Познавательно-исследовательский проект во 2 группе раннего возраста "Огород на подоконнике"
проект (младшая группа) на тему

Пальбина Алевтина Вячеславовна

В публикации представлена разработка познавательно-исследовательского проекта "Огород на подоконнике" во 2 группе раннего возраста, осуществленного в рамках педагогической технологии проектной деятельности в ДОУ. Работа включает в себя методологический аппарат, планирование основных мероприятий по реализации этапов проекта, конспекты образовательной деятельности в рамках проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ogorod_na_podokonnike.docx28.03 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №29 «РЯБИНУШКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА».

ПРОЕКТ

«Огород на подоконнике»

Составитель:

воспитатель группы «Ладушки»

Пальбина А.В.

г. Инта

2016 г.

Проект: краткосрочный.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий,  семейно-групповой.

Продолжительность: 1 месяц.

Участники проекта: дети второй группы раннего возраста, воспитатели, родители. 

Проблема:
Дети раннего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

Цель проекта:

  • развитие интереса к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений;
  • привлечение родителей к активной жизни детского сада в рамках организации и реализации проекта.

Задачи проекта:

- формировать у детей интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
- расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;
- привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений;
- воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
- активизировать речь и обогащать словарь детей;
- формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

Социальная значимость проекта: данный проект может быть реализован в дошкольных образовательных учреждениях различных типов.

Предполагаемый результат: 

  • Создание в группе огорода на подоконнике.
  • Дети получат представления о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают.
  • Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия.
  • Проводимая работа позволит сформировать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
  • Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.

Работа с родителями:

1. Беседа с родителями «Лучший огород на окне».

2. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап:

1.Сбор литературы по данной теме.

2.Составление плана работы.

3.Разработка содержания проекта.

Основной этап:

1.Выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми и родителями.    

2.Большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.

3.Подборка художественных произведений, потешек, словесных игр по данной теме.

Заключительный:

1.Подведение итогов работы над проектом.

2.Презентация проекта.

Этапы реализации проекта.

№ п/п

Мероприятия

Цель

Сроки реализации

1 этап – подготовительный

1.

Консультация для родителей «Огород на подоконнике»

Познакомить  родителей с проектом, способствовать проявлению интереса к работе, созданию огорода.

1-я нед.

2.

Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, художественной литературы, приобретение необходимого оборудования. 

Создание условий для реализации проекта «Огород на подоконнике». 

1-я нед.

2 этап - основной

3.

Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. Чтение художественной литературы, стихотворений, потешек, разгадывание загадок.

Вызвать у детей интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений. Развивать интерес детей к художественной литературе, речевую активность.

2-я нед.

4.

Практическая деятельность: посадка семян лука. НОД: «Посадка лука»

Учить детей ухаживать за растениями, развивать познавательную активность, воспитывать бережное отношение к природе.

2-я нед.

5.

Опыт – наблюдение за ростом растений. 

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих растений.

2-я нед.

6.

Труд в уголке природы. 

Воспитывать желание ухаживать за растением, дать понятие о том, какие виды ухода за растением есть: рыхление почвы, полив. 

2 – 3 нед.

7.

Опыт – наблюдение за луком. 

Формировать у детей знания о необходимых условиях для роста лука (свет, вода, тепло).

3-я нед.

8.

Рассматривание семян через лупу. 

Дать понятие о том, что форма семян у разных растений разная. 

3-я нед.

9.

Дидактическая игра «Что растет в огороде». 

 Закрепить знания о овощах,  их выращивании и уходе. 

3-я нед.

10.

Наблюдения: «Растут ли наши растения?» 

Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений. 

3-я нед.

11.

НОД «Рисование»: «Вот такой у нас лучок»

Учить детей создавать образ овощной культуры с помощью красок, украшать ее; развивать умение пользоваться красками и кистью.

3-я нед.

3 этап - заключительный

12.

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации. Анализ работы проекта.

Представить презентацию проекта для педагогов ДОУ и родителей.

4-я нед.

Основные формы реализации проекта:

1. Консультации для родителей. 

2. Дидактические игры.

3. Непосредственно-образовательная деятельность.

4. Чтение художественной литературы.

5. Беседы, рассматривание наглядного материала.

