Консультация для воспитателей: «Создание условий для успешной адаптации к ДОУ».
консультация (младшая группа) на тему

Скворцова Елена Михайловна

Цель данной консультации: Показать педагогам актуальность и значимость проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО, охарактеризовать критерии и процесс протекания адаптации детей раннего возраста, возможные проблемы и пути их решения, дать практические рекомендации воспитателям (организация среды, занятий, повседневной жизни, общения, игр и т.д.) с целью сделать адаптацию детей максимально безболезненной и постепенной, оказать помощь в работе с родителями: проведение беседы по данной проблеме, составление памятки для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_po_adaptatsii_malyshey.doc169 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему:

«Создание условий для успешной адаптации к ДОУ».

Задачи: 1. Показать актуальность и значимость проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

2. Охарактеризовать критерии и процесс протекания адаптации детей раннего возраста, возможные проблемы и пути их решения.

3.Дать практические рекомендации воспитателям (организация среды, занятий, повседневной жизни, общения, игр и т.д.) с целью сделать адаптацию детей максимально безболезненной и постепенной.

4.Оказать помощь в работе с родителями: проведение беседы по данной проблеме, составление памятки для родителей.

Одна из проблем, которая решается в ДОУ, - проблема адаптации детей. В каком бы возрасте ребенок ни пришел впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ведь ломается привычный стереотип жизни, в котором ребенок чувствовал себя спокойно и уверенно, так как успел к нему приспособиться и уже примерно знал, что за чем в течение дня последует и как это будет происходить.

Второй чрезвычайный психотравмирующий фактор — разлука с матерью и другими близкими взрослыми, которые заботились о ребенке с рождения. Это порождает ощущение тревоги, неуверенности, незащищенности, к которому часто примешивается чувство покинутости, брошенности. Чтобы удостовериться, что этого не произошло, дети иногда начинают вести себя недопустимым образом, как бы проверяя, насколько может разгневаться на него мама, которая не хочет больше его видеть, а заодно и эта новая тетя, с которой его оставляют, и определить таким образом, добрая она или злая, любит его или нет. Нужно отметить, что в большинстве случаев ни педагоги, ни родители не отдают себе в полной мере отчета в том, насколько ответствен момент выхода ребенка в детский сад, насколько серьезные, хотя иногда и не сразу бросающиеся в глаза последствия он может иметь. Очень важно, чтобы воспитатели и родители в этот период относились к ребенку очень бережно и внимательно, стремились помочь ему пережить этот трудный момент жизни, а не упорствовали в своих воспитательных планах, не боролись с «капризами». К воспитателю ребенок также должен иметь возможность привыкнуть и удостовериться в том, что он готов взять на себя заботу о его благополучии, что на него «можно положиться». Это требует времени и терпения со стороны взрослого. Первые контакты с ребенком должны быть контактами помощи и заботы. Основная задача педагога — заслужить доверие ребенка.

Наконец, совершенно непривычно для ребенка и представляет значительную нагрузку для его нервной системы пребывание среди 15—20 сверстников. Ребенок включается в достаточно сложную систему отношений, распределения игрушек и внимания воспитателя, согласования намерений и желаний разных детей. Важно отдавать себе отчет, что даже уровень шума в группе поначалу может быть сильным психотравмирующим фактором. Чтобы привыкание ребенка к детскому саду было максимально безболезненным, нужно сделать его постепенным.

Итак, в период адаптации у ребенка возникает переделка ранее сформированных динамических стереотипов (И.П. Павлов) и, помимо иммунной и физиологической ломки, происходит преодоление психологических преград. Стресс может вызвать у малыша защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, ухода в себя и др. Для более оптимального осуществления периода адаптации переход ребенка из семьи в ДОУ необходимо сделать по возможности более плавным.

Анализ исследований (Л.Г. Голубева,  Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора) показывает, что уже в раннем возрасте (второй-третий годы жизни) наибольшее значение в период адаптации имеет уровень социализации, в частности наличие или отсутствие общения ребенка со сверстниками. Немаловажную роль играет формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать "проблемы" в игре.

Положительное влияние на течение процесса адаптации оказывает вопрос его организации. Воспитатель должен заранее познакомиться с детьми, поступающими в ДОУ.

Дети двух лет любознательны, их можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями. Они хорошо понимают речь взрослого, их, по сравнению с малышами до 2-х лет легче успокоить, у них уже есть опыт общения с разными людьми. Однако не следует забывать, что дети одного и того же возраста по-разному привыкают к новым условиям. Это зависит от индивидуальных особенностей их нервной системы.

Одни дети в первые дни пребывания в ДОУ громко плачут, отказываются от пищи, не хотят играть, заниматься, сопровождая все бурным протестом. Но через два – три дня ребенок успокаивается, у него восстанавливается аппетит, сон, он охотно общается с воспитателями и детьми. Есть дети, которые в первые дни внешне ведут себя спокойно. Они послушно садятся есть, но едят без аппетита, лежат с закрытыми глазами, но долго не засыпают, берут предложенную им игрушку, но не играют с ней. Когда приходят родители за таким ребенком – он с плачем бросается к ним. Подобные дети нуждаются в помощи воспитателей и родителей. Такое внешне спокойное, но подавленное эмоциональное состояние может длиться очень долго и привести к заболеванию.

