Формирование у дошкольников пространственных представлений.
методическая разработка (младшая группа) на тему

Чучкова Екатерина Ивановна

Актуальность темы. Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей.

Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики.

Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на занятиях по математике, изодеятельности, на индивидуальных занятиях, на музыкальных и физкультурных. Так же пространственное представлений у детей развивают во время режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх. А так же используя повседневную жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.docx101.82 КБ

Предварительный просмотр:

“Теория и методика математического развития”.

тема: Формирование у дошкольников пространственных представлений.

                                                                                                                     

                                                                                                                                                                 

Выполнила:

Чучкова Екатерина Ивановна

                                             2018-2019 учебный год

                                         


Содержание

Введение                                                                                         3

1.Содержание понятия «пространственная ориентация»                        4

2.Значение формирования у детей дошкольного возраста

пространственных представлений, особенностей восприятия

ими пространства                                                                        7

3.Формирование пространственных представлений

с использованием подвижных игр                                                         10

Заключение                                                                                20

Список литературы                                                                        21

Приложение                                                                                 23

   Введение

Актуальность темы. Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей.

Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики.

Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на занятиях по математике, изодеятельности, на индивидуальных занятиях, на музыкальных и физкультурных. Так же пространственное представлений у детей развивают во время режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх. А так же используя повседневную жизнь.

Объект исследования - формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - процесс формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

Цель исследования - выявить педагогические условия формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

1.Содержание понятия «пространственная ориентация»

дошкольного возраста Пространственные представления - представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном или вращательном движении и пр. Пространственные представления - необходимый элемент познания и всей практической деятельности человека. Хорошее развитие пространственных представлений является необходимой предпосылкой любой практической, изобразительно-художественной, спортивной и многих других видов деятельности.

Познание окружающего мира сложный процесс, и начинается он с непосредственного или опосредованного чувственного познания. Очень важен опыт познания человеком пространственных отношений в предметном окружении. Пространственные отношения позволяют ребенку овладеть определенными частями речи, многими наречиями. Основным условием ориентировки в пространстве является активное передвижение в нем.

Пространственные представления и восприятия - ёмкие понятия, отражающие многогранность пространственных характеристик объективного мира. Форма, объем, протяженность объектов в длину, ширину и высоту, их местоположение в пространстве, пространственные отношения и расстояния между предметами, направления в пространстве представляют собой различные пространственные категории.

В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный). Но у маленьких детей особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам.

Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами).

В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося.

В более же узком значении выражение пространственная ориентация имеет в виду ориентировку на местности. В этом смысле под ориентировкой в пространстве мыслится:

а) определение «точки стояния», т. е. местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам, например: «Я нахожусь справа от дома» и т. п.;

б) локализация окружающих объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве, например: «Шкаф находится справа, а дверь - слева от меня»;

в) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, т. е. пространственных отношений между ними, например: «Направо от куклы сидит мишка, а налево от нее лежит мяч».

При передвижении пространственная ориентация необходима. Только при этом условии человек может успешно осуществить передвижение из одного пункта местности в другой.

Ориентировка эта требует всегда решения трех задач: постановки цели и выбора маршрута движения (выбор направления); сохранения направления в движении и достижения цели.

Понятие «пространственная ориентация» используется для характеристики умения человека ориентироваться не только на местности, но и на себе, на другом человеке (левая рука, правая рука), на различных предметах, в условиях ограниченного пространства, например на листе бумаги. Этот процесс также предполагает активные действия субъекта в пространстве. Пространственные отношения начинают развиваться очень рано, это отмечали педагоги и психологи в своих работах.

Т.А. Мусейибова отметила, что пространственные отношения развиваются у ребенка поэтапно: на 1 этапе дети учатся ориентироваться «на себе»: определять различные части тела, лица, в том числе и симметричные; понимать их соотнесение с различными сторонами собственного тела (впереди, сзади, вверху, внизу, справа и слева).

Умение ориентироваться «на себе» служит основой для овладения ориентировкой на других объектах - 2 этап; умение ориентироваться в окружающем пространстве не только «от себя», но и «от любых предметов».

этап - ребенок осваивает словесную систему отсчета по направлениям.

этап - применение освоенных ребенком навыков в окружающем пространстве, как в трехмерном, так и на плоскости.

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. В многочисленных философских, психолого-педагогических исследованиях раскрывается исключительная роль освоения предметного и социального пространства в построении ребенком целостной картины мира, осознании своего места в нем. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.

