РАБОТА НАД АНСАМБЛЕМ
статья (подготовительная группа) на тему

Рубизова Юлия Николаевна

Хоровое пение в эстетическом воспитании детей всегда имеет позитивное начало. Это отмечалось видными деятелями культуры, философами, мыслителями всех времён и стран. В России идея первичности, т.е. основополагающей роли хорового пения, заключается в самобытном складе российской музыкальной культуры, культуры по преимуществу вокальной. Поддержание лучших отечественных традиций вокально – хорового исполнительства всегда обусловлено дошкольным обучением, так как именно в детских  садах на самом раннем образовательном уровне детей существует возможность целенаправленного вокально – хорового воспитания с одновременным решением задач музыкально – эстетического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_ansamblem.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА НАД АНСАМБЛЕМ

Хоровое пение в эстетическом воспитании детей всегда имеет позитивное начало. Это отмечалось видными деятелями культуры, философами, мыслителями всех времён и стран. В России идея первичности, т.е. основополагающей роли хорового пения, заключается в самобытном складе российской музыкальной культуры, культуры по преимуществу вокальной. Поддержание лучших отечественных традиций вокально – хорового исполнительства всегда обусловлено дошкольным обучением, так как именно в детских  садах на самом раннем образовательном уровне детей существует возможность целенаправленного вокально – хорового воспитания с одновременным решением задач музыкально – эстетического развития.

Хор – это такое собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчетливо выработанные нюансы.

Каждый руководитель хора выбирает для себя приемлемую методику работы с детьми по развитию их вокально-хоровых способностей. Наш детский сад руководствуется методиками таких педагогов, как:

  1. О.П. Радынова «Музыкальные шедевры»
  2. З.П. Костина «Камертон»
  3. Е.А. Дубровская «Ступеньки музыкального развития»

Цель хорового кружка «Золотая нотка»: развитие вокальных способностей у детей через выбор оптимальных методов и приемов постановки голоса, привития художественного вкуса, через создание атмосферы творчества и самовыражения. Овладение способностями пользования голосом для создания выразительного художественного образа.

В работе над развитием вокально-хоровых способностей детей я руководствуюсь следующими принципами:

  1. Постановка дыхания и работа над ним
  2. Работа над вокально-хоровыми упражнениями от простого к сложному
  3. Работа над дикцией и артикуляцией
  4. Постепенное  расширение диапазона и совершенствование вокально-хоровой техники
  5. Работа над единой манерой исполнения произведения

Сейчас я более подробно расскажу о методах и приемах, в работе над ансамблем со старшими дошкольниками.

Вам известно, что  АНСАМБЛЬ(ensemble) – французское слово. В переводе означает сразу, вместе, слитно. Это специфическое качество совместного исполнения, заключающееся в слитности, единстве и согласованности устремлений и художественно – технических приемов всех участников. В хоре существуют такие виды  ансамбля, как  интонационный, динамический, тембровый, метроритмический, дикционный, которые в совокупности создают частный (ансамбль партии) и общий (всего хора) ансамбль.

         Умение выстроить хор, сделать его звучание чистым, активным и выразительным – чрезвычайно трудная задача, от которой зависит самый кардинальный вопрос: «быть или не быть»  хоровому коллективу. Хороший ансамбль  в хоре подобен отлично настроенному инструменту, об этом говорят дирижеры и музыкальные деятели: П.Чесноков, К. Пирогов,

В.Соколов: «Дать возможность детям посредством самого доступного для них инструмента – голоса – приблизиться к музыке настолько, чтобы быть не только пассивными  или, в лучшем случае , активными слушателями, но и активными исполнителями, чтобы наши дети могли в художественном образе через доступное им средство передачи – пение – выразить волнующие их чувства»

В.Краснощеков: «Умение петь вместе, ритмически четко, одновременно произносить слова, гибко изменять темп, вместе брать дыхание, вступать и прекращать петь, четко выявлять метрическую структуру произведения – важнейшие качества хоровых певцов, ибо в ритмичности исполнения заключается тот порядок, без которого не может быть решена ни одна творческая задача».

Для достижения динамического ансамбля на занятиях я разъясняю ребятам, что хоровой ансамбль может быть лишь в том случае, если участники хора научатся сознательно слушать своих соседей , а также весь хор в целом, одинаково и одновременно петь со всеми. Важнейшим условием, обеспечивающим  ансамбль в  хоре, является тщательно выстроенный унисон  хора, единая вокальная манера формирования гласных и согласных звуков, чуткая реакция на указания дирижерского жеста.

