Выступление из опыта работы Условия успешности ознакомления дошкольников с природой
материал на тему

Охлопкова Наталья Александровна

Условия успешности ознакомления дошкольников с природой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Чебурашка» п. Алябьевский

«Условия успешности ознакомления дошкольников с природой»

(Выступление из опыта работы)

Воспитатель: Н. А. Охлопкова

2016 год.

                                                                               

                                                                                Мир, окружающий ребёнка, -

                                                                                    Это, прежде всего, мир природы

С безграничным богатством явлений,

                                                                            С неисчерпаемой красотой.

                                                                                          Здесь, в природе, вечный источник

                                                                        детского разума. (слайд)

В. А. Сухомлинский

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал «Человек был и всегда останется сыном природы и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой».

Научить видеть детей красоту окружающей природы, воспитать интерес и бережное отношение к ней – одна из главных задач воспитателей и родителей.

Беречь природу, охранять её богатства, заботится о сохранности всего живого – долг каждого человека. Чтобы оберегать и любить природу по настоящему, её надо знать. Поэтому задача воспитателя – научить детей изучать жизнь природы, узнать, почему надо поступать так, а не иначе. В дошкольном возрасте у ребёнка наблюдается огромная потребность понять окружающий мир. Своеобразие работы по экологическому образованию и воспитанию в детском саду заключается в том, что ребёнок должен узнать этот окружающий мир, понять, как всё вокруг взаимодействует между собой. Поэтому, ознакомление детей с природой идёт, в основном, наглядно-действенным путём: на экскурсиях, прогулках, во время наблюдений и труда в уголке природы.

В качестве теоретического и методического основания   использую результаты отечественных исследований, положительный опыт работы с дошкольниками в области экологического образования: (слайд)

1.  Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, которая способствует созданию наиболее благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формированию основ экологической культуры в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста.

2.  Программа «Наш дом - природа» под редакцией Н. А. Рыжовой.

3. Программа «Невидимые ниточки природы» под редакцией Н. А. Рыжовой.

4. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений Е.В. Гончаровой «Экология для малышей»

Для ознакомления дошкольников с природой создана эколого - развивающая среда, т.е. созданы реальные условия для общения и взаимодействия с живой и неживой природой.

  1. Куда входит уголок природы, который даёт возможность проводить систематические и длительные наблюдения, и позволяет удовлетворить любознательность детей, в нём сосредоточены: комнатные растения, (слайд) требующие разных способов ухода. Дети узнали, что комнатные растения – живые существа, их жизнь зависит от того, как мы заботимся и ухаживаем за ними.  В природном уголке дети с удовольствием ухаживают за растениями: поливают, убирают сухие листочки, рыхлят землю, моют растения (слайд).
  2.  Собран различный природный материал, который дети используют для поделок. (слайд) Это сближает детей с природой, доставляет им радость созидания, творчества. Когда занимаемся изготовлением поделок, (слайд) дети рассматривают материал (семена, орехи, листья, ветки, еловые или сосновые иголочки), ощупывают, исследуют. Таким образом, развивается восприятие детей. Работа с природным материалом развивает внимание, мышление, речь, мелкую моторику.
  3. Создан уголок экспериментирования, (слайд) в котором дети проводят и наблюдают элементарные опыты. (слайд) Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей: уточняют знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах воды, воздуха, снега, об их изменениях и т.д.)  Всё это приводит детей к логическому мышлению, развитию речи.
  4. В игровом уголке содержатся дидактические игры, (слайд) в которые дети с удовольствием играют: (слайд) « С какого дерева лист», «С какой ветки детки», «Домино», «Составь целое из частей», «Угадай время года», «Четвёртый лишний» и др.
  5. Подобраны иллюстрации, книги, энциклопедии к разделу «Мир природы». (слайд) Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей. Позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о живой и неживой природе.

 В работе с детьми я использую следующее:

  1. Провожу беседы: «Правила друзей природы», «Вернём природе чистоту», «Чем опасны грибы» и др. В ходе беседы, дети получают возможность доказывать свои суждения, используя накопленный опыт.
  2. Читаю детям стихи, загадываю загадки о природе, животных, растениях. Чтение художественной литературы способствует расширению знаний о природе, для их систематизации и обобщения, помогают формировать эмоционально-положительное отношение к природе. В сказках, стихах, коротких рассказах А. Куприна, А. C. Пушкина, Пришвина, С. Есенина, Л. Толстого, Е. Чарушина живо описаны сценки из жизни знакомых детям животных, а так же наиболее яркие явления неживой природы (дождь, снег, град).
  3. Так же использую рассматривание картин, как наглядный приём ознакомления с природой, что позволяет решать разнообразные задачи, уточнять и конкретизировать представления детей. Картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание. При ознакомлении детей с природой использую серии картин «Четыре времени года», «Дикие и домашние животные», «Травянистые растения» и др. Авторские картины: «Золотая осень», «Сирень» И. Левитана, «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Зелёный шум» А. Рылова, «Зима» И. Шишкина и др. Рассматривание картин часто сопровождаю с прослушиванием музыки.
  1. Возможность чувственного познания, накопления сведений о растениях, животных, явлениях живой и неживой природы выдвигает наблюдения в разряд наиболее значимых методов. С помощью наблюдений ребёнок познаёт не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и др.) но и связь со средой. На прогулках во время наблюдения стараюсь использовать как можно больше интересных объектов. В качестве визовых точек, прежде всего, выбираю деревья, кустарники разных пород, (слайд) разного возраста рассматриваем разные по форме и цвету листья, (слайд) следим за их движением во время ветра и в покое, слушаем шум деревьев. (слайд)

Знакомлю с лекарственными растениями: ромашка, мать и мачеха,(слайд) подорожник, при рассматривании объясняю их назначение и бережное отношение к растениям.

Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года (слайд) и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т.д.) В процессе наблюдения стараюсь направить внимание детей на характерные особенности объекта или явления, задаю вопросы, сообщаю, что-то новое, предлагаю по возможности потрогать или не спеша рассмотреть, (слайд) понюхать, послушать, поэкспериментировать. Всё это вызывает у детей положительный эмоциональный настрой.  

  1.  Во время прогулки провожу игры (слайд) «Найди по описанию», «Найди дерево по листу», «Узнай и назови», «Мы по кругу идём и природу узнаём» и др.
  1. Невозможно воспитать заботливое отношение к растениям, если не привлекать детей к труду в природе. Дети ухаживают за растениями и понимают, что в природе всё взаимосвязано. Ведь тепло и свет от солнца, воздух и вода необходимы живым существам. Значит, живая природа не могла бы существовать без неживой. Но и живая природа влияет на неживую. Например: растения очищают воздух. Всё это помогает детям ощущать гармонию окружающей природы, почувствовать необходимость оберегать её.  Дети на практике устанавливают зависимость состояния растений от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в природе. Осенью – уборка сухих листьев, веточек. (слайд) Зимой – очистка участка от снега, (слайд) утепление корней деревьев.(слайд) Летом – участие в посадке и прополке цветников.
  2. Дети, активные участники праздников, развлечений, акций. В детском саду проходила акция «Сохраним природу Югры», где с детьми проводились беседы, тематические занятия, рассматривание иллюстраций. В итоге дети приняли участие в выставке рисунков на данную тему (слайд).  Воспитанник нашей группы Смирнов Эльдар, участвовал в районном конкурсе открыток «Мы Советский район» в рамках празднования 47-летия со дня образования Советского района и дня работника леса и получил Свидетельство участника (слайд). После НОД о животных родного края детям было предложено вместе с родителями, нарисовать и написать о каком либо животном, каждый ребёнок выполнил задание, они с удовольствием рассказывали о своём животном, затем эти работы мы поместили в детские портфолио. (слайд)
  3. Каждый год в нашем детском саду проходит «Неделя здоровья», итоговым мероприятием которого проводится экскурсия в лес на берег реки Ейтья. (слайд) Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях дети знакомятся с растениями и одновременно, с условиями их обитания, (слайд) а это способствует образованию первичных сведений о взаимосвязях в природе. Находясь в лесу, на берегу реки мы с детьми не только знакомимся и любуемся природой, но и собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе. (слайд)
  4. Осенью совместно с родителями организуем выставку «Осенняя фантазия», где дети видят необычные поделки из природного материала (слайд), а весной «Огород на окне» (слайд). Дети с удовольствием ухаживают и следят за ростом саженцев. (слайд)

Таким образом, специально созданные условия, безусловно, способствуют успешности в освоении экологических знаний и умений дошкольников. Через знакомство с природой у детей развивается память, внимание, кругозор, воображение, фантазия, обогащается словарный запас, развивается речь, воспитывается любовь к родной природе, происходит приобщение к труду. Все это способствует успешной учебе в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы "Формирование экономических представлений дошкольников посредством сказки"

Проблема формирования у детей дошкольного возраста экономических представлений актуальна на современном этапе. Новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой эк...

«Условия успешности ознакомления дошкольников с природой»

Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Научить детей видеть красоту окружающей природы, воспитать интерес и бережное отно...

Выступление из опыта работы «Роль дидактических игр в ознакомлении дошкольников с живой природой»

Рассказать о том как с помощью дидактических можно воспитывать и обучать детей....

Выступление из опыта работы Тема: «Особенности использования дидактических игр при ознакомлении воспитанников с явлениями живой и неживой природы»

В наше время люди ежедневно сталкиваются с самыми разнообразными экологическими проблемами. Для того чтобы избежать неблагоприятного влияния на окружавшую среду, чтобы не делать экологических ошибок, ...

Выступление из опыта работы «Воспитание патриотизма у дошкольников на примере подвига народа» 18.06.2021 г.

У педагогической общественности  давно сформировалось убеждение, что православные традиции должны  широко применяться в образовательном процессе. Необходимо, чтобы в беседах с дошкольниками ...

Из опыта работы «Организация практической деятельности дошкольников в природе»

      На сегодняшний день стал более жизнен вопрос экологического воспитания детей. Ознакомление детей с природой является одним из основных направлений в воспитательно-образоват...