Статья "Организация летнего отдыха на базе дошкольных учреждений, как одно из успешных практик оздоровления и занятости детей
статья на тему

Чернухина Светлана Викторовна

В статье раскрывается важность организации летних лагерей на базе дошкольных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chernuhina_material_na_konkurs.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Организация летнего отдыха детей на базе дошкольных учреждений, как одно из успешных практик оздоровления и занятости детей

Чернухина Светлана Викторовна

Старший воспитатель

МАДОУ №1 "Сказка"

г. Мегион

Лето наиболее благоприятная пора для отдыха, закаливания и оздоровления детей.

Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным временем. Вместе с тем возникает немало вопросов, как это лучше сделать.

В Федеральном законе Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании      в Российской федерации», сказано, что дети имеют право получать дошкольное образования до 8 лет. Во время летних каникул не все родители имеют возможность самостоятельно организовать летний отдых детей, поэтому единственная возможность отдавать детей семилетнего возраста в летние лагеря, организованные на базе средних школ. Отряды в таких лагерях формируются из детей нескольких возрастов.

И ребёнку, только, что вышедшего из дошкольного учреждения некомфортно                  и тяжело, в новой для него социальном окружении и обстановке. В данной ситуации, организованный на базе дошкольного учреждения летний лагерь, позволит ребёнку пройти процесс вхождения в новую обстановку более плавно и безболезненно. А лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самореабилитации и самоуважения. Социализация ребенка в детских летних лагерях организованные на базе дошкольного учреждения - процесс двусторонний. С одной стороны, ребенок входя в социальную среду усваивает опыт, с другой -                             в процессе социализации он воспроизводит систему социальных связей за счет активного вхождения в среду. Таким образом, ребенок не только обогащается опытом, но                               и реализует себя как личность, влияя на окружающих и жизненные обстоятельства.

Рассматривая социализацию как процесс, ориентированный на решение задач гармонизации интересов детей, на усвоение ими социального опыта и реализацию себя как личности, ребенок не является лишь пассивным объектом воздействия социальной среды. В процессе социализации обязательно наличие двух важнейших компонентов: формирования готовности ребенка к его преобразованию и усвоения социального опыта.

Педагогическая работа, направленная на решение задач социализации ребенка в условиях таких детских летних лагерей, сохраняет взаимосвязь с другими факторами формирования личности. По своим целям, содержанию, структуре составляет особое образование.

При организованной деятельности, детский летний лагерь располагает разнообразием и богатством и социальных связей, благоприятной атмосферой для самопознания                  и самовоспитания каждого, что обусловлено рядом особенностей.

  • Во-первых, в детском летнем лагере на базе дошкольного учреждения, могут быть организованы все ведущие виды деятельности (игровая, изобразительная                            и музыкальная коммуникативная, познавательно - исследовательская, трудовая, двигательная).
  • Во-вторых, взаимодействие детей в лагере имеет нетрадиционный характер                      по форме и по содержанию включения ребят в те или иные сферы деятельности, что способствует социальной активности и инициативе.
  • В-третьих, в детском лагере, каждый может стать участником сводных групповых объединений, что позволяет ребенку максимально проявлять себя творчески                       и разносторонне.
  • В-четвертых, в детском лагере является нормой, постоянный анализ всего, что делается, в том числе и участия каждого в жизни лагеря, а также самоанализ.

Детский летний лагерь представляет собой временную среду для личности и важный фактор воздействия на ребенка. Он создает условия для удовлетворения потребностей, целей, интересов, целей, способствуя при этом их взаимному обогащению, формированию новых устремлений.

Процесс социализации в детском летнем лагере мы рассматриваем как социально-педагогическое явление, характеризующееся включенностью детей в различные виды деятельности, разнообразием социально значимых ролей и позиций участников этой деятельности, новизной связей и контактов, в которые вступают дети, коллективным характером деятельности, повышенной коммуникабельность,.

Процесс социализации ребенка в лагере эффективен при общности интересов, совместной деятельности взрослых и детей. При этом за детьми должно оставаться право выбора форм жизнедеятельности лагеря.

Социальное значение организации жизнедеятельности ребенка в детском летнем лагере организованного на базе дошкольного велико по многие причинам:

а) жизнедеятельность в таком детском дошкольном лагере - это добровольная практическая деятельность с целью самоутверждения, самовыражения и удовлетворения интересов;

б) деятельность выполняет роль регулятора способностей личности и интересов, дает возможность проявления социальной, творческой активности детей, является сферой их самоутверждения в различных видах деятельности;

в) особенность деятельности заключается в добровольном выборе ее видов, быстрой                    их смене, так как идет поиск своего "Я";

г) деятельность в свободное время ребенок воспринимает как удовольствие, что развивает инициативу, воображение фантазию.

Открывая лагеря на базе дошкольных учреждений, педагоги не только создают условия для организации отдыха детей и их оздоровления, в летние время года, но и помогают приобрести социальный опыт и дают возможность как личность реализовать себя.

Вот уже с 2014 года стала традицией на базе нашего учреждения организовывать лагерь, с дневным пребыванием детей работающий по программе «Страна чудес». 2017 год не стал исключением. Летний лагерь открывает свои двери не только для выпускников нашего дошкольного учреждения, но и для выпускников других детских садов нашего города. При зачислении приоритет отдаётся детям группы риска, малообеспеченным, многодетным семьям. Средняя наполняемость лагеря ежегодно составляет 100%. Для того чтобы сплотить детский коллектив, отряда выбирает название и девиз. Отличительной чертой отряда от воспитанников дошкольного учреждения, являются яркие галстуки                    на шеях ребят.

