Программа по дополнительного образования по познавательному развитию младший дошкольный возраст «Светофорик»
рабочая программа (младшая группа) на тему

Москалева Наталья Юрьевна

Цель данной программы- совершенствование сенсорных  процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_mladshaya_svetoforik_po_sensorike.docx49.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

ПРИНЯТО:

Педагогическим советом

        МБДОУ  «Солнышко» п. Савинский

протокол  № ____от____________20____г.

                     УТВЕРЖДАЮ

                       Заведующий МБДОУ

«Солнышко» п. Савинский

_______________  ______________________

              (подпись)                   (Ф.И.О.)

Приказ №_______от   «___» _________20__ г.

 «Детский сад «Солнышко»

 

Программа по дополнительного образования

по познавательному развитию

младший дошкольный возраст

«Светофорик» 

                                                  Разработчики:  воспитатель Н.Ю.Москалёва

                                                                                                 

П.Савинский

2017-2018г.

Оглавление

  1. Целевой раздел

1.Пояснительная записка…………………………………………3

2.Актуальность……………………………………………………3

3. Значение сенсорного воспитания …………………………….4

4.Основные  принципы  программы………………………….....4

5. Направления   программы……………………………………..5

6.Объекты программы……………………………………………6

7.Формы организации деятельности…………………………….6

        8.Принципы комплектования группы и организации работы...7

  1. Содержательный раздел………………………………….7

      2.1Методики для диагностики результативности реализации

  программы………………………………………………………….7

     2.2Цель программы……………………………………………...7

     2.3.Задачи программы…………………………………………..7

    2.4.Предполагаемый результат…………………………………8

    2.5.Перспективный план по развитию сенсорных эталонов…..9

  1. Организационный раздел……………………………….19

    3.работа с родителями……………………………………………19

    3.1.литература……………………………………………………..20

ОБЩИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Целевой раздел

1.Пояснительная  записка

Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах окружающего мира.  Сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. С развитием сенсорики  у малыша растет возможность овладения эстетическими ценностями.  Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое), осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное), температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть). Ребёнок знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами и чем раньше начинается обучение, тем легче будет в школе.

Главное в этом возрасте – обогащение ребёнком  чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

2.Актуальность

На третьем году жизни происходит постепенное накопление ребёнком представлений о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Окружающее должно обеспечивать разнообразие впечатлений. Доминирующим в сенсорном развитии становится восприятие предметов, а переход к предметному восприятию является следствием овладения простейшими действиями. Если в раннем возрасте основной деятельностью, оказывающей влияние на развитие восприятия, является предметная, то к началу дошкольного возраста предметная деятельность теряет свой самодовлеющий характер, включаясь в выполнение игровой, продуктивной, трудовой. Наибольшее значение для сенсорного развития приобретает при этом продуктивная деятельность - аппликация, лепка, рисование, конструирование. Сенсорное развитие детей третьего года жизни тесно связано с продуктивной деятельностью.

       Для детей третьего года жизни уже доступно выполнение элементарных продуктивных действий (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Основную трудность составляет необходимость учёта свойств отображаемых вещей и используемого материала. Поэтому необходимо добиваться того, чтобы каждый ребёнок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.

3.Значение сенсорного воспитания 

- является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

4.Основные  принципы  программы

  • Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
  • Принцип системности коррекционных  и развивающих задач.
  • Принцип единства диагностики и коррекции.
  • Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
  • Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации

                                5.Направления   программы

Оздоровительное направление  предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей.

Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, развитие познавательных процессов (внимание, память, словарный запас речи, воображение),воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие  зрительных, слуховых и тактильных ощущений.

Образовательное направление обеспечивает усвоение и формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, и формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании  сенсорных навыков ребенка, формирование представлений об окружающем мире.