Развитие пространственных представлений ребенка начинается с первых месяцев жизни и является важнейшим показателем его умственного и сенсомоторного развития.

2.Значение формирования у детей дошкольного возраста пространственных представлений, особенностей восприятия ими пространства

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. Развитие пространственных представлений ребенка начинается с первых месяцев жизни и является важнейшим показателем его умственного и сенсомоторного развития.

Выявление особенностей развития пространственной ориентировки у дошкольников имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, так как трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы умение ориентироваться в пространстве не играло бы существенной роли. Данное умение является необходимым условием социального бытия человека, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности.

Значительные изменения в дошкольный период наблюдаются в восприятии пространства по его главным признакам. Ребенок познает пространство по мере того, как сам им овладевает. Еще лежа в постели и действуя с соской, погремушкой, ребенок познает «близкое» пространство. «Далеким» пространством он овладевает несколько позже, когда учится самостоятельно передвигаться. Вначале восприятие далекого пространства мало дифференцировано и оценка расстояния очень не точна. Интересно в этом отношении воспоминание физиолога Гельмгольца, относящееся к 3-4 годам: «Я сам еще помню, как я ребенком проходил мимо церковной башни и увидел на галерее людей, которые мне показались куколками, и как я просил мою мать достать мне их, что она могла бы сделать, как я тогда думал, протянув одну руку вверх».

Развитие ориентировки в пространстве, как показали исследования А.Я. Колодной, начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка (выделяет и называет правую руку, левую, парные части тела). Включение слова в процесс восприятия, овладение самостоятельной речью в значительной степени способствует совершенствованию пространственных отношений, направлений (А.А. Люблинская, А.Я. Колодная, Е.Ф. Рыбалко и др.) «Чем точнее слова определяют направление, - подчеркивает А.А. Люблинская, - тем легче ребенок ориентируется в нем, тем полнее включает эти пространственные признаки в отражаемую им картину мира, тем более осмысленной логичной и цельной она становится для ребенка».

Развивается и глазомер ребенка, так необходимый для восприятия пространства. Сложные глазомерные задачи дошкольники решают значительно хуже, чем задачи на сравнение длины линий. Их оказываются способными решить только шести- и семилетние дети и то лишь в случаях больших различий между предметами. Причина этому – низкий уровень овладения глазомерными действиями. Однако уровень этих действия у дошкольников можно поднять в процессе целенаправленного обучения.

Особенно заметные сдвиги в развитии линейного глазомера происходят, если детей обучают использовать для решения задач наложение одного объекта на другой (прикладывание вплотную друг другу), добиваясь максимального уравнивания. «Техническая» сторона ориентировочных действий не меняется в зависимости от того, производятся эти действия с самими объектами или с их заместителями. Так, при обучении детей решению такого типа глазомерных задач, как выбор элемента определенной протяженности по образцу, вводили изготовление и применение картонной мерки, равной образцу. Мерка переносилась от образца к объектам, из которых производился выбор (сам образец и объекты перемещать запрещалось).

Когда дети овладевают умением таким действенным путем соизмерять ширину, длину, высоту, форму, объем предметов, они переходят к решению задач «на глаз» (под руководством взрослого происходит постепенная интериоризация – переход внешнего ориентировочного действия в перцептивный план). Но успех будет достигнут, если овладение глазомерными действиями происходит не за счет формальных упражнений, а путем включения этих действий в другие, более широкие виды деятельности. Глазомер совершенствуется в конструктивной деятельности, когда ребенок подбирает нужные, недостающие для постройки детали, когда делит комок глины, чтобы ее хватило для лепки всех частей предмета.

Упражняется глазомер дошкольника и в аппликации, рисовании, бытовых действиях и, конечно, в играх.

Таблица 1

Возрастные показатели развития пространственных представлений

у нормально развивающихся детей

Возраст ребенка

Достижения в пространственно-ориентировочной деятельности

От рождения до 1 года

- возникают самые элементарные формы ориентировки в пространстве. Генезис этих форм тесно связан с развитием сложных оптико-вестибулярно-кинестетических связей. Ребенок может воспринять предмет в определенном месте пространства только при условии многократно повторяющегося сведения осей глаз на предмете.

- к концу первого года жизни он может действовать в близком пространстве, отражать расстояние до предмета, определять его местонахождение  (Сеченов И.М., Мастюкова Е.М. и др.).

