Самообразование на тему "Сказка - источник творчества в развитии ребенка"
методическая разработка (средняя группа) на тему

Биганова Ирина Александровна

Самообразование воспитателя дошкольного учреждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_-_istochnik_tvorchestva_v_razvitii_rebenka.docx28.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Теремок»                                                         Курского муниципального района ставропольского края

                                                  Утверждаю:

                                                                                 И.О. заведующей МДОУ №8

                                               «Теремок»

                                                                             Баранова Н.В.___________

Самообразование воспитателя

на тему:

«Сказка – источник творчества в развитии ребенка».

                                                   Воспитатель: Биганова И.А.

2018 г.

Пояснительная записка.

«Сказка - это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский)

В.А. Сухомлинский писал: «Дорогой друг, молодой воспитатель, если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей, - воспитывайте его ум красотой слова, мысли, а красота родного слова, его волшебная сила раскрывается, прежде всего, в сказке.Сказка – это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели. Красота родного слова – его эмоциональные краски и оттенки – доходит до ребенка, трогает его, пробуждает чувство собственного достоинства, когда сердце касается сердца, ум – ума. Поэтическое звучание родного слова становится музыкой для ребенка, когда он сам берет в руки инструмент, сам творит музыку, видит, чувствует, как его музыка влияет на других людей».

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказкиначинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребёнка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает своё собственное отношение к добру и злу. 

Актуальность:

Несомненно, на сегодняшний день данная тема очень актуальна. Сказки создают словесные картины человеческой жизни, мира животных и оживляют детскую фантазию. Поступки, чувства, мысли персонажей, их взаимоотношения, события, которые с ними происходят, предметы, которые их окружают, - все это отражено в слове, несущем в себе номинативно-образное и эмоциональное значение. Дети верят всему, о чем говорится в сказке, становятся как бы соучастниками событий, волнуются за персонажей, радуются их успехам, печалятся неудачам.

Пересказ сказки, ее разыгрывание, оказывают большое влияние на познавательное и нравственное развитие ребенка. Образность и яркость сказочных персонажей, олицетворение ими добра и зла, способствуют развитию у ребенка внутреннего содействия, сопереживания героям, в которых воплощены определенные нравственные качества человека.

В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».

Цель:

Воспитание и развитие детей через сказки с использованием музыкального, театрального и изобразительного искусства.

Задачи:

  • Подбор литературы по данной теме;
  •  Определить уровень знаний у детей в сказках;
  • Выявить педагогические условия использования средства и методов в педагогическом процессе с детьми;
  •  Развивать интерес и любовь к сказкам разных народов, разного исторического времени;
  •  Формировать у детей интерес к творчеству через сказки с использованием музыкального, театрального и образовательного искусства.

С помощью сказки мы воспитываем у детей:

  • Волю — сложное и многогранное качество личности.
  • Веру в себя — умение противостоять неудачам.
  • Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.
  • Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.
  • Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.
  • Обязательность — умение держать слово.
  • Оптимизм — веру в успех, увлечённость, душевный подъем.
  • Целеустремлённость — умение определять цель и настойчиво добиваться её достижения.
  • Доброту и честность.

С помощью сказки мы развиваем у ребёнка:

  • умение слушать;
  • умение познавать;
  • умение сравнивать, сопоставлять;
  • умение мыслить словами;
  • связную речь;
  • интерес к учебе;
  • мышление;
  • внимание;
  • память;
  • воображение;
  • мимику лица и жесты;
  • эстетические чувства;
  • чувство юмора.

Предполагаемый результат:

  • Дети должны знать признаки, по которым мы узнаем сказку, какие бывают сказки;
  • Знать сказки народов;
  • Выразительно передавать содержание сказок, замечать характерные особенности изображения персонажей в книжных иллюстрациях;
  • Уметь передавать р рисунке эпизоды знакомых сказок.

Этапы работы.

1. Подготовительный этап.

- Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала. Список методической литературы

2. Основной этап.

- Подбор различных пед. технологий и методик организации работы с дошкольниками,

- составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.

- Знакомство детей дошкольного возраста со сказками.

- Работа с родителями 

Работы со сказкой

- Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

-  Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

-  Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить своё отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

-  Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

3. Заключительный этап.

- Подведение итогов

- Оформление результатов работы по теме самообразования.

План работы с родителями

1. Консультации 

- «Сказко - терапия или сказочное лечение души».

- «Как подружить ребенка с книгой»

- «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста»

- «Как выбрать полезную сказку для малыша»

-«Учите детей любить книгу»

Оказать помощь родителям в воспитании детей искусством.

2. Выставка семейных рисунков «Наши любимые сказки». Привлечь родителей к участию в жизни детского сада. Вызвать у детей и родителей положительные эмоции.

3. Оформление уголка для родителей на тему: «Роль сказки в воспитании дошкольников».

4.Анкетирование для родителей: «Какая прелесть – эти сказки»

Перспективный план  по самообразованию.                         Тема: «Сказка – источник творчества в развитии ребенка».

1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка – источник творчества в развитии ребенка»»: постановка целей и задач по данной теме.

2.Изучение темы: «Сказка – источник творчества в развитии ребенка».

Методические приёмы:

-Чтение детям и пересказ сказки: «Волк и семеро козлят», рассматривание иллюстрации.

-Чтение сказки К. Чуковского «Телефон»

3.Создание картотеки сказок для работы с детьми.

Методические приёмы:

-Пересказ сказки детьми «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

- Чтение сказок: «Семь дочерей», «Большое и маленькое» В. Сухомлинский.

-Дидактическая игра: «Угадай сказку».

4.Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми.

Методические приёмы:

 -Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»

 -Чтение сказки «Кому же идти за дровами?» В.Сухомлинский.

-Чтение сказки «Сказка о гусыне» В. Сухомлинского

- Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»

-Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

5.Комплексное занятие «В гостях у сказок»

6.Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребёнка».

Методические приёмы:

-Чтение сказки «Как ежиха приласкала своих деток»В.А.Сухомлинский.

-Чтение сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».

-Мини-викторина «Русские сказки»

-Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».

7.Самоанализ плана по самообразованию.

Методические приёмы.

-Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки.

- Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки».

Список изучаемой литературы.

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. – М.: “Академия”, 1998.

2. Большева Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

3. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982.

4. Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993, №6.

5. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л-д, 1986.

6. Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978

7. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю. А. – Владос, 2001.

8. Тухта Л. С. Сочини сказку. // Газета “Начальная школа”, 1996, №46.

9. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. –Харьков: Фолио, 1996.

10. Фесюкова Л. Б. От трех до семи: Кн. для пап, мам, дедушек и бабушек. – Харьков: Фолио; Ростов н/Д: Феникс, 1997.

11. Сборник "Золотых сказок". Абдулхаликова. Г. Р

12. В А. Сухомлинский«Сердце отдаю детям»

13. . Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план самообразования "Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста"

цель самообразования: выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста...

самообразование : «Влияние устного народного творчества, на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устно...

Перспективный план по самообразованию "Роль устного народного творчества в развитие речи детей ясельного возраста"

Перспективный план по самообразованию на тему "Роль устного народного творчества в развитии речи детей ясельного возраста"...

Самообразование воспитателя на тему: «Сказка – источник творчества в развитии ребенка».

Цель:Воспитание и развитие детей через сказки с использованием музыкального, театрального и изобразительного искусства.Задачи:o Подбор литературы по данной теме;o Определить уровень знаний у...

Проект на тему: «Сказка – источник творчества в развитии ребенка

Проект на тему: «Сказка – источник творчества в развитии ребенка          ...