На характер адаптации оказывает влияние и то, из каких условий приходит ребенок в детский сад, что меняется в условиях его жизни. Часто полностью изменяется режим, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения. В этом случае ребенку трудно перестроиться; нарушается его сон, аппетит, эмоциональное состояние; может повыситься температура. Состояние эмоционального дискомфорта, переживаемое ребенком, может привести к снижению сопротивляемости организма. Вот почему многие дети в период адаптации могут болеть. Поэтому родители совместно с сотрудниками ДОУ должны приложить все усилия к тому, чтобы помочь малышу приспособиться к новым условиям с минимальными потерями в физическом и психическом здоровье. Конечно, малышу легче приспособиться к условиям ДОУ, если в семье он жил по режиму, который соответствовал возрасту, ему давали разнообразную пищу, у него сформированы навыки самообслуживания и общения. Итак,

I этап. Работа заведующего, заместителя заведующего с родителями.

    Когда родители в первый раз приходят в детский сад, чтобы оформить документы на своего малыша, сразу же необходимо провести с ними беседу. Обратиться к ним с просьбой найти возможность начать водить ребенка не с того дня, когда мама должна выйти на работу, а, как минимум, за месяц до этого, чтобы постепенно увеличивать длительность его пребывания в детском саду — от 1,5 — 2 часов до полного дня. Не забывайте, что не только дети, но и многие родители тяжело переживают предстоящую разлуку с ребенком, тревожатся, хорошо ли ему будет в детском саду. У многих родителей есть изначальное предубеждение против дошкольного учреждения. Тревога взрослых неизбежно передается малышу, и эта тревога естественна, она не может рассматриваться как какой-то каприз. Необходимо успокоить родителей, убедить их в том, что рядом с их малышом будут внимательные, добрые, грамотные люди. Рассказать о воспитателях и их помощнике, которые работают в группе, отметить их достоинства. Затем можно провести родителей по детскому саду, зайти в группу, познакомить родителей с тем воспитателем, к которому они приведут своего ребенка.

II этап. Работа воспитателя с родителями

Когда родители (желательно мама) ребенка приходит к вам в группу, выйдите к ней навстречу, поздоровайтесь, обращаясь по имени и отчеству, представьтесь. Затем пригласите ее осмотреть группу. Покажите шкафчики, в которых дети хранят свою одежду, расскажите, куда какие вещи они убирают, чтобы мама почувствовала: у вас в группе — порядок, и вы следите за вещами детей. Объясните, что ребенок сам может выбрать из свободных шкафчиков тот, который ему понравится, и принести из дома красивую картинку, чтобы наклеить на шкафчик. Расскажите, какие вещи нужны в качестве сменных. Затем проведите маму в групповую комнату. Покажите игрушки и пособия. Расскажите, что с детьми будут проводиться занятия, они будут рисовать и лепить, петь и танцевать, слушать сказки, что ребенок, если захочет, может принести из дома любимые игрушки. Покажите маме спальню, расскажите, что за каждым ребенком закреплена определенная кровать, на которую тоже можно наклеить картинку. Если у мамы будут пожелания, куда лучше положить ее малыша, по возможности выполните ее просьбу. Покажите туалетную комнату, отметьте специально, что у каждого ребенка свое полотенце и свой горшочек, которым пользуется только он. Затем расскажите о режиме дня, выясните, соблюдается ли он дома и насколько отличается от принятого в детском саду. Постарайтесь убедить маму, что принятый в детском саду режим желательно соблюдать и в выходные дни. Присядьте вместе с мамой и расспросите ее, как она настроена, тревожит ли ее что-нибудь в связи с тем, что ее ребенок пойдет в детский сад. Пусть подробно расскажет вам, что ее беспокоит, и вы вместе обсудите, как облегчить период адаптации. Важно, чтобы мама почувствовала: вы выделяете ее малыша из общей массы детей и готовы принимать во внимание особенности его характера. Договоритесь точно, когда ребенка в первый раз приведут в детский сад (желательно утром, ближе к концу завтрака, накормленного). Родители надеются на то, что вы будете внимательно прислушиваться к их просьбам и пожеланиям относительно детей; с вами можно будет посоветоваться о ребенке; вы будете рассказывать, чем занимаетесь с детьми, как ведет себя их ребенок в группе, что у него хорошо получается; вы будете ласковы с детьми; дети всегда будут чистыми, тепло и аккуратно одетыми, сытыми и жизнерадостными.

Для того чтобы обрести в лице родителей ребенка союзников, нужно учитывать, что общение имеет свои закономерности. Прежде всего, следует настроиться на диалог, а не на поучение. Помните, что критика бесполезна потому, что она заставляет человека обороняться и, как правило, стремиться оправдать себя. Критика опасна потому, что она наносит удар по его гордости, задевает чувство собственной значимости и вызывает обиду. Будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу, и люди будут хранить в памяти ваши слова и повторять их через много лет после того, как вы их уже забудете. Улыбка  ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.

III этап. Первые контакты с ребенком.

