Сообщение в рамках педагогического совета "Музыкотерапия в детском саду"
материал на тему

Молчанова Татьяна Михайловна

"Музыкотерапия в детском саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykoterapiya.docx29.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

В рамках педагогического совета

 «Состояние работы по укреплению физического и психического здоровья ребёнка, по формированию основ его двигательной и гигиенической культуры»

Подготовила музыкальный руководитель МАДОУ д\с №5 Молчанова Т.М.

г.Гусев

2015

    февраль        

Музыка окружает нас всегда и везде. Мы любим слушать ее (кто классическую, кто народную, кто современную), петь, танцевать, иногда даже просто насвистывать. Но, наверное, мало ктоиз нас задумывается о ее пользе.А ведь с давних времен известно, что музыка оказывает умственный и физический эффект на любой организм.

Корифеи античной цивилизации Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на целебную силу воздействия музыки, которая, по их мнению, устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в человеческом теле.

«Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль, и поэтому Мудрецы Древности поклонялись Единой силе Души, Мелодии и Песни» (Армстронг «Кельтские поэты»). Тайной гармоничных звучаний владел легендарный Орфей. Его музыка благотворно влияла на все живое вокруг. В преданиях говорится, что даже деревья склонялись к земле, чтобы лучше слышать его музыку. Тайну музыки знали и древние египтяне. Большинство древних египтян культивировало музыкальные искусства и хорошо понимало их влияние на человеческий дух.

В эпоху Средневековья метод музыкотерапии применялся для лечения эпидемии болезни - так называемой пляски Святого Витта. Тогда же в Италии получило широкое распространение лечение музыкой тарентизма (тяжелого психического заболевания, вызванного укусом ядовитого паука - тарантула).

Первые попытки научного объяснения этого феномена относятся к XVII в., а широкие экспериментальные исследования к XIX в. Большое значение музыке в системе лечения психически больных придавали С. С. Корсаков, В. М. Бехтерев и другие известные русские ученые.

Музыкотерапия - психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.

Выделяют 4 основных направления лечебного действия музыкотерапии:

  • эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии;
  • развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей);
  • регулирующее влияние на психовегетативные процессы;
  • повышение эстетических потребностей.

Музыка влияет на дыхание. Неторопливый темп музыкального произведения замедляет дыхание, делает его более глубоким. Быстрая и ритмичная пульсация танца подчиняет дыхание своему темпу, заставляя нас дышать чаще. То же и с сердцебиением: чем быстрее и громче музыка, тем быстрее бьется сердце; чем медленнее и тише - тем спокойнее ритм сердечных сокращений.

Музыка снижает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию тела. Через автономную нервную систему слуховые нервы соединяют внутреннее ухо с мышцами тела. Следовательно, сила, гибкость и тонус мышц зависят от звука и вибраций.

В Норвегии в середине 1980-х годов преподаватель Олав Скилле начал использовать музыку в качестве терапевтического средства при лечении детей с серьезными физическими и умственными недостатками. Он разработал так называемую «музыкальную ванну» - специальную среду, где дети, как в воду, погружались в звук. Ученый сделал вывод, что современные оркестровки и народная, классическая и популярная музыка могут снижать мышечную напряженность и успокаивать детей. Метод Скилле, который получил название «виброаккустическая терапия», был использован во многих странах Европы. При исследовании пациентов, страдающих от сильных судорог, исследователи обнаружили, что виброакустические упражнения способствовали большей подвижности спины, рук, бедер и ног пациентов. Как правило, музыка на низких частотах - между 40 и 66 герцами| вызывает резонанс в нижнем отделе спины, бедрах и конечностях. По мере повышения частоты музыкального фрагмента эффекты начинают сильнее ощущаться в верхней части тела (груди, шее и голове).

Музыка влияет на температуру тела. Резкий скрип двери, завывания ветра и звуки выстрелов могут вызвать испуг. Голливудские фильмы ужасов используют эти эффекты, усиливают их раздражающей диссонансной музыкой в сценах неопределенности, опасности и насилия, которые появляются на экране.

Музыка влияет на температуру нашего тела. Громкая музыка сильными ритмами может повысить температуру тела на несколько градусов, в то время как мягкая музыка со слабовыраженными ритмами способна снизить ее. По словам И. Стравинского, «...ударные и басы... действуют как система центрального отопления». В холодный зимний день теплая музыка (особенно с сильным ритмом) помогает согреться, в то время в летнюю жару абстрактная отвлеченная музыка может «охладить» нас.

Кто может избежать стресса? Возможно, тот, кто будет регулярно слушать спокойную, расслабляющую музыку. Такие звуки регулируют выделение гормонов, снижающих стресс. Поэтому педагогам, постоянно находящимся в напряжении, просто необходимо уделять пару минут слушанию приятных мелодий.

Музыка может улучшать память и обучаемость. Использование произведений средневековых композиторов в качестве фона на занятиях помогает детям концентрироваться, лучше воспринимать новый учебный материал, запоминать стихи. Jloзанов обнаружил, что «музыка барокко приводит мозг в состояние гармонии. В частности, она дает эмоциональный ключ к суперпамяти: открывает лимбическую систему мозга. Эта система не только обрабатывает эмоции, но и является соединительным звеном между сознательным и подсознательным отделами мозга». В книге «Ускоренное обучение с музыкой: руководство для учителя» Т. Уайлер и У. Дуглас говорят: «Музыка - это ускоренное шоссе к памяти».

