Главная роль экологического воспитания у дошкольников
консультация на тему

Порядина Татьяна Владимировна

Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе   будет зависеть насколько глубоко   воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Слайд 1.

Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе   будет зависеть насколько глубоко   воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам.  

Главная роль экологического воспитания у дошкольников – это формирование экологической культуры, правильного отношения к природе.    

По программе   в каждую возрастную группу включены следующие разделы:

Животные, птицы и насекомые.

Растительный мир.

Неживая природа.

Времена года.

Отношение к миру природы.

Труд в природе.

 В изучении этих разделов необходимо использовать разные формы и методы. Это экскурсии,  рассматривание картин, занятия – беседы познавательно-эвристического характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, экологические тесты и задачи, видео - и аудиозаписи, а так же Наблюдения и исследовательская деятельность.

  Используют их в комплекте, правильно сочетают  между собой.

 

 Слайд 2

     Экологическое воспитание тесно связано с уровнем развития исследовательской деятельности детей в природе, т.к. именно в процессе исследования формируется привычка к поиску. Чем выше уровень исследовательской деятельности, тем больше возможности для решения задач экологического воспитания.  

  Исследование состоит из ряда этапов Слайд 3

Исследовательская деятельность – это процесс двустороннего взаимодействия воспитателя   и ребенка. Воспитатель планирует, организует и создает условия для ребенка.  

 Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».  

  Исследовательская деятельность представляет собой комплекс занятий и режимных моментов с приоритетным экологическим направлением, проходящий в виде увлекательного путешествия в мир науки, в котором участниками являются и взрослые, и дети. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

  этапы развития у детей поисково-экспериментальной деятельности по возрастам:

- младший дошкольный возраст (  младшая группа) : начать с ознакомления ребёнка с водой, её свойствами и продолжать до того момента, пока ребёнок не начнёт принимать игровую ситуацию и участвовать в ней (наливаем – выливаем – измеряем) .

- средний дошкольный возраст: этап связан с потребностью получить ответ экспериментальным путём; действия становятся более целенаправленными и обдуманными. На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать? ».

- старший дошкольный возраст: в результате данного этапа дети проявляют желание постоянно обращаться к воспитателю с просьбами.  На занятиях сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не только разницу, но и сходство где дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

 СЛАЙД4

 Метод наблюдения в познавательноисследовательской деятельности, экологическом воспитании детей является основным.     Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.

        В процесс наблюдения включены  разнообразные органы чувств, которые обеспечивают полноту и конкретность формируемых знаний.    

  Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

  Воспитатель использует разные виды наблюдения.  

Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений.

Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны воспитателя.

 

Перед началом наблюдений необходимо собрать детей и сконцентрировать их внимание.   Нецелесообразно использовать неожиданные эффекты, вызывающие сильные эмоции: эмоциональное возбуждение не позволит детям включиться в интенсивную умственную работу. Лучшими организационными приемами являются

· призыв вместе посмотреть что-то интересное;

· ласковая интригующая интонация;

· загадка-описание, загадка-действие о предмете наблюдения.

Вторая - основная - часть обеспечивает детям самостоятельное получение   информации. Педагог предлагает малышам посмотреть на объект и задает им вопросы. Между вопросами должны быть паузы в 2-3 секунды. Эти секунды позволяют детям сосредоточиться и  найти ответ на вопросы.

Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать рассказами, пояснениями, стихами, играми, загадками. Но по прошествии нескольких секунд наблюдения можно предложить детям показать, как рыба открывает и закрывает рот, как прикрывает глаза птица. Наблюдения,   сопряженные с действиями, помогают детям понять механизмы жизнедеятельности наблюдаемых организмов, облегчают получение информации.

Завершить работу можно игрой или чтением сказки, стихотворения, рисованием.

Младшие группы. С младшими детьми следует планировать кратковременные, но часто повторяемые наблюдения с небольшими подгруппами. Интерес к ежедневным наблюдениям поддерживается тем, что детям каждый раз предлагается новый объект для непосредственного ознакомления.    Основная задача воспитателя —     сосредоточивать внимание на наблюдаемом предмете, отвечать на поставленные вопросы, выделять яркие признаки (2—3).  Первые наблюдения с детьми младшего  возраста лучше проводить за животными, а не за растениями.  

