Опыт работы педагога-психолога с педагогическим коллективом ДОО в рамках программы развития образовательной организации
статья

Привезенцева Татьяна Сергеевна

Анализ работы педагога-психолога с педагогическим коллективом ДОУ (создание социально-психологических условий для развития личности педагогов). 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 27 «Золотая рыбка» города Обнинска «Опыт работы педагога-психолога с педагогическим коллективом ДОО в рамках программы развития образовательной организации» Подготовила педагог-психолог МБДОУ д /с № 27 «Золотая рыбка», Привезенцева Татьяна Сергеевна Обнинск , 2017

Слайд 2

ФГОС ООП ДОУ Программа развитие

Слайд 3

Задачи старшего воспитателя (методический блок): - расширение объёма знаний о ФГОС; посещение занятий; оказание; методической помощи. Задачи педагога-психолога (психолого-педагогический блок): - расширение и углубление знаний о ФГОС, с позиции психолога; улучшение психологического климата в коллективе, его сплочение; развитие коммуникативных навыков педагогов ; расширение опыта взаимодействия педагогов с детьми и их родителями.

Слайд 4

Этапы Учеб. год Планируемые мероприятия Планируемые результаты 1 2013-2014гг Цикл встреч по введению в ФГОС ( пед . час.): - «Социально-педагогическая компетентность педагога- одно из условий внедрения ФГОС дошкольного образования»; «Психолого-педагогические условия реализации ФГОС ДО»; « Психологическая культура педагогов ОУ в условиях реализации ФГОС». 2. Анкетирование «Опросник профессионального выгорания» (адаптирован Н. Е. Водопьяновой). анализ анкеты. pptx 1. –сформирование знаний педагогов по овладению новыми педагогическими компетенциями в условиях реализации ФГОС ДО, а также потребности у педагогов в самопознании, саморазвитии по вопросам ФГОС; -расширение и углубление знаний о ФГОС, с позиции психолога. 2 . Измерение степени профессионального «выгорания» у педагогов в профессии типа «человек-человек».

Слайд 5

2 2014-2015гг 1. Встречи- тренинги «Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов, как одно из условий реализации ФГОС». тр эмоц.выгорание . pptx 2 . Релаксационные тренинги из цикла: «Напряжение-расслабление ». релакс.тренинг . pptx 1. Актуализирование процесса самоанализа сотрудников; ознакомление их с приемами саморегуляции; овладение педагогами психотехническим приемам саморегуляции эмоционального состояния; повышение самооценки педагогов; снятие эмоционального напряжения; формирование позитивного мышления педагогов. 2.Закрепление умения пользоваться педагогом психотехническими приемами саморегуляции эмоционального состояния; снятие эмоционального напряжения . Этапы Учеб. год Планируемые мероприятия Планируемые результаты

Слайд 6

Этапы Учеб. год Планируемые мероприятия Планируемые результаты 3 2015-2016гг Цикл встреч-тренингов: Тренинги для воспитателей: «Круг помощи» на сплочение педагогического коллектива. тр раз комуник навык1. pptx 2. Индивидуальные консультации с педагогами индив консул. pptx 1. - Формирование благоприятного психологического климата; Нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними. Формирование позитивных взаимоотношений, взаимопониманий между педагогами, а также доверительных отношений. - Повышение групповой сплоченности; 2.-Снятие мышечного и эмоционального напряжения педагогов; -Улучшение эмоционального состояния педагогов.

Слайд 7

4 2016-2017гг Цикл встреч-тренингов на развитие творческого потенциала: Тренинг для педагогов: «Вместе мы сила» тр. вместе мы сила. pptx трДружный кол-мы !. pptx Тренинг для педагогов: «Дружный, творческий, работоспособный коллектив – это мы!». интегр зан . pptx досуг. pptx выставка работ. pptx -Активизация индивидуальных и творческих способностей; -Преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению; - С нятие психоэмоционального напряжения; -Повышение уровня профессиональных и личностных компетенций и творческого потенциала педагогов. Нормализация работы пед.коллектива. Этапы Учеб. год Планируемые мероприятия Планируемые результаты

Слайд 8

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Опыт работы педагога-психолога с педагогическим коллективом ДОО

в рамках программы развития образовательной организации

Начало моей деятельности, как педагога-психолога, в детском саду, сложилась как раз в период введения ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) и перехода учреждений на новый качественный уровень образования.

Мы знаем, что ФГОС  в образовательной организации реализуются через Основную образовательную программу ДОУ (ООП ДОУ) и программу развития ОО. Обе программы представляют собой аналитический труд и  пишутся исходя из особенностей образовательной организации с учетом своих ресурсов: социального портрета воспитанников, кадрового состава, материально-технической базы, запросов родителей) и т.д.