Цель:  Совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста

Задачи:

  •  Дать детям представления о сенсорных эталонах, являющихся образцами основных разновидностей каждого свойства: 6, затем 7 цветов спектра, 5 геометрических фигур, 3 градации величины.
  • Формировать познавательную активность детей при проведении непосредственной обучающей деятельности (игры, дидактические упражнения, эксперименты, игровые задания и поручения).
  • Закрепить четкие представления о разновидностях каждого свойства.
  • Научить правильно, понимать слова: «форма», «цвет», «такой же», «величина».
  • Формировать представления о простейших  действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее). 
  • Развивать умение активно употреблять слова , обозначающие действия (смять, сжать, погладить и другие), качества и свойства (мягкость, твёрдость, гладкость, шероховатость и другие; предметы рвутся, бьются, размокают)
  • Учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.

Методы и приемы

Наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий). Широкое использование наглядного материала способствует формированию обобщенных представлений о геометрических фигурах, цвете, величине. Яркий наглядный материал позволяет успешно проводить с ребенком различные игры.

Словесный метод. Основной способ познания для ребенка этого возраста – рассказы, ответы на его вопросы, а также вопросы к нему. В самом начале занятия необходима мотивация детей - помочь решить проблему. В процессе дидактических игр используются вопросы к детям.

Практический, то есть игровой. Дети осуществляют практические действия с предметами.

В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов: мозаики разной величины, формы, цвета.

При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера - прием соотнесения по величине (наложению и приложению).

При знакомстве детей с геометрическими фигурами - прием обследования формы – обведение пальцем контура фигуры

     Сформированные в дошкольном возрасте сенсорные способности ребенка способствуют его умственному развитию и успешному обучению в школе. Дидактическая игра – основное средство!

6.Объекты программы

  • Дети 3-4 лет.
  • Родители
  • Педагогический персонал детского сада.

7.Формы организации деятельности

  • Групповая
  • Индивидуальная
  • Подгрупповая

8.Принципы комплектования группы и организации работы

  • Учет интересов и способностей детей.
  • Желание родителей.
  • Добровольное участие.
  • Учет психофизических особенностей детей.

Продолжительность реализации программы

Данный курс состоит из 27занятий по 10 - 15 минут каждое. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев для  первого года обучения и столько же для второго года обучения.

  1. Содержательный раздел

2.1.Методики для диагностики результативности реализации программы

  • Диагностика нервно- психического развития детей первых трех лет жизни Волосовой Е.Б..
  • Методика Г.В.Бурменской

2.2.Цель программы

Формировать у детей восприятие отдельных свойств  предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств. Научить детей воспринимать такие сложные явления окружающего мира, как иллюстрации, литературные произведения, социальные явления, движения, природа, музыка.

2.3.Задачи программы

  • Учить рассматривать окружающие предметы, выделяя их форму, величину, цвет, называть эти качества предметов, вслушиваться и выделять звуки природы, звуки человеческого голоса, музыкальные звуки.
  • Включать в процесс зрительного восприятия обследование предмета с помощью двух рук для расширения процесса познания окружающего и развития мышления.

2.4.Предполагаемый результат

  •  ориентироваться в 4 цветах, называть их, подбирать по образцу
  • ориентироваться в трех и более контрастных величинах
  •  собирать пирамидку из 2-3 колец одинакового размера.
  • собирать с помощью взрослого в определённой последовательности пирамидку на конусной основе, состоящую из 2-3 колпачков разных размеров.
  • собирать пирамидку из 4 колец двух контрастных размеров.
  • открывать и закрывать одноместную матрёшку, вкладывать меньшие предметы в большие и вынимать их.
  •  соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске)
  •  составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиковразличать предметы по форме (кубик, кирпичик, призма).

2.5.Перспективный  план  по развитию сенсорных эталонов.

Месяц

Сроки проведения

Тема

Задачи

Наглядный материал

сентябрь

1неделя

«Потрогай и угадай».

определять на ощупь и называть знакомые предметы по форме.

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др., которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

2 неделя

«Сбор фруктов».