От 1 года до

3 лет

- научившись ходить, ребенок быстро осваивает «пространство пути», но передвижение еще не дает ему возможности отделить расстояние и местоположение предмета от самого предмета;

- появляется способность ребенка ориентироваться в пространстве по образцу и по слову;

-  к концу второго года жизни дети соотносят геометрическую фигуру (круг, треугольник, квадрат) с их местом, но затрудняются в их сложении. После показа успешно справляются.

3 – 4 года

- конкретные представления о направлениях «вперед-назад», «вверх-вниз». Эти представления связаны с движениями самого ребенка в данном направлении.

- последовательность в усвоении «пространственной терминологии».

 В речи появляются предлоги «около», «возле», «у», «в», «на», «под».

4 – 5 лет

- уже вычленяют, по крайней мере, два пространственных признака: направление и место изменения пути (повороты), иногда и расстояние;

- различают у себя левую и правую руки в практических действиях, но название их знают еще нетвердо;

- могут не только практически воспроизвести, но и определить словами расположение предметов относительно самих себя (М.В. Вовчик-Блакитная, А.Я. Колодная).

- к 5 годам ребенок уже способен к произвольному изображению какого-либо предмета, может по заданию воспроизвести круглые формы, проводить прямые горизонтальные и вертикальные линии, но довольно долго дети дошкольного возраста лучше владеют вертикальными линиями, а не горизонтальными.

- слова «справа», «слева», употребление которых долго ограничивается ситуацией различения своих рук. Лишь иногда появляются предлоги «между», «над», «напротив».

5 – 7 лет

- описание пути приобретает обобщенный характер благодаря специальным словам, точно обозначающим пространство («рядом», «направо», «налево», «напротив» и т.д.), однако за этими словами еще нет подлинного понятия о пространстве. Только дети, владеющие более дифференцированным активным словарем, в состоянии восстановить цельную «карту пространства» и «карту обозрения»;

- уже могут ориентироваться в направлениях и с позиций другого человека. Осознание направлений «вправо-влево» представляет большие трудности, чем различение направлений «вперед-назад», «вверх-вниз»;

- более гибкое использование элементов грамматического строя речи в процессе пространственной ориентировки;

- уровень развития пространственных представлений, сложившийся у детей к семилетнему возрасту, еще не позволяет им правильно ориентироваться в каждой новой ситуации. Дифференцировка пространственных сигналов для детей трудна. Трудностью дифференцировки пространственных признаков и отношений можно объяснить наличие ошибок в письме и математике (при написании графически сходных букв и цифр и т.д.).

3.Формирование пространственных представлений с использованием подвижных игр

Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различение, и восприятие пространства, и понимание различных пространственных отношении (определение положения предмета в пространстве между другими предметами, восприятие глубины и др.).

В более же узком значении выражение “пространственная ориентация” имеет в виду ориентировку на местности. В этом смысле под ориентировкой в пространстве мыслится:

а) определение “точки стояния”, т. е. местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам, например: “Я нахожусь справа от дома” и т. п.;

б) локализация окружающих объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве, например: “Шкаф находится справа, а дверь - слева от меня”;

в) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, т. е. пространственных отношений между ними, например: “Направо от куклы сидит мишка, а налево от нее лежит мяч”

При передвижении пространственная ориентация необходима. Только при этом условии человек может успешно осуществить передвижение из одного пункта местности в другой.

Ориентировка эта требует всегда решения трех задач: постановки цели и выбора маршрута движения (выбор направления); сохранения направления в движении и достижения цели.

“Ориентировка в пространстве” — один из разделов “Программы” по развитию у детей элементарных математических представлений. Но это отнюдь не означает, что тема “Пространственные представления, навыки ориентации” сугубо математическая. Обратимся к исследованиям ученых — психологов и педагогов. Сквозная мысль: овладение пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности — продуктивно-творческой, трудовой, совершенствуются сенсорные, интеллектуальные способности. Ведь не секрет, что качество рисунка в значительной степени определяется композиционным построением, эстетическая выразительность — симметрией, ритмичностью чередования элементов, овладение пространственной координацией улучшает качество выполнения упражнений — музыкально-ритмических, физкультурных.

Элементарные знания о пространстве и элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки детей к школе. И последнее: освоение Правил дорожного движения совершенно невозможно без элементарных знаний о пространстве.

Ориентировка в пространстве совершается на основе использования человеком какой-либо системы отсчета. Их много. И все они отражают опыт познания человеком пространственных отношений, обобщают опыт ориентации людей в предметно-пространственном окружении.

