Конспект НОД с детьми подготовительной группы по теме: «Преданья старины глубокой»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему

Мошиян Галина Аршалуйсовна
Цель: создание педагогических условий для становления нравственно- патриотических качеств личности ребенка дошкольника через ознакомление детей с традициями и обычаями народов родного края. Задачи интегрированных областей: «ПОЗНАНИЕ» - расширять представления детей культуре и быте народов Дона, знакомить с предметами старины и их применением; развитие познавательных процессов (мышления, внимания, памяти, воображения и восприятия). «КОММУНИКАЦИЯ»- научить детей вежливо обращаться друг к другу, знакомиться; способствовать развитию навыков коллективной работы, свободного общения со взрослыми и детьми. «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОЧЕСТВО» - знакомить детей с малыми фольклорными формами, приобщение к народному декоративно-прикладному искусству, вызвать стремление к продуктивной деятельности, развитие мелкой моторики. «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» - формирование гендерной и гражданской принадлежности, приобщение к общим ценностям различных культур, нормам и правилам взаимоотношений, воспитание уважительного отношения к людям другой национальности. «ЗДОРОВЬЕ» - сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей, профилактика переутомления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_moshiyan_g.a.doc49 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_matreshki.ppt2.91 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №27 «ЛАСТОЧКА»

Конспект НОД

 с детьми подготовительной  группы

по теме:

«Преданья старины глубокой»

(Основная образовательная область – «ПОЗНАНИЕ»)

Воспитатель

высшей категории:

Мошиян Галина

 Аршалуйсовна

                                             

Цель: создание педагогических условий для становления нравственно- патриотических качеств личности ребенка  дошкольника через  ознакомление детей с традициями и обычаями народов родного края.

Задачи интегрированных областей:

«ПОЗНАНИЕ» - расширять представления детей  культуре  и быте народов Дона, знакомить с предметами старины и их применением; развитие познавательных процессов (мышления, внимания, памяти, воображения и восприятия).

«КОММУНИКАЦИЯ»- научить детей вежливо обращаться друг к другу, знакомиться; способствовать развитию навыков коллективной работы, свободного общения со взрослыми и детьми.

«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ  ТВОЧЕСТВО» - знакомить детей с малыми фольклорными формами,  приобщение  к  народному декоративно-прикладному искусству, вызвать стремление к продуктивной деятельности, развитие мелкой моторики.

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ» - формирование гендерной и гражданской принадлежности, приобщение к общим ценностям различных культур, нормам  и правилам взаимоотношений, воспитание уважительного отношения к людям другой национальности.

«ЗДОРОВЬЕ» - сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей, профилактика переутомления.

Конспект:

Педагог: Здравствуйте дорогие ребята, здравствуйте уважаемые гости! Давайте посмотрим на наших гостей и поздороваемся с ними. А как мы ещё можем поприветствовать друг друга? (ответы детей: доброе утро, парев цез, пари сыат, здоровеньки булы)

Каждый день говорим мы друг другу эти слова, а как вы думаете, что они означают? У каждого народа «здравствуйте» от слова здравие – здоровье. То есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть.

А теперь давайте с вами  встанем в круг и познакомимся.

А знаете почему мы с вами встали в круг? В старину люди считали, что круг оберегает от бед, потому что круг на солнце похож. А солнце, дети –  это великая сила, это жизнь.

Давайте  возьмемся за руки и почувствуем  тепло друг друга ладонями. А теперь, подойдем  поближе и прикоснемся  плечами. Вы чувствуете тепло?

А теперь давайте улыбнемся друг другу  и передадим тепло своих сердец. Пусть это тепло и тепло вашей дружбы помогает вам, если будет трудно.

Вот мы с вами поздоровались и познакомились.

Ребята, давайте сядем рядком, да поговорим ладком. А я погляжу, какие у нас мальчики заботливые, как девочек удобно усадят, и на девочек полюбуюсь: какие они ласковые, как мальчикам «спасибо» скажут.

Посмотрите, что я принесла с собой (педагог показывает старинный сундучок).