Для активного отдыха детей в лагере используются: детская игровая площадка с горками, лабиринтами; спортивная площадка; спортивный зал с тренажёрами; музыкальный зал; игровые комнаты; изостудия. Для более яркого проживания детьми                    в новом для себя сообществе, в план работы лагеря входят экскурсии, походы, игровые                  и развлекательные программы туристические слёты, посещение бассейна.

Лагерь полностью оснащен спортивным, игровым, трудовым инвентарем, библиотечным фондом, материалами для занятий творчеством. Для детей ежедневно организовываются праздничные представления, кукольные спектакли, в которых дети                     с радостью сами принимают участие, конкурсы детских работ и рисунков, подвижные игры, познавательные игры, викторины, тематические беседы, веселые прогулки. Помимо мероприятий, проведенных в детском саду, дети посещают городской Дворец искусств, где смотрят мультфильмы и принимают участие в игровых программах. Очень познавательной и запоминающейся для ребят поездка в музейно-туристический комплекс «Югра», дети знакомятся с историей нашего края, культурой и бытом коренного народа нашего округа. Большой интерес для ребят вызывает посещение конно - спортивного клуба «Мустанг», ребята в восторге от катания на лошадях.

Работа по оздоровлению детей строится с учетом групп здоровья, индивидуальных особенностей каждого воспитанника. В лагере ведется работа по профилактике                             и снижению заболеваемости детей. С этой целью проводятся полоскания горла чесночным настоем, проводится дыхательная гимнастика, ведется работа по профилактике плоскостопия с помощью массажных ковриков различной структуры. В отряде проводятся закаливающие мероприятия, различная корригирующая гимнастика и упражнения                          с использованием спокойной музыки и различных шумовых фонов: звон капели, пение птиц, шум дождя, журчание ручейка. Утренняя гимнастика ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в спортивном зале. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

Для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата и повышения двигательной активности детей на территории детского сада имеется спортивная площадка, а в отряде оборудован «Уголок спорта». С целью повышения интереса детей к оздоровительным процедурам, с учетом их психофизических особенностей, детьми регулярно проводится «минутка здоровья», на которых ребята делятся знаниями о том, как сохранить здоровье,   и даже знакомятся с правилами оказания первой помощи. В лагере работают кружки «Шкатулка творчества», «Маленький олимпиец», «Юный шахматист».

При организации летнего отдыха задействованы руководитель лагеря, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-организатор, социальный педагог, психолог, медицинская сестра, специалист по охране труда и технике безопасности, помощник воспитателей. С педагогами и детьми регулярно проводятся инструктажи по технике безопасности. Благодаря этому успешно проводятся мероприятия, организованные для детей, обеспечена охрана жизни и здоровья детей, удаётся избежать случаев травматизма детей и несчастных случаев.

Во время работы лагеря ежедневно проводятся трудовые десанты по благоустройству                    и озеленению территории детского сада. Детьми высаживается рассада овощей, культурных и цветочных растений, регулярно дети пропалывают сорняки, и поливают высаженные ими растения.

В конце смены проводится анкетирование ребят, на выявление: наиболее интересных мероприятий и личностного отношения детей к организации летнего лагеря. Четко прослеживается положительная динамика эмоционального состояния детей, посещавших лагерь. Опираясь на результаты анкетирование, можно сделать вывод о том, что пребывание в летнем лагере благоприятно отражается на эмоционально-личностном развитии детей, их настроении и общем самочувствии.

Таким образом, подводя общие итоги, можно сделать вывод, что организация летнего лагеря с дневным пребыванием детей на базе дошкольных учреждений одно из успешных практик оздоровления и занятости детей 7 – 8 лет.

 

Литература:

  1. Кувватов С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 311с.
  2. Лобачёва С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. М.: ВАКО, 2007. 208с.
  3. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы. М.: ВАКО, 2008. 288с.
  4. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. М.: ВЛАДОС, 1999. 176с.
  5. Титов С.В. Здравствуй, лето! Волгоград, Учитель, 2001.
  6. Шаульская Н.А. Летний лагерь: день за днем. День приятных сюрпризов. Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008. 224 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организации летнего оздоровительного периода в дошкольном учреждении

Летний оздоровительный период – сезонный отрезок времени, в который реализуется система мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей...

Система работы по организации летнего оздоровительного периода в дошкольном учреждении

Данная работа является подведением итогов деятельности по организации летнего оздоровительного периода в ДОУ. Методическая разработка содержит теоретический и практический материал по организации летн...

Организация летне-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях

Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и физического развития. Растущий и развивающийся организм ребенк...

Методические рекомендации «Организация летней оздоровительной работы в дошкольном учреждении»

Летнее время является благоприятным периодом для укрепления здоровья детей.Длительное пребывание на свежем воздухе, имеет укрепляющее и оздоравливающее значение. Благоприятны и условия питания (в меню...

Статья: «ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА РЕБЕНКА»

Лето - особенный период в жизни ребенка, широко открывающий дверь в мир природы, дающий малышу, при поддержке воспитывающих взрослых, уникальную возможность познания, новых открытий, созидания, общени...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА С РЕБЕНКОМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Лето - особенный период в жизни ребенка, широко открывающий дверь в мир природы, дающий малышу, при поддержке воспитывающих взрослых, уникальную возможность познания, новых открытий, созидания, общени...

«Организация летней оздоровительной работы в дошкольных учреждениях»

Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и физического развития. Растущий и развивающийся организм ...