Поэтому перед педагогом стоят следующие задачи по ознакомлению детей, младшей группы, с ориентировкой в пространстве:

Учить отличать и называть правую и левую руку, раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо – на всех занятиях вне занятий;

Учить отличать пространственные направления от себя: впереди (вперед) – сзади (назад), слева (налево) – справа (направо);

Учить детей ориентироваться “на себе”, иными словами ребенок должен овладеть умением самостоятельно выделять “на себе” стороны справа, слева, вверху и т. д.

Ориентировка “на себе”.

Первоначальной задачей является освоение ребенком ориентировки на собственном теле. Она основывается на знании пространственного расположения отдельных частей своего тела, умении ориентироваться в предметно-пространственном окружении “от себя”.

Дети овладевают ориентировкой “на себе” в младшем возрасте. Она включает знание отдельных частей своего тела и лица, в том числе симметричных (правая или левая рука, нога и т.д.).

Умение ориентироваться “на себе” — предпосылка, необходимая для перехода к следующей программной задаче — учить детей ориентироваться на другом человеке, на предметах. Однако ориентировка на человеке, на предметах возможна только на основе знания схемы собственного тела. Ребенок как бы мысленно переносит ее на другие объекты и по аналогии выделяет на другом человеке, на предметах. Скажем, дети рассматривают игрушки, активно действуют ими. В ходе беседы воспитатель фиксирует их внимание на характерных деталях. Например, рассматривается машина: спереди кабина, кузов—сзади, внизу — колеса, передние и задние.

Умение выделять противоположные стороны сначала на себе, а затем на другом человеке, на предметах позволит ребенку овладеть в дальнейшем ориентировкой не только “от себя”, но и от любых других объектов, от другого человека". Это, во-первых. Во-вторых, эти знания и умения необходимы для распознавания пространственных отношений между предметами, о которых мы судим на основе их соотнесенности к сторонам — передним (лицевым), боковым, верхним и т. д. И, наконец, в-третьих, ориентировка в пределах даже весьма ограниченного пространства (групповая комната или часть помещения, площадь стола, лист бумаги и др.) предполагает знание основных направлений. Это новая программная задача. С полным основанием ее можно назвать центральной в содержании всей работы.

Ориентировка “от себя”.

В младшем дошкольном возрасте детей учат различать основные группы направлений (вперед — назад, вверх — вниз, направо—налево). Ребенок их осваивает на основе знания сторон собственного тела. И связь эту важно упрочить с помощью игровых упражнений типа “Куда показывает флажок?”. Дети должны отгадать, например, какое направление указывается флажком (вверх или вниз, в сторону, вперед или назад). Они сами выполняют игровые задания, указанные с помощью флажков, лент, шаров, мячей. Так постепенно будет формироваться первоначальный опыт ориентировки в пространстве с учетом направлений, перестраиваться восприятие самого пространства.

Ориентировка от себя предполагает умение пользоваться системой, когда началом отсчета является сам субъект, а ориентировка от объектов требует, чтобы началом отсчета был тот объект, по отношению к которому определяется пространственное расположение других предметов.

Для этого необходимо уметь вычленить различные стороны этого объекта: переднюю, заднюю, правую, левую, верхнюю, нижнюю.

Ориентировки “на себе ”, “от себя”, применение их на различных предметах позволяют ребенку уяснить значение таких пространственных предлогов, как в, под, на, за. Предлог на обычно ассоциируется с верхней плоскостью предмета (на столе, на стуле); предлог под – с нижней стороной; предлог в воспринимается как указание на расположение внутри какого-либо объекта.

Освоение системы отсчета и ориентировки в окружающем пространстве по сторонам собственного тела и других предметов, по основным пространственным направлениям развивает у детей умение давать словесную характеристику пространственной ситуации.

Направление “вверх – вниз” (“вверху – внизу”) позволяет ребенку уяснить такие ориентировки, как “над” и “под”, “посередине” и “между” при расположении группы предметов по вертикальной линии.

Направления “направо – налево” (“справа – слева”) помогает лучше понять пространственны отношения, определяемые словами рядом, посередине и между, сбоку или с краю.

Направление “вперед – назад” (“впереди – сзади”) способствует уяснению таких пространственных отношений, как “впереди”, “перед”, “напротив”, “за”, “позади”, “посередине” и “между” при расположении предметов по фронтальной линии от исходной точки отсчета.

Таким образом, несмотря на большое многообразие существующих в нашей речи характеристик пространственного окружения, все они основаны на освоении ориентировки “на себе” и “на внешних объектах”.

