Семинар-практикум с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Проблемы предшкольной подготовки. Психологическая готовность к школе."
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Эклер Елена Владимировна

Данную методическую разработку можно использовать в работе с родителями будущих выпускников детского сада. Материал будет полезен педагогам ДОУ: воспитателям подготовительной к школе группы, педагогам-психологам, старшим воспитателям. Родительское собрание в форме семинара-практикума.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №72 г.п. Петров Вал

Камышинского муниципального района Волгоградской области

Семинар-практикум с родителями в подготовительной к школе группе: «Проблемы предшкольной подготовки. Психологическая готовность к школе»

                             Педагог-психолог

                       высшей квалификационной категории

                              Эклер Елена Владимировна

 г.п. Петров Вал

Цели: обсуждение точек зрения родителей, воспитателей на роль семьи в период ожидания школы; вклад семьи в личностно-мотивационную подготовленность ребенка к школьной жизни; познакомить родителей с  психологической готовностью к школе.

Предварительная работа: подготовка анкет для родителей, презентации.

План родительского собрания:

  1. Сообщение педагога-психолога на тему: «Проблемы предшкольной подготовки. Психологическая готовность к школе».
  2. Тестирование родителей «Готовы ли мы отдать своего ребенка в школу?»
  3. Игровое упражнение с мячом «Закончите предложение».
  4. Подведение итогов собрания. Минута благодарности. Рефлексия.

Ход родительского собрания.

Слайд 1.

1. Сообщение педагога-психолога на тему: «Проблемы предшкольной подготовки. Психологическая готовность к школе».

Педагог-психолог: Тема нашей встречи: «Проблемы предшкольной подготовки. Психологическая готовность к школе».

Слайд 2.

Эпиграфом к своему выступлению я взяла слова известного деятеля в области психологии и педагогики Леонида Абрамовича Венгер: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Начальная школа  - это формирование нового вида ведущей деятельности (от игры к учению),  обретение первой социально значимой роли – статуса ученика. Важным условием эффективности новой деятельности (учебной) является готовность ребёнка к школьному обучению.

Традиционно готовность ребёнка к школьному обучению мы рассматриваем в двух направлениях: физическая и психологическая готовность.

Слайд 3.

Физиологическая готовность определяется состоянием здоровья, уровнем зрелости организма ребёнка, в том числе развитием двигательных навыков и качеств, физической и умственной работоспособности.

Психологическая готовность к школе – сложная системная характеристика психического развития ребёнка 6 – 7 лет. К концу дошкольного возраста у ребенка появляется произвольность поведения и умственной деятельности, что является необходимым условием школьной зрелости (готовности к школе). Так что такое психологическая готовность к школе?

        Под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы: мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, волевая готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.

        Всем известно, как трудно научить чему-то ребёнка, если он этого не хочет. Поэтому, прежде всего, чтобы ребёнок успешно учился, он должен быть мотивационно готов к обучению, то есть иметь желание учиться. Только при наличии учебной мотивации ученик становится субъектом учения, а учение – целенаправленной деятельностью.

        Важно рассказывать детям, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности он там будет выполнять. Всё это способствует формированию у вашего ребёнка стремления пойти в школу и готовности соблюдать школьные обязанности и правила. 

        Говорите детям: «Школа – это особое место, где учат и учатся, т. е. делают важное, необходимое и почётное дело. Учиться - это не то, что играть. Ты всё время узнаёшь что-то новое, становишься старше и умнее. И все понимают, что твоя учёба – это как папина работа, к ней надо относиться всерьёз. Поэтому, когда тебе задали урок, ты имеешь право попросить, чтобы выключили телевизор, радио, чтобы тебе не мешали работать. И хорошо, когда задают уроки потруднее, - лучше чувствуешь, что к тебе относятся всерьёз.

