Психолого-педагогическая характеристика готовности ребёнка к школе
консультация (подготовительная группа) по теме

Слепцова Алла Валентиновна

Готовность к обучению в школе
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika_gotovnosti_obucheniya_rebyonka_k_shkole.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого – педагогическая готовность ребенка

к  обучению школе

Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. Что же такое «Готовность к обучению в школе?».
Обычно имеется в виду такой уровень
физического, психического и социального развития ребёнка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. В старшем дошкольном возрасте(5,5 – 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребёнка: нервной, сердечно - сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребёнок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности.

Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребёнка и состоянием его здоровья.
Часто болеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении.
Ребёнок считается готовым к школьному обучению, если по физическому и биологическому развитию он соответствует формальному возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний. Все дети, поступающие в 1 класс, обязательно проходят медицинское обследование, на основе которого делается заключение о функциональной готовности к обучению в школе.
Критерии физиологической готовности следующие:
1. Уровень физического развития (антропометрические данные)
2. Уровень биологического развития (количество прорезавшихся постоянных зубов, пропорции тела)
3. Состояние здоровья(5 групп здоровья)

Психологическая готовность к обучению ребёнка в школе – готовность к усвоению определённой части культуры, включённой в содержание образования, в форме учебной деятельности.
В результате многочисленных исследование были выявлены
Учебно-Важные Качества, уровень развития которых оказывает прямое и непосредственное влияние на успешность усвоения программного материала.
УВК:
- мотивы учения
- общее развитие (внимание, память, мышление, ориентирование в пространстве)
- организация деятельности (способность принимать учебную задачу)
- вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения, графический навык)
 - произвольность регуляции деятельности(в условиях пошаговой инструкции взрослого)
- обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи).

Портрет ребенка, готового к школьному обучению.

Мотивы учения.
Понимает значимость и необходимость обучения в школе, стремится к социальной роли школьника. Стремится к новым знаниям, к получению высокой оценки взрослого.
Общее развитие.
Развитие внимания и памяти: Удерживает внимание в течение 10-15 минут, не отвлекается, даже если деятельность не очень интересна (или трудна). Для концентрации внимания в течение 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций, внешней организации. Переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекается на внешние раздражители. Может запомнить 10 не связанных между собой слов при 3-4-кратном повторении. Произвольно запоминает 10-12 слов при подкреплении наглядными образами. Может сгруппировать по смыслу слова и запомнить их. После нескольких повторений запоминает стихотворение в 4-8 строк.
Способен к систематизации и классификации (находит общие и отличительные признаки предметов, явлений, процессов).
 Наблюдателен, анализирует простые причинно-следственные связи. Активно воспринимает любую новую информацию, задает вопросы, понимает смысл и последовательность событий (на картинках, в простом рассказе, в быту).
 Имеет элементарный запас сведений о себе, своей семье, быте, умеет ими пользоваться. Имеет элементарный запас сведений об окружающем мире, умеет ими пользоваться. Высказывает собственные элементарные суждения, делает простые логические выводы, может продолжить словесное рассуждение.
Развитие движений и пространственная ориентация:
Уверенно действует в быту (ест вилкой, ложкой, расстегивает, застегивает пуговицы, чистит зубы, одевается, раздевается, шнурует ботинки).
Ходит, бегает, прыгает, катается на велосипеде, на лыжах, коньках, плавает, играет в теннис, прыгает через прыгалку и т. п. В сохранении равновесия движения координированны и ловки. Хорошо ориентируется в пространстве(способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперед, назад, вверх, вниз, направо, налево и т. п.).
Не испытывает затруднений при работе с конструктором, мозайкой, хорошо манипулирует мелкими деталями. Стремится научиться лепить, выпиливать, вязать и т. д. Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (умеет чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, треугольник, квадрат)

Организация деятельности.
Воспринимает инструкцию (задание) и по ней выполняет действие в соответствии с поставленной целью и задачами; ему не нужно несколько раз повторять инструкцию.
 Может планировать свою деятельность, не действует хаотично, методом проб и ошибок.
 Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы. Самостоятельно находит и исправляет ошибки в своей работе, не ждет конкретных указаний (сделай так, так и так). Может сосредоточенно, не отвлекаясь, выполнять задание в течение 10-15 минут. Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых. При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание. Не отказывается от заданий («Я это не могу»).
Вводные навыки.
Речевое развитие: Правильно произносит звуки родного языка.
 Может выделить звук в начале, середине и конце слова.
 Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него. Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения. Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинкам. В речи нет незаконченных или не связанных между собой предложений. Передает интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (запинок, растягиваний слов, пауз в середине слова и т. п.).
Имеет начальные навыки чтения и звукового анализа;
Имеет навыки счета в пределах 10, решает арифметические задачи на сложение и вычитание.
 Знает и различает фигуры, буквы, цифры, выделяя их характерные признаки.
Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам. Имеет пространственные представления и различает расположение фигур и деталей в пространстве и на плоскости (над - под, на - за, перед - возле, сверху - снизу, справа - слева и т. п.) Ориентируется в тетради, книге.
Находит часть целой фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу (схеме).
Произвольность регуляции деятельности.
Обладает произвольностью внимания, умением сосредоточиться на необходимом;
Управляет своим телом: не кривляется, не ползает под столом, когда необходимо, например, сидеть.
Умеет вести себя в соответствии с ситуацией. Понимает и принимает правила поведения, необходимость выполнять задания.
Обучаемость.
Понимает и принимает указания и помощь взрослого, исправляет ошибки, воспринимает критические замечания.
Социальная (личностная) готовность детей к обучению в школе - представляет собой готовность ребёнка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения.
Осознает, как вести себя со сверстниками и как со взрослыми.
 Стремится установить и сохранить позитивные отношения со сверстниками и взрослыми в ходе общения.
 Может заниматься, учиться, а не только играть.
Может работать самостоятельно, не нуждаясь в присутствии взрослого.
 Стремится к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, и способен достаточно объективно оценить результат.
 Может дифференцировать, «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослых. Проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т. п. Стремится к личным достижениям («Я уже знаю, умею...»), самоутверждению, признанию.

Использовались материалы ИНТЕРНЕТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая характеристика готовности ребёнка к началу школьного обучения

Педагогическая характеристика готовности ребёнка к началу школьного обучения.Готовность к школьному обучению можно определить как целостное психофизическое и личностное развитие ребенка, которое обесп...

Результаты анкетирования родителей «Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребёнка в ДОУ».

Целью анкетирования: узнать, как по мнению родителей дети готовы к поступлению в детский сад....

Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...

Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....

Консультация Педагогическая характеристика готовности ребёнка к школьному обучению.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Отечественные и зарубежные ученые в понятие «готовности» включают все жизненно-важные сферы созревания ребенк...

Воображение детей дошкольного возраста как психолого-педагогическое явление, характеристика его сущности

В статье раскрывается сущность воображения, особенности развития воображения детей дошкольного возраста...