Проект на тему: «Сказка – источник творчества в развитии ребенка
план-конспект занятия (средняя группа)

Габисова Людмила Агубеевна

Проект на тему: «Сказка – источник творчества в развитии ребенка

image

 

 

 

 

 

                                                        Воспитатель средней группы:

                                                                                             Габисова Люда.

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность темы:

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские – народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высшие чувства и стремления. К.И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного- «воспитывать в ребёнке человечность- эту дивную способность человека волноваться из-за чужих несчастий, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою.

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации- всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знакомые, но и самое главное- новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадания, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребёнка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются  подленными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые даёт сказка - это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Язык сказок отличается большой живописностью: в нём много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребёнку запомнить сказку.

Предполагаемый результат:

Я предполагаю, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.

Тип проекта:

- Информационно- творческий

- Долгосрочный

- Групповой

Методы:

Беседы, чтение, вопросы, игры- викторины, рассматривание иллюстраций, игры- драматизации.

Участники проекта

Дети средней группы, воспитатель, родители.

Цель проекта

Развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально- отзывчивой, социально- компетентной и развивающейся личности, личности как субъекта деятельности.

Задачи проекта:

Дети:

- продолжать знакомить со сказками;

- способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;

- воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

- обогащать и расширять словарный запас детей.

- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;

- развивать артистические способности;

- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

- формировать навыки сотрудничества;

-  воспитывать чувства дружбы и коллективизма.

- развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;

- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;

Родители:

  - создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

- развитие совместного творчества родителей и детей;

- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Содержание проекта строится на принципах:

  Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.

  Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

  Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.

  Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.

  Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.

  Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.

  Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

  Принцип интеграции – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.

  Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

  Принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета.

  Принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка.

  Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.

 

Планируемый результат:

- развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;

- развитие интереса к русской литературе;

- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

- совершенствование  звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.

- содействие творческому развитию детей;

- развитие эмоциональной отзывчивости;          

- гармонизация отношений между взрослыми и детьми

 

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

                  I.      Этап -  Подготовительный (разработка проекта).

- определение проблемы;

- постановка цели, задач;

- сбор информации, литературы, дополнительного материала.

          - составление перспективного плана работы.

Перспективный план.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?», «Помнишь ли ты эти стихи».  Кубики и пазлы по разным сказкам.

ПОЗНАНИЕ

Беседы с детьми о прочитанных сказках. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок.

КОММУНИКАЦИЯ

Непосредственно образовательная деятельность по сказкам «Лиса, заяц и петух», «Репка», «Заяц - хваста», «По сказкам Чуковского», «Как мы помогали героям любимых сказок».

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Чтение, обсуждение и пересказ сказок.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

Непосредственно образовательная деятельность: ИЗО – «Мой любимый сказочный герой», «Моя любимая сказка»; Аппликация – «Сказки дедушки Корнея», «Сказочная птица»; Лепка – «Бабушкины сказки».

ТРУД

Коллективный ручной труд: изготовление плоскостного театра на ковролин «Айболит». Ремонт книг в книжном уголке. Изготовление масок и атрибутов к театрализованной постановке «Муха Цокотуха»

ЗДОРОВЬЕ

 Непосредственно образовательная деятельность «Путешествие в страну Мойдодыра».

БЕЗОПАСТНОСТЬ

Совместная деятельность с детьми «Светофор наш лучший друг»

Работа с родителями

Консультация «Приемы обучения детей рассказыванию»; «Знакомство со сказками». Папка – передвижка «Народные сказки в системе воспитания дошкольников. Помощь в изготовлении костюмов для спектакля « Муха Цокотуха ».                   

 

         

 

 

 

 

 

 

 

месяц

мероприятия

сентябрь

Театрализованная игра «В гостях у сказки».

Театр картинок на столе. (стр. 34 Артёмова)

Игра-драматизация «Репка», стр.41 Артёмова

Консультация для родителей: «Приемы обучения детей рассказыванию»

октябрь

Загадки «Сказочный герой», стр.36 Галанов

Изготовление героев сказок из природного материала.

