Гендерные особенности развития рисования
презентация по аппликации, лепке

Овчинникова Татьяна Геннадьевна

Выступление на педсовете "гендерные особенности развития рисования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernye_osob_risovaniya.pptx367.02 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация для педсовета Гендерные особенности развития детского рисования Выполнила воспитатель МКДОУ Калинихинский дтский сад Овчинникова Т. Г.

Слайд 2

Рисование – специфический вид, важный для детского развития. Он помогает развитию таких психических качеств, как восприятие, образное мышление, воображение. Кроме того, этот вид деятельности, с одной стороны, доступен и привлекателен для детей, а с другой – он диктуется возрастными особенностями. Рисуя, ребенок развивает определенные способности, специальные умения и навыки: координацию глаза и руки, владение кистью руки. З анятия по рисованию доставляют детям радость, создавая положительный настрой. Все дети любят рисовать – ведь это чудесная возможность выразить языком красок свой восторг перед окружающим миром или показать неприятие его. Детский рисунок – это своего рода связующее звено между детской душой и миром взрослых, доверительный «разговор» со старшими. Уметь рисовать – значит уметь видеть, а не просто смотреть, уметь чувствовать и запоминать красоту. Изобразительное искусство помогает ребенку стать неординарной, эстетически развитой личностью, позволяет ему проявить творческие способности. Изобразительная деятельность, как никакая другая требует создания специальных условий и использования специальных средств.

Слайд 3

Одинаковы ли эти условия для всех дошкольников? Мальчики и девочки - это два удивительных мира, каждый из которых требует своего особого подхода. Ученые установили, что девочки обладают более развитыми эстетическими вкусами, у них лучше развита речь и тонкая координация, а мальчики обладают лучшими математическими и механическими способностями. По данным исследователей мальчики и девочки существенно отличаются в физическом, интеллектуальном развитии, у них разные интересы. Девочек интересует человек и окружающая его среда: одежда, утварь, предметы домашнего обихода.

Слайд 4

Мальчикам интересны средства передвижения: самолеты, поезда, машины. Они любят путешествовать, изобретать, конструировать. Если посмотреть на детские рисунки, то мы увидим: мальчики чаще рисуют технику, их рисунки наполнены действием, движением. Все кругом движется, бежит, шумит. А девочки рисуют людей (чаще всего принцесс, в том числе и себя.) Под влиянием взрослых формируются и развиваются два типа человека с разной психикой. Следует помнить главное: мальчики и девочки имея разный мозг, ведут себя по-разному. У мужчин выражено сильнее доминирование одного полушария, чаще левого, у женщин лучше развито взаимодействие обоих полушарий, что делает легким переход с доминирования правого полушария на левое. Напомню, что доминирование правого полушария связано с образным интеллектуальным мышлением, а левого - с рационально-логическим.

Слайд 5

Существует следующая характеристика особенностей изобразительной деятельности младших дошкольников. Предпочтение цвета: мальчики- отдают предпочтение темным цветам (чёрный, коричневый, зелёный),но иногда берут и яркие цвета. Девочки- практически всегда предпочитают яркие, чистые и пастельные цвета Объекты изображения : мальчики- интересны средства передвижения, техника (самолёты, поезда, машины). Девочки- в большей степени интересует человек и окружающая его среда (одежда, утварь, предметы домашнего обихода) Выражение отношения к рисунку: мальчики- изображают объект на основе своего зрительного восприятия, не передавая отношения к нему. Девочки- отражают свое отношение (нравится - не нравится) к изображаемому Отражение динамики сюжета: мальчики- в рисунке обычно бывает много действия, движения. Девочки- рисуют, как правило, статичные предметы и образы (цветы, принцессы, замки) Поведение в процессе работы: мальчики- сопровождают действие словом . Девочки- рисуют молча, сосредоточенно, часто улыбаются Расположение изобразительных материалов: мальчики- материалы должны быть на виду. Девочки- просят художественные материалы, даже если их нет в поле зрения. Самооценка: мальчики- часто не уверены в своих силах. Девочки- самооценка чаще всего завышена

Слайд 6

Хорошо известно, что рисунок ребенка - это портрет личности. Он ещё раз свидетельствует о том, что девочки и мальчики по-разному видят окружающий мир.. С девочками уместно создавать ситуации, стимулирующие полет фантазии, перспективу развития ситуаций. Внимание мальчиков необходимо останавливать на красоте и гармонии, как в природе, так и в рукотворном мире произведений художников, скульпторов, писателей, музыкантов, композиторов. В связи с этим, мир вокруг мальчика необходимо наполнять позитивными эмоциями, вызывающими их восторг и восхищение.

