Доклад "Личностно-профессиональная позиция педагога как воспитателя в условиях внедрения ФГОСТ"
материал на тему

Попова Дарья Павловна

   В условиях модернизации российского образования, реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения  возрастают воспитательные функции школы.

        Главные задачи современной школы по ФГОС-  раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx415.86 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 40 "ВАСИЛЁК"

141850, Московская область, Дмитровский район,

г.п. Деденево, ул. Заводская, 13.

E-mail: vasilek.dmirov@mail.ru  

Тел.: 8(496)222-12-40

Доклад

«Личностно – профессиональная позиция педагога как воспитателя в условиях внедрения ФГОС»

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/1149/0003bac8-ee32272b/img14.jpg

Подготовила воспитатель: Попова Дарья Павловна

г.п.Деденево 2018 г.

   В условиях модернизации российского образования, реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения  возрастают воспитательные функции школы.

        Главные задачи современной школы по ФГОС-  раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

        Цель воспитательной работы современной школы по ФГОС-  помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей.

      Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя.

       Деятельность классного руководителя обеспечивает новый тип взаимоотношений между личностью, семьей и образовательным учреждением, представляющим интересы общества и государства. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия обозначенных сторон – субъектов образовательного процесса, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств. Классный руководитель становится активным участником заключения взаимной договоренности между школой и родителями по удовлетворению потребностей, интересов и требований каждой из сторон, закрепляя за стандартом характер конвенциональной нормы.

      Классному руководителю отведена роль сопровождающего и поддерживающего ребенка в образовательном процессе. Его деятельность должна  создавать условия для проявления инновационной активности детей.

   Актуальными являются социальные вызовы современному педагогу-воспитателю:

- расслоение населения (в том числе молодёжи) по уровню обеспеченности и уровням образования;

- плотно работающие с сознанием ребёнка различные средства массовой информации (телевидение, интернет, печать) и видео-аудио-компьютерная индустрия;

- разрастание в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности;

- экспансия молодёжной субкультуры, ориентирующей молодых людей на удовольствия и потребление;

- нарастание межнациональных, межконфессиональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений.

      Достойно ответить на эти вызовы сможет только педагог,   способный организовать и поддержать самоопределение детей.

      Социальная деятельность классного руководителя должна быть направлена на формирование гражданской идентичности с целью консолидации общества, снижение рисков социально-психологической напряженности в детском коллективе, достижения социального равенства отдельных личностей с разными стартовыми возможностями. 

    Сегодня востребован не просто воспитатель или предметник, но и педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества педагога могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в школе, причем при условии, что учитель активно занимается научно-методической, поисковой, инновационной работой, учится искать свое “профессиональное лицо”, свой педагогический инструмент.

    Личностно-профессиональное развитие педагога-воспитателя находится в прямой зависимости от самообразования и саморазвития.

    Становление профессионального сознания педагога-воспитателя должно пройти три этапа:

I – рефлексивный анализ, направленность сознания на деятельность, а не на объект.

II – ценностно-смысловое самоопределение педагога как воспитателя.

III – личностно-профессиональное саморазвитие педагога.

    Профессиональная позиция педагога в сфере воспитания – это способ реализации педагогом базовых ценностей в деятельности по созданию условий для развития личности ребёнка

Критерии  готовности учителя как воспитателя к реализации требований ФГОС:

  • принятие целей нового образовательного стандарта, изменений;
  •  организация   сотрудничества;
  •  владение способами организации внеурочной образовательной деятельности отличных от урочных форм организации учебной деятельности школьников;
  •  владение и использование средств и ресурсов информационно-образовательной  среды школы;
  •   отказ от авторитарной позиции во взаимодействии с обучающимися;
  •   предоставление школьникам возможности проявления инициативы.

Совершенствование  профессиональной  позиции педагога – воспитателя школы реализуется через различные формы деятельности:

       - самообразование;

       - посещение курсов по ВР;

       - участие в конкурсах методических разработок по ВР на школьном, муниципальном и региональном уровнях;

      - участие в работе секции воспитания и педагогических советов.

     Задачи деятельности педагога как воспитателя  по ФГОС -  формирование здорового образа жизни; формирование и развитие коллектива класса; создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей; организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; защита прав и интересов обучающихся ; организация системной работы с обучающимися в классе; гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками; формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров; организация социально значимой, творческой деятельности.

     Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава ОУ и иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно- ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом.

    Функции классного руководителя: 1)  Организационно- координирующие. 2) Коммуникативные . 3) Аналитико- прогностические . 4) Контрольные.

 1.Организационно-координирующие 1. Организационно-координирующие - обеспечение связи ОУ с семьей; установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога ДО); проведение консультаций, бесед с родителями (законными представителями) обучающихся; взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом ОУ;

 организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организация внеурочной деятельности; стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей; взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом; ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, воспитательный план работы классного руководителя).  

2. Коммуникативные: регулирование межличностных отношений между обучающимися; установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися; содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса; оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.    

3. Аналитико- прогностические: изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития; определение состояния и перспектив развития коллектива класса.  

4. Контрольные: Ежедневный контроль за успеваемостью каждого обучающегося,  за посещаемостью учебных занятий обучающимися, контроль за внеурочной деятельностью.

   Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимы активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по теме " Информационно-коммуникативные технологии, как неотъемимая часть совершенствования работы воспитателя в условиях внедрения ФГОС"

В презентации отражены  материалы методической деятельности по формированию ИКТ- компетенций воспитателей ДОУ...

Информационно-коммуникативные технологии, как неотъемлемая часть совершенствования работы воспитателя в условиях внедрения ФГОС (из опыта работы)

В работе отражен раздел "Методическая работа"  в контексте "Повышение профессиональныъ компетеций педагогов через ИКТ в условиях ФГОС"...

«Игровые технологии". Совместная познавательно-исследовательская деятельность педагога с детьми в условиях внедрения ФГОС.

  Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.В отличие...

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОУ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования фиксируется ...

Ваимодействие педагога и воспитателя в условиях ДОУ

В условиях логопункта в ДОУ очень важно взаимодействие с другими специалистами, сопровождающими ребенка с нарушениями речи: психологом, воспитателями для скорейшего устранения речевого нарушения....

"Особенности профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО"

С введением ФГОС ДО произошел переход дошкольного образования на качественно новый уровень. Новый стандарт направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. В то же время, он работ...

Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя

В связи с введением в дошкольное образование ФГОС, появилась потребность измениться, перенаправить свою деятельность и многим педагогам. Не у всех это получается выполнить легко, у многих имеются затр...