  Можно использовать разнообразные сюрпризные игровые приемы: например, неожиданно принести животное в группу,  можно заинтересовать малышей с помощью персонажей кукольного театра, забавных игрушек. Затем организуется рассматривание объекта.   Воспитатель различными приемами побуждает животное к активному поведению (кормит кролика, играет с котенком бумажным бантиком), а затем обращает внимание детей на то, как ест животное, смотрит, какие издает звуки. Педагог задает детям вопросы, побуждая назвать то или иное действие. Большое значение при этом имеют приемы обследования.   Во второй половине года в ходе наблюдения в младшей группе можно использовать сравнение. Воспитатель подбирает два животных или растения и предлагает сравнить их. Можно сравнивать живой объект с изображением на картинке.   Малыши увидят, что животные и растения отличаются друг от друга по величине, цвету, характеру движения и т. д.

 С трехлетнего возраста в наблюдение можно включать отдельные поисковые действия. Например, во время кормления щенка предложить ему разный корм: мясо, рыбу, овощи - и после наблюдения спросить детей, что щенок больше всего любит есть.  

В конце наблюдения,   целесообразно спеть им песенку, прочитать стихотворение, связанные с темой наблюдения, или поиграть в такую игру, где действует соответствующий персонаж.

 

Средняя группа. Воспитанники средней группы уже обладают некоторым запасом   представлений о природе, но самостоятельно наблюдать они не могут.  Дети не могут выделить характерных признаков отличия, увидеть общие признаки у нескольких объектов.  Во время наблюдения дети вслушиваются в вопросы воспитателя и, следуя заданному им плану, рассматривают объект. В итоге наблюдения дети могут составить целостный образ наблюдаемого объекта и дать его словесное описание.

  Ребят учат рассматривать не только животных, но и растения, причем могут предложить как один, так и два объекта одновременно. Теперь во время наблюдения каждый ребенок (или небольшая группа в 2--3 человека) получает объект (или несколько) для индивидуального рассматривания. Это так называемое наблюдение с использованием раздаточного материала. Начиная со средней группы, организуется длительное наблюдение за развитием и ростом животных, растений.

Наблюдение в средней группе начинается с постановки воспитателем познавательной задачи, которая нередко совпадает с практической деятельностью, например: «Будем рассматривать кролика и научимся за ним ухаживать», «Рассмотрим рыбку и будем рисовать ее».

Особое внимание следует уделить формированию у детей умения рассказывать о результатах наблюдения. С этой целью педагог продумывает приемы, активизирующие речь детей: задает один и тот же вопрос в разных вариантах разным детям, предлагает проговаривать хором трудные и новые слова, выбирать наиболее точное обозначение признака из двух-трех предложенных воспитателем и т. д. Детей учат сравнивать объекты по признакам различия и сходства.

В средней группе начинают использовать и личный опыт детей.  

В ходе наблюдения в средней группе рекомендуется использовать загадки, песенки, потешки, стихи, связанные с содержанием занятия. Воспитатель может предложить детям вспомнить известные им стихи и прочитать их сверстникам.

Воспитанники средней группы начинают осваивать несложные способы ухода за растениями и животными; поэтому в ходе наблюдения педагог может предложить им выполнить несложные трудовые действия: покормить рыбку (птичку), помыть кормушку (поилку) и т. д.

 Результатом наблюдения может стать и практическая деятельность детей: отражение наблюдаемого объекта в рисунке, уход за ним в уголке природы.

В средней группе более широко, нежели в младшей, проводятся наблюдения за растениями. Рассматривание растений можно организовать во время труда: например, предложить детям рассмотреть семена перед посадкой. В середине года начинают организовывать наблюдения за растениями с познавательной целью (на занятиях).  

Старшая группа. В старшем дошкольном возрасте дети способны не только принимать познавательную задачу, поставленную взрослым, но и самостоятельно ставить ее.  

 Дети могут сами наметить несложный план наблюдения («Сначала рассмотрим, какой кролик, потом что и как он ест, как передвигается») и действовать в соответствии с ним.    Важной задачей, которую решает воспитатель, является установление связей между внешним видом животного, его образом жизни и средой обитания. Организуются наблюдения и с использованием раздаточного материала.

 Широко используются поисковые вопросы, направленные на установление связей и отношений: почему у попугая клюв короткий, сильный, загнутый в виде крючка?  

Воспитанникам старшей группы предоставляется большая самостоятельность в использовании известных им способов наблюдения, определении его плана и подведении итогов. Воспитатель помогает детям в случае затруднений вопросами, использует модели,   подводит их к самостоятельным выводам. Результаты наблюдения дети отражают в речи, используют в различной деятельности (трудовой, изобразительной и т. д.).

Подготовительная к школе группа. Основная тенденция познавательной деятельности детей седьмого года жизни - стремление к обобщению. Наблюдение становится более самостоятельным.  

