«Создания условий для сюжетно-ролевой игры как средства ранней профориентации дошкольника»
статья на тему

Егорова Анна Борисовна

Сообщение из опыта работы на тему:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сообщение из опыта работы 21.62 КБ

Предварительный просмотр:

   

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д.

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. .С развитием интереса к труду взрослых у дошкольников появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Именно поэтому через организацию игровой деятельности у детей формируются представления о мире профессий.

Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.

По мнению педагогов и психологов, наибольшим развивающим эффектом обладают игры, придуманные самими детьми, их называют творческими или сюжетно-ролевыми. Главное назначение этой игры - социальное развитие ребенка, т. е. овладение нормами и правилами поведения в обществе, определенными умениями и социальными навыками. Дошкольники, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными проблемами.

Сюжетно-ролевые игры делятся на два вида: 1- игра, организованная воспитателем; 2 – игра, организованная самими детьми. Но это не надо понимать, что в младших группах воспитатель организует игры, а старшие - играют самостоятельно. Чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми и, причем на протяжении всего дошкольного возраста. Воспитатель должен занять позицию играющего партнера, с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным, в возможности включения и выхода из нее, ощущал бы себя вне оценок: хорошо - плохо, правильно - неправильно, ибо к сюжетно-ролевым играм они не приемлемы.

Я организую с детьми интегрированные игры, т. е. объединяю несколько игр вместе, например: «Семья- Больница», «Семья-Магазин», «Семья- Магазин- Школа».

Считается, что главным условием для увлекательной игры является наличие у детей знаний об окружающих предметах, о событиях и явлениях реального мира. Безусловно, это так, без знаний игра не получится.

Сюжетно-ролевая игра в течение многих лет для многих педагогов остается проблематичной. В чем заключается сложность этой игры? Эти игры сложны своей непредсказуемостью. Если в других видах деятельности мы можем предугадать результат работы, допустим: Маша может составить хороший творческий рассказ по картине, а Дима  только ответит на вопросы воспитателя. В сюжетно-ролевых играх мы не можем заранее ничего предугадать. Эти игры и интересны своей непредсказуемостью. В этих играх малоактивные дети могут стать активными, молчаливые - разговорчивыми, и наоборот, очень активный ребенок может играть спокойно. При распределении ролей нужно учитывать то, что дети, на которых надеется воспитатель, могут отказаться от роли или не смогут сыграть эту роль. Роли нельзя навязывать детям, а давать по желанию.

В чем же привлекательность сюжетно- ролевых игр?

1. В том, что эта игра дает большие возможности: мы сможем с детьми побывать там, где в реальной жизни, вряд ли удастся побывать, например: на другой планете или в другой стране. И причем, дети забывают, что это игра, для них все реально.

2. Использование игрушек, предметов-заместителей. Если какого-то предмета нет, можно заменить: кирпичик может заменить хлеб, пирожок, мыло; палочка – ложку, нож, градусник и т. д.

При организации сюжетно-ролевой игры нужно учитывать определенные этапы и условия.

1.Обогащение впечатлениями

2.Изготовление атрибутов

3.Определение задач игры

4. Составление плана сюжета

5.ход игры

6.Развитие и поддержание  игры

  1. Окончание и оценка

1этап- подготовительный. При подготовки к игре мы с ребятами проводим беседу, наблюдения, чтение художественных произведений, например, «  А. Барто – «Маляр», «Песня моряков», «Ветеринарный врач».

    «, рассматривание фотографий, иллюстраций по данной профессии. С ребятами мы смотрели фрагменты кинофильмов, мультфильмов, а также презентации. При организации сюжетно-ролевых игр мы организовывали встречи с людьми разных профессий, проводили экскурсии. Например, экскурсия в библиотеку, на почту, экскурсия по детскому саду: на прачечную, в медицинский кабинет, а также приглашали людей разных профессий в ДОУ.  Задача педагога на этом этапе – вызвать у детей желание узнать как можно больше об интересующей их профессии. Игры подсказывают педагогу, какие экскурсии необходимо организовать, чтобы обогатить впечатления детей.