6. Наблюдения, опыты.

По реализации проекта «Огород на подоконнике» были получены следующие результаты: 

  1. В группе был создан «огород на подоконнике».
  2. Дети получили представления о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают.
  3. Дети расширили представления о труде взрослых, научились правильно называть трудовые действия.
  4. Дети стали более уважительнее относится к труду.
  5. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.


Конспект ОД во 2 группе раннего  возраста «Рисование»: «Вот такой у нас лучок».

Программное содержание:

  • Воспитывать интерес к рисованию
  • Развивать воображение, мелкую моторику, эстетический вкус, умение координировать движения в соответствии с музыкой и текстом
  • Закреплять зеленый цвет
  • Активизировать словарь
  • Учить рисовать прямые вертикальные линии
  • Способствовать повышению эмоционального тонуса

Материал:

  • Кукла- бабка
  • Корзинка с овощами
  • Баночка с луком в земле
  • Гуашь зеленого цвета
  • Кисточки
  • Баночки с водой
  • Тряпочки
  • ½ альбомного листа с силуэтом луковицы по количеству детей
  • Влажные салфетки

Ход занятия

1 часть.

Воспитатель обращает внимание детей на стук в дверь. Вносит игрушку- бабушку Варварушку. Дети и бабушка здороваются. Воспитатель от имени бабушки Варварушки предлагает назвать овощи, которые она принесла в корзинке. Дети называют овощи (помидор, картошка, морковка, капуста, огурец). Бабушка Варварушка хвалит детей.

2 часть.

Воспитатель показывает детям лук, который вырастила бабушка Варварушка. Дети рассматривают, называют цвет лука.

Проводится пальчиковая гимнастика.

Поднялся наш огород, (поднимают руки вверх)

Все на солнышке растет (вращают кистями рук)

Свекла, лук, морковь, горох (загибают пальцы на правой руке)

Уродился он неплох (играют кистями рук)

Вот картошка, вот капуста (загибают пальцы на левой руке)

Помидоры, огурцы,

Угощайтесь молодцы! (протягивают раскрытые руки вперед).

3 часть.

От имени бабушки воспитатель показывает нарисованный лук, предлагает детям тоже нарисовать. Воспитатель показывает приемы рисования: как правильно набирать краску; следит, чтобы ребенок не глубоко окунал кисть, а лишь слегка обмакивал кончик кисти;  как правильно наносить краску.

Дети рисуют лук.

Воспитатель предлагает спеть песенку для бабушки Варварушки (на мелодию русской народной песни «Я на горку шла» слова Сторожевой Н.П.)

Дети поют и выполняют движения в соответствии с текстом песни.

Мы для бабушки, для Варварушки

Рисовали лук, лук зелененький

Посмотри- ка ты, наша бабушка,

Какой зелен лук, вырос у ребят.

Воспитатель с детьми и бабушкой Варварушкой рассматривают работы детей.

Вопросы воспитателя к детям:

Что рисовали?

Каким цветом получился лук?

Бабушка Варварушка хвалит детей и прощается.

Конспект образовательной деятельности во 2 группе раннего возраста.

Тема: «Посадка лука»

Организация: по подгруппам

Форма проведения: экспериментирование

Цель: формировать практические знания о посадке лука в землю и в воду.

Задачи:

1.Воспитательные:

Воспитывать понимание ценности здоровья у детей, желание не болеть, воспитывать трудолюбие.

2. Развивающие:

Развивать речь, мышление, самостоятельность.

3. Обучающие:

Познакомить детей со свойствами лука: круглый, горький, заставляет плакать. Сообщить, что из луковиц можно вырастить зеленый лук, очень полезный и витаминный. Учить сажать луковицы в землю и в воду. Дать понятие, что для роста лука нужна вода.

Планируемый результат: научить детей сажать луковицы в землю, в воду.

Оборудование: мешочек для  луковицы; луковица; баночка с водой; контейнер с землей.

Ход деятельности.

- Дети, присаживайтесь на стульчики.

- Сегодня к нам пришла игрушка Луковка

- Что она принесла?

- Правильно мешочек.

- Этот мешочек не простой, он чудесный.

- Давайте посмотрим, что там находится.

- Правильно лук.

- Скажите какого цвета лук?

- Какой он формы? Покажите какой он круглый.

