Работа с ансамблем, оркестром
методическая разработка по музыке на тему

Севостьянова Вероника Юрьевна

Коллективная игра на музыкальных инструментах –  средство воспитания и обучения детей музыкальному творчеству. Игра в ансамбле дисциплинирует, развивает чувство ответственности, активизирует музыкальные способности, включает в работу и тренирует психические механизмы, отвечающие за тонкую нервную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_uchashchimisya_v_ansamble_orketre.doc80.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Десногорская детская музыкальная школа им. М.И. Глинки»

Муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области

Тема: «Работа с учащимися в ансамбле, оркестре»

преподаватель

народного струнного отделения Сотова В.Ю.

2016г.

Содержание:

Введение………………………………………………………………………....3

Основные задачи обучения игры в ансамбле, оркестре………………………4

Основные навыки игры в ансамбле, оркестре…………………………………5

Организация работы детского русского народного оркестра в ДМШ……….6 

Подбор репертуара, инструментальный  состав оркестра  и распределение  учащихся по оркестровым группам……………………………………………..6

Заключение……………………………………………………………………….11 Список литературы……………………………………………………………...12

Введение

В воспитании музыканта большую роль играет приобщение к 
ансамблевой музыке, располагающей огромными художественными
ценностями. Игра в ансамбле и оркестре очень интересна и доставляет
творческое и эстетическое наслаждение, помогает ребёнку лучше адаптироваться в социальной среде, воспитывает комуникативность, учит слушать других людей и вместе выполнять поставленные задачи. Подобные качества являются необходимыми в жизнедеятельности любого человека. В процессе ансамблевой игры наиболее интенсивно осуществляется развитие музыкальных способностей учащихся. Русская народная инструментальная музыка, благодаря простоте восприятия, содержательности, доходчивости, песенной основе развивает музыкальность в ребёнке. Особая роль в народном инструментальном исполнительстве принадлежит различным формам ансамблевой игры. Занятия в оркестре, ансамбле развивают музыкальные способ​ности детей (музыкальный слух, чув​ство ритма, музыкальную память), активи​зируют творческую самостоятельность, а это важно, так как многие обладают недостаточно развитыми музы​кальными способностями.

Основные задачи обучения игры в ансамбле, оркестре

Ознакомление с широким кругом музыкальной литературы, освоение новых жанров;

 Развитие способностей согласовывать свои исполнительские намерения с действиями других участников ансамбля, оркестра;

 Повышение требований в отношении музыкально-исполнительских навыков, умения соподчинять все средства выразительности ради построения общего художественного целого, выражения общей художественной идеи.

Особенностью ансамблевого музицирования является воспитание чувства ответственности учащихся за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения.

Очень значим  начальный этап обучения, хотя на первый взгляд он кажется наиболее простым. Важно с первого занятия заинтересовать детей, вызвать у них желание научиться играть, например, сделать для них экскурс в историю возникновения и развития дет​ских музыкальных инструментов. Надо постараться, чтобы первое занятие было похоже на праздник, на какое-то новое «открытие» в жизни ребёнка. Ведь не все инструменты знакомы им с детства, не все знают и слышали, что на них можно исполнять «настоящую» музыку.

 Важно  объяснить длительность звуков,  и сразу же закрепить теоретический материал, используя «природные» и «рит​мические» ударные инструменты.

Большое значение при обучении игре на детских музыкальных инструментах уделя​ется репертуару. Кроме тех пьес, которые напечатаны в сборниках, много аранжиро​вок делают и сами музыкальные руководители. Подбираем пьесы в удобной тональ​ности или делаем транспонирование. Методика разбора пьесы для игры по нотам следующая: разбираем ноты, про​хлопываем ритмический рисунок, поем по нотам с тактированием, затем поем по нотам с подыгрыванием на любом из звуковысотных инструментов.