Формирование пространственных представлений с использованием подвижных игр проводилось поэтапно. С помощью игр ознакомили малышей с ориентировкой в пространстве в три основных этапа:

- различие права и лева, расстановка справа налево и наоборот предметов;

- определение пространственных направлений «от себя» вернее, относительно себя;

– обучить малышей правильно двигаться в заданном направлении.

На каждом этапе работа выстраивалась по следующим направлениям. Подобрали игры по нашим задачам. Например, игра «Цветные автомобили» с целью создания интереса к игре мы привлекли детей к созданию флажков, вспомнили, как гудят автомобили; предложили детям расставить наглядные ориентиры, флажки; рассказали правило игры – дети сидят вдоль стены, они автомобили. Каждому ребёнку дали флажок какого-либо цвета. Ведущий стоит в центре, у него в руках три флажка. Когда ведущий поднимает флажок какого-либо цвета, например красный, дети у кого такой флажок должны ехать по кругу в правую сторону, ведущий поднимает жёлтый флажок, дети с таким флажком бегут в левую сторону. Когда ведущий опустит флажок, дети останавливаются, а по сигналу «Автомобили возвращаются» – дети направляются в свой гараж. Чтобы не было привыкания к ориентирам, поменяли флажки местами. Важно объяснить детям, в какой руке у ведущего флаг в ту сторону они и едут.

В процессе игры мы следили за правильностью выполнения движений, соблюдением правил, за увеличением или уменьшением активности детей, за безопасностью во время игры.

В игре «Кошки мышки» мы решали задачу умение ориентироваться в пространстве с учётом направлений, перестраивать восприятия самого пространства с учётом направлений. Чтобы было интереснее, мы привлекли детей к поделке масок кошки и мышки. Объяснили, правело игры; берёмся за руки и становимся в круг, Сёма будет – мышкой, Саша – кошкой, а мы будем домиком для мышки. Мы должны ходить по кругу влево, вправо, как только мышка подбежит к воротам, мы должны впустить мышку подняв руки вверх, забежала, руки отпускаем вниз при этом нельзя расцеплять руки.

Задачу расположение предметов относительно себя мы решали с помощью игры «У медведя во бору».

Для этого мы вместе с детьми изготовили маску медведя, чтобы было интереснее, на одной стороне площадке мы провели черту – это опушка леса, на противоположной стороне – это дом детей, за чертой с права от опушке положили обруч – это место для медведя. Объяснили, правело игры, что дети должны убегать в домик, а медведь ловить только после слов «Рычит!». До начала игры спросить детей: « С какой стороны находится медведь?», «А где домик?» «Где опушка?» Чтобы усложнить задачу, мы меняли берлогу медведя.

Подвижная игра для дошкольников "У медведя во бору"

Задачи: развивать скорость реакции на словесный сигнал, упражнять детей в беге, развивать внимание.

Описание: Среди участников выбирают одного водящего, который будет «медведем». На игровой площадке начертить два круга. Первый круг — берлога медведя, второй круг — дом для остальных участников игры. Начинается игра с того, что дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

И на нас рычит.

Как только дети произнесли эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и ловит детей. Тот, кто не успел добежать до дома и был пойман «медведем», становится водящим («медведем»).

На занятие по конструированию мы вместе с детьми изготовили из бумаги самолётики и пилотки для игры «Самолёты». Также мы использовали флажки- ориентиры для аэродромов.

Наша задача в этой игре развить умение двигаться в указанном направлении. Перед игрой мы объяснили детям, что для каждого самолёта в небе есть свой коридор. Для того чтобы они не столкнулись и не произошла авария существует карта. Разделили детей в две колоны,

Первая колонна сначала летит на право затем на лево, а вторая колонна летит на лево затем на право. По сигналу «На посадку!» дети должны вернуться на свой аэродром. Пока самолёты летали, мы поменяли флажки местами, унесли на противоположную сторону.

Использование определённой системы игр, специально разработанных правил имеет определяющую роль в качестве обучения. Проводят игры практически на всех занятиях, будь то математика, музыка или физическая культура, также, их нужно проводить дома, на прогулках.

Главный методический приём – это личное участие в подвижных играх. Участие может быть прямым: вы являетесь игроком или выполняете ведущую роль и косвенным: вы находитесь на игровой площадке и короткими указаниями поддерживаете интерес детей к игре: громче говори «поймал», бегаем в одном направлении.