Сундучок этот подарила мне моя мама, дарила, и слова такие говорила: « Вот тебе, дочка, сундучок, мне его бабушка твоя оставила. Береги его – он полон добра. Вот я и берегу! Старенький сундук, уж сто лет ему, а может и больше. А хотите посмотреть, что в нём? (педагог приоткрывает сундучок, удивляется). 

А сколько он таит в себе чудес, тепла и доброты, ведь все, что в нем хранится, сделано с любовью мастерами умельцами.

Педагог достает из сундучка куклу-самоделку.

Дети, что это? (ответы детей).  Это кукла-самоделка.

 Девочки, а вы любите играть в куклы? В старину готовых игрушек не было, вот и придумали такую куклу. Мастерили их обычно бабушки, у них  времени было побольше. Только лиц у этих кукол нет. Думаете, забыли нарисовать? Да нет! Лица куклам в то время не рисовали. Считалось, что кукла сделанная руками доброй и веселой бабушки оберегает от болезней, грусти, беды. А оберегу не полагалось лицо разрисовывать. А как вы думаете, как с такой куклой можно играть? (дети предлагают варианты) 

А кто может спеть колыбельную песню? (дети по желанию исполняют колыбельную)

 А сейчас мы вместе с вами послушаем колыбельную песню на армянском языке, а вы ласково покачайте и убаюкайте свою куклу.

 Педагог поет колыбельную, а девочки укачивают кукол.

Как мы спели колыбельную? (ответы детей)  Мы спели её нежно и тихо, чтобы дать ребенку уснуть. Колыбельная песня поется ласково, нежно, потому, что каждая мама очень любит своего малыша и хочет, чтобы ему снились самые приятные сны. Мы укачали наших кукол, а теперь аккуратно уложим их в колыбельку.

Педагог достает из сундучка лоскутное одеяло - хурама.

- Что это, ребята? (ответы детей)  Это лоскутное одеяло, им укрывались. Давайте мы им укроем наших кукол. У кого дома есть такие одеяла? А вы хотите сами сделать такое же одеяло?

Проводится игра «Подбери заплатку»

Подойдите ребята к столам. У каждого из вас  кусочек лоскутного одеяла, вам нужно его починить. А из ваших лоскутков мы сложим одно большое лоскутное одеяло. Заплатка должна такого же цвета, как и лоскуточек. Обратите внимание и на форму.

Педагог вместе с детьми собирают на основе общее одеяло.

Вот какое красивое одеяло мы собрали с вами все вместе. «Одному хорошо, а вместе  - лучше». Вместе и работать веселее, такое было правило на Руси – помогать друг другу.

Дети становятся с педагогом в круг. 

Пока девочки занимались рукоделием, мальчики упражнялись в  силе, ловкости, сноровке. Делу время, потехе – час!  Мальчики, хотите поиграть в армянскую игру «Пад каше»?

Педагог стелит маленькие коврики, объясняет правила игры, дети играют.

Педагог: О следующей нашей гостье вы, ребята узнаете, отгадав загадку:

Они летом, и зимой

Любят жить одна в одной,
Дуйте в дудки, бейте в ложки

В гости к вам пришли …. (матрешки).

Слайдовый показ презентации о матрешках.

Рассматриваем слайды и беседуем:

1-й слайд –дети отгадывают

2-й слайд - Алый шелковый платочек

                   Яркий сарафан в цветочек,

                    Упирается рука в деревянные бока.

                    А внутри секреты есть:

                    Может 3, а может 6.

                     Разрумянилась немножко

                     Наша русская матрешка.

3-й слад -  Кто знает, из чего делают матрешек? (из дерева)

Правильно, ребята, это игрушка из дерева, значит она какая - …. Деревянная, расписывают матрешек вручную, поэтому нет двух одинаковых матрешек.

 Мастер вкладывал в матрешку свою душу. Как вы думаете, какой человек их смастерил – добрый или злой?  Почему вы так решили? Конечно, добрый, ведь его доброта поселилась в матрешке.

4-й , 5-й слайды.  Каждая матрешка имеет свой секрет. Они спрятаны одна в одной, чтобы детки играли, развлекались, ума набирались.

