Построение развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего дошкольного возраста
статья на тему

Уржумцева Валентина Владимировна

В статье речь идет о создании предметно-пространственной развивающей среды в группе для детей младшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется наличию игровых развивающих зон, ох оснащению, влиянию на развитие детей по всем направлениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_konferentsii_urzhumtsevoy_v._v._pprs.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Построение развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего дошкольного возраста»

Уржумцева В.В.

воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 города Красноармейска Саратовской области»

г. Красноармейск

Анотация. В статье речь идет о создании предметно-пространственной развивающей среды в группе для детей младшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется наличию игровых развивающих зон, ох оснащению, влиянию на развитие детей по всем направлениям.

Ключевые слова: развивающая среда, игровые зоны, развитие личности.

Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является составной частью образовательной среды детского сада. В дошкольном учреждении могут быть разные варианты создания развивающей предметно-пространственной среды.

В нашей группе развивающая предметно-пространственная среда является открытой системы, выполняет развивающую, образовательную, воспитывающую задачу и создана с учетом основных требований ФГОС: содержательно-насыщенная; полифункциональная; безопасная.

Все компоненты РППС связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Все игровые центры расположены так, что дети имеют возможность свободно заниматься различными видами деятельности, не мешая друг другу.

Групповое помещение условно подразделяется познавательно-развивающие зоны.

Спокойная зона – «Центр познания».  Центр условно разделен на два блока:  «Сенсорное развитие» –  материал обеспечивает возможность накопления представлений о форме, величине, цвете. Сюда входят предметы и игрушки из разного материала, разной формы и величины, мозаики, рамки-вкладыши, сборно-разборные игрушки, пирамидки, матрешки, наборы для забивания и другие. Также были изготовлены авторские игры с прищепками «Ежики», Игра «Цвета», шнуровка. Материал для ознакомления с различными формами и манипуляции с ними.  «Мир вокруг нас» - входят игры для интеллектуального развития, парные картинки, настольно-печатные игры разнообразной тематики: «Звери», «Животные и их детеныши», которая была изготовлена своими руками из прозрачных коробочек, наглядно-дидактические пособия из серии «Мир в картинках». Были изготовлены авторские игры «Посуда и ее назначение», «Что за чем», «Собери картинку». Собрана коллекция сюжетных и предметных картинок «Одежда», «Обувь», «Игрушки», иллюстрации с изображением предметов, используемых детьми в самообслуживании, процессов самообслуживания. Собрана коллекция «Загадочных предметов».

 «Центр природы – в центре имеются комнатные растения по программе, не требующие для содержания много времени и сложного оборудования, игротека экологических развивающих игр, муляжи овощей и фруктов, реалистические игрушки-животные, имеется необходимый материал для развития трудовых навыков (лейки для полива, пластмассовые ведерки и др.). Были изготовлены авторские игры: «Животные и их детеныши», «Кто, где живет», «Времена года», «Что растет на огороде, что на дереве». Приобретена дидактическая кукла, к которой пошиты наборы одежды по временам года. Были составлены дидактические мультимедийные игры «Скотный двор», «Птичий двор», «Четвертый лишний». Собраны коллекции камней, ракушек, семян. Подготовлены картотеки экологический игр, ситуаций для активного поиска. «Центр воды и песка» - ведущая образовательная область «Познавательное развитие». Он включает в себя: стол с поддонами, предметы – орудия: совочки, лопатки, ведерки, игрушки; наборы рыбок, игрушки для переливания. Мною были собраны наборы для экспериментирования с водой и песком, составлены картотеки игр и экспериментов.

Зона средней интенсивности определена «Центром конструирования». В центре нами были собраны: конструкторы разного размера, мягкие модули, фигуры для обыгрывания построек.

 «Центр изодеятельности» создан для формирования элементарных представлений о видах искусства нами были собраны альбомы: «Картины русских художников», «Глиняные игрушки», «Матрешки», «Деревянные игрушки». В группе собраны множество разнообразных и очень простых в использовании материалов для изобразительной деятельности: цветные и восковые мелки, кисти, краски, кисти и розетки для клея, емкости для промывания ворса кисти от краски, собраны заготовки для рисования различной формы, рисунки иллюстрации знакомых детям предметов, готовые формы для выкладывания и наклеивания.