Основные навыки игры в ансамбле, оркестре

К основным ансамблевым навыкам можно отнести «чувство партнера», умение слышать солиста и помогать ему в воплощении исполнительских намерений, навыки самоконтроля и самооценки собственных и коллективных игровых действий.

На занятиях в оркестровом классе учащиеся должны научиться: применять в оркестровой игре практические навыки игры на инструменте, приобретенные в индивидуальном классе и классе ансамбля, слышать и понимать музыкальное произведение - его основные функции (тема, подголосок, педаль, бас, фигурация и др.)» исполняемые как всем оркестром, так и отдельными оркестровыми группами; исполнять свою оркестровую партию, следуя замыслу и трактовке дирижера; понимать дирижерские жесты, уметь читать с листа оркестровую партию и ориентироваться в ней.

Учитывая наличие в ансамбле учащихся разных классов, их
разную подготовку, руководитель должен подбирать произведения,
доступные по содержанию и техническим трудностям для каждого
учащегося.
Определить единственно верный путь развития ребенка можно
лишь в процессе обучения. Это очень сложный и трудоемкий процесс,
требующий от педагога очень чуткого вдумчивого подхода к детям.
Так например, при подборе репертуара для учащихся со слабыми
музыкальными данными, может быть включен в программу облегченный
материал, а для учащихся с хорошими данными не нужно бояться
включать произведения из программы следующего класса.
Недопустимо включать в  план работы произведения,
превышающие музыкально-исполнительские возможности учеников и 
не соответствующие их возрастным особенностям, также как и не
следует включать в план работы учащегося старшего возраста пьесы,
рассчитанные на младших учеников.

Организация работы детского русского народного оркестра в ДМШ 
 
Организация работы оркестра имеет огромное значение, и от того, насколько эффективно она будет решена, во многом зависит успешность всей деятельности детского коллектива. Условия деятельности детского русского народного оркестра позволяет решить учебно – воспитательные задачи такие, как развитие инструментальных навыков и эмоциональной сферы  детей, знакомство с наилучшими образцами  народной музыки. Начальный период организации оркестра народных инструментов имеет решающее значение для всей  дальнейшей его работы. Ошибки и просчеты, допущенные на этой стадии, могут затем углубиться и загубить начатое дело.   Руководителю  оркестра, в первую очередь, необходимо  найти взаимопонимание с администрацией  школы в решении таких вопросов, как согласование плана учебно – воспитательной работы, расписания, приобретения нотной литературы и музыкальных инструментов для полного состава оркестра и т.д. 

Подбор репертуара, инструментальный  состав оркестра  и распределение  учащихся по оркестровым группам

