ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ В РАМКАХ ФГОС
статья на тему

фОРМЫ РАБОТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагогов, детей и родителей в рамках ФГОС в логопедических группах.

«Семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие,
поручиться за то, что семья воспитывает, как следует,
мы не можем. Мы должны организовать воспитание»
Антон Семёнович Макаренко

  • Стратегия современного дошкольного образования складывается из сотрудничества ДОУ и семьи, и отражаются в основных документах:
  1. «Концепция дошкольного образования» - Семья и детский сад связаны формой преемственности. Важнейшее условие преемственности установление доверительного, делового контакта между семьёй и детским садом.
  2. Ф.З. об образовании в Р.Ф. № 273-Ф.З. «….участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (З.П.) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представитель,

организации, осуществляющие образовательную деятельность»

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 14ю11.13 г. «взаимодействие с родителями (З., П.) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребности и поддержки образовательных инициатив семьи»
  • Основные положения ФГОС по взаимодействию с родителями:
  1. Создание условий для участия родителей (З.П.) в образовательной деятельности
  2. Поддержка родителей (З.П.) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
  3. Создать возможности для обсуждения с родителями (З.П.) детей вопросов, связанных с реализацией программы.
  4. Поиск эффективных форм взаимодействия с семьёй на основе системно-деятельного подхода.

Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Я считаю, что детский сад и семья могут создать единое пространство развития детей, но только в гармоничном дополнении друг друга. Такой подход я решила раскрыть в работе с семьёй в коррекционных группах, поставив перед собой

ЦЕЛЬ: Активизировать родителей. Привлечь их внимание к коррекционным и педагогическим задачам.
И ЗАДАЧИ:

  • Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
  • Повысить грамотность в области коррекционной педагогике, пробудить интерес и желание помочь своему ребёнку развиваться.
  • Усвоение родителями уверенного и спокойного стиля воспитания с целью обеспечения ребёнку чувства комфортности, защищённости в условиях семьи.
  • Воспитание привычки обращаться за помощью в вопросах коррекции и воспитания.
  • Основной целью данного взаимодействия является создание единого пространства СЕМЬЯ-РЕБЁНОК-ДЕТСКИЙ САД, в котором всем участникам (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, полезно, комфортно.
  • Обеспечить равноправное взаимодействие с родителями нам помогают следующие принципы:
  • Закрепление сотрудничества между родителями и детским садом
  • Открытости. Диалогичности
  • Стимулирование активности в организуемой  деятельности
  • Разъяснение ответственности родителей за воспитание детей
  • Взаимного доверия всех участников коррекционного процесса
  • В нашем детском саду проводятся формы взаимодействия, в которых участвуют все родители, но степень активности здесь весьма разная, хотя для нас важно их участие в этих традиционных формах.

К ним относятся:

  • Родительские собрания
  • Ознакомительные беседы
  • Стенды, папки-передвижки
  • Дни открытых дверей
  • Индивидуальные беседы (логопед, воспитатель)
  • Консультации
  • Анкетирование
  • Участие родителей в мероприятиях группы и детского сада (конкурсы, утренники, спектакли, досуги…)
  • Для более эффективной работы с родителями мы постарались расширить рамки нашего сотрудничества и организовали данное взаимодействие в неформальной обстановке с применением инновационных форм. И разделили их на 4 блока:
  • Информационно-аналитические
  • Познавательные
  • Досуговые
  • Наглядно-информационные
  • Информационно-аналитические формы общения с родителями направлены на выявление интересов, запросов родителей. Для этого был создан почтовый ящик «Почта дружбы», куда родители кладут записки со своими проблемами, идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания, образования и комфортности ребёнка. Эти вопросы обсуждаются на родительских собраниях или заседаниях родительского клуба, либо в виде консультаций, как в письменной, так и в устной индивидуальной формах. Для более занятых родителей на сайте детского сада и сайте группы также был создании электронный почтовый ящик «Почта дружбы - онлайн» Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями, проблемами и эффективна, когда нехватка времени мешает им встретиться с логопедом и воспитателем лично.

Знакомство с семьёй. Новая форма работы заключается в том, что знакомство с семьёй происходит в неформальной обстановке, с использованием игр, и непосредственно родителей вместе с детьми. Цель данного взаимодействия развития умения у детей содержательно, эмоционально рассказывать сверстникам и взрослым об интересных событиях и фактах своей семьи. При знакомстве с семьёй мы также привлекаем родителей к изготовлению стенгазет, портфолио, альбомов, фотопрезентаций, где они знакомят педагогов со своей семьёй, а ребёнок составляет рассказы.

  •  Познавательный блок даёт родителям возможность поучаствовать в жизни детского сада и своего ребёнка. А также пополнить свои знания в вопросах педагогического и коррекционного обучения детей. Дни сотрудничества организовываются 1 раз в месяц - эта форма взаимодействия с родителями наиболее оптимальна в решении проблем воспитания, коррекции и развития речи детей в рамках логопедической группы. Тематика дней сотрудничества разнообразна: «Волшебные звуки», «Артикуляционная гимнастика», «Мама, ты так можешь?», «Делаем вместе» и т. д. Участие родителей заметно сокращает сроки логопедической работы.

Семейные клубы по интересам (разной направленности). Все встречи клуба осуществляются в рамках проектной деятельности.