Зона насыщенного движения определена  «Центром двигательной активности». Здесь размещен физкультурный инвентарь: кегли, обручи, скакалки, воротца, игрушки – качалки, кубики, погремушки. Для профилактики плоскостопия сделаны коврики массажные, для закаливающих процедур дорожки здоровья. Для успешного разучивания новых подвижных игр с детьми были изготовлены маски, медали, шапочки. Собраны картотеки различных видов игр: подвижных, малоподвижных, дидактических. Собраны картотеки утренней гимнастики, гимнастики пробуждения.

 В «Центр ряженья» собраны разные узорчатые цветные воротники, различные юбки, платья, кофточки, ленты, косички. Подобраны аксессуары сказочных персонажей, шапочки, рисунки – эмблемы на ободках, бижутерия из различных (не опасных для здоровья ребенка) материалов.

В «Центре игры» для накопления детьми опыта игровых действий игровая зона разделена на тематические блоки: «Столовая», «Кухня», «Спальня», «Водители», «Парикмахерская», «Больница». В них собраны игрушки, изображающие предметы труда и быта, предметы заместители. 
Нами составлена картотека игр-ситуаций, к которой подобраны ролевые атрибуты, отображающие простые жизненные ситуации и действия. Также альбом для рассматривания «Игровые действия».  Из теста изготовлены муляжи кондитерских изделий.

 «Центр книги», «Центр музыки», «Центр театра»  мы условно объединили в единый комплекс «Мини-музей «В гостях у сказки». Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на полках стенки в групповой комнате и на самой стене. Например, дидактические и другие виды игр располагаются на нижней полке стенки, поэтому всегда доступны для детских игр. На нижней и верхней полке представлена детская литература, подборки картинок, отдельный стеллаж занимает театральная деятельность (виды различного театра)

Так как помещение групповой комнаты не позволяет использование сразу всех центров развития, то мы стараемся через определенный период убирать некоторые центры и вместо них организовывать новые центры. Эти перемены организуются по мере утихания интереса к тому или иному центру развития. Если в течение трех-четырех дней у нас функционируют в группе одни центры, то мы заменяем один или несколько центров другим. Так у нас реализуется принцип вариативности, когда происходит замена материала, оборудования для повышения игрового интереса у детей.

        Очень часто в центры развития мы добавляем материал, который изучаем в данный период. Это позволяет детям самостоятельно обследовать его, способствует развитию детской инициативы и творчества. Один и тот же материал они используют каждый раз по-разному. Например, когда дети достаточно хорошо научились собирать пирамидки, они стали из них составлять узоры, строить домики, кормить кукол, используя детали пирамидок, как посуду. В другой ситуации,  после использования мягких поролоновых брусочков для прыжков, некоторые дети стали их использовать для постройки зданий, дорог и даже мебели для кукол.

Используя предметно-развивающую среду дети не только закрепляют знания, полученные от взрослого, но чаще стали получать знания от сверстников. Проводя манипуляции с тем или иным предметом, они делают для себя открытия, что данный предмет можно использовать совершенно по-другому.

Поэтому очень важно создать комфортную предметно-развивающую среду для более успешного развития детей.

Используемый материал:

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки  России) от 17.10.2013г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г. № 26 г. Москва  «Об утверждении СанПиН 2.4.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Предметно-пространственная среда детского сада: пособие для воспитателей/ Под ред.Н.А.Коротковой.-М.:ЛИНКА-ПРЕСС,2010.-96с.

Маханёва М.Д. Индивидуальный подход к ребёнку в ДОУ: Организационно – методический аспект. - М.:ТЦ Сфера, 2005.-57с.

Хромов Н.И. Методика развития современного ребёнка.- М.:ТЦ Сфера, 2014.-128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме «Приобщение детей младшего дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии к истокам русской культуры в процессе использования малых фольклорных форм.

Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме «Приобщение детей младшего дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии к истокам русской культуры в про...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Организация предметно-развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

Предметно-развивающая среда в Детском саду.«Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольников чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои спос...

"Двигательная предметно-развивающая среда для детей младшего дошкольного возраста в ДОУ"

В презентации показан опыт работы педагога в созданной развивающей среде. Используемая методика способствует развитию интереса детей к занятиям физической культурой....

Игровая среда для детей младшего дошкольного возраста

Игровая среда для детей младшего дошкольного возраста...


 

Комментарии

ВАСИЛЬЕВА ЕЛЕНА ВОЛЬДЕМАРОВНА

Спасибо, использую в своей работе.