Из опыта работы «Организация практической деятельности дошкольников в природе»
статья

Хлебунова Лариса Николаевна

        На сегодняшний день стал более жизнен вопрос экологического воспитания детей. Ознакомление детей с природой является одним из основных направлений в воспитательно-образовательной работе детского сада. Это важнейшее средство всестороннего развития ребенка и формирования его нравственных чувств.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx15.76 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

  «Организация практической деятельности дошкольников в природе»

      На сегодняшний день стал более жизнен вопрос экологического воспитания детей. Ознакомление детей с природой является одним из основных направлений в воспитательно-образовательной работе детского сада. Это важнейшее средство всестороннего развития ребенка и формирования его нравственных чувств.

     Детям нужно показать, как прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребёнка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу. Это важная задача и обязанность взрослых: родителей, педагогов.

      Экологическое воспитание и обучение детей дошкольного возраста наиболее удачно и продуктивно будет усваиваться в условиях полного личностного раскрепощения, через различную практическую деятельность. Работая с детьми дошкольного возраста на протяжении многих лет, мы отметили, насколько живо дети усваивают знания, полученные в практической деятельности: работая в уголке природы, огороде, цветнике. Все, что они делают своими руками, усваивается ими гораздо крепче и быстрее, и является для детей наиболее ценным.

    Первое, что мы сделали — создали условия для экологического воспитания. Для этого организовали работу по созданию уголка природы в группе: посадили разнообразные комнатные цветы, пополнили инвентарь для трудовой деятельности. Также оформили календарь природы, который позволяет детям самостоятельно и систематически отмечать состояние погоды, время года и соответствующий месяц. В качестве наглядного материала в уголке подготовили коллекции семян, гербарии, фотографии представителей животного и растительного мира. Все это способствует расширению возможности ребенку прикоснуться к миру природы, научиться бережному отношению ко всему живому.

     В своей работе активно использую практическую деятельность в природе (труд в природе, экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы), практическую работу и поисковую деятельность.

    Комнатные растения помогают нам удовлетворить потребность детей в познании. Дети не только ухаживают за растениями, но и сами высаживают отростки комнатных растений в маленькие горшочки. Тем самым, делая настоящую живую красоту окружающего мира своими руками.  

     В нашем детском саду был объявлен смотр-конкурс «Огород на окне».  Из пластмассового конструктора мы вместе с детьми построили домик, а вокруг него создали огород -  посадили лук, салат, редис, томаты, огурцы, цинии.  Присматривать за огородом мы доверили бабушке и дедушке из сказки «Репка».    

     Зелёный лук любят не все дети, но выращенный своими руками на окне этот полезный овощ, стал, любим многими. Родители рассказывали, что дети и дома предложили, а некоторые и заставили посадить лук.

В результате мы узнали:

- что растет в огороде;
- что нужно растениям для роста;
- что в группе можно вырастить целый огород;
- и просто весело провели время.

          А ещё мы заняли 1 место в смотре-конкурсе на лучший огород на окне МДОУ «Детский сад № 6»  и приняли участие во  Всероссийском конкурсе  фотографий «Весенние фантазии».

Полученные результаты:

-        Дети научились выращивать растения из семян и луковиц, запомнили основные условия выращивания растений, правила ухода за ними. В ходе проекта дети узнали о существовании сорняков, научились пропалывать, рыхлить, поливать землю, узнали, что наносит вред растениям.
-         Создав огород на окне, мы вырастили зеленый лук, салат, рассаду томатов, огурцов, цветов. На клумбу мы высадили цинию, ночную красавицу.
-         С помощью дневника дети научились вести наблюдения и делать свои первые зарисовки и выводы.

-         Проект способствовал развитию таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.

Сколько удовольствия дети получили от работы в цветнике: установили очерёдность полива, прополки, сами звали меня к клумбе, где распускались первые цветы. После цветения собирали семена, активно обсуждали, где какие цветы посадят и зачем они нужны. Дети стали добрее, отзывчивее, перестали рвать цветы.

       Птицы тоже не остались без нашего внимания: родители помогли нам изготовить кормушки, скворечники для птиц, дети выносили на прогулку хлеб, оставшийся после завтрака, и кормили голубей и воробьёв живущих неподалёку.

     В заключении, хочется отметить, что эта работа проводилась и проводится не зря! Наблюдая за деревьями, растениями, и птицами, дети стали замечать то, на что раньше не обращали внимания. Теперь они внимательнее относятся к обитателям природного уголка, любят дежурить, с удовольствием ухаживают за растениями, не дают другим ломать растения, обижать птиц и насекомых. Дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных; у детей сформировались первоначальные представления о себе (человек — часть природы и подчиняется ее законам), о самооценке природы, положительное отношение к ней, также выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы Условия успешности ознакомления дошкольников с природой

Условия успешности ознакомления дошкольников с природой...

Сообщение из опыта работы "Организация игровой деятельности по формированию звуковой культуры речи детей"

Общеизвестно, что основной вид деятельности у дошкольников – это игра, поэтому целесообразно проводить работу по улучшению звуковой культуры речи различными игровыми приёмами. Это заинтересовыва...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ "Организация совместной деятельности ребёнка со взрослыми в доступной форме и средствам – второе условие развития речевой активности детей раннего возраста"

Развитие речи дошкольников в настоящее время является одной из приоритетных задач, стоящих перед ДОУ, так как современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личност...

Практикум для педагогов ДОУ по распространению собственного опыта работы "Организация математической деятельности детей дошкольного возраста, направленной на развитие мышления"

Протокол организации и проведения практикума для педагогов ДОУ по развитию мышления средствами математической деятельности...

Из опыта работы. Организация самостоятельной деятельности детей раннего возраста.

Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№ 34 «Рябинка»...

Доклад из опыта работы «Организация двигательной деятельности дошкольников в образовательной деятельности.»

Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность, особенно в дошкольном возрасте. От умения владеть своими движениями, от быстроты двигательной реакции ребёнка во многом ...