  • «В мире развивающих игр» (знакомство с новинками развивающих игр, мы советуем им какие настольные и интеллектуальные игры можно подобрать ребёнку в данном возрасте, а также даёт советы по самостоятельному изготовлению пособий, для развития речи детей)
  • «Секреты общения», «Семейная гостиная» (на них происходит обмен опытом семейного воспитания, укрепление детско – родительских отношений, предоставление родителям возможности общаться друг с другом и с детьми.)
  • «Весы времени» (дискуссия)

Цель: рассматривание проблемы с разных сторон (позиций), выбор оптимального варианта-решения. Суть этой формы направлена на коррекцию змоционально-личностных отклонений вызванных тяжёлыми нарушениями речи у детей.

  • Клубы выходного дня. Дают возможность привлекать родителей к активному отдыху с детьми. Помочь родителям планировать выходные дни с детьми, обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие обогащение словаря, и расширению представлений детей по пройденным лексическим темам.
  • Клуб-онлайн.

Онлайн общение с родителями посредством интернет сайта.
Цель: Познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и педагогами. Показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребёнка. Педагогическое просвещение родителей по их запросам.
В результате такой формы работы, родители получают полезную информацию о содержание работы с детьми –логопедов, воспитателей и другими специалистами детского сада.
Отметим , что консультирование родителей может содержать даже ссылки на другие источники-сайты ,литературу…

  • Досуговый вид.
    Неформальное общение с родителями при игровом взаимодействие положительно влияет на развитие речи ребёнка и его интеллектуальное развитие в целом, так осуществляется в форме игры, интересной ребёнку. Для этого мы проводим кукольные спектакли под названием «Сказки о весёлом язычке», поэтические вечера «Учимся говорить выразительно», логопедические досуги « В гости к Азбуке», «Путешествие в страну звуков».
  • Культурный досуг «Собери билетов пачку»- подразумевает посещение в выходные дни театров, музеев нашего города. Итоги подводятся 1 раз в три месяца. Победители награждаются увлекательными книгами.

          Использование разнообразных форм работы с родителями дало определённый результат: они активно участвуют в жизни детского сада, стали верными помощниками воспитателей. Родители сами стали организовывать экскурсии, встречи с людьми разных профессий. Благодаря родителям, у нас возник тесный контакт с районной библиотекой. Встречи проходят два раза в месяц. По нашим просьбам они проводят увлекательные беседы, игры связанные  с изучением какой –либо лексической теме.

  • Не остаётся без внимания и такой досуговой вид, как мастер классы и соревнования между семьями.
    Цель: установление эмоционального контакта между детьми, родителями и педагогами.
  • Одной из результативных форм является Наглядно-информационный вид.
             
  • К нему относятся тематические выставки совместного творчества. Родители проявляют к ним интерес, увлекаются, создают много разнообразных совместных с детьми поделок, рисунков, фотогазет, мини – презентаций. Выставки организуются один раз в месяц. Они направлены на закрепление пройденного материала в группе.
  • Каждый месяц в детском саду проходит фотоотчёт воспитателей о жизни группы. Благодаря этому, каждый член семьи может прожить день вместе с нами.
  • Оформление альбома «Один день в детском саду» Данная форма носит информационный характер.
    Цель: Познакомить родителей с успехами, достижениями их ребёнка за прошедший день (неделю) в группе. Воспитатель оформляет альбом, ведёт записи в нём и в вечернее время выкладывает его в родительский уголок. Тематика  разнообразна: «Говорят малыши», «Наша дружная семейка», «Копилка добрых дел» и т.д…

Хочу отметить, что данная форма является взаимовыгодной обоим партнёрам воспитания детей: родителям и педагогам. Родители узнают о своём малыше порой забавные «вещи» и чаще всего становятся «журналистами» данного альбома-дополняют его историями, произошедшими с ребёнком дома. И наоборот педагог узнает, каков бывает ребёнок дома.

Подводя итог данного взаимодействия с родителями в рамках ФГОС, хочу отметить, что в своей работе с я отобрала наиболее результативные и востребованные родительской общественностью формы взаимодействия. Пересматривали основы взаимоотношений с родителями, стремились сделать так, чтобы они стали более конструктивными. В своей работе необходимо придерживаться ценностей связанных с уважительным отношениям к семьям, умение прислушиваться к их проблемам, совместными усилиями учиться способам взаимодействия  с ребёнком.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда с родителями старшей логопедической группы

Цель : активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье более по...

«Взаимодействие с родителями воспитанников логопедической группы для детей с ТНР в формировании фонематического восприятия»

В статье описан опыт взаимодействия с родителями воспитанников группы компенсирующей направленности по данной теме....

Взаимодействие ДОУ с участниками образовательных отношений в рамках ФГОС ДО»

ull;                 тип разработки - обобщение опыта.&bull...

Пути совершенствования системы логопедического сопровождения в рамках ФГОС

Развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадёт в дошкольном образовательном учреждении. Учитель-логопед не только откр...

Консультация для родителей. "Современные подходы к взаимодействию воспитателя с родителями в логопедических группах в условиях ФГОС"

Данное выспутление предназначино для воспитателей, с целью сформировать представление о специфике работы воспитателя с родителями детей, имеющих речевые нарушения....

Взаимодействие в системе педагог ребенок семья в рамках ФГОС ДО

Сообщение для педагогов из опыта работы с родителями...

Презентация на тему: «Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников в рамках ФГОС»,

Презентация на тему:«Взаимодействие с родителями(законными представителями) воспитанниковв рамках ФГОС»,...