Репертуар является важным средством художественно  – эстетического воспитания участников детского народного оркестра. Грамотно подобранный репертуар является основой творческого роста и  перспективой развития всего коллектива.
   При всем  богатстве музыкальной литературы, выбор репертуара для школьного  оркестра  представляет значительные  трудности, особенно в начальной  стадии работы. Важно подчеркнуть,  что репертуар требует к себе  творческого подхода и в разучивании,  и в его улучшении. Репертуар – совокупность произведений, исполняемых тем или иным музыкантом или коллективом.
Выбор репертуара представляет  для педагога главную, стратегическую линию в его работе. Педагог учитывает  целый комплекс условий и факторов: репертуар должен соответствовать исполнительскому уровню оркестра, быть интересным для участников, достаточно разнообразным,  представлять художественно – эстетическую ценность, быть педагогически целесообразным и т.д.
    Если  недооценивать или игнорировать педагогическую направленность репертуара, его роль в соблюдении строгой последовательности решения учебных задач, репетиционные занятия детского народного оркестра могут превратиться лишь в накопление концертной программы.
Существуют определенные критерии подбора репертуара для детского народного оркестра: 
     Одним  из важнейших критериев является соответствие репертуара психофизиологическим возможностям детей.
При выборе репертуара важным моментом является его соответствие возрастным  возможностям и интересам детей. По психофизиологическим особенностям детей, занимающихся в детском оркестре, можно условно объединить в две возрастные группы: младшую от 7 до 11 лет и старшую от 11 до 15 лет. В младшем школьном возрасте активно развиваются познавательные способности, повышается  эффективность осмысленного запоминания, и в то же время для этой группы характерно неумение самостоятельно организовать свою умственную деятельность.
Для подростков в старшей группе  характерно интенсивное физическое и интеллектуального развития, стремление к познанию. В этот период складывается система оценочных суждений,  активно проявляются творческие, в том числе и музыкальные способности.
    Репертуар  детского оркестра должен быть доступен участникам интеллектуально, психологически, эмоционально, с точки зрения  исполнительских возможностей. Доступность репертуара предполагает также образное восприятие детьми исполняемого произведения. Очень важно, чтобы учащиеся  испытывали интерес к эмоциональной образности разучиваемых произведений, чтобы им было понятно и интересно то, что они играют.
     Не  менее важно соответствие технических  трудностей конкретного произведения  исполнительским возможностям, как  отдельных исполнителей, так и коллектива в целом. Количество исполнителей  влияет на силу звучности, поэтому, если взять партитуру насыщенного звучания для исполнения небольшим составом, вряд ли она прозвучит убедительно; здесь может возникнуть опасность форсированного звука, перенапряжения исполнительского аппарата. «Главный вопрос – о составе оркестра по инструментам и их репертуарной направленности. Эти  два понятия неотделимы: выбор той или иной пьесы для оркестра определяется составом оркестра по инструментам и степенью технической подготовленности его участников. Критерием  творческого успеха служит соответствие звучания пьесы  авторскому замыслу ».
Технические трудности  выбираемого произведения должны соответствовать  исполнительским возможностям  юных участников детского оркестра, в противном случае художественный образ произведения не будет в достаточной мере воплощен детьми и неизбежно поставит под угрозу качество исполнения. Кроме того, если репертуар будет завышен по степени трудности, ребенок может потерять интерес к разучиваемым произведениям, а то и вообще к занятиям в коллективе.
    Критерий от простого к сложному касается различных аспектов обучения и воспитания и, в конечном счете, обусловливает творческий, исполнительский, интеллектуальный и образовательный рост как каждого из участников, так и коллектива в целом.
Осуществление этого критерия представляет собой  комплексную, перспективную программу  постепенного усложнения содержания, средств музыкальной выразительности  произведений, исполнительских навыков, необходимых для их воплощений.
      Не менее важным в составлении  репертуара является критерий художественно – эстетической ценности исполняемых произведений. Высокий уровень художественных достоинств – один из основных ориентиров отбора музыкального материала в педагогической деятельности. Выбор учебного материала требует от педагога профессионализма и  педагогического такта, поскольку умело подобранный репертуар формирует и воспитывает музыкально – эстетический вкус юных исполнителей.
Произведения, составляющие репертуар детского оркестра, должны отличаться разнообразием жанров, форм и тематики. При выборе репертуара стоит задача развития эстетического кругозора детей, в частности, формирование интереса к музыкальным произведениям различных жанров и тематики. Юные участники должны как можно больше знать об искусстве, иметь возможность  познакомиться в практической исполнительской деятельности с музыкой разных эпох, стилей, композиторов, жанров. Так, песню, марш, танец в дальнейшем сменят фантазии и увертюра, пьесы, написанные в простых формах, уступят место произведениям, имеющим более сложную форму и т.д.
«Оркестр – большой коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальное произведение».    Прежде  чем приступить к занятиям, педагог  должен решить  ряд вопросов, одним  из которых является соблюдение  в оркестре пропорции между  инструментами. Между группами  и внутри каждой группы инструментов  в отдельности должна существовать  определенная количественная пропорция. Правильный пропорциональный подбор голосов даст в оркестре стабильное, хорошее звучание. 

Заключение
 

Нужен ли оркестр в школе?