Таким образом, анализируя проведённую работу можно сделать вывод о том, что использование подвижных игр в формировании пространственных представлений вызвало интерес у детей среднего дошкольного возраста, повысило работоспособность ребенка, и он с интересом включался в выполнение новых заданий.

Это в свою очередь способствовало достижению поставленной цели формирующего этапа эксперимента.

Результаты опытно-экспериментальной работы и их анализ

Для выявления эффективности использования подвижных игр в формировании пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста нами был проведен контрольный этап эксперимента. Для него были подобраны аналогичные задания тем, которые использовались на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы.

Полученные результаты отражены в рисунке 1, а также в приложении В. 1.

Рисунок 2. Показатель уровня сформированности пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста на контрольном этапе опытно – экспериментальной работы

Сравнительные результаты сформированности пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы представлены в таблице 1 и в приложении В. 2.

Сравнительный анализ полученных результатов свидетельствует о динамических изменениях в показателях сформированности пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста. Так, показатели низкого уровня изменились на 9%, среднего уровня – 2%, высокого уровня – 2%. Динамика работы по формированию пространственных представлений у детей составляет 13%.

В пространственных представлениях произошли следующие качественные изменения:

-реакция детей стала более быстрой;

- малыши легче стали различать направления;

- дети быстрее стали перестраиваться в отношении скорости и смены направлений;

- ребята стали лучше понимать пространственную терминологию;

- дети стали более быстро и легко ориентироваться в пространстве.

Таким образом, уровень сформированности пространственных представлений у детей на контрольном этапе эксперимента относительно констатирующего этапа повысился, что доказывает наше предположение об эффективности использования подвижных игр в формировании пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Заключение

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблеме формирования пространственной представлений у детей дошкольного возраста достаточно уделяется внимания.

Проблема формирования пространственных представлений рассматривались под влиянием отдельных положений русской и зарубежной педагогике, психологии значении и содержании подготовке детей к усвоению арифметики в школе.

Педагоги исходя из опыта непосредственной работы с детьми пришли к убеждению о необходимости подготовке детей к усвоению математических дисциплин в школе.

Формирование пространственных представлений формируется у детей на протяжении всего дошкольного возраста.

Одним из эффективных средств формирования пространственных представлений являются подвижные игры. Для подтверждения выдвинутого нами предположения была проведена опытно-эксперементальная работа, направленная на формирование пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста с использованием подвижных игр

Результаты исследования показали, что уровень сформированности пространственных представлений на контрольном этапе относительно констатирующего выше.

Таким образом, гипотеза, что подвижные игры будут, вялятся эффективным средством формирования пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста подтвердилась.

Список литературы

  1. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 1964. С. 140
  2. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики [Текст]: Учебное пособие для студентов высш. Пед. учебных заведений. – М. : Изд. центр «Академия», 2005.
  3. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. М. : Просвещение, 1983.
  4. Былеева Л. В., Коротков И. М., Яковлев В. Г. Подвижные игры: Учебное пособие для ин-тов физической культуры. 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Физкультура и спорт, 1974. – 208 с.
  5. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». – М. : Просвещение 1989 г.
  6. Венгер Л. А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию. // Дошкольное воспитание. – 1982. – № 9. -С. 52
  7. Говорова Р. К вопросу о развитии пространственных представлений у дошкольников. // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. – СПб., 1994.
  8. Гусарова Л. Развитие движений детей 3-4 лет / Дошкольное воспитание. – 1994. -
  9. Говорова Р., Дьяченко О. Формирование пространственной ориентировки у детей. // Дошкольное воспитание. – 1975. – № 9. С. 14
  10. «Детство»: Программа развития и воспитания детей в детском саду. В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткин и др. ; /Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. – СПб., 1995. -С. 82
  11. Диагностический Альбом. Исследование особенностей развития познавательной сферы. -С. 52
  12. Детские подвижные игры. / Сост. В. Гришков. – Новосибирск: Кн. изд-во, 1992. – 96 с.
  13. Каразану, В. Ориентирование в пространстве [Текст]. // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. – СПб., 1994.
  14. Лаврентьева Т. В. Формирование способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание. – 1983. – № 7. -С. 105
  15. Люблинская А. А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста [Текст]// известия АПН РСФСР, Вып. 86. – М., 1956.
  16. Мусейибова Т. А. Дидактические игры в системе обучения детей пространственным ориентировкам. // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. -СПб., 1994. -С. 156
  17. Мусейибова Т. А. Формирование некоторых пространственных ориентаций. // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. – СПб., 1994. -С. 35
  18. Мусейибова Т. Ориентировка в пространстве. // Дошк. Воспитание. – 1988. – № 8-С. 53
  19. Паршукова И. Л. и др. Технологии игрового обучения в ДОУ [Текст]. – СПб. : Питер, 2004.
  20. . Программа воспитания и обучения в детском саду. [Текст] /Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 4-е изд. ; М., 2007.
  21. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника. Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др. -С. 64
  22. Покровский Е. А. Русские детские подвижные игры. Спб. : Речь, 2011. – 184 с.