        Учитель самый знающий, самый уважаемый человек. То, что он говорит, всегда правильно и обязательно для всех. Он справедливый, любит всех детей одинаково. Отметку ставит за то, что ты знаешь и как стараешься. Очень приятно получать пятёрки, но, если это не всегда получается, значит, надо стараться больше, и в конце концов обязательно получится».

Содействуйте становлению у вашего ребёнка учебной мотивации:

- Пробуждайте у него познавательный интерес (ежедневное чтение художественной и научно-познавательной литературы с последующим обсуждением; просмотр познавательных телевизионных передач, соответствующих возрасту).

- Расширяйте кругозор своего ребёнка.

- Побуждайте его задавать вопросы на интересующую его тему и показывайте ему, как в книгах (например, детских энциклопедиях) можно находить ответы на эти вопросы.

- Уважительно и внимательно относитесь к потребностям и достижениям ребёнка, эмоционально одобряйте его достижения при других детях и взрослых.

- Эмоционально поощряйте его успехи и попытки овладеть чем-то новым, даже если у него не получается достичь хорошего результата.

- Не ругайте ребёнка за ошибки, а разбирайте эти ошибки вместе с ними, объясняя, как надо сделать правильно, и выражая уверенность, что у ребёнка обязательно получится, если он будет стараться.

- Побуждайте ребёнка справляться с трудностями и добиваться результата.

- Читайте книги о трудностях как естественной, но преодолимой ситуации при овладении чем-то новым.

- Обеспечьте условия для полноценного развёртывания игровой деятельности ребёнка.

- Не допускайте подмены психологической подготовки к школьному обучению азам школьного обучения (умению читать, писать, считать).

- Читайте книги о школе, о первоклассниках.

- Способствуйте формированию у ребёнка положительного образа школы и положительного образа ученика.

- Объясняйте смысл обучения в школе как первой ступени взросления (взрослый человек должен много знать и уметь; многим этим знаниям и умениям обучают в школе: в школе ребёнок научится читать, писать, хорошо считать, решать трудные задачи и др.).

- Создавайте у ребёнка установку, что образованный и культурный человек гораздо лучше сможет устроить свою жизнь, поскольку он знает и умеет гораздо больше, чем необразованный, и ему гораздо интереснее жить.

- Создавайте у ребёнка установку, что пока он маленький, он не ходит в школу, а в школу принимают только тех детей, кто становится постарше и хочет серьёзно учиться, как взрослые.

        Интеллектуальная готовность. Интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребенка каких-то определенных сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, начальные навыки у ребенка должны быть. Главное – это наличие у ребенка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

        Волевая готовность требуется для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идет об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания. Для тренировки волевой готовности хороши графические диктанты. Эти упражнения развивают внимание детей, работоспособность. Родители часто стараются заранее научить ребенка читать, писать, тратят на это массу сил и энергии. А в школе оказывается: нет у ребенка главного – умения сосредоточиться на выполнении какого-либо задания хотя бы минут на 10-15.

        Немаловажное значение имеют навыки самообслуживания, которые приобрел ребенок до поступления в школу. Именно эти умения будут положены в основу самоорганизации при выполнении учебных заданий. Очень важен для школы уровень координации движений пальцев, кисти, всей руки, уровень зрительно-моторных координаций. Развитию тонких двигательных координаций очень способствует рисование, штриховка, раскрашивание, нанизывание бусинок, лепка, застегивание и расстегивание пуговиц, шнуровка и др. Очень важный элемент готовности к школе – умение работать по инструкции.

        Не менее важное условие подготовленности ребенка к школе – умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребенок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценить свое поведение, ему трудно привыкать к школе.

        Успехи в школе напрямую зависят от состояния здоровья ребенка. Частые заболевания выбивают его из привычного ритма школьной жизни, ему приходится догонять класс. Всем родителям необходимо своевременно проверить ребенка у логопеда. Вовремя начатые занятия по коррекции звукопроизношения помогут ребенку исправить дефекты речи, избежать того, что он станет замкнутым, стеснительным.

