Проект на тему «Преданья старины глубокой»
проект на тему

Кокова Елена Геннадьевна

Детство – каждодневное открытие мира.

 И поэтому надо сделать так,

 чтобы оно стало, прежде всего,

познанием человека и Отечества,

их красоты и величия.

(В. А. Сухомлинский)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_predanya_stariny_glubokoy.docx55.55 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему «Преданья старины глубокой»

F:\Старина\кухонная утварь\d1923776680f.jpg

Детство – каждодневное открытие мира.

 И поэтому надо сделать так,

 чтобы оно стало, прежде всего,

познанием человека и Отечества,

их красоты и величия.

(В. А. Сухомлинский)

Актуальность: 

В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.

Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типичность, красочность, декоративность. Это помогает формировать у детей эстетическое отношение к человеку, природе, искусству в целом.

Фольклорные произведения ярко выражают эмоциональный настрой, гуманны и человечны, направлены на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательной.

В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.). Исследование реальных предметов быта (например, чугунок, ухват, коромысло, керосиновая лампа, прялка, веретено и т. д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.

У взрослых часто возникает вопрос: нужно ли ребенку, родившемуся в конце 90-х годов XX века, возвращаться назад в «преданья старины глубокой». Культура и опыт передаются из уст в уста, из поколения в поколение. Из опроса родителей видно, что они недостаточно знакомы с этой областью культуры и не всегда могут помочь ребенку узнать и полюбить ее.

Исходя из педагогической значимости работы в данном направлении, возникла идея, организации мини-музея народного быта, целиком поддержанная родителями, которая переросла в долгосрочный педагогический проект. Данный проект продолжает развиваться.

Вид проекта: творческий, исследовательский.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Продолжительность проекта: долгосрочный

Цель проекта: ознакомление дошкольников с историей и культурой своего народа, формирование у детей представления о старинных предметах быта.

Задачи проекта:

1. Создать предметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре.

2. Сформировать конкретные представления о предметах народного быта и их назначений.

3. Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.

4. Повысить уровень знаний воспитателей о системе музейной педагогики.

5. Привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию мини-музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.

6. Воспитывать любовь и бережное отношение к русской народной культуре.

Ожидаемый результат:

  • Дошкольники приобщаются к традициям, обычаям русского народа.
  • Сформировано представление о музее, как центре культуры своего народа.
  • Обогащение словарного запаса названиями старинных предметов быта.
  • Изготовление макетов (русской избы, печи).

Первый этап: (подготовительный)

  1. Сбор информации, подбор наглядного материала, подбор дидактических игр.
  2. Составление плана работы по реализации данного проекта.
  3. Подготовить мини-музей в группе с предметами быта.

Второй этап: (основной)

  1. Оформление группы в соответствии с темой.
  2. Просмотр презентации «Старинные предметы быта».
  3. Чтение художественной литературы, заучивание потешек, пословиц, пестушек.
  4. Разучивание подвижных народных игр: «Горелки», «Чехарда», «Гуси-лебеди», «Ленточка», «Передай клубок».
  5. Организация сюжетно-ролевых игр: «Пьем чай из русского самовара», «Обед в русской избе», «Наша семья», «Дом».
  6. Создание дидактических игр: «Народные промыслы», «Народный костюм», «Построй избу», «Найди такой же предмет», «Собери печь», «Расставь посуду».
  7. Прослушивание народных песен (аудиозапись).
  8. НОД «Путешествие в мир старинных вещей», «Из бабушкиного сундука», «Старинные предметы быта», «Чудесный горшочек», «Самый интересный предмет мини- музея».
  9. Консультация для родителей «Как люди на Руси жили?», «Музей в детском саду», «Устройство русской избы».
  10. Круглый стол «Роль семейных традиций в нравственном воспитании дошкольников»
  11. Оформление папки-передвижки: «Предметы народного быта», «Русская изба», «Русский народный костюм».

Третий этап: (обобщающий)

  1. Оформление мини-музея.
  2. Систематизация материала.
  3. Оформление альбома детских иллюстраций по теме.


Методическое обеспечение.

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.

2. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭССЕ на тему "ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ"

мои  рассуждения  по  поводу.......

Конспект НОД с детьми подготовительной группы по теме: «Преданья старины глубокой»

Цель: создание педагогических условий для становления нравственно- патриотических качеств личности ребенка дошкольника через ознакомление детей с традициями и обычаями народов родного края. Задач...

Проект "Преданья старины глубокой ..."

Вниманию педагогов предлагаю проект по ознакомлению дошкольников с творчеством великого русского поэта А. С. Пушкина, сказки в стихах которого актуальны и сегодня. Материал проекта заинтересует педаго...

Проект "Преданья старины глубокой ..."

Вниманию педагогов предлагаю проект по ознакомлению дошкольников с творчеством великого русского поэта А. С. Пушкина, сказки в стихах которого актуальны и сегодня. Материал проекта заинтересует педаго...

к проекту «Преданья старины глубокой»

Проект направлен на приобретение дошкольниками культурного богатства русского народа. Он основан на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, которое формир...

к проекту "Преданья старины глубокой"

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утверд...

Проект по нравственно патриотическому воспитанию "Преданье старины глубокой. Татарская изба"

Цель данного проекта: пробудить интерес дошкольников  к  культуре и традициям нашего народа .Воссоздание мини музея Ттарская изба....