На этом этапе  готовим атрибуты для игры как воспитателем , так и совместно с детьми.

Развивающая предметно-игровая среда  и ее своевременное изменение, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных при знакомстве с окружающим, а также в обучающих играх, нацеливают дошкольников на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре. Предметно-игровую среду нужно изменять с учетом практического и игрового опыта детей. Важно не только расширять тематику игрушек, но и подбирать их по принципу разной степени обобщенности образа.

В нашей группе развивающая среда постоянно пополняется. У нас в группе много конструкторов и строительного материала, а также бросового материала - чтобы дети сами создавали игровую среду и атрибуты для своих игр. Все находится в отдельных коробках. Это является одно из важнейших условий для игры .

2 этап- Основной (участие в игре, совет, напоминание, объяснение, взятие главной или второстепенной роли, внесение новых  атрибутов уточнение их значения, вариантов применения, постановка проблемных игровых задачи тд.

Обычно игры проходят во второй половине дня. Иногда утром. Режим -также важное условие для успешной игры.   Все полученные знания и умения дети применяют в играх. В ходе сюжетно-ролевой игры дошкольники обогащают сюжет своими фразами, усложняют игру и придумывают что-то новое.

К сюжетно-ролевой игре» Археологическая экспедиция» и знакомству с новой для детей профессией археолог мы готовились заранее. На подготовительном этапе мы с ребятами  беседовали о новой профессии, рассматривали изображения археологов, просматривали кинофильм «Юные исследователи», презентации «Экспедиция в жаркие страны» и «Древние находки археологов». Также читали журналы «Динозавры» и «Чудеса света», ребята узнали, что такое пирамида Хеопса, кто такие фараоны и куда исчезли динозавры.

С ребятами мы играли в викторину «Я познаю мир», учились фантазировать в игре «Динозаврия», собирали пазлы, а также вспоминали, кто такие путешественники, туристы и кто может пойти в археологическую экспедицию. С детьми мы изготовили некоторые атрибуты для игры.

Во время второго- основного  этапа дети включились в игру,  отправились в Египет на раскопки. В ходе сюжетно-ролевой игры дошкольники обогащали  сюжет своими фразами, усложняли  игру и придумывали что-то новое.

Роль воспитателя в игре может быть различной: он может быть прямым участником игры, советчиком, помощником и т.п. Я попыталась быть участником экспедиции и выполняла роль корреспондента-фотографа. Но во всех случаях воспитатель, внимательно относясь к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их инициативу и самостоятельность,  влияет на содержание игр, создает условия для их развертывания, для развития детской изобретательности, творчества. Он помогает детям устанавливать взаимоотношения дружбы и взаимопомощи. В играх педагог изучает каждого ребенка, его интересы, индивидуальные способности, следит за его переживаниями, с тем, чтобы найти правильные пути и средства развития его личности, что и может явиться первой ступенью профориентации ребенка-дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Сюжетно-ролевая игра, как средство ранней профориентации дошкольников"

Главная цель ранней профориентации детей -  это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности ...

Сюжетно-ролевая игра как средство ранней профориентации дошкольников

Сюжетно-ролевая игра является одним из наиболее эффективных способов реализации работы по ранней профориентации дошкольников....

Памятка для родителей "Сюжетно-ролевая игра, как средство ранней профориентации дошкольников"

Главная цель ранней профориентациидетей – это развивать эмоциональное отношение ребёнка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности...

Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра как средство ранней профориентации дошкольников»

В своей работе по ранней профориентации детей я использую различные технологии, методы и приемы. Но самым эффективным средством, на мой взгляд, является организация сюжетно-ролевых игр с профессиональ...

Сюжетно — ролевая игра, как средство ранней профориентации дошкольника.

Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно-ролевые игры профессионально-ориентированной направленности....

«Сюжетно-ролевая игра, как средство ранней профориентации дошкольников»

Перед взрослыми серьезно встает вопрос: «С какого возраста можно начинать работать с ребенком в плане профессионального самоопределения?» Дети начинают мечтать с младшего дошкольного возра...