Мастер-класс для педагогов "Дидактические игры и упражнения как средство развития исследовательских умений у дошкольников"
методическая разработка на тему

Мамзонова Ирина Альбертовна

В материале представлены игры и упражнения для развития исследовательских умений у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_po_savenkovu.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Дидактические игры и упражнения как средство развития исследовательских умений у дошкольников»

Согласно целевым ориентирам, определенным в ФГОС ДО, на этапе завершения дошкольного образования «ребенок

- овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;

- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- склонен наблюдать, экспериментировать.

Для развития исследовательских умений я руководствуюсь методическими рекомендациями Александра  Ильича Савенкова (Книга «Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания»).

    К исследовательским умениям А.И.Савенков относит  следующие умения:

  1. Умение наблюдать.
  2. Умение давать определение понятиям.
  3. Умение классифицировать.
  4. Умение задавать вопросы.
  5. Умение выдвигать гипотезы.
  6. Умение видеть проблемы.
  7. Умение проводить эксперимент.
  8. Умение делать выводы и умозаключения. 

Для формирования каждого из этих умений и навыков я подобрала комплекс игр, упражнений и заданий. Предлагаю вам сегодня, уважаемые коллеги, познакомиться с этими играми.

1. Умение наблюдать

  Это умение необходимо и возможно развивать с младшей группы. Я использую упражнения и игры на развитие наблюдательности и умения наблюдать:   

-Рассматривание каких–либо интересных и вместе с тем хорошо знакомых предметов:  осенних листьев, комнатных растений, снежинок и т.п., выделение  деталей, признаков наблюдаемых объектов, изменений, происходящих с ними.

- «Найди в окружении предметы с определенным признаком (все красные, все мягкие и.т.д.)

- «Найди отличия» Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами.  В средней группе используют такие предметы, в которых разница между ними становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения соответствующего предмета.

- «Что изменилось?» («Чего не стало?»)

- «Найти два одинаковых предмета»

- «Найди ошибки, сделанные художником».

- малоподвижная игра «Карусель».

- «Рассмотри и расскажи»

 -«Волшебные превращения»

-«Наблюдаем настроение» (определение настроения, эмоции, чувств, мотивов поведения других людей).

«Тема одна – сюжетов много» - изображение (описание сюжета) на заданную тему, изобразить любой объект, явление окружающей действительности разными способами, используя различные материалы.

Предлагаю вам упражнение «Рассмотри и расскажи». Поставьте перед детьми какой-либо предмет с яркими деталями, предложить рассмотреть в течение 30 секунд, затем уберите предмет, и попросите назвать все детали предмета. Затем вновь показать предмет и побеседовать, что назвали, а что не заметили. (Педагогам предложить рассмотреть матрешку).

2.Умение давать определения понятиям    

Существуют предметы, явления, события, и есть наши понятия о них. Понятием называют форму мысли, отражающую предметы в их существенных и общих признаках.

Понятийное, или словесно-логическое, мышление не свойственно дошкольнику. Его становление и активное развитие начинается у большинства детей значительно позже, а предлагаемые задания позволяют осваивать первичные операции, напоминающие этот вид мышления, на доступном ребенку уровне. Чтобы узнать, как развита у ребенка способность к обобщению и формулированию понятий, используется один из самых эффективных и простых методов - метод определения понятий. Ребенку предлагается дать определение предмету или слову: «Что это?». Например: «Что такое автобус?» Кто-то скажет, что это транспортное средство для перевозки людей, а кто-то ответит: «Автобус - это то, на чем ездят по городу». Как вы думаете, в каком случае ребенок дал определение понятия? (В первом случае мы видим ситуацию фиксации родового и видового отличия, то есть правильно воспроизводятся логические отношения между классом объектов и его представителем. Во втором случае мы сталкиваемся с указанием не на объект, а на его функцию).

Для того, чтобы сформировать у детей умение давать определение понятиям, необходимо предлагать детям упражнения на описание, сравнение, обобщение. 2.1. Описать объект — значит, ответить на вопросы: «Что это такое? Чем это отличается от других объектов? Чем это похоже на другие объекты?».

Я использую следующие игры и упражнения на развитие умения описывать:

-«Что это?» (например, что такое мяч)

-«Скажи какой» (с мл.гр.)

