Конспект логопедического семинара-практикума для родителей детей подготовительной к школе группы «Давайте поиграем дома с детьми»
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Мокшина Ольга Игоревна

Одним из основных целевых ориентиров Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» на этапе завершения дошкольного образования является хорошо сформированная устная речь у детей. Устная речь является базой для становления письменной речи, поэтому высокий уровень чтения и письма напрямую зависит от уровня развития уст¬ной речи ребенка. Исходя из этого, с целью активного вовлечения родителей в образовательную деятельность, а так же обучения их конкретным приемам логопедической работы, была предложена и проведена нетрадиционная форма родительского собрания (семинар-практикум) в подготовительной к школе группе «Давайте поиграем дома с детьми». Цель данного мероприятия: научить родителей применять речевые игры в домашних условиях для профилактики дисграфии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_dlya_roditele1_podgotovitelnoy_gruppy.docx47.57 КБ

Предварительный просмотр:

 «Конспект логопедического семинара-практикума для родителей

детей подготовительной к школе группы

«Давайте поиграем дома с детьми»

Пояснительная записка

На основании договора об образовании на обучение по образовательным программам дошкольного образования родители (законные представители) обязаны посещать родительские собрания, а также взаимодействовать с Лицеем им. Г. Ф. Атякшева по всем направлениям воспитания и обучения ребенка, оказывать помощь в реализации задач (осуществлять коррекционную работу в условиях семьи). Одним из важнейших направлений в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда ДОУ является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения.

Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. В связи с этим вначале учебного года была запущена анкета (приложение1) для определения уровня компетентности родителей подготовительных к школе групп в вопросах речевого развития детей. В результате анкетирования были выявлены следующие трудности: 91% родителей не знакомы или знакомы отчасти с нормами речевого развития своего ребёнка; 86% родителей не знакомы с понятием фонематический слух, 79% родителей дома не проводят или проводят редко работу по совершенствованию речи. Одним из основных целевых ориентиров Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» на этапе завершения дошкольного образования является хорошо сформированная устная речь у детей. Устная речь является базой для становления письменной речи, поэтому высокий уровень чтения и письма напрямую зависит от уровня развития устной речи ребенка.

Исходя из этого, с целью активного вовлечения родителей в образовательную деятельность, а так же обучения их конкретным приемам логопедической работы, была предложена и проведена нетрадиционная форма родительского собрания (семинар-практикум) в подготовительной к школе группе «Давайте поиграем дома с детьми». Цель данного мероприятия: научить родителей применять речевые игры в домашних условиях для профилактики дисграфии.


Основная часть

Цель.

Научить родителей применять речевые игры в домашних условиях для профилактики дисграфии.

Задачи.

  • Повышение компетентность и знания родителей о речевых нарушениях.
  • Формирование навыков и умений проведения игр с детьми в домашних условиях и организации домашнего досуга.
  • Совершенствование форм родительского взаимодействия в процессе проведения специальных игр для профилактики дисграфии у детей.

Оборудование и материалы: несколько столов, расставленных полукругом в середине кабинета, компьютер, проектор, презентация к занятию, бейджи для каждого участника группы с именем и отчеством, разноцветные флажки, листы бумаги для записей, карандаши, ручки или фломастеры, бланки с напечатанным текстом по количеству участников, мяч, газетные листы, клубок пряжи, песочные часы, призы.

Ход мероприятия

  1. Вводная часть.

Приветствие и представление (упражнение «Имя»)

Логопед. Здравствуйте, уважаемые родители! Предлагаю всем вам представиться – назвать свое имя и отчество. Затем охарактеризуйте себя, подобрав слово на первые буквы своего имени и отчества.

Педагог называет свое имя и подбирает слова: «Меня зовут Ольга Игоревна –

оптимистичная, искренняя». Затем каждый участник называет свое имя и подбирает слова для своей характеристики.

  1. Основная часть

Логопед. Готовность ребенка к обучению в школе во многом зависит от уровня сформированности фонематической стороны речи. Фонематический слух – это способность выделять, различать звуки родного языка (гласные от согласных, мягкие от твердых). Умение осуществлять и анализировать звуки речи (находить первый и последний звук в слове, определять все звуки по порядку). Недоразвитие фонематического слуха отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу и синтезу слов. При недоразвитии фонематического слуха многие предлоги и безударные окончания слов для ребенка остаются неуловимыми. Вследствие недоразвития фонематического слуха и восприятия обязательно повлечет за собой нарушение письма в школе.

Сегодня наша встреча будет посвящена играм, направленным на развитие фонематического слуха.  Все дети очень любят играть. Игра является частью детства, непременным его атрибутом. Этот вид деятельности доступен как дошкольникам, так и младшим школьникам. Игра доставляет ребенку огромную радость, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, познавательные процессы. Игра стимулирует и развивает умения сравнивать, размышлять, анализировать, формирует устойчивый интерес и потребность к интеллектуальным упражнениям, способствует переключению внимания. 