Занятия в оркестре способствуют формированию гармонического и тембрового слуха, ясной стилевой ориентации и музыкальной памяти, развивают чувство единого метра, навыки правильного соблюдения позиций, приемов игры, штрихов, воспитывают дисциплину и ответственность оркестрантов.

Публичное выступление оркестрового коллектива с концертной программой подводит итог его работы, давая возможность учащимся ощутить результаты своего учебного и творческого труда.

Коллективная игра на музыкальных инструментах – мощное средство воспитания и обучения детей музыкальному творчеству. Игра в ансамбле дисциплинирует, развивает чувство ответственности, активизирует музыкальные способности, включает в работу и тренирует психические механизмы, отвечающие за тонкую нервную деятельность.

Список литературы:

  1. Бельмер В.А. Коррекционная работа на уроках в школе слабовидящих детей. – ВОС, 2013.
  2. Брагинская Ж.И. Самодеятельные вокально-инструментальные ансамбли и их репертуар. – М., “Профиздат”, 2006.
  3. Браславский Д. Аранжировка сопровождения вокала для инструментальных ансамблей. – М., изд. “Советская Россия”, 2013.
  4. Говорушина М., Игонин В. Вопросы музыкальной педагогики. – Ленинград, изд. “Музыка”,201г.
  5. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М., 2010.
  6. Кошелев А.С. Русские народные наигрыши и традиции непрофессионального народного исполнительства на балалайке. – М., изд. “Советская Россия”, 2013.
  7. Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М., “Просвещение”, 20012.
  8. Оськина С.Е., Парнес Д.Г. Песенник – самоучитель аккомпанимента на балалайке. – М., АСТ * Астрель. 2003.
  9. Першин В.Т. Поиск новых путей и средств обучения детей с нарушением зрения.- ВОС, 2005.
  10. Петров Ю.С., Садчиков А.П., Блинникова И.В. Особенности ориентировки незрячих в пространстве. Методическое пособие. – М.: 2012.
  11. Попонов В.Б. О переложении для русских народных инструментов. – М., изд. “Советская Россия”, 2006.
  12. Примерное содержание коррекционных занятий в специальной общеобразовательной школе для слабовидящих детей / Под ред. В.П. Ермакова. – М., 2005.
  13. Речменский Н. Массовые музыкальные народные инструменты. – М., МузГИЗ, 2003.
  14. Рязанов В. Русские народные инструментальные ансамбли и оркестры. – М., изд. “Музыка”, 2012.
  15. Способин И.В. Музыкальная форма. – М., МузГИЗ, 2007.
  16. Сухоняева Е.Э. Музыкальные занятия с детьми. – Ростов-на-Дону, изд. “Феникс”, 2002.
  17. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М., изд. “Педагогика”, 2014.
  18. Юцевич Ю.Е. Словарь музыкальных терминов. – Киев, издательство “Музычна Украйина”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы кружка "Веселый оркестр" старшая группа

Цели: 1. Прививать первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления и первичного моделирования творческих процессов.2....

Игра в оркестре (ансамбле) на детских музыкальных инструментах детей старшего возраста

в материале представлены методы и приемы, этапы работы по теме детский оркестр...

Развитие одаренности детей дошкольного возраста через кружковую работу фольклорного ансамбля "Веснушки" (Из опыта работы)

Выявление одаренных детей по средством кружковой работы и дальнейшее их развитие....

План работы кружка "Весёлый оркестр"

Календарно-тематическое планирование, может использоваться как приложение к программе по приобщению к русскому народному творчеству...

РАБОТА НАД АНСАМБЛЕМ

Хоровое пение в эстетическом воспитании детей всегда имеет позитивное начало. Это отмечалось видными деятелями культуры, философами, мыслителями всех времён и стран. В России идея первичности, т.е. ос...

Педагогический проект "Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста в условиях работы с ансамблем «Ложкари»

Педагогический проект "Развитие ритмического слуха  у детей дошкольного возраста  в условиях работы  с ансамблем «Ложкари»...