-«Загадки-определения»-загадки, которые содержат описание загаданного предмета

-«Узнай по описанию»,

- «Придумай загадку» (со средней группы): сочинить короткий описательный рассказ путем перечисления внешних черт предмета, не   называя его. 

-«Трудные слова» (подг. гр): делим детей на две-три подгруппы. Затем каждой подгруппе дается задание придумать по три «трудных слова». Слова должны быть такими, значение которых, по мнению придумывающих, никому из детей, кроме них, неизвестно. Потом одна подгруппа предлагает другим ответить, что означают задуманные ими слова. На обдумывание можно дать 30 секунд. За каждый правильный ответ подгруппа получает один балл. В роли арбитра выступает педагог.

-«Разговор с инопланетянами» (Объяснялки) (ст. дошк. возр). На Землю прилетели инопланетяне. Они ничего не знают о нашем мире и ничего не видели. Расскажите им как можно понятнее и короче, что такое: лодка, стол, ластик, кукла, враг.

Предлагаю поиграть в игру «Разговор с инопланетянами». Каждая подгруппа объясняет  по одному слову. На обдумывание дается 15 секунд. Одна команда объясняет слово, а остальные отгадывают это слово. Расскажите им как можно понятнее и короче, что такое: лодка, стол, ластик, кукла, враг.

2.2 Игры и упражнения на развитие умения сравнивать

Сравнение требует умения находить сходство и различия между предметами.  Ребенку легче сначала найти признаки различия объектов, затем признаки их сходства.

- «Сравни»: находим общие признаки, затем различия

- «Чем похожи?» (Что общего?) -предлагается сравнить два предмета и найти сходные признаки, например, сравнить корову и слона, яблоко и помидор.

-  «Скажи, на что похож предмет»

Предлагаю вам выполнить упражнение «Что общего?» -рассмотреть два предмета и назвать общие признаки: корову и слона

 2.3 Игры и упражнения на развитие умения обобщать.

Обобщение - это логическая операция перехода от видового понятия к родовому.

- «Назови одним словом»

- «Продолжи ряд» (игрушки-это машинка….)

2.4. Игры и упражнения на развитие умения анализировать

 Умение анализировать, выделять составные части, главную мысль, найти факты, ее подтверждающие, — важнейшее качество, требующееся при обработке материалов, добытых в ходе исследования, подготовке их к публичному представлению.

- «Части и целое»

-«Разрезные картинки» 

В младших группах картинки разрезают на 2-4 части, в средней 4-6, в старших группах целое делят на 8-10 частей. При этом для игры в младшей группе на картинке изображается один предмет: игрушка, растение, предметы одежды и др. Для более старших на картинке изображается сюжет из знакомых сказок, бытовые сюжеты  

-«Подбери недостающую фигуру»

- Создание графических схем  «Паучок»,  «Гусеница».

В центре обозначена главная идея — это туловище нашего паучка, а ножки — это факты, ее подтверждающие.

3.  Умение классифицировать  

Классификация или распределение предметов на классы, согласно их наиболее существенным признакам - очень важная мыслительная операция.

Каждая классификация предполагает, что в нее входят:

- делимое понятие;

- основание деления - признак, по которому производится деление;

- члены деления  - полученные в итоге деления группы.  

Всякая классификация имеет цель, поэтому выбор основания классификации диктуется этой целью. Поскольку целей может быть несколько, то одна и та же группа предметов может быть расклассифицирована по разным основаниям. Оснований для деления можно найти множество и, давая детям задания на классификацию, следует развивать у них и способность к такой важной операции, как комбинаторика. Чем больше вариантов деления, тем выше продуктивность мышления. А это качество очень важно в творческой деятельности.

Игры, направленные на развитие умение классифицировать:

-«Четвертый лишний»;

-«Найди лишний предмет»;

-«Найди ошибки и их прокомментируй»

- «Продолжи ряд»

- «Набор картинок»

Предлагаю вам упражнение «Набор картинок» - предложите как можно больше вариантов классификации предложенных животных. В каждой группе должно быть не менее трех предметов. (Картинки: заяц, собака, волк, лиса, медведь, рыба, рак,  мышь, ворона, воробей, снегирь, ласточка, слон, жук, муравей, стрекоза, лось, корова, свинья, зебра,

дуб, самолет, банан, яхта,  апельсин, сосна, автомобиль, огурец)

4.Умение видеть проблему  

Проблемной ситуацией является всякая теоретическая или практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая поэтому заставляет остановиться и задумываться. Проблема – это затруднение, неопределенность, возникающая в ходе познания. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Поиск проблем дело непростое, поэтому требуется целенаправленная работа по формированию этого умения у дошкольников.