Определить, сформирован ли у вашего малыша фонематический слух, лучше до начала обучения чтению и письму, поскольку потом ошибки станут более явными. Ведь практически весь процесс обучения грамоте основывается на умении анализировать звуки в словах. «Неправильное» побуквенное и послоговое чтение, ошибки при письме – все это может иметь в своей основе недостаток развития фонематического слуха. Дальше к этим минусам могут присоединиться проблемы психологического характера: делая частые и систематические ошибки, ребенок будет получать плохие оценки, что приведет к негативному отношению к учебе и к школе вообще. 

Но даже если фонематический слух вашего ребенка развит по возрасту, устные игры для его дополнительной тренировки окажут ребенку значительную помощь в дальнейшей учебе. Учителя нередко говорят, что они сразу видят в классе ребят, с которыми в дошкольном возрасте много играли в разнообразные устные фонетические игры. Такие дети хорошо и быстро различают фонемы, имеют высокую скорость чтения, лучше понимают, а значит, и усваивают на слух, грамотность их письма обычно выше, чем у сверстников, да и освоение иностранных языков дается им значительно легче.

Первая игра, с которой я предлагаю вам ознакомиться, называется

«Путешествие», она способствует развитию звукового анализа, внимания, мышления, памяти.

Логопед: «Предлагаю вам отправиться в путешествие. Наш корабль отправляется в круиз, в Индию. С собой в дорогу мы можем взять только те предметы, названия которых начинаются на звук К». Первый начинает и говорит: «Берем кошку!», другой: «Кактусы!», «Кастрюли!»... Если слов на этот звук уже много сказано, можно продолжить так: «Первая палуба уже занята. Давайте заполнять следующую, словами на звук «Р».

Логопед. Давайте обсудим условия выполнения данной игры, что вызвало затруднения, какие возникли вопросы в ходе игры.

Рекомендации по проведению игры

Игру можно усложнить, ограничив во времени. Для этого необходимо договориться о периоде времени, в течение которого игроки будут называть слова. За каждое правильно названное слово участник берет фишку.

В конце игры определяется победитель.

Следующая игра - «Цепочка».  В руках у педагога мяч. Участникам игры предлагается встать в круг.

Игра развивает умение представлять графическое выражение слова, развивает звуко-буквенный анализ и синтез, внимание, мышление, память.

Оборудование. Мяч

Педагог  называет первое слово и передает мяч родителю, прочитав такое стихотворение:

Свяжем мы из слов цепочку,

Мяч не даст поставить точку.

Далее мяч передается от родителя к родителю. Конечный звук предыдущего слова – это начальный звук последующего  (весна – автобус – слон – нос – сова…).

Рекомендации по проведению игры

Слова для игры можно подбирать на последнюю букву предыдущего слова, на предпоследнюю букву слова и т.д. Можно подбирать слова на последний слог, который будет началом следующего слова.

В игре могут участвовать два и более человек.

Если в игре участвуют два человека, мяч передается от игрока к ведущему. Если принимают участие несколько человек – мяч можно передавать от каждого игрока к ведущему или начать с ведущего и передавать мяч от игрока к игроку.

В конце игры можно вручить каждому игроку приз.

После того как дети научились выделять первый и последний звук учим их слышать и находить звуки в середине слова, а так же определять их последовательность в словах сначала из трех, а затем из четырех-пяти звуков. Поможет нам в этом игра «Дом звуков».

Логопед. «На слайде изображен дом. В этом доме три комнаты, в каждой комнате есть окно. В доме живет слово «кот». Все звуки слова «спят» отдельно. Какой звук будет спать в первой комнате? Давайте позовем его спать!». Родитель: «КККК», кладем в первое окошко фишку синего цвета (К - согласный, твердый). «Теперь позовем следующий звук - ООО», кладем во второе окошко красную фишку (О - гласный), аналогично зовем последний звук Т, кладем синюю фишку в третье окошко (Т – твердый согласный).

Рекомендации по проведению игры

Если ребенок «теряет» гласный звук «О», и вторым укладывает «Т», удивитесь: «Разве здесь живет КТ? Я думала, что здесь живет КО-О-О-О-Т».

Игру можно усложнить, предложив слова из 4-5 звуков. Можно «расселить» в домики животных, «сложить» на хранение продукты, одежду, мебель.

Одновременно со звуковыми играми знакомим ребенка с буквами. Вводя буквы, давайте только печатные образцы.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному:

  • написать букву в воздухе, на столе;
  • выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
  • написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
  • выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т.д.;
  • вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;
  • вылепить из пластилина, теста;
  • написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:

Для развития зрительного внимания, закрепления знания образа букв можно использовать упражнение «Корректурная правка». Для этого упражнения нужна газета, с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Педагог раздает участникам газетные листы со статьей и фломастеры.

