Мастер-класс для педагогов «Дидактические игры и упражнения как средство развития исследовательских умений»
материал

Султанова Вера Николаевна

Мастер-класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.pptx1.94 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитатель В.Н.Султанова Мастер-класс для педагогов « Дидактические игры и упражнения как средство развития исследовательских умений» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска «Детский сад № 1 «Рябинка»

Слайд 2

Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования Исследовательские умения (по А.И.Савенкову ) овладевает основными культурными способами деятельности , проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; склонен наблюдать, экспериментировать, ребенок проявляет любознательность , задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей Умение наблюдать. Умение давать определение понятиям (описывать, сравнивать, обобщать, анализировать). Умение классифицировать. Умение задавать вопросы Умение выдвигать гипотезы. Умение видеть проблемы. Умение проводить эксперимент. Умение делать выводы и умозаключения.

Слайд 3

-Рассматривание каких–либо интересных и вместе с тем хорошо знакомых предметов (осенних листьев, комнатных растений, снежинок и т.п.), выделение деталей, признаков наблюдаемых объектов, изменений, происходящих с ними. - «Найди в окружении предметы с определенным признаком (все красные, все мягкие и т.д.) - «Найди отличия» «Что изменилось?» («Чего не стало?») «Рассмотри и расскажи» «Найди ошибки, сделанные художником» «Найти два одинаковых предмета» - «Волшебные превращения» - «Наблюдаем настроение» (определение настроения, эмоции, чувств, мотивов поведения других людей). - «Тема одна – сюжетов много» Упражнения и игры на развитие умения наблюдать

Слайд 4

«Найди отличия»

Слайд 5

«Рассмотри и расскажи»

Слайд 6

Умение давать определения понятиям

Слайд 7

-«Что это?» (например, что такое мяч) -«Скажи какой» (с мл.гр .) -«Загадки-определения» (во всех возрастных группах) -«Узнай по описанию», «Придумай загадку» (со средней группы) - «Трудные слова» ( подг . гр.) -«Разговор с инопланетянами » ( Объяснялки ) (ст. дошк . возр ). Игры и упражнения на развитие умения описывать

Слайд 8

- «Чем похожи?» -предлагается сравнить два предмета и найти сходные признаки. - «Сравни»: находим общие признаки, затем различия - «Скажи, на что похож предмет» Игры и упражнения на развитие умения сравнивать Игры и упражнения на развитие умения обобщать - «Назови одним словом» - «Продолжи ряд» (игрушки-это машинка….)

Слайд 9

Чем похожи?

Слайд 10

- «Части и целое» - «Разрезные картинки» - «Подбери недостающую фигуру» - Создание гра­ фических схем ( «Паучок») ( старш . дошк . возр .) Игры и упражнения на развитие умения анализировать

Слайд 12

- «Четвертый лишний»; - «Найди лишний предмет»; - «Найди ошибки и их прокомментируй» - «Продолжи ряд» - «Набор картинок» - «Скажи наоборот» Игры на развитие умения классифицировать

Слайд 13

- «Скажи какой?» - «Посмотри на мир чужими глазами». - «Составь рассказ от имени другого персонажа» - «Сколько значений у предмета» - «Составь рассказ, используя данную концовку» - «Тема одна – сюжетов много» - «Что сначала, что потом» Игры и упражнения для развития умения видеть проблему

Слайд 14

«Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…» Продолжите рассказ, но сделать это надо от имени персонажа Ты просто гуляешь во дворе с друзьями…- младшие Ты водитель грузовика….-средние Ты летчик отправляющийся в полёт…-старшие Зайчик или лисичка в лесу….-подготовительные «Посмотри на мир чужими глазами»

Слайд 15

- «Вы загадайте, я отгадаю». - «Угадай загаданный предмет». - «О чем спросит незнакомец (белка, сова, почтальон, милиционер)?» - «Спроси, чтобы узнать больше». («Задай как можно больше вопросов») - «Угадай, о чем спросили». - «Найди причину события с помощью вопросов» Упражнения и задания для развития умения задавать вопросы

Слайд 16

- «Хорошо…, потому что…», «Плохо…, потому что…». - «Что было бы, если бы…» - «Назови возможную причину события» (может быть, предположим, допустим, возможно, что если.…) Задание 1: придумай три сказочных объяснения какого-либо явления. Задание 2: придумай три правдоподобные причины этого явления. Каждый ответ обязательно нужно начать со слов: «Упражнение на обстоятельство» (полезный-бесполезный) «Как вы думаете почему?» «Представьте, что…» Упражнения на развитие умения выдвигать гипотезы

Слайд 17

Пес Шарик спит на диване. Задание 1: придумай три сказочных объяснения какого-либо явления. Задание 2: придумай три правдоподобные причины этого явления. Каждый ответ обязательно начни со слов: · Может быть; · Предположим; · Допустим; · Возможно; · Что если... «Назови возможную причину события»

Слайд 18

- «Волшебные превращения» - Предложить детям решать мысленные задачи: Что можно сделать из песка (дерева, бетона, муки)? Что будет, если исчезнет вода (растения, машины)? Что нужно сделать, чтобы люди не ссорились ? Если бы город был лесом, чем были бы автомобили ? Упражнения для развития умения проводить мысленные эксперименты

Слайд 19

«Скажи, на что похожи» « Назови предметы, имеющие следующие общие признаки»: твёрдые и прозрачные красные, круглые блестящие, синие, твёрдые. - «Назови живые существа, имеющие общие признаки» - добрый, шумный, подвижный, сильный - трусливый, быстрый, ловкий, хитрый; - умный, злой, быстрый, сильный; - запасливый, маленький, слабый, юркий. - «Определи время года» - «Живое - неживое» - «Объясните значение выражения» (пословицы, поговорки, фразеологизмы) Упражнения и игры для развития умения делать выводы и умозаключения

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры и упражнения как средство формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям».Было установлено, что театрализованные...

Мастер-класс для педагогов "Дидактические игры и упражнения как средство развития исследовательских умений у дошкольников"

В материале представлены игры и упражнения для развития исследовательских умений у дошкольников...

Мастер-класс "Театрализованные игры и упражнения, как средство формирования коммуникативных умений"

В материале отражена актуальноссть театрализованных игр.Даны примеры игр и упражнений на развите коммуникативных навыков....

Мастер-класс для педагогов и родителей: Игры с крупами как средство развития ребенка

Игры с крупой  очень увлекательное и полезное занятие, они развивают мелкую моторику, координацию движений, память, внимание, слуховое восприятие. И не только!...

Мастер-класс для педагогов «Использование дидактических игр и упражнений в процессе формирования алгоритмических умений у дошкольников"

Данный мастер-класс направлен  на использование дидактических игр и упражнений в процессе формирования алгоритмических умений у дошкольников....

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...

Мастер-класс для родителей на тему: "Игры и упражнения направленные на развитие речевого дыхания"

Познакомить родителей  с понятием "речевое дыхание". Ознакомится с играми - упражнениями на речевое дыхание, развивать умение применять и использовать их в дальнейшей работе. Узнать, ка...