Для  развития умения видеть проблему я использую такие упражнения и игры:

-«Скажи какой?»

- «Посмотри на мир чужими глазами».

- «Составь рассказ от имени другого персонажа»

- «Сколько значений у предмета».

- «Составь рассказ, используя данную концовку»

- «Тема одна – сюжетов много»

 -«Что сначала, что потом»

Предлагаю вам выполнить задание: «Посмотри на мир чужими глазами». Читаю неоконченный рассказ:  «Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…» Продолжите рассказ, но  сделать  это  надо несколькими  способами:

  1. Ты  просто  гуляешь во дворе с друзьями
  2. Ты  водитель грузовика….
  3. Ты летчик отправляющийся в полёт…
  4. Ты  ворона , сидящая  на дереве….
  5. Зайчик   или  лисичка  в  лесу….

 

5. Умение задавать вопросы  

  • Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.

Очень важно научить детей задавать вопросы. В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет ключевую роль. Стимулировать способность задавать вопросы чрезвычайно важно. Практика показывает, что  необходимо  также активизировать в речи детей вопросительные слова.

Для   активизации познавательного процесса и развития этого умения я предлагаю детям следующие игры, упражнения и задания:

-Словесная игра «Вы загадайте, я отгадаю».

Дети загадывают предмет, взрослый задавая вопросы поискового характера отгадывает его.

-«Угадай загаданный  предмет».

-«О чем спросит белка (сова,  почтальон, милиционер)?»

 -«Спроси, чтобы узнать больше». («Задай как можно больше вопросов попугаю (лисице, ворону, медведю, киту), изображенному на рисунке»).

- «Угадай, о чем спросили».

- «Найди причину события с помощью вопросов»

  • Предлагаю поиграть в игру - «Угадай, о чем спросили»- ведущий вызывает одного игрока и задает вопрос на ушко, предварительно ведущий и игрок договариваются, что игрок не повторяет вопрос вслух, а озвучивает только ответ на него. 
  • Вопросы (напечатать на листочке): 
  • Почему некоторые люди носят очки?
  • Почему космонавт надевает в космосе скафандр?
  • Чем обычно питаются коровы?
  • Почему шубу называют зимней одеждой?
  • Что такое кухня?
  • Почему люди пользуются мобильными телефонами?

6. Умение выдвигать гипотезы 

 С умением задавать вопросы тесно связано выдвижение гипотез, так как гипотеза предполагает вероятный ответ на поставленный вопрос.

Гипотеза — это предположение. Она всегда требует проверки и в ходе проверки может подтверждаться или опровергаться. Но, прежде чем доказывать или опровергать гипотезы, их нужно научиться выдвигать.

Для того, чтобы научить выдвигать гипотезы, я использую следующие упражнения:

- «Хорошо…, потому что…», «Плохо…, потому что…».

- «Что было бы, если бы…»

-«Назови  возможную  причину события»

Задание 1: придумай три сказочных объяснения какого-либо явления.

Задание 2: придумай три правдоподобные причины этого явления.

Каждый ответ обязательно нужно начать со слов: может быть, предположим, допустим, возможно, что если.… В ходе этого упражнения дети осваивают «словарь гипотез».

-«Упражнение на обстоятельство» (полезно-бесполезно).

Предлагаю выполнить упражнение  «Назови  возможную  причину события»

  • Сигналит автомобиль.
  • Пес Шарик спал на диване.
  • Задание 1: придумай три сказочных объяснения какого-либо явления.
  • Задание 2: придумай три правдоподобные причины этого явления.
  • Каждый ответ обязательно начни со слов:
  • · Может быть;
  • · Предположим;
  • · Допустим;
  • · Возможно;
  • · Что если...

- «Как  вы  думаете  почему?»

  • детёныши  животных  любят  играть?
  • весной  тает  снег?
  • Цветы  имеют такую яркую окраску?
  • Самолёт оставляет след в небе?
  • Не тонут  металлические  корабли?
  • Луна не падает на Землю?
  • Зимой идёт  снег, а летом дождь?

7.Умение проводить эксперимент.