Игра-драматизация «Колобок», стр.43 Артёмова

Работа с социумом: Просмотр спектакля «Заюшкина избушка»

ноябрь

Пальчиковый театр «Теремок»

Старая сказка на новый лад, стр.44 Галанов

Дидактическая игра: «Помоги Колобку», стр.42 Галанов

Конкурс поделок совместно с родителями «Моя любимая сказка»

декабрь

Драматизация с импровизацией детей «Красная шапочка», стр.68 Артёмова

Иллюстрирование сказки «У страха глаза велики», стр.179 Ушакова

Дидактическая игра:  «Из какой я сказки

Работа с социумом: Просмотр спектакля «Волк и лиса»

январь

Дидактическая игра: «Поиграем в репку» стр.42 Галанов

Игра-импровизация по мотивам сказки «Волк и лиса»

Пополнение библиотеки «Уголок сказки»

Встреча с родителями на тему: «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»

февраль

Дидактическая игра: «Помнишь ли ты эти стихи?»

Выставка рисунков по сказке «Теремок»

Поиграем в театр, мтр.43 Галанов

Работа с родителями:            Папка – передвижка «Народные сказки в системе воспитания дошкольников.

март

Инсценировка стихотворения А.Барто «Девочка чумазая»

Литературная викторина

Работа с социумом: Участие в театральном представлении: «Сороки» Ансамбль «Таусень»

апрель

Дидактическая игра: «Кубики и пазлы по разным сказкам.» Инсценировка сказки «Медведь и солнце»

 Разучивание песен и танцев к мюзиклу «Муха Цокотуха».

 Работа с родителями:

 Помощь в изготовлении костюмов для спектакля «Муха Цокотуха». 

                  

май

Беседа на тему: «Как мы помогали героям любимых сказок» Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок.

Фестиваль сказочных героев.

Работа с социумом

Просмотр спектакля «Сказочная страна».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_1_1.docx83.7 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему: «Сказка – источник творчества в развитии ребенка

                                                        Воспитатель средней группы:

                                                                                             Габисова Люда.

Актуальность темы:

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские – народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высшие чувства и стремления. К.И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного- «воспитывать в ребёнке человечность- эту дивную способность человека волноваться из-за чужих несчастий, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою.

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации- всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знакомые, но и самое главное- новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадания, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребёнка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются  подленными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые даёт сказка - это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Язык сказок отличается большой живописностью: в нём много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребёнку запомнить сказку.

Предполагаемый результат:

Я предполагаю, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.

Тип проекта:

- Информационно- творческий

- Долгосрочный

- Групповой

Методы:

Беседы, чтение, вопросы, игры- викторины, рассматривание иллюстраций, игры- драматизации.

Участники проекта

Дети средней группы, воспитатель, родители.

Цель проекта

Развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально- отзывчивой, социально- компетентной и развивающейся личности, личности как субъекта деятельности.

Задачи проекта:

Дети:

- продолжать знакомить со сказками;

- способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;

- воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

- обогащать и расширять словарный запас детей.

- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;

- развивать артистические способности;

- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

- формировать навыки сотрудничества;

-  воспитывать чувства дружбы и коллективизма.

- развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;

- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;

Родители:

  - создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

- развитие совместного творчества родителей и детей;

- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Содержание проекта строится на принципах:

  Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.

  Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

  Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.

  Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.

  Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.

  Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.

  Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

  Принцип интеграции – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.

  Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

  Принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета.

  Принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка.

  Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.

 

Планируемый результат:

развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;

- развитие интереса к русской литературе;

- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

- совершенствование  звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.

- содействие творческому развитию детей;

- развитие эмоциональной отзывчивости;          

- гармонизация отношений между взрослыми и детьми

 

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

                  I.      Этап -  Подготовительный (разработка проекта).

- определение проблемы;

- постановка цели, задач;

- сбор информации, литературы, дополнительного материала.

          - составление перспективного плана работы.

Перспективный план.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?», «Помнишь ли ты эти стихи».  Кубики и пазлы по разным сказкам.

ПОЗНАНИЕ

Беседы с детьми о прочитанных сказках. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок.

КОММУНИКАЦИЯ

Непосредственно образовательная деятельность по сказкам «Лиса, заяц и петух», «Репка», «Заяц - хваста», «По сказкам Чуковского», «Как мы помогали героям любимых сказок».