Слайды 4, 5, 6, 7, 8.

        В течение учебного года с детьми старшего дошкольного возраста мной будет проводиться работа по следующим программам: тренинговая программа адаптации «Давайте жить дружно!», программа эмоционального развития детей «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению «Я, ты, он, она – вместе дружная семья…», программа формирования у старших дошкольников мотивов учения и положительного отношения к школе.

В течение учебного года будет проводиться диагностика готовности детей к школе. Результаты диагностики я буду представлять в «Психологическом уголке». Для уточнения при возникновении вопросов по результатам диагностики можете подойти ко мне лично.

2. Тестирование родителей «Готовы ли мы отдать своего ребенка в школу?» (Приложение 1)

Вам самим я могу предложить тоже проверить готовность своего ребенка к школе и провести с ним тесты "Хочу ли я в школу?", "Что я знаю о школе?" (Приложение 2)

Слайд 9.

ФОРМУЛА ГОТОВНОСТИ:

ЖЕЛАНИЕ + ВОЗМОЖНОСТИ = ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ.

      Если ребенок готов по одной группе показателей, но не готов по другой, то в школе он может столкнуться с самыми разными проблемами.

ХОЧУ УЧИТЬСЯ! + МОГУ УЧИТЬСЯ! = ШКОЛЬНИК!

     Ребенка можно назвать психологически готовым к школе только тогда, когда у него есть желание (Хочу!) и возможности (Могу!) учиться.

3. Игровое упражнение с мячом «Закончите предложение».

Педагог-психолог по очереди бросает родителям мяч, произнося каждый раз начало предложения: «Для меня выражение «хорошо учиться в школе» означает…». Поймавший мяч формулирует свой вариант окончания предложения.

4. Подведение итогов собрания. Минута благодарности. Рефлексия.

Педагог-психолог: Итак, ваш ребёнок скоро приступит к систематическому школьному обучению. На этом пути неизбежно встретятся и трудности. Что-то не будет удаваться, где-то придётся приложить значительные усилия. Но, если относиться к этому спокойно, не терять бодрости духа, сохранять настойчивость, то любые трудности удастся преодолеть. Родители дошкольников, посещающих ДОУ, часто рассчитывают на то, что дети будут подготовлены к школе силами воспитателей. Действительно специально организованная образовательная деятельность помогают детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной. Опыт показывает, что никакое самое хорошее детское учреждение – ни детский сад, ни начальная школа – не могут полностью заменить семью, семейное воспитание.

        Если занятиями ребенка не интересуются дома, в семье, не придают им должного значения, не поощряют усердия и прилежания, ребенок тоже начинает относиться к ним пренебрежительно, не стремится работать лучше, исправлять свои ошибки. Наоборот, интерес родителей к делам дошкольника и первоклассника придает особое значение всем достижениям ребенка.

        Хочу выразить всем присутствующим родителям благодарность за участие и внимание.

Слайд 10.

         

Приложение 1

Тест для родителей "Готовы ли мы отдать своего ребенка в школу?"

Занесите свои ответы в таблицу: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны - оставьте клетку пустой.

1/

2/

3/

4/

5/

6/

7/

8/

9/

10/

11/

12/

13/

14/

15/

А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова их общая сумма.                                                                                                                    Всего:

Анкета для родителей "Готовы ли к школе родители?"

Попробуйте ответить на вопросы, которые приведены ниже. Готовы ли Вы:

·  помочь, не рассердившись;

·  не кричать, принимать спокойно все так, как есть;

·  не унижать;

·  не обижать;

·  не сравнивать с другими своего ребенка;

·  не наказывать без явной причины, а лишь потому, что Вы не в духе.

Тест для родителей "Готовы ли мы отдать своего ребенка в школу?"

Занесите свои ответы в таблицу: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны - оставьте клетку пустой.