Эксперимент - важнейший из методов исследования, который используется практически во всех науках и неотделим от исследовательского поведения. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки, сравнения. Но эксперименты бывают и мысленные, т.е. осуществляемые в уме.

 Мысленные эксперименты.

На первый взгляд словосочетание «Мысленный эксперимент» может показаться странным. Если в ходе рассуждений и умозаключений можно прийти к правильному выводу, то зачем эксперимент. Между тем специалисты выделяют особые мысленные эксперименты. В их ходе исследователь мысленно представляет себе каждый шаг своего действия с объектом и яснее видит результаты этих действий.

 Для того чтобы научить детей мысленным экспериментам проводила  с детьми  следующие упражнения  

 - «Волшебные превращения»

- Предлагала детям решать такие задачи:

  • Что можно сделать из песка (дерева, бетона, муки)?
  • Что будет, если исчезнет вода (растения, машины)?
  • Что нужно сделать, чтобы прекратились войны?
  • Что нужно сделать, чтобы люди не ссорились?
  • Если бы город был лесом, чем были бы автомобили?

8.  Умение делать выводы  и умозаключения.  

Вывод, или умозаключение является важным средством мышления. Умозаключением называется форма мышления, посредством которой на основе имеющегося у людей знания и опыта выводится новое  знание.

Умозаключение позволяет мышлению проникать в такие глубины предметов и явлений, которые скрыты от непосредственного наблюдения.

Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые умозаключения я  подобрала  следующие  упражнения и игры:

  • «Скажи, на что похожи»: узоры на ковре, облака, очертание деревьев за окном, старые автомобили, новые кроссовки.
  • «Назови как можно больше предметов, которые имеют общие признаки
  • твердый и прозрачный   (стекло, лед, пластик, янтарь, кристалл и д.р.),
  • блестящий, синий, твердый.

-«Назови  как можно больше живых существ со следующими признаками»:

- добрый, шумный, подвижный, сильный

- трусливый, быстрый, ловкий, хитрый;

- умный, злой, быстрый, сильный;

- запасливый, маленький, слабый, юркий.

-«Определи время года»

-«Живое - неживое»

Сформированные исследовательские умения способствуют развитию у детей исследовательского поведения, умения осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность.

Интернет-источники:

http://wikipage.com.ua/1x7f81.html 

http://dob.1september.ru/article.php?ID=200702415 

https://solncesvet.ru/развитие-исследовательских-способн/

Литература

  1. А. И. Савенков «Детское исследование как метод   обучения старших дошкольников».
  2. Э.Барановой «Учимся задавать вопросы», // «Дошкольное воспитание» № 12 – 2005.
  3. Е. В. Проскура   «Развитие познавательных способностей дошкольника»

лодка

стол

ластик

кукла

  • Почему некоторые люди носят очки?
  • Почему космонавт надевает в космосе скафандр?

  • Почему шубу называют зимней одеждой?

  • Что такое кухня?

Почему люди пользуются мобильными телефонами?

Чем обычно питаются коровы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Игры и упражнения как средство развития пространственной ориентировки старших дошкольников с нарушениями зрения».

Ориентировка в пространстве играет главную роль как для общего познавательного развития (развитие восприятия, памяти, мышления), так и для осуществления любой деятельности человека в окруж...

Мини-проекты – как средство развития исследовательских умений дошкольников

В дошкольном возрасте ребенку нравится экспериментировать с различным и объектами, взвешивать их, пересыпать. Ребенок учится обобщать полученные результаты и переносить данный опыт на другие ситу...

Тема: «Мини -проекты как средство развития исследовательских умений дошкольников в логико- математической деятельности»

Тема: «Мини -проекты как средство развития исследовательских умений дошкольников в логико- математической деятельности»...

Мастер-класс "Театрализованные игры и упражнения, как средство формирования коммуникативных умений"

В материале отражена актуальноссть театрализованных игр.Даны примеры игр и упражнений на развите коммуникативных навыков....

Мастер-класс с родителями "Кинезиологические игры и упражнения для развития речи дошкольников"

Мастер-класс с родителями "Кинезиологические игры и упражнения для развития речи дошкольников"...

Мастер-класс «Вокально-хоровые упражнения, как средство развития певческого голоса у дошкольников»

Цель: передача коллегам личного профессионального опыта, уникальных авторских разработок в развитии вокально-хоровых навыков....