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Чтение, обсуждение и пересказ сказок.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

Непосредственно образовательная деятельность: ИЗО – «Мой любимый сказочный герой», «Моя любимая сказка»; Аппликация – «Сказки дедушки Корнея», «Сказочная птица»; Лепка – «Бабушкины сказки».

ТРУД

Коллективный ручной труд: изготовление плоскостного театра на ковролин «Айболит». Ремонт книг в книжном уголке. Изготовление масок и атрибутов к театрализованной постановке «Муха Цокотуха»

ЗДОРОВЬЕ

 Непосредственно образовательная деятельность «Путешествие в страну Мойдодыра».

БЕЗОПАСТНОСТЬ

Совместная деятельность с детьми «Светофор наш лучший друг»

Работа с родителями

Консультация «Приемы обучения детей рассказыванию»; «Знакомство со сказками». Папка – передвижка «Народные сказки в системе воспитания дошкольников. Помощь в изготовлении костюмов для спектакля « Муха Цокотуха ».                   

 

         

 

 

 

 

 

 

 

месяц

мероприятия

сентябрь

Театрализованная игра «В гостях у сказки».

Театр картинок на столе. (стр. 34 Артёмова)

Игра-драматизация «Репка», стр.41 Артёмова

Консультация для родителей: «Приемы обучения детей рассказыванию»

октябрь

Загадки «Сказочный герой», стр.36 Галанов

Изготовление героев сказок из природного материала.

Игра-драматизация «Колобок», стр.43 Артёмова

Работа с социумом: Просмотр спектакля «Заюшкина избушка»

ноябрь

Пальчиковый театр «Теремок»

Старая сказка на новый лад, стр.44 Галанов

Дидактическая игра: «Помоги Колобку», стр.42 Галанов

Конкурс поделок совместно с родителями «Моя любимая сказка»

декабрь

Драматизация с импровизацией детей «Красная шапочка», стр.68 Артёмова

Иллюстрирование сказки «У страха глаза велики», стр.179 Ушакова

Дидактическая игра:  «Из какой я сказки

Работа с социумом: Просмотр спектакля «Волк и лиса»

январь

Дидактическая игра: «Поиграем в репку» стр.42 Галанов

Игра-импровизация по мотивам сказки «Волк и лиса»

Пополнение библиотеки «Уголок сказки»

Встреча с родителями на тему: «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»

февраль

Дидактическая игра: «Помнишь ли ты эти стихи?»

Выставка рисунков по сказке «Теремок»

Поиграем в театр, мтр.43 Галанов

Работа с родителями:            Папка – передвижка «Народные сказки в системе воспитания дошкольников.

март

Инсценировка стихотворения А.Барто «Девочка чумазая»

Литературная викторина

Работа с социумом: Участие в театральном представлении: «Сороки» Ансамбль «Таусень»

апрель

Дидактическая игра: «Кубики и пазлы по разным сказкам.» Инсценировка сказки «Медведь и солнце»

 Разучивание песен и танцев к мюзиклу «Муха Цокотуха».

 Работа с родителями:

 Помощь в изготовлении костюмов для спектакля «Муха Цокотуха». 

                  

май

Беседа на тему: «Как мы помогали героям любимых сказок» Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок.

Фестиваль сказочных героев.

Работа с социумом

Просмотр спектакля «Сказочная страна».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Роль сказки в воспитании и развитии ребенка»

МБДОУ "Детский сад №1" пос. Палатка        «Роль сказки в воспитании иразвитии ребенка»      Разработчик проекта: Бырса Тать...

Самообразование воспитателя на тему: «Сказка – источник творчества в развитии ребенка».

Цель:Воспитание и развитие детей через сказки с использованием музыкального, театрального и изобразительного искусства.Задачи:o Подбор литературы по данной теме;o Определить уровень знаний у...

Самообразование на тему "Сказка - источник творчества в развитии ребенка"

Самообразование воспитателя дошкольного учреждения...

Проект на тему «Сказка, как источник ранней профилактики правонарушений».

Статья посвящена вопросам организации профилактики правонарушений, которые можно применять в дошкольном возрасте. Я предлагаю проект, который может быть использован для работы с детьми старшего дошкол...

Проект на тему: «Морковь – источник витаминов» для детей старшего дошкольного возраста

Данный проект - это организация познавательной и творческой работы по ознакомлению детей с ценностью и пользой моркови и формированию у них понимания значимости моркови в...