Логопед. Перед вами текст. Возьмите в руки фломастеры. По команде за 5 минут необходимо зачеркнуть в тексте все буквы О.

По истечении 5минут педагог говорит: «Стоп» — и предлагает всем подсчитать количество зачеркнутых букв и назвать число. Победителю вручается приз.

Логопед. Давайте обсудим условия выполнения данной игры, что вызвало затруднения, какие возникли вопросы в ходе игры.

Рекомендации по проведению игры «Корректурная правка» следующие.

Необходимо заранее подобрать текст из газет и журналов по количеству игроков, разложить листы и ручки перед игроками.

Текст должен состоять из простых слов и нескольких абзацев с хорошо читаемым шрифтом.

Необходимо договориться о периоде времени, в течение которого игроки будут зачеркивать буквы в тексте (например, не дольше двух минут).

По секундомеру (будильнику или песочным часам) все зачеркивают загаданную букву в незнакомом тексте.

После каждой игры подсчитывается количество найденных букв за данное время и определяется победитель.

Для новой игры выбирается другая буква, условия остаются прежними, предлагается другой текст. Игра проводится 3—4 раза, победителю присуждается приз (например, конфета).

Начать игру нужно с одной буквы, например А. Затем О, далее — согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной.

Через 5—6 дней таких занятий можно перейти к зачеркиванию двух букв, при этом одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек.

  1. Заключительная часть

В заключении хочу напомнить, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка. Семья является источником, который питает человека с рождения, дает ему первые навыки и умения. Я призываю вас к сотрудничеству. Только совместными усилиями родителей, логопеда и воспитателей мы сможем решить любые проблемы в развитии и обучении ребенка.

Уважаемые родители, наша встреча подходит к завершению. Вы познакомились с играми, приобрели навыки организации игр в домашних условиях. У вас сформировалось свое мнение по поводу нашего занятия.

Рефлексивный лист

Уважаемый родитель!

Прошу Вас помочь в изучении эффективности проведенного мероприятия, оцените его организацию по 5-бальной шкале.

Актуальность: (необходимость, полезность)                                     1 2 3 4 5

Организационная сторона: (активность, последовательность)           1 2 3 4 5

Форма проведения: (целесообразность, оптимальность)                   1 2 3 4 5

Значимость теоретической части: (доступность изложения)           1 2 3 4 5

Значимость практической части: (возможность применения)           1 2 3 4 5

Напишите короткий отзыв ___________________________________________________

Благодарю за сотрудничество!

Логопед. Уважаемые родители! Мне было очень приятно видеть вашу активность и заинтересованность. Давайте поаплодируем друг другу. Желаю вам успехов!

Мероприятие организованно в соответствии с установленными требованиями к родительскому собранию. Родительское собрание выстроено в определенной последовательности, каждый этап предполагает выполнение определенных задач. При организации данного мероприятия учитывались принципы сотрудничества между родителями и логопедом, постепенного вовлечения родителей в образовательный процесс.

  1. Предварительная работа.

С целью выявления трудностей у родителей в вопросах речевого воспитания

детей, уровня их педагогической грамотности, интересов, потребностей, а так же для определения перспектив в работе с родителями на учебный год  использовала информационно-аналитический метод - анкетирование.

  1. Вводная часть.

С целью приветствия и представления всех участников практикума была организована игра «Имя».

  1. Основная часть.

 Теоретическая часть. 

С целью повышения уровня компетентности родителей, ознакомления их с основными понятиями, раскрывающими проблему развития фонематического слуха и восприятия, выступила с сообщением, сопровождаемое презентацией по теме «Влияние фонематического слуха на школьное обучение».

Практическая часть.

С целью обучения родителей проведению специальных игр, направленных на развитие фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, познакомила с содержанием и правилами игр, а так же показала их на практике.

  1. С целью выяснения отношения родителей к проведенному собранию,

подготовила рефлексивные листы  для оценки и пожеланий родителей.

Изучив рефлексивные листы, сделала вывод, что в ходе практических действий родители пополнили собственный опыт организации игры с ребенком дома,  предложенные игры были полезными, особенно ценна практическая работа. Родители убедились, что ребенку можно помочь, даже не обладая какими-то особенными знаниями.

Исходя из проведенного мероприятия, можно сделать вывод, что такая форма проведения родительского собрания позволила:

  • повысить активность и сознательность родителей в совместной с логопедом деятельности по коррекции речевых нарушений;
  • стать активным участником процесса воспитания и обучения ребенка.


Приложение 1

Анкета для родителей «Речевое развитие ребенка»

(для определения уровня компетентности родителей

в вопросах речевого развития детей).

Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.