Организуя наблюдение с детьми этого возраста, воспитатель отбирает материал, способствующий систематизации и обобщению знаний.  

Так же как и в старшей группе, наблюдение начинается с постановки перед детьми познавательной задачи. Но теперь в ходе занятия воспитатель чаще использует вопрос-задание, требующий от детей умения наблюдать и планомерно отчитываться о результатах наблюдения.   Чаще, чем в старшей группе, педагог использует сравнение по общим (сходным) признакам, что дает возможность подводить детей к усвоению элементарных понятий.

  Широко используются трудовые действия, обеспечивающие формирование навыков и умений по уходу за растениями и животными. Хорошо, если воспитатель загадывает детям загадки, читает стихи, рассказывает интересные истории, так как все это способствует расширению знаний дошкольников. Особое место среди педагогических методов и приемов занимают вопросы поискового характера.   Заканчивается наблюдение обобщением.

Список литературы

1. Николаева С.Н. “Теория и методика экологического образования детей”. Москва, 2002.

2. А.И.Иванова “Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду”, Москва, 2004.

3. ”Как знакомить дошкольников с природой” под редакцией П.Г.Саморуковой, Москва, 1983.

4. Интернет

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экологическое воспитание В процессе наблюдения и исследовательской деятельности

Слайд 2

Как истоки добра пробудить? Прикоснуться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!

Слайд 3

Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманно- ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия .

Слайд 4

Исследовательская деятельность - это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Этапы организации и проведения опытов Исследования начинаем с выбора темы, объекта. Определяем методы исследования (подумать самостоятельно, понаблюдать, рассмотреть, посмотреть в книгах, спросить у других, поэкспериментировать). Фиксируем собранный материал(схематично) Всю информацию размещаем в папке исследователя. Обобщаем материал и делаем небольшой доклад. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста .

Слайд 5

Младший возраст вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога) активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом ) формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты) Старший возраст формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Слайд 6

Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Слайд 7

Виды наблюдений Кратковременные и длительные наблюдения Повторные и первичные Сравнительные Подгрупповое и индивидуальное С использованием раздаточного материала. (Средняя группа) Распознающее наблюдение Наблюдение с использованием опытов Циклические наблюдения

Слайд 8

Общие требования к организации наблюдения Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно, задача должна иметь познавательный характер. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представление об объектах природы формируется у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Наблюдение должно давать детям новые знания. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности у детей. Активизация умственной деятельности достигается приемами: постановка задачи наблюдения, использование исследовательских действий, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться, систематизироваться. Такими способами могут рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном предмете.

Слайд 9

Организация наблюдений Наблюдаемый объект должен быть доступен для восприятия каждому ребенку, участвующему в наблюдении. В каждом конкретном случае воспитатель продумывает, сколько детей могут одновременно участвовать в работе и как они должны стоять или сидеть, чтобы иметь возможность получить необходимую чувственную информацию об объекте - рассмотреть его, ощутить характер наблюдаемой поверхности, определить его температуру, тяжесть объекта, исходящие от него звуки, запах. Так вдоль длинной грядки можно разместить всю группу, а вокруг аквариума - не более пяти человек. Словесная информация воспитателя не должна подменять непосредственного восприятия объекта. Воспитатель должен словесно обозначать все то, что видят дети, но слово должно следовать за восприятием: только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание. Восприятие любых объектов должно быть непродолжительным, поскольку наблюдение - это психическая деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдений дети не должны разговаривать, играть, манипулировать предметами. Оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей (в зависимости от возраста) - от 3 до 10 минут. Наблюдение строится по определенной структуре: начало, основная часть и заключительная часть. Подготовка воспитателя к наблюдению Выбор объекта; Продумать место и время проведения занятия, способ оптимального размещения детей вокруг объекта; Убрать предметы, которые могли бы отвлечь малышей ; Н астроить правильную подсветку и так далее.

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Уголок природы, как главный объект экологического воспитания дошкольников"

Уголок природы способствует формированию лучших черт характера у детей – трудолюбие, уважение к труду взрослых охраняющих и умножающих природные богатства. Так же трудно оценить образовательное ...

Доклад на тему "Природа – главное средство экологического воспитания дошкольников"

Доклад лля методического обьединения педагогических работников на тему "Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников" (из опыта работы)...

Деловая игра для педагогов «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников»

laquo;Прекраснее всего сама природа. В нее — то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле... все это произведения иску...

Мастер - класс " Природа - главное средство экологического воспитания дошкольников"

Беседа  в кругу коллег на тему   "Природа  - главное  средство  экологического воспитания  дошкольников"....