Методическое пособие для детей старшего дошкольного возраста Сюжетно-ролевая игра «Телевидение»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Кузнецова Ирина Васильевна

Методическое пособие сюжетно-ролевая игра «Телевидение» разработано в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования,

для решения задач по социально-коммуникативному развитию.

 

       Методическое пособие сюжетно-ролевая игра« Телевидение» предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5-7лет), родителей, педагогов, студентов педагогических колледжей и всех тех, кто заинтересован в воспитании современного ребёнка.

 

     Методическое пособие сюжетно-ролевая игра «Телевидение» может использоваться в совместной деятельности взрослого с детьми. в детском саду, дома, а так же в самостоятельной деятельности детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskone_posobie.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад №18 «Родничок»

городского округа город Шарья Костромская область

Методическое пособие

для детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра

«Телевидение»

Автор Кузнецова И.В.

г. Шарья

2016.

Кузнецова Ирина Васильевна

воспитатель МБДОУ Детский сад № 18 «Родничок»

педагог высшей квалификационной категории

          Методическое пособие сюжетно-ролевая игра «Телевидение» разработано в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования,

для решения задач по социально-коммуникативному развитию.

       Методическое пособие сюжетно-ролевая игра« Телевидение» предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5-7лет), родителей, педагогов, студентов педагогических колледжей и всех тех, кто заинтересован в воспитании современного ребёнка.

     Методическое пособие сюжетно-ролевая игра «Телевидение» может использоваться в совместной деятельности взрослого с детьми. в детском саду, дома, а так же в самостоятельной деятельности детей. 

Заявка

на участие в конкурсе «Дидактическое пособие для учащихся»

Ф.И.О. конкурсантка Кузнецова Ирина Васильевна

Дата рождения 7 января 1964г.

Место работы, полный адрес Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение Детский сад № 18 «Родничок»

Костромская обл., Шарьинский район, пос. Ветлужский, ул.Победы, дом 8

Электронный адрес:

Должность воспитатель

Педагогический стаж работы 26 лет

Номинация Дидактическое пособие для учащихся

Тема работы Сюжетно-ролевая игра «Телевидение»

Домашний адрес автора 157 510 Костромская обл. пос. Ветлужский

м – н Победы, дом 2, кв.63, тел. 8 915 904 90 94

ФИО руководителя Ясакова Лариса Германовна

Подпись автора

Введение

                                             Сюжетно-ролевая игра-королева игр

 «Без игры нет и не  может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский.

Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. К сожелению, с каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Современное поколение предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные компьютерные.

  Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Учёные и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру.

 Игра, как затопленная Атлантида находится на грани исчезновения.

В ФГОС ДО игра рассматривается как один из сквозных механизмов развития ребёнка, как важное средство его социализации. При этом одним из целевых ориентиров выступает

«на этапе завершения дошкольного образования ребёнок должен овладевать разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуацию, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам».

Всё выше сказанное определяет актуальность развития игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Игра- один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения. В игре ребёнок развивается, как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

 

Из всех детских игр особое место занимает сюжетно-ролевая игра- деятельность , в которой дети берут на себя роли взрослых или каких- либо сказочных персонажей и от имени этих ролей проигрывают воображаемые сюжеты, т.е. вступают в отношения с другими от имени этих персонажей. Сюжетно-ролевая игра имеет особое важное значение для развития ребёнка. С одной стороны – это свободная эмоциональная деятельность , которая всегда приносит удовольствие. С другой стороны сюжетно- ролевая игра- это школа произвольного поведения. Именно в этой игре ребёнок начинает подчинять свои действия правилам и вести себя так, как принято ,как положено в обществе.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой   ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. Сюжет игры – это сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определённых действий, событий из жизни и деятельности окружающих. В сюжете раскрывается содержание игры – то, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми и их бытовой, трудовой и общественной деятельности.

Роль – игровая позиция, ребёнок отожествляет себя с каким либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.

Роль является основным стержнем сюжетно- ролевой игры, выражается в действиях, мимике, пантомиме.

Основной источник . питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

В старшем дошкольном возрасте все сюжетно-ролевые игры носят совместный, коллективный характер.

Для того чтобы игра возникнув, перешла на более высокий этап развития необходимо её грамотно организовать. Педагогическое руководство бывает прямое и косвенное.

Прямое педагогическое руководство – это когда педагог проводит организацию игровой деятельности по заданному замыслу, сюжету, ролям, в ходе, которой происходит либо выработка , либо тренировка игровых действий и обогащение игрового опыта между взрослым и ребёнком, между детьми.

Косвенное руководство- это когда педагог создаёт условия, способствующие возникновению, развёртыванию и преобразованию игровой деятельностью по инициативе детей с учётом обогащения игрового опыта между детьми.

Игра развивает потенциальные возможности детей; имеет решающее значение для психического развития ребёнка; является формой моделирования ребёнком социальных отношений; обладает уникальными способностями; своеобразной структурой специфическими чертами, которые отличают её от других видов игр.

Игра создаёт зону ближайшего развития и сама выступает источником развития.

.Для реализации того или иного игрового опыта необходима соответствующая игровая предметная среда. Развивающая предметно - игровая среда ребёнка старшего дошкольного возраста продолжает оставаться максимально обобщённой, предполагающей возможность широкого наделения её элементов разнообразными игровыми значениями, а также возможность трансформации ( что позволяет делать модули, ткани, ширмы, крупногабаритные лёгкие конструкторы и пр.)  

Следует отметить ещё одно важное свойство, которое будет характеризовать именно развивающую предметно- игровую среду старших дошкольников. Игры детей этого возраста в норме уже могут приобретать достаточно устойчивый характер, и их сюжет последовательно развиваться в течение достаточно долгого времени(от несколько дней до несколько недель, а то и месяцев). Предметная среда для таких игр должна обладать очень важным свойством: стабильностью.

 Яркость ,  красочность  иллюстрированного материала, представленного в игре «Телевидение», даёт возможность каждому ребёнку  войти в роль телеведущего, режиссёра, телеоператора, тележурналиста, редактора и т.д. Здесь инициатива остаётся за детьми: они получают возможность действовать самостоятельно, ставить свои игровые задачи. Реализовывать их в собственной деятельности.

Цель игры «Телевидение»

Формирование умения детей отражать в игре яркие впечатления, полученные от ознакомления с окружающей действительностью. Активизация познавательной деятельности.

Задачи:

1.Формировать представления у детей о телевидении, профессиях, телепрограмм (познавательные, обучающие, информационные).

2. Формировать умение развивать сюжет игры на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, согласовывать тему игры: распределять роли, договариваться о последовательности совместных действий.

3. Развивать связную диалогическую речь, коммуникативное и личное взаимодействие друг с другом, со взрослыми.

4. Совершенствовать умение строить диалог с использованием карты – схемы (посадка лука в домашних условиях).

5. Закреплять знания о животных Африки (Жираф, домашних питомцах –курице)

6. Воспитывать культуру поведения, внимание.

Игра предусматривает следующие принципы:

• доступность означает, что любая игра должна быть проста и доступна;

• развивающего обучения обозначающий целенаправленное и планомерное усвоение ребёнком знаний. Умений, навыков, а затем использованием их для решения творческих задач.

• воспитывающего обучения правильно организованный процесс всегда носит воспитывающий характер

• интегративности игровая деятельность связана с другими видами деятельности (речевой, художественной, музыкальной). С различными видами искусства (изобразительным, драматическим)

занимательность и эмоциональность игры усиливает познавательный интерес к игре и познавательную активность в процессе подготовки, участие и завершении игры.

     

Технология сюжетно-ролевой игры «Телевидение»

Дети договариваются между собой в распределении ролей. Дети рассказывают, что они должны делать. Если ребёнок затрудняется рассказать о выбранной профессии, например, телеоператора, то педагог проводит ознакомительную беседу о роли телеоператора, его атрибутах(телекамера, наушники), расширяя знания о профессии. На первом этапе игры педагог просит разрешения у детей взять на себя роль ведущей. Загадывает либо загадку, либо читает стихи о телевидении. Педагог предлагает снять несколько телепередач:

«В мире животных», «Новости», «Профессии замечательных людей», желательно, чтобы дети во время игры могли поменять роли и брать уже на себя роль ведущей.

Предполагаемые результаты:

                                       Играя в сюжетно-ролевую игру «Телевидение»

•  Дети обладают достаточными знаниями о профессиях «Телевидения»: телеведущий, телеоператор, телережиссёр, журналисты, помощник телеоператора, редактор.

• У детей сформированы ключевые компетенции: познавательные( умеет работать с информацией, умеет делать выводы); коммуникативные: (умеет работать в коллективе, задавать вопросы, вести диалог); регулятивные (ставит перед собой задачу, выполняет правила игры); личностные ( умеет соотносить поступки с принятыми нравственно- этическими нормами).

• Дети с уважением и интересом относятся к профессиям взрослых.

 

Заключение

Наши дети растут в непростое время, и всё же они – надежда и опора родителей. Они должны получить хорошее образование, оправдать надежды родителей, взрослых. А начинается развитие детей в игре, с её помощью он познаёт мир и учится в нём ориентироваться. В игре ребёнок становится равноправен с нами, ведь в повседневной жизни, хотим мы этого или не хотим, нам приходится руководить им, а ему подчиняться или сопротивляться.

Игра – это чудесный мир, который позволяет нам общаться с ребёнком напрямую, легко преодолевая благодаря условностям громоздкие формы нашего существования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию "Символы победы"(Разработано в соответствии ФГОС)

Пособие «Символы Победы» предназначено: Для воспитателей детских садов, студентов, педагогов дополнительного образования, а так же всем тем, кто интересуется вопросами патриотического воспитания детей...

Учебно-методическое пособие для детей старшего дошкольного возраста "Учусь различать звуки"

Учебно-методическое пособиедля детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Учусь различать звуки» Пояснительная записка. Тема: Дифференциация звуков [В]-[В&rsq...

Методическое пособие для детей старшего дошкольного возраста ширма - лэпбук «Международная космическая станция «Лягушата»».

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11565421","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]Тема изучения космического пространства вызывает огромный инте...

Методические пособия для детей старшего дошкольного возраста и их родителей «Обучаюсь дома»

Данные методические пособия адресованы родителям, дети которых, посещают  старшую, подготовительную к школе группу. Построены на основе принципов интеграции, наглядности.Методические пособия для ...

Учебно - методическое пособие для детей старшего дошкольного возраста "Опыты с водой".

Эксперименты с водой с детьми старшего дошкольного возраста....

Учебно - методическое пособие для детей старшего дошкольного возраста "Быть солдатом не легко!"

Учебно - методическое пособие для детей старшего дошкольного возраста "Быть солдатом не легко!"Цель: формирование представлений о Российской Армии.Задачи: Расширять представления детей о слу...

Интерактивное учебно - методическое пособие для детей старшего дошкольного возраста "Игры со Снеговиками"

Интерактивное учебно - методическое пособие для детей старшего дошкольного возраста на развитие логического мышления "Игры со Снеговиками"...