Приложение

Познавательное развитие:

- Продолжать учить счету до 5.

Конспект открытого занятия по ориентировке в пространстве в средней группе "В гостях у Зимы"

Воспитательные задачи;

-Закреплять навыки аккуратного наклеивания

-закреплять умение слушать вопросы , отвечать не перебивая его;

-закреплять умение правильно сидеть за столом.

Образовательные задачи;

- Учить понимать элементарные схемы пространства.

- Учить передвигаться в заданном направлении с точкой отсчета от себя, ориентируясь в пространстве на цветовые ориентиры.

Развивающие задачи;

- Развивать навыки микро ориентировке (на листе бумаги, на поверхности доски): располагать предметы в названных направлениях слева, справа, вверху, внизу, посередине) по словесной инструкции педагога.

- Развивать умение соотносить форму предметов с соответствующими геометрическими эталонами.

- Упражнять в обозначении пространственного положения предметов соответствующими пространственными терминами: «справа», «слева», «вверху», «внизу», «посередине», «прямо», «направо», «налево».

- Упражнять в словесном обозначении величины предметов («самый большой», «поменьше», «самый маленький») и обозначения действий («я иду прямо», «я повернул направо»).

.

Оборудование:

Демонстрационный материал – большой конверт, схема – путь, расположенная на полу и на доске; пять маленьких конвертов с текстом заданий, изображение полянки с зайцами, снеговик, сундук, одуванчик из снежинок.

Раздаточный материал – изображения ели и лесных животных, подносы, круги разных размеров, дополнительные детали для снеговиков, клей ПВА, кисти, кленки, салфетки, поставки для кистей.

Ход занятия:

Педагог встречает детей в зале:

- Ребята, сегодня для вас пришло в садик письмо, а от кого вы узнаете, если отгадаете загадку:

Снег идет,

Под белой ватой

Скрылись улицы, дома.

Рады снегу все ребята –

Снова к нам

Пришла…. (Зима)

- Правильно, это письмо от Зимы. Она пишет: «Здравствуйте дети! Я приготовила для вас подарок, но чтобы найти и получить его, вам надо пройти через зимний лес по этому плану (план на доске) и выполнить четыре моих задания. Зима».

Педагог вместе с детьми рассматривает весь путь, показывая рукой направление движения и обозначая эти направления в речи.

От стрелки прямо до поляны загадок, поворачиваем направо до лесной поляны, от лесной поляны до снежной поляны – налево до мастерской Зимы, от мастерской зимы – прямо до избушки Зимы.

Эта же схема выложена из ленточек, на схеме расположены ориентиры, а рядом с ними конверты с заданиями.

Около каждого ориентира остановка. Дети идут по схеме, обозначая в речи направление до каждой остановки.

- Ребята, как мы пойдем до поляны загадок?

1. Остановка первая «Поляна загадок»

Посмотрите дети: это конверт с заданием от Зимы. Что же она нам пишет:

Ребята, первое мое задание: Найди картинку с изображением времени года и части суток. Как вы думаете сейчас: день, утро, вечер или ночь?

(дети рассматривают картинки и находят изображения времени года – Зима, части суток – утро).

- А сейчас, слушайте, внимательно я вам загадаю загадки:

Что за чудо – покрывало?

Ночью все вдруг белым стало.

Не видать дорог и рек –

Их укрыл пушистый (снег)

- В этой загадке снег пушистый. Каким еще бывает снег?

В зимний день на пруд легло

Очень скользкое стекло.

Нас в хоккей играть зовет

Синий, крепкий, гладкий (лед)

Скажите, какой лед?

Снежный шарик сделать можно,

Это ведь совсем не сложно!

Лепим мы не пирожки:

Для игры нужны (снежинки)

Покажем, как мы умеем лепить снежинки:

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Раз, два, три, четыре - 4 хлопка кулачками.

Мы с тобой снежок лепили – лепят снежки.

Круглый – касание соединённых пальцев.

Крепкий – руки в «замок».