- Потрогайте его пальцами и скажите: лук твердый или мягкий?

- Вот я сейчас разрежу луковицу, понюхайте лук, чем он пахнет? (Луком).

- А почему мы плачем? Да, лук щиплет глаза и заставляет всех плакать.

- Кто хочет угоститься луком?

- Какой лук на вкус? (Дать детям пожеланию заесть лук).

- Лук горький, но он очень полезный, в нем много витаминов.

- Это луковица, если ее посадить, то из нее вырастут листики, зеленый лук.

- В зеленом луке тоже много витаминов.

- У лука есть верх (показываю его), вот отсюда растет зеленый лук.

- А вот низ у луковицы – донце (показываю)

- Давайте скажем все вместе – ДОНЦЕ.

- Лук надо сажать донцем вниз.

- Давайте, посадим одну луковицу в банку с водой. (Показываю)

- Но лук можно посадить и в землю.

Игра «Расти, расти, лучок»

-Все вставайте, вы будете луком. Я сажаю лук донцем вниз. Все присели. Теперь я беру лейку и поливаю водой. Вот лук растет и растет. Зеленый лук становится большим – большим. Вот и вырос наш зеленый лук.

Луковица золотая,

Круглая, литая.

Есть у нее один секрет –

Нас она спасет от бед:

Может вылечить недуг

Вкусный и душистый лук!

- Вот в этом горшке находится земля.

- Сажать лук в землю надо донцем, вот так (показ приёмов посадки лука)

- Иди, Даша, помоги посадить луковицу в землю, донцем вниз.

- Никита, иди полей лук из лейки. Поливай осторожно, много воды не лей.

- Вот теперь мы будем ухаживать за луком, поливать его, через некоторое время появятся «зеленые перья».

- Зеленые перья очень душистые и содержат много полезных витаминов, их кладут в салаты, винегреты, супы, едят с хлебом.

- Посмотрите, Луковка принесла нам зеленый лук (Показ зеленого лука – перья).

- Вот такой лук вырастет у нас в группе.

- Мы эти зеленые листочки перья отдадим повару, она нарежет и положит вам в суп, чтобы вы не болели и были здоровыми.

Итог (рефлексия).

- Кто сегодня приходил в гости?

- Правильно Луковка. Она игрушка. Поэтому она расти не будет, а расти у нас будет лук. Луковка останется у нас в группе.

- Куда мы сажали лук?

- Правильно, в баночку с водой, и в землю.

- В луке много витаминов и его надо есть. Он полезен для здоровья.

- Молодцы, все дети старались и отвечали, играли, узнали много полезного.

Список литературы:

  1. Вакуленко Ю.А.  Воспитание любви к природе у дошкольников / Издательство «Учитель», 2007г.
  2. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2012. — 144 с.
  3. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. — М.: Карапуз, 2009. — 144 с.
  4. Методика ознакомления с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой - М.: Просвещение,1992. - 207с.
  5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 2005. - 224 с.
  6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по организации познавательно-исследовательской деятельности во второй группе раннего возраста «Волшебная водичка»

Занятие с водой с детьми раннего возраста 1,5-2 годаЦель: Знакомство детей раннего возраста с некоторыми свойствами воды через элементарную исследовательскую деятельностьЗадачи:Формирование представле...

Познавательно – исследовательская деятельность во 2 группе раннего возраста

Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ...

Рабочая программа по развитию познавательно-исследовательской деятельности для второй группы раннего развития

ЦЕЛИ ТЕМАТИЧЕСКОГО БЛОКА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»            Первичные представления об объектах окружающего мира:формировать у...

Педагогическое мероприятие по познавательно-исследовательской деятельности во второй группе раннего возраста «Фиалочки» на тему: «Домашние животные

Формирование навыков несложной диалогической, фразовой речи (из 2-3 слов); систематизирование знаний детей о домашних животных и их детёнышах....

Познавательно-исследовательская деятельность во второй группе раннего возраста: огород на окне (выращивание лука). Цель, задачи, ожидаемый результат.

Цель: Вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию лука в комнатных условиях. Формирование основы исследовательской деятельности. Развитие любознательности, внимания, мышления, активног...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО 2 ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ОДУВАНЧИКИ» «ЛУЧОК»

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые све...