1. Фамилия, имя ребенка .............................................................................................

Ф.И.О. родителя .........................................................................................................

2. Дата рождения ребёнка ...........................................................................................

3. Обращаете ли вы внимание на речь вашего ребёнка?

................................................................................................................................

4. Как Вы считаете, соответствует ли речевое развитие вашего ребёнка возрастной норме? (да, нет, не знаю)

................................................................................................................................

5. Знакомы ли вы с нормами речевого развития вашего ребёнка (нормы развития речи детей 6-7 лет) (да, нет)

................................................................................................................................

6. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? В чем она заключается?

................................................................................................................................

7. Как вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, воспитатели, логопед)

................................................................................................................................

8. Проводилось ли ранее логопедическое обследование вашего ребенка?

...............................................................................................................................

9. Знакомы ли Вы с результатами логопедического заключения (диагноз; понимаете ли вы, что означает данный диагноз)

................................................................................................................................

10. Проводились ли занятия с логопедом (с какого возраста, сколько времени, результаты занятий)

................................................................................................................................

11. Как вы думаете, от кого зависят результаты логопедических занятий? (только от логопеда, от самого ребёнка, от родителей, воспитателя)

................................................................................................................................

12. Как вы думаете, над чем работает учитель-логопед (поставьте галочку):

  • формирование правильного звукопроизношения;
  • развитие фонематических процессов;
  • работа над слоговой структурой слова;
  • развитие лексики;
  • развитие грамматического строя речи;
  • развитие связной речи;
  • развитие мелкой моторики:
  • развитие артикуляционной моторики;
  • развитие психических процессов.

13. Как вы думаете, над чем работает учитель-логопед в детском саду:

  • формирование правильного звукопроизношения
  • коррекция нарушений устной речи

14. Знакомы ли Вы с понятием «Фонематический слух» (нет, да, что означает данное понятие?)

................................................................................................................................

................................................................................................................................

15. Как Вы думаете, участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе (необходимо, не нужно, не играет роли)

................................................................................................................................

16. Знакомы ли Вы с требованиями, предъявляемые к воспитанникам, посещающим логопедические занятия.

................................................................................................................................

17. Какие формы работы с родителями Вас больше всего устроили бы? (Родительские собрания, индивидуальные консультации логопеда, совместные логопедические занятия, наблюдение за ребенком на обычном логопедическом занятии, печатная информация)
..........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Дата .............................................                                        Подпись родителя: ..............................................

Благодарим за сотрудничество!

Приложение 2

«Диагностика удовлетворенности  родителей в общении с педагогами».

(анкета для родителей)

  1. Считаете ли Вы  необходимой совместную работу  д/с и семьи?    
  2. Какие проблемы в развитии речи ребенка Вы хотели бы обсудить с логопедом ДОУ?
  3. Испытываете ли Вы трудности в  общения  логопедом?
  4. Каковы причины этих трудностей:
  • недостаток знаний
  • неумение вступать в диалог
  • излишняя застенчивость, робость
  • непонимание логопеда
  • другие
  1. Пожелания логопеду.

Список источников

  1. Алтухова Н. Г. Звуковая мозаика. Как эффективно подготовить ребенка к школе. Обучение чтению, предупреждающее появление дисграфических ошибок. – СПб.: Издательство «Лань», 1998. – 128с.
  2. Козырева Л. С. Развитие речи от 5 до 7 лет. – М., 2007. – 45с.
  3. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1996. – 384 с.
  4. От рождения до школы Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
  5. Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы/ под ред. Л. С. Вакуленко. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Давайте никогда не ссориться"

Занятие по социально-нравственному воспитанию, о дружбе и взамопомощи....

Семинар-практикум для родителей детей подготовительной к школе группы

Поступление в школу - это вхождение ребёнка в мир новых знаний, прав и обязанностей, разнообразных  отношений с взрослыми и сверстниками.  Как войдёт ребёнок в новую жизн, как встретит его п...

Семинар-практикум с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Проблемы предшкольной подготовки. Психологическая готовность к школе."

Данную методическую разработку можно использовать в работе с родителями будущих выпускников детского сада. Материал будет полезен педагогам ДОУ: воспитателям подготовительной к школе группы, педагогам...

Конспект семинара- практикума для родителей детей подготовительной к школе группы по теме: «ИГРЫ СО ЗВУКАМИ. ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»

Конспект семинара- практикума для родителей детей подготовительной к школе группы по теме: «ИГРЫ СО ЗВУКАМИ. ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»...

Семинар- практикум (совместно с родителями) в подготовительной группе. Тема:"Поиграем вместе"

Цель: привлечь внимание родителей к детской игре как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении со взросл...

Семинар- практикум (совместно с родителями) в подготовительной группе. Тема:"Поиграем вместе"

Цель: привлечь внимание родителей к детской игре как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении со взросл...