Очень гладкий – погладить кулачок ладошкой.

И совсем, совсем не сладкий – грозит пальчиком.

Раз подбросим – ладоши вверх.

Два поймаем – «пружинка» с хлопком в ладоши.

Три уроним – ладоши вниз.

И сломаем – притоп.

- Куда мы повернем, чтоб дойти до лесной поляны?

2. Остановка вторая «Лесная поляна»

На доске нарисованы волнистые линии – это сугробы. Из –за некоторых сугробов торчат ушки зайцев.

Ребята, вот и второй конверт с заданием от Зимы. Зима пишет: «Ребята, отгадайте: кто спрятался на лесной полянке?»

Как вы догадались? Найдите и покажите зайца, который расположен справа (слева, посередине). Сколько всего зайцев?

А сейчас ребятки давайте присядем и сделаем физ минутку:

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять – руками помахать.

Продолжаем мы играть.

- От лесной поляны, куда мы пойдем, чтоб дойти до снежной поляны?

3. Остановка третья «Снежная поляна».

Ребята, а на этой полянке кроме снега ничего нет. А вот и конверт от Зимы. Зима просит вас создать картину зимнего леса. Вы будете размещать картинки на доске так, как задумала Зима. Слушайте внимательно.

- Елку надо поместить на середину доски.

- Солнышко над елкой.

- Сову на елку.

- Медведя справа от елки.

- Лису слева от елки.

- Белку под елку.

- Волка справа от белки.

- Зайца слева от белки.

Посмотрите, какая замечательная картина получилась.

- Где ты поместила елку?

- Где стоит медведь?

- Где находиться солнышко?

- Где сидит белочка?

Ребята, куда мы повернем, чтобы попасть в мастерскую Зимы?

4. Остановка четвертая «Мастерская Зимы»

Ребята, а что в этом конверте оставила нам Зима?

Какие круги на ощупь?

Что зимой бывает пушистым и мягким? (снег)

Какие круги по размеру?

Что же из них можно сделать в мастерской Зимы? (снеговиков)

Посмотрите, как мы будем делать снеговика:

Какой круг мы поместим в самом низу?

Какой круг расположим над большим кругом?

Где расположим маленький круг?

Какие славные снеговики у вас получились. Как вы думаете, зачем они нужны Зиме?

Дети, а как дойти до избушки Зимы?

5. Ребята, а вот и последний конверт.

Что же там написано? Зима пишет: «Дорогие ребята! Вы правильно выполнили все мои задания. За это я вам дарю подарок. Подарок находиться в сундуке, а сундук в моей избушке».

Музыкальное сопровождение во время сюрпризного момента и гимнастика для глаз.

Сюрпризный момент: педагог открывает сундук, в котором находит одуванчик из снежинок:

Одуванчик из снежинок

Подарила вам Зима.

Только дунешь – и пушинок

Разлетятся семена.

Одуванчик облетает,

В окнах теплиться огонь

И ребята подставляют

Белым звездочкам ладонь.

На что похожи снежинки?

Зима подарила вам снежинки, давайте поиграем с ними:

Гимнастика для глаз «Снежинки»

Мы снежинку увидали,

Со снежинкаю играли (Вытянуть снежинку вперед, сфокусировать на ней взгляд)

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели. (Отводят снежинку вправо, следят взглядом)

Опять снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели. (Отводят снежинку влево, следят взглядом)

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал. (Следить за снежинками движениями глаз вверх – вниз).

Летят снежинки вверх и вниз.

Все! На землю улеглись. (Взгляд за снежинкой вверх и вниз, присесть, опустив снежинку на пол).

Мы побывали с вами в зимнем лесу.

Какие задания Зимы вы выполнили?

Снежинки вам в подарок от Зимы за то, что вы со всеми заданиями справились хорошо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ И УТОЧНЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ВЫРАЖЕНИЕ ИХ ПРИ ПОМОЩИ ПРЕДЛОГОВ

Система работы по преодолению нарушений в области пространственных и пространственно-временных представлений....

Формирование временных и пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Предлагаемы материал содержит практические советы и рекомендации по формированию временных и пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Данная информация будет полезна воспи...

СХЕМА ТЕЛА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

С каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая это, современная система образования приходит к инклюзивной модели, в которой образовательные учреждения ...

Конспект ООД по формированию временных и пространственных представлений «Осень в гости к нам пришла»

Конспект ООД по формированию временных и пространственных представлений «Осень в гости к нам пришла» ...