Первая неделя

Вы выходите навстречу маме и малышу, ласково улыбаетесь, здороваетесь, располагаетесь так, чтобы ваши глаза оказались на одном уровне с глазами ребенка. Протяните к нему руки, погладьте его, возьмите за руки, если он охотно идет на физический контакт. Если же ребенок прижимается к маме — не настаивайте. Пусть мама держит ребенка за руку столько, сколько он захочет. Не надо ругать его за то, что он испугался. Постарайтесь его чем-нибудь заинтересовать. В раздевалке покажите шкафчики, расскажите, что у каждого из детей есть свой шкафчик с любимой картинкой, куда они кладут свои вещи. Скажите ребенку, как можно вас называть. Форма обращения может быть разной в зависимости от того, какую считаете приемлемой вы сами. Вполне допустимы и такие варианты, как «баба Таня, тетя Надя, Анна, Ира» и т.п. Предложите ребенку раздеться на банкетке и пойти посмотреть игрушки. Вводя его в группу, обратитесь к другим детям: «А это к нам пришел... А вот Саша, это Нина, это Олег...» Если малыш сразу побежит к игрушкам, пусть играет. Если же он не отпускает руку, пройдите с ним в игровой уголок вместе. Через какое-то время вы покажете ребенку, где туалет, предложите воспользоваться им. По мере надобности помогите ему раздеться и одеться. Помните: первые контакты с ребенком — контакты помощи и заботы. Он должен понять, что на вас можно положиться, как на маму, что вы готовы помогать ему и защищать его в новом для него месте. Когда дети начинают собираться на прогулку, помогите ребенку застегнуть пуговицы, завязать шапку. С прогулки мама забирает ребенка домой. Так проходи первая неделя.

Вторая неделя

Малыш остается в группе в течение такого же времени, что и в первую неделю. Если ребенок сам выразит желание пообедать или поспать вместе  с другими детьми, адаптационный цикл закончится быстрее. Хорошо, если в течение этой недели ребенок привыкнет настолько, что будет сам идти на руки, на колени, будет принимать вашу ласку.

Третья неделя

Взрослому трудно понять, насколько значим для ребенка переход к новым условиям кормления, новому вкусу того; что ему предлагают за завтраком, обедом. Чтобы дополнительно не травмировать малыша утром, в течение первых двух недель желательно кормить его дома. В течение третьей недели вы постараетесь приучить его есть в детском саду. Никогда и ничем нельзя кормить ребенка насильно! Докармливать можно только в том случае, если ребенок не возражает. Ребенок имеет право не любить то или иное блюдо, оно может показаться ему невкусным. Предложите ему свою помощь: покажите, что вы готовы покормить его так же спокойно и ласково, как мама, что вы не будете настаивать на том, чтобы он доел все или ел то, что ему заведомо не нравится. По окончании обеда, если ребенок отказывается ложиться спать, мама забирает его домой. Если ребенок хорошо адаптируется, через два-три дня можно предложить ему остаться и поспать со всеми детьми в группе, выбрать для себя кроватку. Если ребенок отказывается — эта работа переносится на четвертую неделю.

Четвертая неделя.

Многие дети любят класть с собой в постель любимую игрушку. Если такая игрушка у ребенка есть, предложите ему принести ее с собой в детский сад. Пока ребенок будет есть, медвежонок или собачка могут устроиться в кроватке и ждать малыша там. Если ребенок не захочет, можно разрешить ему не спать, сказать, что он только полежит на кровати со своей игрушкой, может тихонько с ней поговорить. Обязательно нужно посидеть с ребенком, ласково погладить его. Желательно при этом тихо, шепотом говорить что-то ласковое, например: «Сашенькины ручки будут отдыхать, им тепло и хорошо... тепло и спокойно... Они лежат свободно... тепло и свободно... Глазки закрываются, тоже будут отдыхать... и ножки будут отдыхать...» Можно тихонько напеть колыбельную песню. Детей удивительно успокаивает всем известная мелодия песенки «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю...». Вы можете просто тихо напевать ее, как бы про себя, без слов.

Работая с детьми этого возраста, выбирая стиль общения с ними, важно помнить следующее: ребенок должен решить для себя, что воспитатель совсем как мама. Воспитательница должна быть особенно ласкова, внимательна к каждому вновь поступившему ребенку. Необходимо тщательно наблюдать за сном ребенка, его аппетитом и настроением и принимать все меры к тому, чтобы он не плакал и с первых же дней хорошо ел и спал. Если ребенок привык засыпать только при укачивании или поглаживании, следует, не дожидаясь его возбуждения перед сном, постоять около него, слегка покачать или погладить его.

Таким образом, необходимо продумать, на какое время родители будут оставлять малыша в детском саду первые дни. Вначале лучше сводить его на одну прогулку. Такая ситуация понятна ему, потому что он уже гулял во дворе с другими детьми. Потом на час – два, затем до обеда, постепенно удлиняя срок его пребывания в группе. Пригласите родителей малыша (лучше маму) в детский сад для того, чтобы ребенок вместе с родителями познакомился с обстановкой в группе. Если вы достаточно наблюдательны, то должны были заметить, что обычно новенькие не сводят глаз с входной двери, тянут воспитателя за руку и ведут его в приемную, надеясь увидеть там маму. Перед ребенком как бы закрывается его родной мир, в котором он чувствовал себя уверенно и защищенно. Нужно продемонстрировать малышу достоинства его нового мира, убедить, что он гораздо шире и интереснее. Поэтому в первые дни не мешает показать ему ДОУ. Родители могут присутствовать на прогулке. Это создаст положительный настрой у малыша. Но при этом мама (папа) не занимаются ребенком, а делают какую-нибудь работу, т.е. должны быть рядом, а не вместе. Постепенно малыш начинает отходить от матери все дальше, а подружившись со сверстниками и воспитателем, «забывает» о ней.

Легче адаптировать к ДОУ помогут малышу знакомые предметы из семейного окружения. В первые дни посещения детского сада желательно, чтобы ребенок брал с собой любимую игрушку, которая помогала бы ему эмоционально адаптироваться в мире чужих вещей. Можно организовать витрину с домашними фотографиями, на которых дети узнают себя,   старших  братьев  и  сестер,  бабушек,  мам,  пап.