1/

2/

3/

4/

5/

6/

7/

8/

9/

10/

11/

12/

13/

14/

15/

А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова их общая сумма.                                                                                                                     Всего:

Анкета для родителей "Готовы ли к школе родители?"

Попробуйте ответить на вопросы, которые приведены ниже. Готовы ли Вы:

·  помочь, не рассердившись;

·  не кричать, принимать спокойно все так, как есть;

·  не унижать;

·  не обижать;

·  не сравнивать с другими своего ребенка;

·  не наказывать без явной причины, а лишь потому, что Вы не в духе.

Приложение 2

 Тест для дошкольников "Хочу ли я в школу?"

1. Когда я пойду в школу, у меня появится много друзей.

2. Мне интересно, какие у нас будут уроки.

3. Думаю, что буду приглашать на свой день рождения весь класс.

4. Мне бы хотелось, чтобы урок длился дольше, чем перемена.

5. Интересно, что в школе предлагают на завтрак.

6. Когда я пойду в школу, то буду хорошо учиться.

7. Самое лучшее в школьной жизни - это каникулы.

8. Мне кажется, что в школе больше интересного, чем в детском саду.

9. Мне хочется в школу потому, что многие ребята из моего дома уже учатся.

10. Если бы мне разрешили, я бы пошел учиться уже в прошлом году.

Обратитесь к своему ребенку: "Если бы кто-нибудь стал за тебя говорить, согласился бы ты или нет с этими словами?"

Зафиксируйте ответы в таблице: да +, нет - пусто.

Общая сумма: 1-3 балла - Ваш ребенок полагает, что неплохо живет и без школы. Следует задуматься; 4-8 баллов - Ваш ребенок хочет в школу. Только уточним для чего? Если больше баллов в первой строке, он мечтает о новых друзьях и играх, если больше баллов во второй строке - он вполне представляет себе основное предназначение школы, и оно пока не вызывает отвращения; 9-10 баллов - прекрасно, если Ваш ребенок сохранит свое отношение к школе на последующие десять-одиннадцать лет.

1/

2/

3/

4/

5/

6/

7/

8/

9/

10/

Результаты могут Вас разочаровать. Не отчаивайтесь. Помните: все мы -ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе - комплекс способностей, поддающихся упражнению.

Тест для дошкольников "Что я знаю о школе?"

1. Как обращаются к учителю?

2. Как привлечь к себе внимание, если нужно о чем-то спросить?

3. Что говорят, если нужно в туалет?

4. Что такое урок?

5. Как узнают, что время начинать урок?

6. Что такое перемена?

7. Для чего нужна перемена?

8. Как в школе называется стол, за которым дети пишут?

9. Где пишет учитель, когда объясняет задание?

10. Что такое отметка?

11. Какие отметки хорошие, а какие плохие?

12. Что такое школьный дневник?

13. В классе учатся дети одного возраста или разного?

14. Что такое каникулы?

Важно, чтобы ребенок ответил принципиально верно, можно и без уточнений.

Примерные ответы

1. По имени-отчеству и на "вы".

2. Молча поднять руку так, чтобы ее было видно.

3. Поднять руку и сказать: "Извините, можно выйти?"

4.Это время, в течение которого дети учатся чему-либо новому: слушают объяснения учителя, ответы учеников, делают упражнения и не выходят из класса. Иногда словом "урок" называют просто задания.

5. Звенит звонок, дети идут в классы, коридоры пустеют.

6. Перемена - это перерыв между уроками.

7. Перемена нужна для того, чтобы дети могли выйти из класса, поиграть, позавтракать, сходить в туалет.

8. Дети пишут за партой.

9. Учитель пишет на доске.

10. Отметка - это число, которым оценивают успехи, правильно или неправильно, хорошо или плохо выполнил задание.

11. 5- молодец, у тебя всё получилось; 4- хорошо, но ты можешь ещё лучше; 3- у тебя не всё получается, нужно попросить помощи у учителя; 2 – плохо, нужна срочная помощь; 1 - хуже не бывает и т.п.