Дети не всегда сразу понимают, что значит петь слитно «как один», не могут установить, кто поет громче – он сам или его товарищ. Тогда я вызываю одного из ребят, который, послушав, как поет коллектив, сможет определить – кто выделяется из поющих. Стараюсь привить детям  умение слушать себя и других, различать чистое и фальшивое пение, часто использую пение с закрытым ртом.

В достижении динамического ансамбля  использую такие упражнения:

  1. «Непослушный медвежонок»
  2. «Морской прилив и отлив»

Метроритмический ансамбль, на мой взгляд, является самым важным в воспитании в каждом ребенке постоянного ощущения основной метрической «пульсирующей» доли. Поэтому необходимо систематически и последовательно воспитывать в детях чувство ритма, ощущения темпа – ритмической пульсации у каждого ребенка. Темп и метроритм исполнения должны быть естественными для всех участников ансамбля. Для достижения ритмического ансамбля, учу детей ритмично ходить под музыку, отхлопывать или отстукивать основную метрическую долю. Также я разбиваю хор на две равные группы, одной предлагаю отстукивать основную метрическую долю, а другой ритмический рисунок.

Можно использовать такие упражнения:

  1. «В гости»
  2. «Гроза»

Дикционно-орфоэпический ансамбль предполагает единую для всех певцов манеру произнесения текста. Очень важно понять, что слушатель только тогда получит полноценное впечатление от исполнения произведения, если наряду с мелодией, гармонией, ритмом, услышит и поймет его слова. Работая с детьми над дикцией, стараюсь как можно четче и яснее произносить согласные, поскольку четкость согласных, способствует разборчивости текста. Не менее важно научить детей правильно формировать и произносить гласные. Я применяю в работе над дикционным ансамблем скороговорки:

« Говорил попугай попугаю», «Ехал Грека»,  «Вез корабль карамель» и т.д. Пропеваю гласные звуки: « МА-МЕ-МИ-МО-МУ», «А-Э-И-О-У», упражнение «Артикуляция».

Интонационный ансамбль достигается путем сливания, подравнивания всех голосов всего хора в целом к тону дирижера или ведущим певцам. Применяю в работе над интонацией смену тональности, это дает возможность детям слышать звуки в другом ракурсе. Ребята поют без слов, с закрытым ртом на слог «М» или  на слог «ЛЁ». Я стараюсь выстраивать трудные ходы в голосоведении, работаю отдельно по фразам, затем соединяю все в единую мелодию. Предлагаю детям вслушиваться в текст песни, эмоционально настраивающий на характер звука. После индивидуального опроса и исправления недостатков, у детей общее звучание становится ровнее, мягче, округлее.

Рекомендую такие упражнения:

  1. «Птицы и птенчики»
  2. « Музыкальная лесенка»
  3. « Я играю на гармошке»

Единство вокально-технических навыков, умение пользоваться дыханием, звукообразованием, звуковедением, произношением текста, сохранение чистого интонирования и строя, соблюдение метроритмической и темповой устойчивости, динамической  выразительности – основные средства для достижения художественно-исполнительского ансамбля.

А осознание детьми того, что когда они поют вместе, дружно, то получается хорошо и красиво, осознание каждым из них того, что он участвует в этом исполнении и что песня, спетая хором, звучит выразительней и ярче, чем если бы он спел ее один, - осознание этой силы коллективного исполнения оказывает на юных певцов колоссальное воздействие.

                                                                 

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорный ансамбль в условиях детского сада . (из опыта работы)

Создание программы фольклорного ансамбля «Журавушки». Приобщение детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) к культурному наследию русского народа , к традициям Донского казачества ,через песенный ...

Работа с дошкольниками по формированию вокально-хоровых навыков. Чистота интонирования. Ансамбль

Работу над интонированием (точное воспроизведение мелодии) начинаю с понятия высоты звука. Чистота интонации зависит от музыкального окружения ребенка. Чистота интонации в пении требует пос...

Развитие одаренности детей дошкольного возраста через кружковую работу фольклорного ансамбля "Веснушки" (Из опыта работы)

Выявление одаренных детей по средством кружковой работы и дальнейшее их развитие....

Работа с ансамблем, оркестром

Коллективная игра на музыкальных инструментах –  средство воспитания и обучения детей музыкальному творчеству. Игра в ансамбле дисциплинирует, развивает чувство ответственности, активизирует музы...

Педагогический проект "Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста в условиях работы с ансамблем «Ложкари»

Педагогический проект "Развитие ритмического слуха  у детей дошкольного возраста  в условиях работы  с ансамблем «Ложкари»...