6-й , 7-й слайды.   А знаете ли вы, что матрешка – символ России, который увозят с собой на память о нашей стране России все ее гости.

Педагог: Ребята, вы не устали сидеть?  Послушайте, какая веселая музыка. Давайте с вами встанем в круг и превратимся в матрёшек.

Физкультминутка «Веселые матрешки» ( под музыку, стоя в кругу)

Педагог: Вот какой славный танец у нас с вами получился. Настоящие артисты, вы,  ребята. Понравилось?

 Впереди нас ждет наша мастерская с интересной работой. А сейчас мы с вами сделаем маленькую гимнастику для глаз. Для этого надо сесть ровненько и внимательно смотреть на экран, и только глазками следить за матрешками.

 Гимнастика для глаз «Матрешки

Педагог: Поплясали, поиграли,

И совсем мы не устали!

Будем дети отдыхать

И матрешек наряжать.

Педагог  одновременно показывает  шаблон матрешки для украшения и объясняет:

Посмотрите, ребята, для каждого из вас я приготовила таких матрешек. Они Вам нравятся? Но мне кажется, что нашим матрешкам чего-то не хватает. Не такие они нарядные, как на картинках, которые мы рассматривали. Хотите их украсить, сделать ярче и красивее? Я вам приготовила вот такие украшения, ими можно украсить фартуки наших матрешек (показываю).

Давайте сядем за столы и начнем работать.

 Дети работают, звучит песня «Матрешек»

Вот как мы красиво и ярко украсили наших матрешек. Мы их сделали с любовью, вы их можете подарить тем, кого больше всего любите!

Педагог интересуется у детей, кому каждый решил подарить.

Ребята, а что вам больше всего понравилось на нашем занятии?

- Я хочу  подарить свою матрешку и этих кукол  вам, дети, и вашему детскому саду,  потому что, вы мне очень понравились. Спасибо Вам большое!

Вы меня теперь потешьте

Пирогов моих поешьте.

Не красна изба углами,

А красна пирогами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Матрёшка (уменьш. от имени «Матрёна — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно шесть или более. У них нет рук (они просто нарисованы). По традиции рисуется женщина в сарафане, хотя внутри может быть и мужчина. Самой маленькой фигурой, которая уже не Р аскладывается, является ребёнок. Темы для рисования могут быть очень разными: от сказочных персонажей и до политических деятелей. Матрёшка является одним из самых популярных сувениров для иностранных туристов в России.

Слайд 2

Погляди скорее - Щечки розовеют, Пестренький платочек, Платьице в цветочек, Пухленькие крошки — Русские матрешки. Чуть лишь испугаются, Все в кружок сбегаются, Прячутся друг в дружке Шустрые подружки. Алый шелковый платочек Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть: Может 3, а может 6. Разрумянилась немножко Наша русская (матрешка) ‏

Слайд 4

7. В конце вскрывают лаком

Слайд 7

Матрёшка (спереди) ‏ Матрёшка (сзади) ‏


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭССЕ на тему "ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ"

мои  рассуждения  по  поводу.......

«Сказанья старины глубокой». План-конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в группе для детей с общим недоразвитием речи (второй период обучения)

Цель: Развивать познавательный интерес к устному народному творчеству. Задачи: Учить слышать красоту, богатство и неповторимость русского языка.Закрепить знаний детей о характерах героев нар...

Проект на тему «Преданья старины глубокой»

Детство – каждодневное открытие мира. И поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.(В. А. Сухомлинский)...

конспект занятия " Преданье старины глубокой"

материал для воспитателей ДОУ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с использованием технологий развивающего обучения и здоровьесберегающих технологий по теме "Стежок за стежком из старины глубокой..."

Образовательная деятельность с детьми подготовительного возраста осуществляется по программе “От рождения до школы” под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Коморовой, М.А. Васильевой, Москва, Моз...

Конспект ООД «Преданья старины глубокой. Русский народный костюм»

Цель: Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, любовь к родному краю, знакомить с его историей — основой которой является рост духовной культуры д...

КОНСПЕКТ НОД В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ»

     Цель: Знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа.       Задачи:1. Образовательные:- познакомить детей с русской избой, с предметами ...