12. Дневник - это специальная тетрадь, где имеется расписание уроков, и дети записывают задание на дом, а учитель ставит отметки.

13. В одном классе учатся обычно дети одного возраста - одного года рождения.

14. Каникулы - это перерыв в учении на несколько дней, а также на все лето, после летних каникул дети идут в следующий класс.

Если ребенок ответил правильно на: 11-14 вопросов - школьные правила для него не будут неожиданностью; 7-8 вопросов - неплохо, но можно еще поговорить и почитать о школе; 4-6 вопросов - необходимо подробнее поговорить о школьных правилах; 1-3 вопроса - напрашивается вопрос: "А ходили ли Вы сами в школу?"

Приложение 1

Тест для родителей "Готовы ли мы отдать своего ребенка в школу?"

1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.

2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.

3. На мой взгляд, четыре урока - непомерная нагрузка для маленького ребенка.

4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.

5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница -его собственная мама.

6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.

7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще неспособны дружить.

8.Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.

9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.

10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.

11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.

12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.

13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.

14. Боюсь, что учительница не имеет возможности точно оценить успехи каждого ребенка.

  1. Мой ребенок часто говорит: "Мама, мы пойдем в школу вместе!"

Занесите свои ответы в таблицу: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны - оставьте клетку пустой.

1/

2/

3/

4/

5/

6/

7/

8/

9/

10/

11/

12/

13/

14/

15/

А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова их общая сумма. Если общий показатель принимает значение: до 4 баллов - это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать 1 сентября, по крайней мере, Вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка; 5-10 баллов - лучше подготовиться к возможным трудностям заранее; 10 баллов и больше - было бы неплохо посоветоваться с детским педагогом-психологом.

А теперь обратите внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.

1 - необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику;

2 - нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми;

3 - предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями;

4 - есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учителем, надо обратить внимание на сюжетные игры;

5 - ребенок слишком привязан к матери, может быть, стоит отдать его в малочисленный класс или вообще отложить школу на год.

Анкета для родителей "Готовы ли к школе родители?"

Попробуйте ответить на вопросы, которые приведены ниже. Готовы ли Вы:

·  помочь, не рассердившись;

·  не кричать, принимать спокойно все так, как есть;

·  не унижать;

·  не обижать;

·  не сравнивать с другими своего ребенка;

·  не наказывать без явной причины, а лишь потому, что Вы не в духе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического семинара-практикума для родителей детей подготовительной к школе группы «Давайте поиграем дома с детьми»

Одним из основных целевых ориентиров Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» на этапе завершения дошкольного образования является хорошо сфор...

Семинар-практикум для родителей детей подготовительной к школе группы

Поступление в школу - это вхождение ребёнка в мир новых знаний, прав и обязанностей, разнообразных  отношений с взрослыми и сверстниками.  Как войдёт ребёнок в новую жизн, как встретит его п...

Конспект семинара- практикума для родителей детей подготовительной к школе группы по теме: «ИГРЫ СО ЗВУКАМИ. ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»

Конспект семинара- практикума для родителей детей подготовительной к школе группы по теме: «ИГРЫ СО ЗВУКАМИ. ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»...

Семинар-практикум для родителей воспитанников подготовительных к школе групп «Речевая готовность ребенка к школе»

Семинар-практикум для родителей воспитанников подготовительных к школе групп «Речевая готовность ребенка к школе».Данный материал может быть полезен для воспитателей ДО и дл...

Конспект встречи с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Психологическая готовность детей к школе"

Данный коснпект представляет собой вариант нетрадиционного роидтельского собрания, целью которого является формирование адекватной, конструктивной, уверенной позиции родителей будущих первоклассн...

Проблемы предшкольной подготовки. Психологическая готовность к школе.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Стремление в школу и готовность соблюдать школьные обязанности...