В образовательной программе закрепляется тот объём образовательных услуг, которые учреждение реализует, здесь может быть закреплен  определённый алгоритм работы и педагога-психолога (проведение образовательных мероприятий, мониторинго-оценочной деятельности). А программа развития направлена не столько на функционирование, сколько на его векторное развитие образовательного учреждения.

Я вошла в административную рабочую команду по проектированию программы развития, и как педагог-психолог смогла получить возможность проанализировать актуальную ситуацию в учреждении с точки зрения  поиска перспективного направления.

После нескольких совещаний, наша адм. команда пришла к выводу, что одно из ключевых направлений - это работа с педагогическим коллективом. Вывод был обусловлен  с одной стороны- веянием  времени и тяжелым переходом педагогов на новые стандарты, А именно: непростое освоение педагогами новых компьютерных технологий, новой терминологии ОС, переходом на другое планирование занятий и новую форму аттестации, введение нормативов подушевого финансирования, изменение в оплате труда и т.д.

А с другой стороны- вызвано особенностями психологического климата в коллективе (в нашем саду  на тот момент произошла смена руководства и  слаженный коллектив педагогов, набранный, при старом руководителе, оказался в ситуации необходимости мириться с новыми требованиями и традициями и категорически отказывался  принимать новых членов коллектива).

Перед нами встали вопросы –как перейти последовательно на новый качественный уровень образования (диктуемый ФГОС) так, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником общей сплоченной команды. Как избавиться от пассивности отдельных педагогов? Как перевести педагогов от репродуктивной деятельности к исследовательской (творческой)?

В этом направлении мы спланировали в программе развития сада ряд шагов.

Вся работа была  организована совместно со старшим воспитателем ДОУ, взявшим на себя методический блок работы, ее задачами стали:

-расширение объёма знаний о ФГОС; посещение занятий; оказание методической помощи.

Я взяла  психолого-педагогический блок и моими задачами стали:

-расширение и углубление знаний  о ФГОС, с позиции психолога; улучшение  психологического климата в коллективе, его сплочение; развитие коммуникативных навыков педагогов, расширение опыта взаимодействия педагогов с детьми и их родителями.

Я представляю 4-х летний опыт работы ( с момента моего прихода в сад по 2017г).

Первый этап был теоретический. Мы вникали в теоретическую базу ФГОС, расширяли и углубляли знания  о ФГОС, с позиции психолога. Мною был проведён цикл встреч с педагогами на принятие нового, формирование знаний и общих компетенций  по овладению терминологией ФГОС.

И на этом же этапе я провела исследование психологического благополучия коллектива  используя опросник Кристины Маслач и Сьюзан Джексон (адаптированный Натальей Водопьяновой).
Опросник позволяет диагностировать стадии эмоционального выгорания, их три.  От состояния усталости и переутомления, с постепенным нарастанием раздражения к тенденции потери интереса к работе и обесцениванию своих профессиональных достижений. Полученные результаты показали, что  80% опрошенных проявили синдром - «деперсонализации». Он характеризуется деформацией отношений с другими людьми (2 стадия) выявлялись раздражение и пренебрежение к людям (коллегам, родителям, детям), необъяснимая злоба по отношению к ним; потеря интереса и холодность в общении, негативизм. По факту мы видели участившиеся обращения с жалобами со стороны родителей к администрации на конфликтность, грубость педагогов.

У 50 % диагностировалась третья стадия эмоционального выгорания – «редукция личных достижений». Она проявляется в тенденции к отрицательному оцениванию себя. У педагогов проявилось выраженное снижение самооценки,  безразличное а порой и  негативное отношение к работе, снижение мотивации.  По факту мы видели (как компенсация) в некоторых случаях и злоупотребление алкоголем, частое курение.

Полученные данные (результаты) подтвердили, то актуальное состояние, о котором говорили мы на этапе разработки программы развития. Было ясно, что никакие материальные взыскания и административные выговоры здесь не помогут. Поэтому запрос на восстановление психологического здоровья и профилактику эмоц. выгорания стал ведущим в моей дальнейшей работе.

2 этап: организовала и провела несколько встреч- тренингов из цикла «Профилактика эмоционального выгорания и поддержка   педагогов, как одно из условий реализации ФГОС»

Основная цель тренингов – овладение педагогами эффективными приемами эмоциональной саморегуляции, командообразование и сплочение коллектива. Работа велась с использованием различных арт-терапевтических техник  и интерактивных методов и релаксационных. Такие встречи стали очень востребованы и любимы педагогами до сих пор. Это наша хорошая традиция.