Нужно чаще предлагать ребенку попить. Выпив воды, он успокоится. Вода должна всегда находиться в одном месте, чтобы малыш мог показать, что хочет пить.

Затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук. Поэтому есть смысл предложить ребенку нанизывать на шнур крупные пластмассовые шарики, колесики от пирамидок («бусы»), соединять детальки крупного конструктора типа «Лего», играть резиновыми игрушками-пищалками. Хороший эффект дают игры с водой. Не бойтесь, что ребенок намочит одежду, это можно
предусмотреть. Просто переоденьте его. Дайте малышу пластмассовые бутылочки с водой, тазик, баночки, и пусть он переливает воду. Это успокаивает. Не сложно изготовить такую, например, игрушку: налейте в пластмассовую бутылку из-под пепси-колы воды (ее можно слегка подкрасить), опустите туда пипетку и плотно закрутите крышечку на бутылке. На середине бутылки наклейте полоску цветной бумаги и покажите, как можно удержать пипетку возле метки. Ребенок надолго займется такой игрушкой.

Неплохо, если периодически будет звучать спокойная негромкая музыка. В адаптационный период музыка, на фоне которой проходит деятельность детей, должна быть особой. Следует подобрать произведения, способствующие снятию нервного напряжения, например: «Король гномов» Шуберта, «Пятый ноктюрн» Шопена, «Утро» Грига и т.п. Музыкальное сопровождение жизнедеятельности малышей должно быть дозированным и строго определенным во времени (например, во время укладывания, кормления).

Лучшее лекарство от стресса – смех. Существует даже термин «смехотерапия». Нужно создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Для этого в группу часто вносятся игрушки-забавы, демонстрируются веселые (доступные возрастному пониманию), мультфильмы, приглашаются необычные гости — зайчики, клоуны, лисички... В их роли могут быть как взрослые, так и старшие дошкольники.

Вот ребенок с тоской ждет маму, но организуйте для него подвижные игры - и он забудет о своей тоске. Предложите детям покувыркаться на ковре, поползать. Никто не будет плакать, если все дружно станут играть в веселый паровозик. Движения отвлекают ребенка от негативных эмоциональных переживаний, активизируют его, включают в совместную деятельность с другими детьми, развивают и познавательную и эмоциональную сферу. Таким образом, привлекая ребенка к подвижной игре, мы переключаем его внимание на деятельность присущую малышу. Движение является для него естественной потребностью. За основу можно взять методику В.М. Минаевой «Расскажи стихи руками». Стихи, которые предлагаются авторами этой методики, специально сочинены для использования их в играх с движениями, поэтому они изначально предполагали осуществление действий, доступных для детей. Это не сложные действия: поднять руки вверх, покачать головкой, развести руки в стороны, присесть, наклониться, имитировать капель, игру на музыкальных инструментах (дудочке, барабане), подражать действиям животных. Чтение стихов с помощью движений вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, способствует развитию психических процессов, таких, как мышление, воображение. Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимает тревожность, неуверенность, зажатость у детей,  развивает у них самостоятельность, инициативу. Игры с движениями можно включить и в утреннюю гимнастику, и в занятия, использовать в повседневной жизни. Такие игры объединяют деток и взрослых интересной совместной деятельностью, делают досуг детей разнообразным, веселым, общение непринужденным, настроение жизнерадостным, а день коротким. Объединенные веселой игрой, дети не замечают, как проходят минуты, часы расставания с мамой. Вечером уходят домой в позитивном настроении, с доверием к педагогам и детскому саду.

Необходимо создать специальные условия для того, чтобы ребенок ощущал связь между домом, семьей и детским садом:

  • уголок «Позвоним маме»;
  • уголок эмоциональной разгрузки, где ребенок может уединиться, вспомнить своих близких: рассмотреть семейные фотографии, альбомы,  в   сумочках-рюкзачках найти любимую мягкую игрушку, предмет, дорогой сердцу;
  • альбом «Будем знакомы!», в котором есть страничка каждого
    ребенка, на ней фотографии родителей и других членов семьи.

Благоприятный эмоциональный микроклимат в группах поддерживается педагогами с помощью специально организованных приемов, помогающих справиться с чувством тревоги:

  • использование элементов телесной терапии (взять на руки, обнять, погладить);
  • использование элементов музыкотерапии при укладывании и подъеме детей;
  • использование фольклорных и пальчиковых игр (Ой, люли, люди...», «Кто у нас хороший?», «Жил-был у деточки маленький носик»).

У многих ребят возникают трудности в общении. Как помочь в этом случае ребенку? Прежде всего, научите его играть с вами, а затем с детьми. Игры могут быть самыми простыми (катать мяч, машинку друг к другу). Постарайтесь заинтересовать ребенка игрой. Трудности в общении могут быть вызваны тем, что «домашние» дети не всегда умеют делиться игрушками. Не спешите обвинять малыша в жадности. Психологи выделяют три типа поведения, возникающих в ответ на просьбу взрослого поделиться. В ситуации, когда просим поделиться своими игрушками с другими детьми, мы говорим об одолжении, т.к. игрушки возвращаются малышу после игры. В детском саду эта просьба означает соблюдать очередность, потому что игрушки здесь не принадлежат ребенку лично. В третьем случае мы просим просто отдать что-то, поскольку, когда мы говорим: «Поделись конфетами», ребенок не получит их назад. Поэтому будьте внимательны к тому, что вы требуете от малыша. Помогите ему, по-разному оценивая свои просьбы в той или иной ситуации. Избегайте назиданий: «Тебе надо научиться делиться с другими! Не жадничай, поделись!» Это все равно еще непонятно ребенку и не снимает его недоумение, почему нужно делиться. Покажите, как просить вещь, игрушку у другого, как поблагодарить, как подождать, когда кто-то пользуется общими предметами. Итак, учить видеть в других детях не помеху, а товарища по игре и совместной деятельности, учить сотрудничеству друг с другом должно стать нашей первоочередной задачей.    

