУ представляется ...

Проект «Важней всего погода в ДОУ» (нетрадиционные формы работы педагога –психолога ДОУ с педагогическим коллективом)

Проект «Важней всего погода в ДОУ»(нетрадиционные формы работы педагога –психолога ДОУ с педагогическим коллективом)...

Опыт работы педагога-психолога с педагогическим коллективом ДОО в рамках программы развития образовательной организации

Анализ работы педагога-психолога с педагогическим коллективом ДОУ (создание социально-психологических условий для развития личности педагогов)....

Психологическая диагностика в работе педагога-психолога в ДОУ

Психологическая диагностика в работе педагога-психолога в ДОУ...