Слайд 7

При подготовке и проведении изобразительной деятельности младших дошкольников для более компетентного учета гендерных основ развития личности каждого конкретного ребёнка необходимо выделение особенностей изображения, а также восприятия и передачи собственного отношения к изображаемому, как у мальчиков, так и у девочек. Большое значение в гендерной социализации личности дошкольника имеет искусство. Оно заставляет работать мозг на повышенно эмоциональном фоне. Произведения искусства являются средством развития эмоциональной сферы ребенка. Знакомство с изобразительным искусством поможет воспитать в растущем человеке способность образного мышления, развить наблюдательность, зрительную память, воображение, научит чувствовать, удивляться, а значит, и познавать окружающий его мир. Все эти качества пригодятся человеку в любой сфере его деятельности. Важно, чтобы ребенок с нашей помощью серьезно относился к своим занятиям.

Слайд 8

Произведения изобразительного искусства «наглядны» и не составляет, казалось бы, большого труда, окинув их взглядом, сделать моментальное заключение: «хорошо - плохо», «похоже – не похоже». Но для восприятия и оценки картины, скульптуры требуется специальная подготовка. Важно с малых лет дать почувствовать малышу радость от встреч с прекрасным, научить любить и понимать искусство, которое учит человека видеть, чувствовать, переживать. Ребенок видит произведение искусства, восхищается им, ощущает форму, пространство, цвет, фактуру, композицию - задействовано правое полушарие, его эмоциональная сфера. Но в то же время, идет осознание увиденного, его осмысленное отражение, а это - работа левого полушария. Интересно, что мальчики быстрее осваивают художественный мир в целом, ориентируются в нем лучше, чем девочки, которых чаще всего интересует что-то конкретное, его детали. У мальчиков все происходит на уровне смысловых образований. У девочек - больше включается уровень восприятия, позволяющий детально видеть эту красоту.

Слайд 9

Очень важно наполнить пространственное окружение дошкольников с учетом гендерных особенностей их развития: репродукциями картин, малыми формами скульптуры, книжными иллюстрациями, фонотекой музыкальных произведений, доступных пониманию и восприятию детьми данного возраста и разного пола. Это обогатит чувственный мир мальчиков, поможет девочкам уловить и передать динамику и красоту «мира движений». Всё это способствует ещё и более гармоничному развитию, что позволяет ребенку наиболее полно проявить себя в современном мире. Постараемся же понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Учёт гендерных особенностей развития одарённости дошкольников в создании педагогичесих условий в образовательном процессе ДОУ"

В период дошкольного детства у всех детей , живущих в разных странах мира, происходит формирование гендерной идентичности. именно гендерные различия могут оказаться особенно з...

УЧЕТ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ОПОСРЕДОВАННОЙ ПАМЯТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА

Результаты экспериментальных исследований по гендерным особенностям развития опосредованной памяти старших дошкольников и предложения по разработке программы...

Гендерное развитие детей дошкольного возраста.«Воспитание девочек и мальчиков с учетом гендерных особенностей в условиях детского сада и семьи"

Гендерное развитие детей дошкольного возраста. «Воспитание девочек и мальчиков с учетом гендерных особенностей в условиях детского сада и семьи" Определено содержание и эффективные методы работы ...

Особенности развития рисования в дошкольном возрасте

Интерес к рисованию у детей появляется еще в раннем детстве. Выделяют два периода развития: доизобразительный и изобразительный...

Гендерные особенности развития воображения у старших дошкольников.

Воспитание детей в условиях ДОУ должно осуществляться  с учетом их гендерных особенностей. Девочки и мальчики одного и того же возраста обладают разными особенностями развития  воображения. ...

Гендерные особенности развития воображения у старших дошкольников.

Воспитание детей в условиях ДОУ должно осуществляться  с учетом их гендерных особенностей. Девочки и мальчики одного и того же возраста обладают разными особенностями развития  воображения. ...