Чаще всего мы, взрослые, сравнивая детей друг с другом, формируем у них чувство соперничества. Фраза «Посмотри, как хорошо сделали это другие дети» может значить для ребенка то, что он не нравится, потому что не может сделать так же. Поэтому важное место должны занимать задания, которые можно выполнить только вместе, например парные путешествия, когда нужно пройти к цели, преодолев ряд препятствий (перешагивание, проползание, ходьба по гимнастической скамье и т.д.). При этом надо дать ребенку почувствовать, что он принят и любим, помочь ему научиться так же относиться к окружающим. Обязательно надо включать такие моменты, когда в центре внимания оказывается каждый ребенок, при этом все смотрят на него и рады именно ему. Например, поиграть в игру, смысл которой -  встреча: дети поочередно прячутся за ширму, все хором зовут по имени того, кто спрятался, и, когда он  появляется,  хлопают,  машут ему руками,  обнимают  —  иными слова любым способом выражают радость по поводу его появления.

У некоторых ребят происходит потеря уже имеющихся навыков. Например, дома просился на горшок, а в детском саду отказывается. Не волнуйтесь и ни в коем случае не стыдите, не ругайте малыша. Пройдет 2 – 3 недели, и все навыки у него восстановятся.

Во время адаптационного периода нужно учитывать все индивидуальные привычки ребенка, в том числе и вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его. Необходимо принять ребенка таким, каков он есть, не выказывая неудовольствия от неадекватного поведения, отсутствия самостоятельности и прочего. Если у ребенка имеются отрицательные привычки, отучать его от них надо постепенно. Одновременно необходимо вести работу с родителями, чтобы как можно быстрее добиться единства воспитания в учреждении и дома.

Что касается закаливающих процедур, то в течение адаптационного периода они не проводятся, за исключением воздушных ванн и кратковременной, по желанию детей, ходьбы босиком (летом).

Форма обучения представляет собой переход от несвободной к свободной форме обучения. Для этого необходимо создать следующие условия:

  • дети максимально свободны в выборе дистанции и позиции общения;
  • при нежелании участвовать в игре они могут сами выбрать себе любое занятие, каким бы бессмысленным оно ни казалось окружающим;
  • причиной  запрета  может  стать  только  опасность данного  занятия  для ребенка и для окружающих;
  • советы и побуждения предъявлять в альтернативной форме, что дает
    возможность выбора;
  • у детей всегда должен быть выбор образца или имитационной модели;
  • активно использовать прием подкрепления и интерпретации спонтанных действий ребенка.

Необходимо провести беседу с родителями и дать им соответствующие рекомендации.

Рекомендации родителям:

  • Закреплять навыки самообслуживания (одеваться, умываться, пользоваться туалетом, самостоятельно есть). Отсутствие умений в самообслуживании может привести к дискомфортному состоянию, т.к. привычная потребность ребенка в своевременной помощи со стороны взрослого может быть не удовлетворена.
  • Продумать до мельчайших деталей всю одежду ребенка: легко ли расстегиваются пуговки, петельки (можно расширит петли у нового платья, заменить сложные застежки на более простые). Этим родители избавят своего малыша от лишних проблем в самообслуживании, от ненужных отрицательных переживаний в детском саду.
  • Чтобы ребенок был спокоен, при расставании с ним стараться не показывать своего волнения, беспокойства. Говорить ему, что его ждут дети, воспитательница (имя, отчество), игрушки в группе.
  • Постараться не оставлять воспитателю плачущего ребенка.
  • Зная особенности характера своего малыша, посоветовать педагогу:
  • подойти с ребенком к окну и помахать рукой;
  • взять ребенка на руки;
  • предложить игрушку и т.д.
  • Иногда ребенок легче расстается с папой, чем с мамой. В этом случае целесообразно первое время отводить малыша в детский сад папе.
  • Приводить малыша в ясли, по возможности, должен кто-то один: папа, мама или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться с ними.
  • Компенсировать в семье возможное недосыпание, недоедание в детском саду.
  • Познакомиться с режимом детского сада и соблюдать его дома.
  • Постараться в этот период оградить ребенка от дополнительных стрессов, нагрузки на нервную систему (посещение гостей, магазинов, прием у себя гостей и т.п.).
  • В период адаптации ребенок может быть капризным, раздражительным, поэтому необходимо проявить к своему малышу максимум внимания, чуткости.
  • Создать дома спокойную обстановку, с пониманием относиться к немотивированным капризам ребенка, больше гулять с ним, предлагая снять эмоциональное напряжение активными движениями, играми, интересной деятельностью: в детском саду ребенок чувствует себя скованно, напряженно, и если не снять это напряжение, оно может стать причиной невроза.
  • Раньше укладывать детей на ночной сон, не перегружать впечатлениями, беречь нервную систему ребенка.

В детском саду воспитатель фиксирует наблюдения за поведением каждого ребенка в листе адаптации до тех пор, пока не нормализуется его поведение. При правильно организованной работе с малышами дети привыкают к условиям ДОУ в течение 21—30 дней. Существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребенок к жизни в организованном детском коллективе.

К основным критериям адаптации относятся:

  • поведенческие реакции;
  • уровень нервно-психического развития;
  • заболеваемость и течение болезни;
  • главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).  

При нормальной адаптации у ребенка быстро восстанавливаются поведенческие реакции (примерно через 2—3 недели), не отмечается задержки нервно-психического развития, он не болеет или болеет всего один раз, не более недели, без осложнений; увеличение длины и массы тела соответствует возрастным показателям.

Если поведенческие реакции ребенка нормализуются лишь к 60-му дню пребывания в дошкольном учреждении, если наблюдается замедление нервно-психического развития, он часто болеет, нет прибавки в весе, не увеличивается рост в течение 3—6 месяцев, то можно с уверенностью сказать, что работа ясельной группы не продумана и детям здесь плохо. Разумеется, такой вывод можно сделать, если так проходит адаптация у большинства вновь поступивших ребятишек.

Особую группу составляют дети из так называемых семей гиперопеки. Привыкшие быть в центре внимания взрослых, удовлетворяющих все их прихоти, они оказываются в детском коллективе в очень тяжелом положении. Их поведенческие реакции с трудом нормализуются к третьему, а то и четвертому месяцу пребывания в дошкольном учреждении, существенно замедляется физическое и нервно-психическое развитие. Эти дети, как правило, часто и долго болеют. Основной причиной является состояние крайнего психоэмоционального напряжения. В данном случае следует, прежде всего, позаботиться о психологической безопасности личности ребенка в дошкольном учреждении и коррекции отношения к нему в семье. Педагог же должен принимать малыша таким, каков он есть, и постараться как можно быстрее найти ему друзей, с которыми он чувствовал бы себя увереннее.

Бывает так, что к нам приходит ребенок, родители которого не побеспокоились заранее о том, чтобы познакомиться с условиями и образом жизни в яслях. Чаще всего это дети из семей, в которых ими не особо интересуются (хотя могут быть исключения). Здесь возникают трудности другого рода, поскольку ребенок неактивен, робок, не ухожен и, сплошь и рядом, мало к чему приучен. Вот с таким ребенком нужно и воспитателю, и психологу, и медработнику. Он обязательно должен ощутить себя в центре внимания, быть всячески обласкан.

Итак, в адаптационный период очень важно:

  • использование игровой мотивации во всех режимных процессах;
  • личностно-эмоциональное общение с детьми;
  • организация совместной деятельности взрослого и ребенка;
  • оптимизация двигательной активности;
  • использование музыкотерапии;
  • организация жизнедеятельности ребенка с учетом его интересов и желаний;
  • использование в работе с детьми эффективных методических приемов;
  • проявление максимума терпимости ко всем просьбам и даже капризам ребенка;
  • сохранение постоянства обстановки в группе и порядка следования разных событий жизни, обозначая переходы от одного события к другому так, чтобы ребенок успевал на него настроиться;
  • наличие возможности индивидуального общения с каждым ребенком; не форсирование начала «групповой» жизни;
  • знакомство детей друг с другом («исподволь») и установление незыблемых правил общежития.

Что нравится детям в воспитателях?

  • Искренность всех проявлений.
  • Веселое, доброе настроение и умение создать его у других.
  • Богатая фантазия и воображение, способность увлеченно играть на равных, придумывать праздники и развлечения.
  • Красивая одежда и прическа, украшения.
  • Мелодичный, певучий голос, ласковые обращения, негромкая речь.
  • Мягкие, ласковые движения.
  • Умение придумывать и рассказывать истории.

Приложение

Лист адаптации

Фамилия, имя ребенка___________________________________________

Дата рождения____

_____________________________________________

Возраст при поступлении _______________

Дата поступления

Дни наблюдений

1-й

2-й

3-й

4-й

8-й

16-й

32-й

64-й

128-й

Адаптационные данные:

Настроение

Аппетит

Завтрак

Обед

Полдник

Сон: засыпание, длительность

Активность: в игре, в речи

Взаимоотношения с детьми

Взаимоотношения со взрослыми

Условные обозначения:

Положительно + ; неустойчиво + - ; отрицательно - ; болел – б.; дома – д.

Критерии адаптации

Критерии степени тяжести адаптации:

  • Нарушение сна, питания.
  • Отрицательные эмоции в общении.
  • Боязнь пространства.
  • Болезни, снижение веса.

Легкая степень: К 20-му дню пребывания в ДОУ нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, бей осложнений. Вес без изменений.

Средняя степень: Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.

Тяжелая степень:

1-й вариант

Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания — более трех раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет и не прибавляет в весе в течение 1-2 кварталов.

2-й вариант

Дети старше 3-х лет, частоболеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье. Поведенческие реакции нормализуются к третьему-четвертому месяцу пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 2-3 квартала. Замедляются рост, прибавка в весе.

Игры в адаптационный период с детьми двух – трех лет

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д.

Иди ко мне

Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» игра повторяется.

Пришел Петрушка

Материал. Петрушка, погремушки.

Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

Хоровод

Ход игры. Воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривая:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Кружим, кружим хоровод.

До того мы закружились,

Что на землю повалились.

БУХ!

При произнесении последней фразы «падают» на землю.

Вариант игры:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Водим, водим хоровод.

Как заканчиваем круг,

Дружно прыгаем мы вдруг.