На занятиях, мы учимся актуализировать свое эмоциональное состояние и осваиваем приемы его эффективного отреагирования.

Не секрет, что для комфортного эмоционального состояния важным является общение в коллективе. Нам важно, что нас видят, что наши переживания не безразличны.

На этот же результат направлен Цикл следующих тренингов для воспитателей «Круг помощи», его цель сплочение педагогического коллектива снятие мышечного и эмоционального напряжения, формирование позитивных взаимоотношений, взаимопониманий между педагогами, а также доверительных контактов и улучшения взаимодействия между ними.

Один из вариантов на активизацию и укрепление взаимоотношений  между педагогами, который я использовала- это игра «Тайный друг», когда каждый из участников на бумажке пишет свое имя, так чтобы было понятно, кто имеется ввиду. Все записки складываются в одну кучу (шапку, коробку), и каждый берет себе одну, и никому ее не показывает. Следует внимательно проследить, чтобы никто не вытащил самого себя. С этого момента тот человек, который написан на бумажке, становится тайным другом. Вы должны все время, постоянно и методично дарить ему подарки, оказывать знаки внимания, писать записочки, желать приятного аппетита и спокойной ночи, вы должны обеспечить ему комфорт и хорошее настроение. Но все это нужно сделать так, чтобы он ни за что не догадался, кто же ему пишет.

Одним из способов улучшения эмоционального состояния, которым многие из нас пользуются, является творчество. Постепенно справляясь с эмоциональным выгоранием  тоже пришли к тому, что стали использовать творчество как ресурс. Развитие  творческого потенциала в профессиональной деятельности  стало темой очередного цикла наших встреч, побуждающее педагога к совершенствованию, изменению, повышению самооценки и мотивации, профессиональному и личностному росту, развитию (активизация индивидуальных и творческих способностей; преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.)

Постепенно растущий творческий потенциал педагогов и появившееся доверие между ними нашли свое выражение в проведении совместных интегрированных занятий, в разработке сценариев праздников, досугов, юбилеев и посиделки со вкусными пирогами, маринадами собственного производства, делимся советами, рецептами, эмоциями и хорошим юмором.. Оказалось, что многие воспитатели имеют довольно интересные хобби. Уже стало традицией организовывать совместные выставки творчества, на которых выставлены картины-вышивки, поделки педагогов, сделанных своими руками.

Вывод: все мы разные, с различными способностями, возможностями и личностными качествами. Но  мы, как психологи в своём коллективе обязаны найти к каждому из педагогов свой подход, научить остальных понимать друг друга, находить компромисс в любой ситуации, не ставить свои интересы над интересами других.

Ведь коллектив, в котором мы работаем – это одна дружная семья, единое целое.

Я желаю вам успехов вашей работе, внимания, вдохновения и добра!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы педагога – психолога МДБОУ «Детский сад общеразвивающего вида №32» «Взаимодействие ДОУ с семьей для сохранения и укрепления эмоционального благополучия дошкольников»

Актуальность рассмотрения семейных взаимоотношений как фактора эмоционального благополучия ребенка дошкольника определяется современными условиями семейного воспитания. Особенности взаимодействия ребе...

Опыт работы педагога-психолога на тему "Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка через игры-релаксации и игры с песком"

Представленный опыт работы поможет начинающим психологам определиться с методами работы в развитии эмоционально-личностной сферы ретей дошкольного возраста....

"Инновационные формы работы педагога-психолога с родителями и педагогами в рамках внедрения ФГОС"

В настоящее время взаимодействие с семьями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений....

Проект «Важней всего погода в ДОУ» (нетрадиционные формы работы педагога –психолога ДОУ с педагогическим коллективом) из опыта работы

Деятельность, направленная на сохранение и укрепление  психического здоровья педагогов является актуальной проблемой современной системы образования. Потому что, в настоящее время работа педагого...

Опыт работы педагога-психолога по теме: «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»

Любая, даже самая сложная работакажется проще, если понятно,для чего она нужна.Патрик Форсайт          Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни ...

Опыт работы педагога-психолога «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста»

 На сегодняшний день в педагогике все более актуальным становится вопрос эмоционального развития ребенка. Современные ученые, психологи и педагоги считают, что этому вопросу не всегда удел...

Проект «Важней всего погода в ДОУ» (нетрадиционные формы работы педагога –психолога ДОУ с педагогическим коллективом)

Проект «Важней всего погода в ДОУ»(нетрадиционные формы работы педагога –психолога ДОУ с педагогическим коллективом)...