развивать глазомер детей при выборе по образцу предметов определённой величины

яблоки - образцы (вырезанные из картона трёх величин - большие, поменьше, маленькие; три корзины - большая, поменьше, маленькая; дерево, с подвешенными картонными яблоками тех же величин, что и образцы (по 8-10 яблок каждой величины) .

3 неделя

«Воздушные шары» 

  1. Знакомство с цветами: желтый, красный, синий, зеленый, белый, черный.

Фланелеграф, узкие полоски бумаги или картона шести цветов. Шесть кругов таких же цветов (диаметр 10 см.). Это ниточки и шарики. Полоска белой бумаги с наклеенными цветными полосочками – ниточками в спектральном порядке, шесть кружков тех же цветов.

4 неделя

 «Геометрическое лото».

учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образцу.

5 карточек с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, по 5 карточек с изображением предметов разной формы.

ОКТЯБРЬ

1-я неделя

«Посади бабочку на листок»

Учить детей группировать предметы по цвету и размеру.

Бабочки и кленовые листья разных цветов и размеров, вырезанные из картона.

2-я неделя

«Птичка в клетке»

Знакомство с формой: квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, круг. Развивать навыки приема обследования формы – обведению пальцем контура формы. Формирование умения индификации формы.

Демонстрационный: большие картонные круг, квадрат, треугольник, с нарисованными «лицами» - фигурки – человечки. Раздаточный: комплекты игры «Птички в клетки» - листы с окошками – геометрическими формами, в которых изображена птичка и отдельные «дверцы» в форме треугольника, круга.

3-я неделя

«Накорми мишек».

Знакомство с параметрами трех величин (большой, средний, маленький). Развивать умение выделять параметры величины предметов.

Три разных по величине игрушки – медведей, соответственно три стульчика, три тарелки, три чашки, три ложки. Две физкультурные скамейки разной высоты, изображающие мости через речки.

4-я неделя

«Радуга»

Продолжать учить детей с системой цветов. Познакомить детей с новым цветом -  «голубой».  Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Письмо,  картинка «Радуга». Раздаточный: листы бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цветов на каждого ребенка для завершения радуги, клей, кисти.

НОЯБРЬ

1-я неделя

«Спрячь зайку от лисы».

 Формировать умение соотносить предметы с учетом цвета и формы

Демонстрационный: листы бумаги шести цветов (20/15см), посередине белые «окошки» разные по форме (3 вида) (8/8см), на которых нарисованы зайцы (зайки домик), «дверцы» разной формы и соответствующего (10/10). Игрушка лиса. Раздаточный: такой же материал меньшего размера – цветовые листы (10/8см), а «дверцы» (6/6см), а «окошки» (5/5см). По три домика и шесть дверей для каждого ребенка.

2-я неделя

«В какую коробку?»

Закреплять знания о величине предметов

 Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.

3-я неделя

«Из каких фигур состоит машина?».

Учить узнавать и называть геометрические фигуры.

Конструкцию машины, составленная из геометрических фигур.

4-я неделя

  1.  «Чудесный мешочек» -

 Развивать навыки подбора фигур на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу. Закрепление знания цветовых оттенков.

.

Чудесный мешочек, в нем пластмассовые кубики и шарики разного цвета.

ДЕКАБРЬ

1-я неделя

«Украшение для ёлочки».

Закрепление представления об основных цветах, упражнять в расположение предметов на плоскости в заданном цветовом порядке.

Демонстрационный: фланелеграф, плоскостные фигуры елочки и елочных шаров одной величины и шести основных цветов. Раздаточный: на каждого ребенка по комплекту плоскостных фигурок елочки и разноцветных елочных шариков.

2-я неделя

«Новогодние ёлочки».

Формировать умение детей использовать мерки для определения параметров величины.

Три комплекта елочек: в каждом комплекте по три елочки с различием в высоте в пять сантиметров.

3-я неделя

 «Составные картинки».