У каждого человека есть любимая музыка, которая действует на его душу наиболее эффективно. Нас окружает огромное количество различных жанров, стилей, направлений. Как же разобраться в этом обилии музыкального материала, выделить наиболее полезное для собственного организма?

Музыкальные произведения

Влияние музыки на организм человека

1

2

Григорианские песнопения

Снижают стресс, расслабляют и успокаивают

Маршевая музыка

Повышает мышечную работоспособность

Произведения В. Моцарта и Й. Гайдна

Улучшаются память, внимание, создается благоприятная атмосфера, поднимается настроение

Музыка композиторов- романтиков (Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист, Ф. Шуберт)

Активизирует чувство любви, страсти, увлеченности

«Юморески» А. Дворжака и Дж. Гершвина, «Весенняя песня» Ф. Мендельсона

Помогают при мигрени

Симфоническая музыка русских композиторов XIX века (П. Чайковский, М. Глинка)

Воздействует на сердце. Струнные инструменты, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания

Вокальная музыка

Влияет на весь организм, но больше всего на горло

Музыка композиторов- импрессионистов (К. Дебюсси, М. Равель)

Вызывает приятные образы, как в сновидениях, пробуждает творческие импульсы. Хорошо сочетается с упражнениями на растягивание мышц

Танцевальные ритмы

Поднимают настроение, вдохновляют, рассеивают печаль, обостряют чувство радости, повышают коммуникабельность человека

Рок-музыка

Стимулирует двигательную активность, ослабляет боль; вместе с тем создает напряжение, может вызвать стресс

М. Лазарев, врач-педиатр, директор детского центра восстановительного лечения, изучил влияние музыки на беременных женщин. Классическая музыка прекрасно воздействует на формирование костной структуры плода. Исследования центра под руководством М. Лазарева показали, что музыкальные вибрации оказывают благотворное влияние на весь организм: костную структуру, щитовидную железу, массируют внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение. Слушая отдельные музыкальные произведения, беременные женщины излечиваются от сердечно-сосудистых заболеваний, различных нервных расстройств, то же самое происходит и с плодом. Особенно рекомендуется слушать будущим мамам произведения В. Моцарта.

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

Хорошо, если детей утром в группе будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную, мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. В этом случае музыка будет выступать в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей. Ведь каждый день ребенку наносится пусть незаметная, но травма - ситуация отрыва от дома и родителей (особенно в первых младших группах). Поэтому одной из оздоровительно-профилактических задач ДОУ должно стать создание оптимальных условий ежедневного приема детей в их второй дом - детский сад. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.

Элементы музыкотерапии используются на музыкальных и логоритмических занятиях. Цель занятий с использованием музыкотерапии - создание положительного эмоционального фона; стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей; растормаживание речевой функции.

Музыкотерапия на занятиях включает прослушивание музыкальных произведений; пение песен; ритмические движения под музыку; сочетание музыки и изодеятельности. Педагогам следует придерживаться следующих правил:

  1. использовать для прослушивания можно только то произведение, которое нравится абсолютно всем детям;
  2. лучше слушать музыкальные пьесы, которые знакомы детям;
  3. продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

Следующим моментом, заслуживающим внимание педагогов, является методика музыкально-рефлекторного пробуждения малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде воспитателя: «Подъем!» Последний вариант подъема малышей наносит определенную психическую травму ребенку, особенно замедленного типа нервной системы. Для пробуждения надо использовать тихую, нежную, легкую, радостную музыку. Десятиминутная композиция должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малыши будут легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая с кроватей детей.

Однако следует помнить, что музыкотерапия противопоказана:

  • детям в тяжелом состоянии, которое сопровождается интоксикацией организма;
  • больным отитом;
  • детям, у которых резко нарастает внутричерепное давление;
  • младенцам с предрасположенностью к судорогам.

Ни в коем случае нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.

Педагогам детских садов просто необходимо более широко использовать в своей работе те огромные положительные потенциальные возможности, которые заключает в себе музыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Взаимодействие детского сада и семьи в рамках реализации ФГОС ДО"

Проект взаимодействия детского сада и семьи в рамках ФГОС ДО предназначен воспитателям детского сада, работающим на логопедической подготовительной к школе группе. Проект построен   с целью...

Сообщение к педсовету "Театрализованная деятельность в детском саду" , МБДОУ детский сад № 62 город Новочеркасск Ростовской области

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности....

Сообщение на тему: "Театрализованная деятельность в детском саду. Разные виды театра"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад №4» ...

Сообщение для педагогов «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК В ДЕТСКОМ САДУ»

Если вы знаете одного человека с аутизмом,то вы знаете одного человека с аутизмом.Стивен Шор,профессор Университета Адельфи (США),имеет диагноз «аутизм»Ребенок аутист в детском саду. Эти д...

Сообщение «Использование социо-игровых технологий в детском саду»

В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования. В соответствии с федеральными государственными образова...

Сообщение из опыта работы."Физкультура в детском саду"

Цель: поделиться опытом работы по физической культуре с детьми дошкольного возраста....

Сообщение на ПЕДСОВЕТЕ по теме "Преемственность детского сада и школы в воспитании подрастающего поколения"

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной...