«Внедрение мультимедийной формы дидактических, методических, игровых пособий для развития детей дошкольного возраста».
материал на тему

Исмаилова Екатерина Вячеславовна
Важной задачей этапа дошкольного образования является формирование готовности детей к вхождению в информационно – образовательную среду школы, неотъемлемой частью составляющей которой является информационно – коммуникационные технологии (ИКТ). Новые образовательные стандарты требуют новых подходов к организации учебно – воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), к подбору средств учебно – воспитательного процесса и способов развития и обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_1.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Внедрение мультимедийной формы дидактических, методических, игровых пособий для развития детей дошкольного возраста».

      Важной задачей этапа дошкольного образования является формирование готовности детей к вхождению в информационно – образовательную среду школы, неотъемлемой частью составляющей которой является информационно – коммуникационные технологии (ИКТ).

      Новые образовательные стандарты требуют новых подходов к организации учебно – воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), к подбору средств учебно – воспитательного процесса и способов развития и обучения.

Мультимедийные средства используются педагогами:

- при обучении, знакомстве с новым материалом;

- при закреплении пройденного;

- при диагностике и коррекции.

      Наше дошкольное образовательное учреждение достаточно оснащено современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационно - коммуникационные технологии обучения.

      У нас имеется компьютерный класс с интерактивной доской на шесть посадочных мест с выходом в интернет, где проходят индивидуальные и подгрупповые занятия в групповых помещениях имеется телевизоры, компьютеры, что педагогам позволяет на занятиях применять ИКТ.

      Среди технических новинок в нашем ДОУ особое место занимает программно - методические комплексы «Фантазеры. Волшебный конструктор» и «Фантазеры. Моя страна», которые позволяют организовать совместную творческо - эвристическую деятельность (творческое неосознанное мышление) обучающихся, ориентированную на коллективное решение общей задачи при работе за одним компьютером. Это решение открывает новые формы и методы организации учебной деятельности, дает новые возможности для развития познавательных способностей, гибкости и креативности мышления, формирования коммуникативных навыков и других социально важных качеств личности.

      Программно - методический комплекс (ПМК) «Фантазеры. Волшебный конструктор» - это формы дидактических, методических, игровых пособий для развития и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста в свободной, игровой детской деятельности или организационной деятельности под руководством взрослого.

Содержание данной программы включает в себя пять блоков творческо – эвристического типа (мастерских):

- «Сказки природы».

      Блок может быть использован для решения различных задач по работе с природным материалом на разнообразных видах деятельности. В папке с заготовками представлены примерные варианты демонстрационных работ.

- «Цветочная фантазия».

      Блок может быть использован для решения задач по художественно – декоративному и изобразительному творчеству, психокоррекционных задач.

- «Строитель – Архитектор».

      Блок может быть использован для решения задач по конструированию, математике, логике художественно – декоративному и изобразительному творчеству.

- «Художник».

      Блок может быть использован для решения задач по художественно – декоративному и изобразительному творчеству, по ознакомлению с богатым наследием Российской культуры и искусства.

      Работы созданные в результате росписи фигуры, могут быть использованы как раскраска на бумаге.

- «Театр из бумаги».

      Блок может быть использован для решения задач художественно – декоративного и изобразительного творчества, развития монологической и диалогической речи, эмоционально - экспрессивного воспитания, развития коммуникативных навыков. Блок является творческой основой для создания детской игры – драматизации, основой для сюжетно – ролевых игр.

      Представленный блок является практическим пособием для работы психолога в области:

      - эмоционально – эффективной коррекции речи;

      - терапевтической коррекции;

      - также логопедической коррекции.

      Каждый программный блок представляет собой конструктор с предметными элементами определенной тематики: природный материал, строительный материал в виде набора геометрических фигур, набор художественно – декоративных элементов, набор элементов для моделирования театра «из бумаги».

       Каждая мастерская имеет свой стиль и предлагает свой набор материалов для творческой работы. Предлагаемые уровни сложности позволяют использовать программу на разных возрастных этапах.

Основополагающей идеей ПМК «Фантазеры. Волшебный конструктор» является концепция о недопустимости формирования в детстве «интеллектуального абстракционизма».

Суть концепции заключается в следующем:

     - Знания воспитанников должны быть эмоционально значимыми.

     - Знания воспитанников должны быть действенными, использоваться во всех видах жизнедеятельности.

      - Знания воспитанников должны быть доступными и наглядными, а не абстрактно заданными.

Организационные формы работы.

Программа может использоваться в классах с разным техническим оснащением (в зависимости от цели занятия).

      - Индивидуальная работа взрослого с ребенком за компьютером (для диагностики, наблюдения, коррекции или с целью сопровождения индивидуального развития ребенка, раскрытие его способностей с помощью возможностей программы).

      - Работа с группой детей в компьютерном классе, объединенном в локальную сеть. Такая форма работы позволяет педагогу сразу видеть на своем компьютере все созданные детьми работы, оперативно создавать и передавать на ученические компьютеры какие-либо заготовки для творческой работы со своего компьютера, выводить работы детей на печать.

      - Работа в классе, оснащенном проектором или белым экраном. В таком варианте программа может использоваться как демонстрационное дидактическое пособие, педагог может транслировать на экран какие-либо заготовки, рисунки с целью рассмотрения и обсуждения с детьми.

      - Работа в классе, оснащенном интерактивной доской. Использование этого технического средства совместно с программой «Фантазеры. Волшебный конструктор» дает безграничные возможности для организации подгрупповой творческой интерактивной среды на занятиях, открывает безграничные возможности для творчества педагога и для раскрытия и развития личностных и интеллектуальных навыков и способностей детей.

      -  Работа в классе, оснащенном интерактивными планшетами., предоставляет педагогу дополнительные дидактические возможности проведения занятия.

      Программно – методический комплекс «Фантазеры. Моя страна» представляет собой мультимедийное дидактическое пособие для организации образовательной деятельности с использованием информационно – коммуникационных технологий (ИКТ). Программа ориентирована на работу с детьми старшего дошкольного возраста – на их развитие, воспитание и обучение.

      Особенностями программы является ее открытость, комплексность, вариативность, гибкость. Развивающая творческая среда программы способствует активизации познавательной и учебной деятельности детей.

      Актуальность программы обусловлена ее тематическим содержанием, основной направленностью которого является воспитание любви к своей Родине, уважение к народам, населяющим Россию, формирование гражданских основ личности, - важнейших составляющих нравственно – патриотического воспитания детей.

      В программе раскрывают основные тематические понятия:

      - Моя «малая Родина» - дом, улица, село, деревня, город.

      - Моя страна и ее просторы: моря, реки, озера, горы, леса и равнины.

      - Моя страна и природные зоны. Времена года. Природа родного края.

      - Моя страна и народы, ее населяющие. В программе реализована возможность переноса детьми в предметную деятельность того, что они придумали и сделали в компьютерной среде.

      Программа включает в себя три творческие мастерские, каждая из которых представляет собой интерактивный конструктор с предметными элементами, определяемыми тематическим содержанием:

      - Архитектура России;

      - Природа России;

      - Национальные костюмы.

Первые две мастерских – это виртуальное пространство с набором инструментов в виде фоновых зарисовок пейзажей, контуров заданий, архитектурных построек и различных элементов для создания целостного художественного образа природы.

Третья мастерская предлагает инструментарий для создания мужского или женского образа в одеждах по мотивам национальных костюмов народов, проживающих на территории России и ближнего зарубежья.

В программе также предусмотрена возможность объединять в пространстве одной мастерской элементы других мастерских.

      Возможность распечатать композицию по одной из тем – «Моя страна», «Мой любимый дворик», «Мои друзья» и др. позволяет ребенку продолжить задуманную игру или другой собственный проект, например, создать галерею российских пейзажей или коллекцию национальных костюмов.

      Таким образом, систематически работая с программой, можно достичь стабильного позитивного изменения в уровне развития разных аспектов личности ребенка. Формируются и развиваются личностные и интеллектуальные качества, способности, которые помогут ребенку подготовиться к школе и успешно в дальнейшем осуществлять учебную деятельность.

      Программа помогает сформировать стойкое положительное отношение к учебной деятельности, развивает активность и самостоятельность, формируется умение учиться, способствует формированию коммуникативных навыков, воспитывает нравственно – этические основы взаимодеятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие «Логическое развитие детей дошкольного возраста»

Задача развития логического мышления детей дошкольного возраста становится все более актуальной. Элементы логики классов уже традиционно входят в программу математического образования дошкольник...

Собственная методическая разработка "Дидактические игры, как средство умственного развития детей дошкольного возраста"

¨Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр¨Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия¨Проблемные ситуа...

Собственная методическая разработка "Дидактические игры, как средство умственного развития детей дошкольного возраста"

¨Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр¨Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия¨Проблемные ситуа...

Дидактические пособия для развития детей дошкольного возраста

Материал содержит дидактическое пособие по развитию эмоциональной сферы дошкольников....

Методические рекомендации для педагогов "Использование современных игровых технологий математического развития детей дошкольного возраста"

Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом).Методические рекомендации представляют с...

Методическая разработка "Использование игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста"

Цель игровой технологии — создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреж...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по использованию вязаных дидактических игр как средства сенсорного развития детей дошкольного возраста.

Методические рекомендации раскрывают особенности использования вязаных дидактических игр как средства сенсорного развития детей дошкольного возраста. Данная разработка поможет педагогам в организации ...