Формировать умение расчленять изображения предметов на составные части и воссозданию сложной формы из частей.

Образцы рисунков, составленных из геометрических фигур: елочка, домик, ракета. Раздаточный: комплекты геометрических фигур: круги, квадраты, треугольники для составления картинок.

4-я неделя

«Путешествие на лесную полянку»

Познакомить с шириной предмета

Полоски для изображения рек.

ЯНВАРЬ

1-я неделя

«Самая длинная, самая

Закреплять знания о величине предметов (длина)

Разноцветные ленты разной длины. Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».

2-я неделя

«Определи на ощупь». 

Развивать тактильные ощущения. Закреплять умения узнать предмет на ощупь и назвать его признаки.

Мешочек, парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.).

3-я неделя

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет».

Развивать тактильные ощущения. Учить определить, из чего изготовлены различные предметы.

Мешочек, стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

4-я неделя

«Хвост у петуха».

Закрепление представлений об основных цветах и соотнесение в соответствии с параметрами величины.

Демонстрационный: фланелеграф, 2 петушка – один с красивым ярким хвостом, второй без хвоста; перышки(6шт. разной величины, разница в 5см) от его хвоста в отдельном комплекте. Раздаточный: на каждого ребенка по петушку и по комплекту перышек разной величины и разного цвета.

ФЕВРАЛЬ

1-я неделя

Игра соревнование «Кто быстрее ленту свернет».

Закреплять навыки выделения параметров величины предметов.

2ленты, закрепленных на палочках, одинаковой ширины, но разной длины и разного цвета: красная – 1м, синяя – 50см.

2-я неделя

«Самая длинная, самая короткая».

Упражнять в раскладывании разноцветных лент разной длины от самой короткой до самой длинной.

Разноцветные ленты разной длины.

3-я неделя

«Дальше-ближе»

Учить ориентироваться на листе, используя слова ближе-дальше.

Рисунок с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие — дальше.

4-я неделя

«Как звери выбирали себе место».

 Формировать умение различать и называть игрушки, изображающие зверей, понимать и использовать слова «рядом», «впереди», «позади».

игрушки средних размеров.

МАРТ

1-я неделя

«Платочек для мамы».

 Развивать умение выкладывать орнамент из одноцветных геометрических фигур, анализировать, располагать предметы в пространстве. Развивать восприятие формы.

Для каждого ребенка лист бумаги квадратной формы с нарисованными контурами фигур, одинакового размера (5штук), клей карандаш, разрезные геометрические фигуры. Образец готового «платочка».

2-я неделя

Игровые поручения.

Развивать умение различать и называть игрушки, выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие, совершенствовать речевое общение.

большая и маленькая игрушечная собака (или медвежата), машинка, красный или синий мяч, большая и маленькая чашки, матрешки.

3-я неделя

«Что как плавает»

 Закреплять знания свойств камней.
Сравнивать камень с деревянной палочкой: что легче, что тяжелее, что тонет в воде, что плавает.

Таз с водой, камни, деревянные палочки.

4-я неделя

НОД «Теремок»

Обучать детей способом соотношения предметов по величине (наложения и приложения), обозначать величины предметов словами Закрепить умение группировать геометрические фигуры по форме. Воспитывать желание заниматься. 

Письмо, ширма, медведь лиса, волк, заяц, мышка, квадраты разной величины.

АПРЕЛЬ

1-я неделя

«Разноцветные флажки».

Формировать умение различать цветовые тона путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу. Совершенствовать зрительное восприятие. Приучать точно

цветные флажки четырех основных цветов – по 4 комплекта.

2-я неделя

«Волшебный лес»

Практиковать детей в сравнении предметов по высоте и толщине. Закрепить умение употреблять в речи термины «самый высокий, выше, ниже, самый низкий, самый толстый, тоньше, тонкий, тоньше»

Деревья разные по-высоте, толщине.