ГЕЙ!

Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.

Покружимся

Материал. Два игрушечных мишки.

Ход игры. Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку. Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.

Я кружусь, кружусь, кружусь,

А потом остановлюсь.

Быстро, быстро покружусь,

Тихо, тихо покружусь,

Я кружусь, кружусь, кружусь

И на землю повалюсь.

Солнечные зайчики

Материал. Маленькое зеркальце.

Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

Солнечные зайчики играют на стене

Помани их пальчиком, пусть бегут к тебе!

По сигналу: «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать. Игру можно повторить 2 – 3 раза.

Игра с собачкой

Материал. Игрушечная собачка.

Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Гав – гав! Кто там?

Это песик в гости к нам.

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!» При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.

Собирание «сокровищ»

Материал. Корзина.

Ход игры. На прогулке воспитатель собирает вместе с ребенком «сокровища» (камешки, веточки, листья) и складывает их в корзину. Выясняет, какие «сокровища» вызывают у малыша наибольший интерес (это подскажет дальнейшие пути общения). Затем называет какое-либо «сокровище» и просит достать его из корзины.

Догонялки (проводится с двумя – тремя детьми)

Ход игры. Кукла говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки».

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми.

Кто в кулачке?

Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак. Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения.

Кто залез ко мне в кулачок?

Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак).

Ну-ка, ну-ка, вылезай!

Это пальчик? Ай-ай-ай (Выставить вперед большой палец).

Игра с кистями рук

Ход игры. (Выполняя движения, воспитатель просит ребенка повторять их).  Взрослый опускает пальцы вниз и шевелит ими – это «струи дождя». Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцем – «кисточкой» кружки на щеках ребенка, проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на подбородке. Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия, воспитатель создает определенную последовательность звуков, например: стук – хлоп, стук – стук – хлоп, стук – хлоп – хлоп и т.п.

Приведенные ниже игры не только ободрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.

Покатаемся на лошадке

Материал. Лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребенка на колени).

Ход игры. Воспитатель сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит: «Маша едет на лошадке, (произносит тихим голосом) нно-нно». Ребенок повторяет тихо: «Нно-нно». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно-нно, беги, лошадка!» (Сильнее раскачивает ребенка). Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно.

Дуть во что-нибудь и на что-нибудь

Ход игры. Воспитатель дует на маленький воздушный шарик через соломинку, заставляя его перемещаться по комнате. Дует на все пальцы, затем на каждый отдельно. Сдувает листочек с ладони ребенка. Дует на цветок или травинку. Ребенок повторяет действия взрослого.

Подуй на шарик, подуй на вертушку.

Материал. Воздушный шарик, вертушка, рожок.

Ход игры. На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на стол кладут вертушку. Воспитатель показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребенку повторить действие. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она заветрелась, ребенок повторяет.

Книжка-угадайка

Материал. Записная книжка с проволочной спиралью.

Ход игры. Наклеивают в записной книжке через страницу (на правой стороне) картинки с изображением знакомых ребенку предметов. Каждую страницу без картинок разрезают на несколько горизонтальных полосок, начиная с левого края. Рассматривая книжку вместе с малышом, воспитатель постепенно отворачивает полоску за полоской. Ребенок старается догадаться, что изображено на картинке.

Забава с увеличительным стеклом

Материал. Увеличительное стекло (предпочтительно пластмассовое).

Ход игры. На прогулке воспитатель дает ребенку травинку. Показывает, как смотреть на нее через лупу. Предлагает ребенку посмотреть сквозь увеличительное стекло на пальцы и ногти – это обычно зачаровывает малыша. Прогуливаясь по участку, можно исследовать цветок или кору дерева, рассмотреть кусочек земли: нет ли там насекомых.

Прогулки по очертаниям разных фигур

Материал. Широкая плотная лента (тесьма).

Ход игры. С помощью ленты на полу изображают круги, квадраты, треугольники и т.д. Воспитатель показывает ребенку, как идти по ленте (начинают с круга). Взрослый берет малыша за руку, идет вместе с ним и поет на любой мотив: «Мы идем по кругу, тра-ля-ля, тра-ля-ля». Так проходят все фигуры. Затем воспитатель пробует вместе с ребенком пройти по ним, пятясь назад, боком, на цыпочках, перепрыгивая через фигуру и т.д.

Игра с куклой

Материал. Кукла.

Ход игры. Дайте ребенку куклу, попросите показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот и т.д. Предложите причесать ее, умыть, накормить и т.д.

Дети двух-трехлетнего возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.

Передай колокольчик

Материал. Колокольчик.

Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди, возьми колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его по имени (или показывая рукой).

Зайка

Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу.  Один ребенок – «зайка» – сидит в кругу на стуле («спит»). Педагог поет песенку:

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты не хочешь поиграть,

С нами вместе поплясать.

Зайка, зайка, попляши

И другого отыщи.

После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.

Позови

Материал. Мяч.

Ход игры. Дети сидят на стульях. Воспитатель рассматривает вместе с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает поиграть – покатать мяч друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля, с кем ты хочешь поиграть? Позови». Мальчик зовет: «Вова, иди играть». После игры Коля садится на место, а Вова зовет следующего ребенка.

Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день.

Мы топаем ногами

Ход игры. Играющие становятся в кругу на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении:

Мы топаем ногами, мы хлопаем руками, киваем головой.

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем, мы руки подаем.

(Дети берутся за руки, образуя круг).

Мы бегаем кругом.

Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой!» Все останавливаются, игра повторяется.

Мяч

Ход игры. Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает: «Друг веселый, мячик мой. Всюду, всюду он со мной! Раз, два, три, четыре, пять. Хорошо мне с ним играть!» После этого «мячик» убегает, а взрослый ловит его.

Огуречик – огуречик…

Ход игры. На одном конце площадки – воспитатель (ловишка), на другом – дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:

Огуречик – огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

При последних словах дети убегают, а воспитатель их догоняет.

 

Памятка для родителей «Как подготовить ребенка к поступлению в дошкольное учреждение»

  1. Купите с малышом все необходимые вещи, делайте акцент на
    том, что вот эта рубашку или платьице малыш оденет в ясельки. Купите
    маленький рюкзачок, куда малыш будет складывать любимые игрушки,
    книжки, можно положить туда мамину фотографию. С этим рюкзачком
    ребенок будет ходить в детский сад. Мы поощряем, когда малыш берет с собой в детский сад любимую игрушку, с которой может играть, может спать с ней в тихий час.
  2. Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку,
    что он скоро сможет ходить сюда, познакомится с ребятками и у него будет
    настоящий друг.
  3. Гуляя во дворе, на детской площадке поучите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, поучите просить
    игрушки, а не отнимать, предлагать свои игрушки другим детям. Приучайте
    общаться со взрослыми - мамами детей. Спрашивайте дома о детях, с
    которыми гуляли во дворе, играли в песочнице. Поощряйте ребенка, если он
    обратился с вопросом или за помощью и поддержкой к другим людям в
    вашем присутствии. Чем с большим количеством детей и взрослых малыш
    сможет построить отношения, тем быстрее и легче привыкнет к ДОУ.
  4. Расскажите о режиме детского сада: что и в какой последовательности малыш будет делать в садике. Делайте это как можно
    чаще, тогда ребенок спокойнее и увереннее будет чувствовать себя.
  5. Разработайте с ребенком несложную систему прощальных
    знаков, чтобы ему было легче отпустить вас. Рекомендуем нежно и спокойно
    попрощаться с ребенком, передать его воспитателю и немедленно уходить,
    т.к. «долгие проводы - лишние слезы». Если вы по часу будете сидеть в
    раздевалке, слушая как плачет ваш ребенок, то ситуация может стать еще
    более тяжелой для вас и прежде всего для малыша. Если вы не станете
    бояться разлуки с ребенком, то скорее всего и он легче перенесет ее. Важно,
    чтобы процесс расставания с ребенком был абсолютно естественен и так же
    естественно воспринимался ребенком.
  6. Помните, что адаптация у ребенка может быть не только легкой,
    но и средней и тяжелой, может вашему ребенку на привыкание понадобится
    до полугода. Будьте снисходительны и терпимы. Если вас что-то будет
    тревожить, лучше в мягкой форме проясните ситуацию у воспитателя.  Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.
  1. В присутствии ребенка не допускайте каких-либо критических
    замечаний в адрес детского сада и воспитателей.
  2. Будьте общительны с персоналом дошкольного учреждения, с
    родителями, иначе ребенок может быть неуверенным и необщительным
    также, будет много волноваться, сомневаться.
  3. Осложняющим фактором адаптации могут быть и конфликты в
    семье.  Дети  непроизвольно  усваивают  черты  поведения родителей,  что
    осложняет их отношения со сверстниками.

В период адаптации эмоционально поддерживайте своего
ребенка. Вы стали меньше времени проводить с ним, поэтому компенсируйте
это  общением с малышом:  чаще разговаривайте с ним, обнимайте его.
Больше играйте с ним в подвижные и эмоциональные игры, поскольку
малыш в группе чувствует себя скованно, напряженно, а если не разрядить
это напряжение, то оно может стать причиной неврозов.

Список литературы

1.Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1993.

2.Алямовская В.Г. Ясли – это серьезно. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.

3.Воспитание и развитие детей раннего возраста: Материалы межрегиональной научно-практической конференции 13 – 14 декабря 2006 года. – Нижний Новгород: ООО"Типография "Поволжье", 2006.

4. Кроха: пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. – М.: Просвещение, 2004.

  1. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  2. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации // Ребенок в детском саду. - 2003. - № 2.
  3. Сестра–воспитательница детских яслей и младших групп яслей-садов / Под ред. М.Д. Ковригиной. – М., 1963.
  4. Соловьева Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 8.
  5. Юртайкин В., Жиянова П. Адаптация детей с отклонениями в развитии к дошкольным образовательным учреждениям // Дошкольное воспитание. – 2001. -  № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задача: создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ»

Важным событием в системе дошкольного образования стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и...

Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Итак, основной моей задачей является создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развити...

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ"

Проблема социальной адаптации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в процесс...

Создание условий для успешной адаптации и социализации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и детей ОВЗ в условиях ДОУ

В 2018 году наш детский сад стал одним из участников государственной программы Российской Федерации  «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы»....

Создание условий для успешной адаптации и социализации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и детей ОВЗ в условиях ДО

В дошкольном учреждении для беспрепятственного входа и выхода в здание детского сада и транспортировки инвалидов колясочников установлен пандус с соблюдением нормативных требований. ...

Консультация для воспитателей: "Создание условий для развития нравственных качеств дошкольников с перспективой успешной социализации их в современном обществе".

Консультация для воспитателей на тему: "Создание условия для развития нравственных качеств дошкольников с перспективой успешной социализации их в современном обществе"...