3-я неделя

«Подарки»

Учить сравнивать два и больше предметов по длине. Закрепить знания о животных севера.

Карта с нарисованными белыми медведями, подарки-шарфика по количеству медведей разные по длине.

4-я неделя

«Принеси и покажи».

продолжать формировать умение приемам зрительного обследования формы в усложненных условиях; воспитывать чувство ответственности за выполнение поручения; пополнять опыт дружного игрового партнерства.

маленькие карточки (6/8см) с изображением геометрических фигур: круга, треугольника, квадрата, прямоугольника по количеству детей; большие карты с изображением этих же фигур.

МАЙ

1-я неделя

Опыт «Прозрачность воды».

Познакомить со свойствами воды.

Тазик с водой, гравий, сахар-рафинад, лимон,одноразовые стаканчики, ложка.

2-я неделя

Опыт «Разноцветная вода».

Закреплять знания о свойствах воды.

Тазик с водой, одноразовые стаканчики, ложка, гуашь.

3-я неделя

«Теплый – холодный»

Закреплять знания детей о свойствах воды: прозрачная, теплая, холодная.

Вода в ведерках: теплая, холодная, одноразовые стаканчики.

4-я неделя

Найди свою полянку».

цвета.

Закреплять умение соотносить цвет у разных предметов и одинаковые предметы разных цветов.

большие цветные листы бумаги, силуэты игрушек разного цвета.

Заключение

          Этот материал ориентирован на развитие самостоятельности ребенка в познании сенсорики.  Наша задача состояла не только в том, чтобы познакомить детей с эталонами сенсорного развития        

         Представленная кружковая работа по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста способствует не только лучшему усвоению знаний о величине, форме, цвете и т.д , но  и всему, что связано с ними.

  1. Организационный раздел

                                3.   Работа с родителями

В зону сенсорного развития запланировано  совместно с родителями   изготовить дидактические  игры:

  • Разноцветные флажки
  • Хвост у петуха
  • Составные картинки
  • Геометрическое лото
  • " Совместно с родителями  оформить:
  • "Центр активности"
  •  "Центр сенсорного развития"

                               Консультации на темы:

  • "Что такое сенсорика , и почему ее необходимо развивать?»
  • ​ "Развитие сенсорных способностей детей 3-4 лет»
  • «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
  • ​ "Дидактические игры по сенсорике во 2 младшей группе»
  • "Как помочь ребёнку в сенсорном развитии"

2.​  Выставка дидактического материала.

3.​ Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка .

4.​ Индивидуальные консультации.

5.Родительское собрание»Сенсорное развитие детей в предметно-игровой деятельности»

3.1.Литература:

  1. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
  2. Интернет ресурсы.
  3. Лямина Г.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
  4. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.

 5.В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. [Текст] / М.Монтессори. – М.:

6.Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики).   [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.

7.Л.А. Венгер "Воспитание сенсорной культуры ребёнка"1988г

8.Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е.Б.Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.

9.Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. [Текст] / Т.В.Высокова. – Волгоград:

10.Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении:

11.Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.

12.Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006.

13.Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М.Д.Маханева, С.В.Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера,  2008. – 96 с.

14.В.В. Юртайкина "Цвет, форма, количество"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию творческих способностей через тестопластику: «Тили-тили-тесто»

Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция.Солѐное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изде...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по патриотическому воспитанию "Мы - смоляне"Патриотическое воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее России во многом опр

Патриотическое воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданс...

Программа по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста "Юный интеллектуал" (Математика+логика)

Программа по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста "Юный интеллектуал" (Математика+логика)...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию музыкальных способностей по хореографии «Капельки»

приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообраз...

Программа по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста

Новизной данной разработки  является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и...

Программа кружка дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "Умка".

Развитие логического мышления относится к важнейшим задачам воспитания детей. Программа кружка поможет детям для их успешного дальнейшего обучения....

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию детей старшего дошкольного возраста «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию детей старшего дошкольного возраста «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»...